Контрольная работа по литературе по итогам первого полугодия


Контрольная работа 1 вариант.
1. Определите по предложенному отрывку автора и название произведения:
А) Трещит затопленная печь
Приятно думать у лежанки,
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Б) «Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости».
В) «…волосы были всклоченные, чёрные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый – что и говорить! …»
Г) Пусть сосны и ели Д) Мотаясь, висели меж твёрдых горбов
Всю зиму торчат, Узорные полы походных шатров;
В снега и метели Их смуглые ручки порой подымали,
Закутавшись, спят. И чёрные очи оттуда сверкали…
2. Определите стихотворный размер: А) Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит…
3. Определите способ рифмовки стихотворных строк:
А) Уж теперь не будет спору: Б) Но вот опять лукавый глаз
За салазки, да и в гору Сверкнул невдалеке.
Весело бежать! … Постой, авось на этот раз
«Ну, скорей гулять!» Повиснешь на крючке!
4. Выпишите из стихотворения все изобразительно-выразительные средства:
Образец: «гордые пальмы» - эпитет
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё – простор везде, -
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух. Птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь –
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле… Ф.И. Тютчев
5.Напишите письменный ответ на вопрос (5-10 предложений) : Какие состояния природы любит изображать Ф.И. Тютчев в своих стихах?

Контрольная работа 2 вариант.
1. Определите по предложенному отрывку автора и название произведения:
А) Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит
Прозрачный лес один чернеет…
Б) «Будучи ровесниками, рождённые в одном сословии, воспитанные одинаково, они сходствовали отчасти и в характерах, и в наклонностях. В некоторых отношениях и судьба их была одинакова: оба женились по любви, оба скоро овдовели…»
В) «Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми и белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы. На нём была пёстрая ситцевая рубаха с жёлтой каёмкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку…»
Г) Неохотно и несмело Д) И только замолкли – в дали голубой
Солнце смотрит на поля. Столбом уж крутился песок золотой,
Чу, за тучей прогремело, Звонков раздавались нестройные звуки,
Принахмурилась земля. Пестрели коврами покрытые вьюки…
2. Определите стихотворный размер:
А) Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром…
3. Определите способ рифмовки стихотворных строк:
А) Тепло на солнышке. Весна Б) Мама! Глянь-ка из окошка -
Берёт свои права; Знать, вчера недаром кошка
В реке местами глубь ясна, Умывала нос: …
На дне видна трава. Видно, есть мороз.
4. Выпишите из стихотворения все изобразительно-выразительные средства:
Образец: «гордые пальмы» - эпитет
Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят…
Они гласят во все концы:
«Весна идёт, весна идёт!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперёд!»
Весна идёт, весна идёт!
И тихих, тёплых, майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.

5.Напишите письменный ответ на вопрос (5-10 предложений) : Какие особенности изображения природы можно отметить в лирике Фета?