Коучинг Как объективно оценить ученика


План коучингаТема коучинг-сессии Как объективно оценить ученика на уроке.
Ресурсы Руководство для учителя, второй(основной уровень). Презентация «Виды оценивания», теоретический материал, маркеры, листы
Цель Формирование навыков у учителей критериального оценивания для эффективного обучения.
Задачи Выявить уровень знаний учителей по данной проблеме.
Ознакомить с понятием оценивание обучения и оценивание для обучения
Обосновать необходимость формативного оценивания знаний, показать значимость критериального оценивания для учителей и для учеников.
Научить разрабатывать критерии оценивания
Результаты обучения Знания учителей об оценивании обучения и оценивания для обучения; умение разрабатывать критерии для оценки знаний учеников.
Ключевая идея Уметь объективно оценить ученика на уроке
Приветствие. Тренинг.
Вводная часть.
(2-3 мин. ) Коуч приветствует участников, сообщает тему и цель. Тренинг для психологического настроя. Учителя распределяются по группам, методика «Атомы и молекулы»
Деятельность коучаДеятельность учителей
Задание 1 Мозговой штурм

Что такое оценивание?- Для чего это нужно?- Как правильно оценить ученика?
Каждая группа выдвигает свои версии. Активное обсуждение.
Задание 2
1.Нарисовать зайца и оценить друг друга
2.Разработать критерии оценивания. (7 мин.)
3. Просмотр презентации. 1.Задаёт вопросы: - Как оценили?
- Почему зайцы разные?
- Какие принципы оценивания использовали?
2.А, теперь разработаем критерии, по которым будем оценивать зайца.
Какие виды оценивания были применены?
Насколько отличались оценки и почему?
Какую оценку  вам  было легче всего поставить и почему?
Какой из оценок вы остались довольны и почему?Вам понятно почему у вас оценка ..? А вам поставили ... почему? Когда вы ставили оценку рядом сидящему на что вы обращали внимание? Всегда ли наши дети понимают, за что, почему им ставят ту или иную оценку? Рисуют зайца и оценивают друг друга.
Вырабатывают критерии оценивания: по 1 балу:
Голова, тело, конечности, глаза, усики, рот, нос
Отвечают на вопросы.
Задание 3
создание концептуальной карты (12 мин)
Наблюдает за процессом изучения текста в группах
Необходимо разработать критерии оценивания ваших выступлении и концепт. карт 1.группа работает по теме «Суть оценивания»
2 группа - по теме «Виды оценивания» Составить концептуальную карту на флипчартах.Выступление спикеров групп. Защита флипчарта по совместно разработанным критериям оценки
Физ.минутка (3 мин) «Гусеница» Задание 4
Анализ примеров критерии оценивания.
Практическое занятие
(10 мин) Подготовить задания и раздать
Какими должны быть критерии оценивания?
Подготовить примеры с критериями оценивания Обсуждение в группе. Вывод о значении конкретной формулировки дискрипторов Разработать критерии оценивания к учебному заданию: рассказ стихотворения
Рефлексия/оценивание (2 мин) Методика «Трёх минутная пауза».
Рекомендуемая литература: Красноборова А. А. Критериальное оценивание в школе, Пермь, 2010 Методическое руководство«Оценивание учебных достижений учащихся» Бишкек 2012 гРаздаточные материалы, вторая неделя, день 4-5Руководство для учителя, 2012 год
Коучинг составила и провела А.Ж. АбеноваСуть оценивания
Неслучайно категория «оценивание» в буквальном переводе с латинского языка означает «сидеть рядом», отражая характерный признак ситуации оценивания: один человек тщательно наблюдает за тем, что говорит или делает другой, либо, в случае самооценивания, размышляет о своих собственных знаниях, понимании или поведении. Данное предположение касается всего спектра форм оценивания: от официальных тестов и экзаменов до неформального оценивания, проводи мого учителями в классах неоднократно, каждый день. Несмотря на это форма, которую принимает оценивание, может быть различной: одни тесты проводятся с карандашом в руках и бумагой, в то время как другие - основываются на постановке вопросов в процессе повседневного общения в классе. Вместе с тем, все виды оценивания имеют одинаковые об-щие характеристики и предполагают:
• наблюдение;
• интерпретацию полученных данных;
• заключение, которое может быть использовано для прогнозирования дальнейших действий.
Наблюдение
Для того чтобы провести оценивание, необходимо выяснить, что знают и умеют делать ученики, а также, с какими сложностями они сталкиваются. Наблюдая за повседневной деятельностью в классе, слушая общение учеников, наблюдая за ними в процессе выполнения заданий, либо проверяя выполнение ими классной или домашней работы, можно получить необходимую информацию. Хотя, в отдельных случаях, возможно, понадобится использование специально продуманного способа получения необходимой информации. Так, письменное задание или тест способны реализовывать вышеуказанные цели, но не менее эффективным может оказаться удачно сформулированный устный вопрос. Ответы учеников на вопросы должны быть интерпретированы. Иными словами, оценивающее лицо должно определить значение полученных данных.
Интерпретация
Интерпретация осуществляется в отношении того, что вызывает интерес, например: особые навыки, точки зрения или различные виды знаний. Подобные параметры часто называют критериями и именуют их целями или задачами обучения. Обычно наблюдение как часть оценивания осуществляется по заранее сформулированным критериям, но иногда учителя наблюдают за незапланированным взаимодействием или результатами и применяют критерии ретроспективно. Интерпретация позволяет охарактеризовать или попытаться объяснить поведение наблюдаемого субъекта; кроме того, интерпретация высту пает, как логический вывод в результате наблюдения за поведением (к примеру, то, что говорит ребенок, является результатом его мышления и т. д.). В этой связи интерпретацию иногда называют логическим выводом.
Заключение
На основе интерпретации данных формулируется заключение, предполагающее некое оценивание. На данном этапе процесс оценивания представлен не однозначно, поскольку яв-ляется зависимым от различных целей, для которых предназначен, и от назначений, в рамках которых будет использована полученная информация.
Оценивание обучения
Целью оценивания обучения, в отличие от оценивания для обучения, является суммирование того, что изучил ученик на конкретный момент. По существу, оно не касается непосредственно вклада в будущее обучение, хотя тестирование, имеющее существенное значение, может оказать и негативное влияние на процесс обучения (Assessment Reform Group, 2002b). При оценивании обучения заключение делается после согласования достижений ученика с установленными нормами или уровнями, достигнутыми группой учеников, к примеру, одного возраста. Такие заключения могут быть выражены в формулировках «соответствует/не со-ответствует» стандарту или по шкале баллов, уровней.
Оценивание для обучения
При ОдО наблюдение, интерпретация и критерии оценивания могут быть сходными сприменимыми в процессе оценивания обучения, но характер заключения и принимаемых решений - иными. По существу, ОдО концентрирует внимание на полученных данных о том, на каком этапе в процессе обучения находятся ученики, в частности, характер и причины их сильных и слабых сторон. Таким образом, заключение ОдО сконцентрировано на том, что они могут предпринять, чтобы развиваться дальше.
Группа Реформы Оценивания (2002) предлагает следующее определение оценивания для обучения:
Оценивание для обучения - это процесс поиска и интерпретации данных, используемый учениками и их учителями для определения этапа, на котором находятся обучаемые в процессе своего обучения, а также - направления, в котором следует развиваться, и установления оптимальных и эффективных путей достижения необходимого уровня.
Одним из значимых элементов данного определения является акцент на использовании результатов оценивания учениками. При этом обращается внимание на то, что учителя не являются единственными оценивающими лицами. Ученики могут быть вовлечены в оценивание своих одноклассников и самих себя, и, даже, когда учителя активно проводят оценивание, ученики тоже должны активно участвовать. Лишь те, кто учатся, способны научиться тому, как улучшить свое обучение, а именно: реагировать на информацию, получаемую в результате обратной связи, что потребует понимания, мотивации и желания действовать. Данное заключение чрезвычайно значимо и актуально для практики преподавания и обучения.
Критерии оценивания
Пример неконкретных формулировок градации критерия
Критерии Градации критерии
5 4 3 2
Раскрыта тема
«Проблема окру-жающей среды».
Демонстрирует
глубокое понима-ние проблем окру-жающей среды.
Демонстрирует
хорошее пони-мание проблем
окружающей
среды.
Демонстрирует
частичное понима-ние проблем окру-жающей среды.
не демонстрирует понимания проблем
окружающей
среды.
Пример конкретных формулировок градации критерия оценки
Критерии Градации критерии
5 4 3 2
Раскрыта тема
«Проблема окру-жающей среды».
ƒ Ученик может представить пять факторов
положительного и отрицательного влияния
человека на окружающую среду.
ƒ Ученик может на
конкретных примерах
показать воздействие
данных пяти факторов
ƒ Ученик может проанализировать данные
пять факторов.
ƒ Ученик может расположить данные
факторы по степени
важности. ƒ Ученик может представить
четыре фактора положительного
и отрицательного влияния человека
на окружающую среду.
ƒ Ученик может на конкретных
примерах показать воздействие
данных четырех факторов.
ƒ Ученик может
проанализировать данные четыре фактора. ƒ Ученик изложил факторы.
Ученик бессистемно приводит примеры.
ƒ Ученик использует элементы анализа отдельных факторов. ƒ Ученик привел меньше двух факторов.
ƒ Ученик не
представил
никакого анализа.