Конспект урока на тему Предложения с вводными конструкциями. Сопутствующее повторение «Правописание чередующихся гласных в корне слова» ( 8 класс)

рус.яз. 8 кл. дата__________

Тема урока: Предложения с вводными конструкциями. Сопутствующее повторение «Правописание чередующихся гласных в корне слова»
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели – педагогические:
Воспитательные:
воспитывать чувство сочувствия и сострадания, чуткости по отношению к окружающим людям;
осознавать ответственность за высказанное слово;
формировать бережное отношение к русскому слову:
Обучающие:
дать понятие о вводности как речевой категории и вывести определение термина;
получить информацию об основных группах вводных слов;
научиться опознавать вводные слова в тексте,
уметь определять их смысловое значение и роль в художественном тексте.
Развивающие:
формировать умение выразительно читать с интонацией водности;
выработать навыки постановки знаков препинания;
развивать умение точно и целесообразно употреблять вводные слова и вводные конструкции в речи письменной и устной.
Ход урока
1. Оргмомент
I. Синтаксическая разминка.
- На предыдущих уроках мы анализировали простые предложения, осложненные однородными членами без обобщающего слова, с обобщающим словом, однородными и неоднородными определениями, обращениями.
Это не все синтаксические конструкции, осложняющие простое предложение. С некоторыми из них мы познакомимся на сегодняшнем уроке, с другими – на последующих.
– Сейчас выполним такое задание: определите синтаксическую роль слова весна в предложениях, поставьте знаки препинания.
1) Весна и осень, лето и зима – все времена года прекрасны по-своему.
2) Мечты, любовь, голубое небо, аромат свежести – это весна.
3) Дни долгожданны, но коротки.
4) Приближение весны кажется чудом.
5) Жду, весна, твоих первых дней, освещённых лучами яркого солнца и согретых песней жаворонка.
6) Весной, кажется, обостряются чувства людей, делая их более восприимчивыми ко всему.
– Сравним 4 и 6 предложения. Что в них есть общего (слово кажется).
– Определите синтаксическую роль слова кажется в 4-м и 6-м предложениях. ( В 4-м предложении – сказуемое, в 6-м – вводное слово.)
– Попробуйте определить, какому речевому явлению мы посвящаем урок.
Учащиеся определяют тему урока совместно с учителем.
II. Изучение нового материала.
Эвристическая беседа
- Как вы думаете, что вы должны узнать, чему научиться на уроке?
( а) узнать об особенностях вводных слов и конструкций,
б) должны научиться опознавать вводные слова,
в) определять их смысловые значения,
г) формировать умение ставить знаки препинания при вводных словах).

2) Изучение правила, с. ______. § _________ (самостоятельное чтение).
- Самостоятельно прочитайте материал ______ параграфа, сравните определение, данное в учебнике с собственной формулировкой.
- Какую дополнительную информацию получили из учебника? Что нужно знать о вводной конструкции?
Выводы учащихся:
– выражает отношение к тому, о чём сообщается.
– не является членом предложения.
– выделяется интонацией вводности в устной речи и запятыми в письменной речи.
– схемы: , вв. сл, ; вв. сл, ; , вв. сл.
Слово учителя: Вводные конструкции играют большую роль в речевом этикете. Как можно и должно изменить характер категорической реплики: «Передайте нам билет!»? (Включить слова «пожалуйста», «будьте любезны»).
г) самостоятельная работа– изучение таблицы
Слово учителя: Изучите таблицу значений вводных слов и словосочетаний, эта таблица нам поможет в дальнейшей работе.
III. Тренировочные упражнения
1. Анализ текста
Языковой анализ текста.
- Найдите и выпишите предложения с вводными словами и словосочетаниями.
- Определите, к какой группе относится каждое вводное слово (пользуясь таблицей) и какое значение выражает в высказывании.
1. Выходит, ты настоящий музыкант, раз уже специальную школу заканчиваешь? (выражает степень достоверности сообщения)
--Определите, к какой группе относится вводное слово, какое значение выражает?
- Для чего автор использует именно это вводное слово, укажите роль этого синтаксического явления? (Автор использует данное вводное слово, чтобы показать уверенность рассказчика в том, что мальчик на самом деле является неплохим музыкантом. Это вводное слово также помогает расположить подростка к беседе с незнакомцем.)
2. У тебя, по всему чувствуется – есть.
--Определите, к какой группе относится вводная конструкция, какое значение выражает?
- Определите роль этого вводного слова в предложении.
(Доброжелательное отношение рассказчика к мальчику также можно увидеть в использовании именно этого фразеологизма. Это вводное слово также выражает степень достоверности.)
3. Думаю, у всех бывают чёрные полосы.
- К какой группе относится вводное слово, какое значение выражает, каково роль данного вводного слова.
(Автор с помощью этого вводного слова помогает читателю увидеть серьезное отношение мальчика к жизни, также автор подчеркивает, что это мнение «у всех бывают черные полосы» мальчиком выстрадано, поэтому мальчик и говорит «думаю»)
4. Ну, может, там по рисованию «хорошо», наверное.
- Определите, к какой группе относится это вводное слово и какое значение выражает в высказывании.
- Для чего автор использует эти вводные слова именно в этом предложении?
(Автор, используя вводные слова «может, наверное», передает неуверенность гласного героя в своих оценках даже по рисованию, что позволяет читателю засомневаться в правдивости слов мальчика. Повтор вводного слова из одной группы только усиливает сомнение).
В) Содержательный анализ текста.
– Определите тему текста. (Одиночество подростка.)
– Определите проблему текста. (Проблема взаимоотношения взрослых и подростков.)
– Определите идею текста (авторскую позицию). (Чуткое, доброе отношение педагогов, взрослых помогает детям обрести уверенность в себе и дает шанс реализовать свои способности в полной мере.)
3. Комментированное письмо.
Задание: записать предложения, объяснить правописание слов и постановку знаков препинания, указать значения вводных конструкций.
– Попробуем без ошибок записать предложения, в которых встретятся вводные слова. Как мы их будем узнавать?
А) А за деревнею –
Дыра,
И в ту дыру, наверно,
Спускалось солнце каждый раз,
Медленно и верно.
Б) Годков тому, примерно, пять
Помещик некий в лес заехал погулять.
В) К счастью, Печорин был погружён в задумчивость, глядя на синие зубцы Кавказа.
Г) Мы были, по словам охотника, первыми москвичами, попавшими в эти места за последние десять лет.
Д) Светится что-то и странно тревожит –
Может быть, солнце, а может, луна.
Е) К своему полному разочарованию, мальчик не видел ни плачущих ив, ни серого неба.
Ж) Грозный вид дворника охватил его сверхъестественным ужасом. Но, к счастью, этот столбняк продолжался недолго.
З) Андрей с недоумением оглядывался, должно быть, ослеплённый темнотой.
Сопутствующее повторение «Правописание чередующихся гласных в корне слова»
Словарный диктант
V. Рефлексия.
Составьте устное рассуждение на тему: «Чему мы научились на сегодняшнем уроке?», используя слова: безусловно, во-первых, во-вторых, таким образом.
VІ. Домашнее задание на выбор:
упр. _______;
написать сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста И.Г. Милославского: « Отношение пишущего к сообщаемому часто может выражаться с помощью «маленьких» слов »

Приложение 1

Вальс под гитару (отрывок из рассказа)

Маршрутный автобус лихо подкатил к стоянке. Мальчишка купил билет, небрежно засунул его в боковой карман и поднялся в салон. Я следом. Свободных мест было много, но отчего-то я сел ближе к парнишке.
– Чего это у тебя гитара без струн? – не утерпел я.
Он ответил не сразу. Сначала уложил своё затихшее «музыкальное орудие» на колени, стащил с головы шапочку, освободив белокурые неприбранные вихры, и только потом обстоятельно поведал:
– Ездил в город, думал можно её починить. В этом году я музыкальную школу по классу баяна заканчиваю, но хочу ещё и на гитаре научиться. Чужую брал на неделю, вроде получалось. Эта отцова [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Он погиб, когда я ещё совсем маленький был. На новую мать денег не даёт. Ворчит: «Расти и зарабатывай сам. Я не успеваю за всем одна».
Он задумчиво провёл пальцами по грифу, разделённому порожками на лады, и повернул голову в сторону запотевшего окна.
– Выходит, ты настоящий музыкант, раз уже специальную школу заканчиваешь?
– Настоящий-ненастоящий, а в концертах участвую.
– Когда есть талант – дивьё! У тебя, по всему чувствуется – есть.
Похвала не показалась ему наигранной. Он заметно оттаял. Грустно и при том благодарно улыбнулся. Сел ко мне в пол-оборота. Взгляд его лучился добротой.
– А свою «музыкалку» я один раз чуть не бросил...
– Что так?
– Думаю, у всех бывают чёрные полосы. У меня тогда, в конце школьного года, было всё неважно. Выходило много двоек за четверть. Я плохо, очень плохо учился. Не понимал. Принимался зубрить. Не прилипало. То же самое и по баяну: ну, орёт училка на меня – и всё... Дома мать исходит на крик – и за двойки, и за баян. Жить не хотелось. Я даже ножик брал, приставлял к руке, но потом думаю...
Встал однажды рано. Первый урок – русский. Домашку не сделал. Блин! У меня двойка выходит. Опять на меня наорут все. Ой... По остальным предметам тоже. Ну, может, там по рисованию «хорошо», наверное. Ещё и на баян идти. Господи! Вернусь усталый – уроки делать. Когда же этот день кончится? А он ещё и не начался...
(По А. Костюнину)











13PAGE 15


13PAGE 14315