Из опыта работы Как оценить сформированность коммуникативных компетенций

Внедрение в практику работы школы ФГОС позволяет более целенаправленно формировать такие компетенции, как чтение и письмо, и, на наш взгляд, всё ещё недостаточно уделяется внимания формированию таких компетенций, как обсуждение и говорение.
Окончательно вопрос о сформированности (несформированности) компетенций решается на экзаменах (изложение, сочинение, ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку), которые сдаются всеми учащимися в полном объёме. Но кроме формальной, то есть внешней, оценки, существует “внутренняя” оценка, самооценка, то есть некая форма рефлексии, которая позволяет “включаться” внутреннему контролёру и самостоятельно, индивидуально, постоянно отслеживать процесс формирования той или иной компетенции.
Совместно с учениками старших классов нами разработаны и опробованы анкеты, включающие в себя основные операции в процессе формирования навыков чтения, обсуждения, говорения и письма. (Таблица 1 и 2). Такие опросные листы выдаются учащимся 9-11 классов с периодичностью 1 раз в четверть (полугодие) и позволяют отслеживать движение по формированию той или иной компетенции и корректировать учебный процесс.
Но прежде чем предложить таблицы-анкеты для самостоятельной оценки учащимися результатов своей работы, их необходимо подготовить к работе с довольно сложным понятийным аппаратом. Для этого в 7-8-м классе начинаем работать с подготовительными вопросами, уделяя особое внимание выступлению и обсуждению. Вот примеры таких вопросов.
Что такое концепция выступления?
Что значит прогресс дискуссии и как ему можно способствовать?
Что значит адекватно реагировать на выступление другого?
Что значит стимулировать аудиторию к эффективному участию?
Что значит готовить речь?
Что значит структурировать речь?
Что значит использовать презентацию?
Что такое риторические приёмы для привлечения внимания аудитории?
Что такое библиография?
Что значит вычленять из текста информацию?
Что значит “сжимать” информацию?
Что такое тезисы?
Что значит бегло просматривать?
Что значит сравнить подходы?
Что значит синтезировать информацию?
Какие письменные формы представления информации вы знаете?
Какие изображения могут быть использованы для облегчения понимания информации?
После того как подготовительная работа закончилась, начинается основная работа с таблицами, структура которых проста. В левой части перечислены приёмы, виды деятельности, которыми ученик должен овладеть при формировании 4-х основных коммуникационных компетенций. Причём эти приёмы и виды деятельности разбиты на 3 уровня – начальный, подготовительный основной, что позволяет осуществлять движение от простого к сложному. В правой половине таблицы предлагается выбрать одну из пяти оценок, которые и будут служить показателями уровня сформированности компетенции. 1 – нет, не знаю, не умею, не владею. 2 – скорее нет, чем да. 3 – не уверен, может быть, кажется, знаю, но не пробовал на практике. 4 – скорее да, чем нет. 5 – да, знаю, умею, владею.
Таблицы были опробованы нами в 2013/14 учебном году в двух 9-х классах. На основе результатов обследования учащихся с помощью данных таблиц можно сделать следующие выводы.
Оценка учителя и учащихся деятельности в рамках компетенций чтение и письмо различаются незначительно.
Оценка деятельности в рамках компетенций говорение и обсуждение ниже, чем оценка за чтение и письмо.
Оценке учителя и учащихся деятельности в рамках компетенции говорение и обсуждение составляет 1 балл.
Таким образом, мы подтвердили, что проблема недостаточной работы над формированием коммуникационных компетенций вообще и в области говорения и обсуждения в частности остаётся. Если взглянуть на проблему шире, то приходится признать, что методика развития коммуникационных компетенций разработана недостаточно, более того не осознаны и не описаны психологические процессы формирования устной и письменной речи учеников среднего и старшего возраста. Утверждая этот факт, сошлёмся на труд Л.С. Выготского «Мышление и речь»: “Учебный процесс имеет свою последовательность, свою логику, свою сложную организацию. Он протекает в форме уроков или экскурсий. Сегодня в классе одни уроки, завтра будут другие. В первом семестре прошли одно, во втором семестре пройдут другое. Он регулируется программой и расписанием. Было бы величайшей ошибкой предполагать, что эти внешние законы строения учебного процесса совершенно совпадают с внутренними законами строения тех процессов развития, которые вызываются к жизни обучением.
Развитие осознания и произвольности не может совпадать по своему ритму с ритмом программы по грамматике. Даже самое грубое – сроки не могут совпадать в одном и другом случае. Заранее даже нельзя допустить, чтобы срок овладения программой склонения имен существительных совпадал со сроком, необходимым для внутреннего осознания собственной речи и овладения ею в какой-то определенной части этого процесса. Развитие не подчиняется школьной программе, оно имеет внутреннюю логику”.
Если считать точку зрения Л.С. Выготского мотивированной, а выводы правильными, необходимо признать ошибочность построения программы формирования речевых компетенций в связи с изучением грамматического материала по русскому языку. Формирование коммуникативных компетенций – отдельная область развития мышления, и, если решать эту проблему кардинально, то в учебные планы образовательных учреждений как обязательный предмет необходимо вернуть такой предмет, как риторика.

Использованная литература
Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2. Проблемы общей психологии / Под ред. В. В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1982. - 504 с, ил. - (Акад. пед. наук СССР).
Кузнецова Е.В. Русский язык в ракурсе компетентностного подхода к образованию. Сборник “Культура образовательного процесса”. – Ярославль, ГОУ ИРО, 2005
Таблица 1
КОММУНИКАЦИОННЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
1
2
3
4
5

ПРИЁМЫ, ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ






1. ЧТЕНИЕ. Первый уровень

Пользоваться библиографией. Пользоваться различными словарями






Определять основную идею текста. Составлять план текста






Прибегать к помощи консультантов в случае сомнений






Второй уровень

Использовать различные источники для получения необходимой информации






Вычленять из текста необходимую информацию






“Сжимать” информацию для удобства сохранения и использования.






Составлять тезисы текста






Третий уровень

Бегло просматривать объёмные материалы для вычленения необходимой информации






Сравнивать подходы, признавать мнения и различать предубеждения






Синтезировать полученную информацию






2. ОБСУЖДЕНИЕ. Первый уровень

Получать информацию о предмете обсуждения






Решать, когда и сколько следует говорить






Определять концепцию выступления. Выражаться ясно и адекватно конкретной ситуации






Демонстрировать внимание во время выступления другого






Второй уровень

Использовать различный словарный запас и устойчивые выражения для достижения поставленной цели






Содействовать прогрессу дискуссии






Адекватно реагировать на выступление другого






Третий уровень

Решать, когда и в какой мере участвовать в обсуждении для достижения вашей цели






Внимательно слушать, отвечать и развивать идею






Стимулировать окружающих к эффективному участию










Таблица 2
3. ГОВОРЕНИЕ. Второй уровень

Готовить речь






Использовать языковые средства в соответствии с речевыми задачами






Структурировать речь с целью облегчения восприятия её слушателями






Использовать иллюстрации






Третий уровень

Готовить презентацию, соответствующую вашей цели






Использовать язык и стиль речи, соответствующий комплексности предмета, формальности ситуации и потребностям аудитории






Использовать риторические приёмы для привлечения внимания аудитории.






4. ПИСЬМО. Первый уровень

Использовать различные письменные формы представления информации






Использовать изображения для облегчения понимания основной идеи вашего текста






Ясно выражать свои мысли и оформлять документ грамотно (орфографически, пунктуационно, в речевом отношении)






Второй уровень

Использовать различные формы представления информации






Структурировать материал с целью облегчения его понимания






Использовать различные стили письма для различных целей






Третий уровень

Выбирать формы представления информации в соответствии с целью






Выбирать стиль письма, соответствующий степени формальности и сущности предмета






Аргументированно излагать свои мысли в письменной форме









 Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2. Проблемы общей психологии / Под ред. В. В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1982. – 504 с, ил. - (Акад. пед. наук СССР). С. 239











15