Алексей Толстой (11 класс)


Алексей Толстой
В 1907 году А. Толстой опубликовал сборник подражательных декадентских стихов «Лирика», который очень скоро списал в пассив. В 1910 написал книгу «Заволжье». Книга имела ошеломляющий успех. А. Толстой стал знаменит. Его рассказы «Чудаки» (1911), «Хромой барин» (1912) печатали охотно. Между тем, с одной стороны – восхищение, а с другой – критика. В 1912 году он уезжает из северной столицы в Москву. Порывает с декадентскими кругами, журналом «Шиповник». И в этом году он публикует статью «Об идеальном зрителе». Направлена статья против эстетизма, отстаивает народность и демократизм искусства. Восторженно встречает падение монархии в феврале 1917 года. Сложнее было отношение к Октябрю. Выросший на степном хуторе Сосновка Самарской губернии, он навсегда унес в своей душе способность посмотреть на мир глазами трудового человека. Демократизм – пусть и носившего графский титул, доставшийся от отца – всегда был сильной стороной его мироощущения. В 1918 году выехал в литературное турне в Украину. Вернулся через 5 лет в Ленинград, через Францию и Германию. Родину покинул в 1919 году. Но вернулся в Россию не сразу. Прожил в Берлине 1.5 года и приехал на родину в 1923 году. Работал всегда много и упорно. За границей написаны повести «Граф Калиостро», «Детство Никиты», «Необыкновенные приключения Никиты Рощина», романы «Аэлита», «Хождение по мукам» («Сестры»). Едва книга вышла из печати, критика приняла ее в штыки. Автор – граф, эмигрант. В Берлине, где начинает зарождаться фашизм, возникает первый в послеоктябрьской литературе научно-фантастический роман «Аэлита». В центре романа красноармеец Гусев. Роман был опубликован еще до переезда писателя за рубеж на стыке 1922-1923 годов, в журнале «Красная новь», который редактировал критик, большевик Александр Константинович Воронский, погибший в пору сталинских репрессий. После разрыва с эмиграцией Толстой стал редактором литературного приложения к лево эмигрантской газете «Накануне», которая не разделяла конечных целей коммунистов, но поддерживала их, видя в них единственную силу, способную поднять страну из разрухи. На страницах приложения были представлены М. Горький и С. Есенин, К. Федин и Вс. Иванов. М. Булгаков и А. Грин, К. Чуковский. В. Маяковский. Эта уникальная газета наглядно демонстрировала успехи молодой советской литературы. Многие материалы для нее готовились в Москве. Так появились враги у Толстого, белые эмигранты, которые начали травлю писателя. Едва оказавшись на Родине, Толстой снова получил шквал критики. Даже огня. Как же повел себя писатель? Неординарно. Сразу выступил против междоусобицы литературных группировок, забывающих о читателе. Раскритиковал натурализм. Высмеял театральные эксперименты. А. Толстой занял видное место в литературе своей исторической романистикой. Взор в теме Петра он обратил в 1917 году. В 1929 году написана первая книга романа «Петр Первый», в 1934 – вторая. Это национальный герой. Петр подчинил всю свою жизнь и деятельность судьбе державы. А отсюда – все последствия. Позитивные и негативные. Действовал круто, жизни простых людей не считал. Работа над романом шла все 30-е годы. По-разному складывались судьбы писателей в то время. Не печатали А. Платонова, М. Булгакова. Многие были репрессированы. Третьи работали в условиях сталинского тоталитаризма. Время наложило отпечаток и на трилогию писателя «Хождение по мукам». Герои писателя идут по дорогам гражданской войны. Слабой оказалась повесть «Хлеб» - о событии на царицынском фронте и роли Сталина в них. Еще слабее пьеса «Путь к победе». Можно сказать, что писатель не понял революции. Эмиграция – сплошные заблуждения. Покаянно вернулся на родину. Долго присматривался к новой жизни. И потом уверенно пошел вверх по ступеням творческого роста и общественного признания. Стал депутатом Верховного Совета СССР, академиком, орденоносцем. А все совсем не так (кроме наград). Советским писателем Толстой стал еще в Берлине (1922). Пик его творческих достижений – 20-30-е годы. Вторая половина 30-х годов – пробуксовка, спад. Возрождение началось в войну. Толстой выступил как мастер патриотической публицистики. Многие описания природы, среды, места действия А. Толстой строит на принципе обратной характеристики явления. Целью Толстого было создание такой поэтической системы произведения, все компоненты которой возможно более тесно и органически связаны друг с другом. Лучшие творения А. Толстого, обогащающие русское повествовательное искусство, - наша классика. Сила, которая двигала А. Толстого в его творческих исканиях, - искренняя, неподдельная любовь к Родине – России.