Коучинг: Как объективно оценить ученика на уроке?



Мұғалімнің аты-жөні: Укибаева Алия Рахимбаевна
Еңбек өтілі: 24 жыл
Жұмыс орны: Алматы облысы, Жамбыл ауданы
«Үлкен ауылындағы орта мектеп» КММ
Лауазымы: ағылшын тілі пәнінің мұғалімі
Категория: I
ПЛАН МАСТЕР-КЛАССА:
ТЕМА: Как объективно оценить ученика на уроке?
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ МАСТЕР-КЛАССА: : Ознакомить учителей с разными видами оценивания, их характеристиками, целями и значимостью критериального оценивания для эффективного обучения.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Участники коучинга научатся:
• понимать роль самооценивания и взаимооценивания в усовершенствовании процесса обучения учеников;
• уметь разрабатывать один-два метода самооценивания и взаимооценивания учащимися;
• уметь планировать применение разработанных методов.
ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ: Учителя школы
ХОД МАСТЕР-КЛАССА: Вступительная часть где даются необходимые целевые установки, раскрывается содержание занятия в целом и его отдельных составных частей;
- основная демонстрационная часть;
- комментирующая часть, где руководитель мастер-класса поясняет те элементы своей работы, которые, с его точки зрения, наиболее важны и носят оригинальный характер;
- обсуждение занятия самими участниками мастер-класса;
- подведение итогов руководителем мастер-класса.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: Мозговой штурм , беседа, презентация ,работа в группах, обратная связь, приёмы «Зигзаг», «Две звезды и одно пожелание».
ОБОРУДОВАНИЕ: Компьютер, проектор, экран, презентация
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ: Информационный раздаточный материал, флипчарты, маркеры, цветные стикеры
СОДЕРЖАНИЕ МАСТЕР-КЛАССА :
Этапы работы:
Вводная часть Содержание этапа Деятельность участников Время Ресурсы
Приветствие
Деление на группы
Мозговой штурм

Приветствие участников коучинга, объявление темы и формулирование цели данного коучинга
Прежде чем положить Карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону.
— Есть пять вещей, которые Ты должен знать, прежде, чем я отправлю Тебя в мир, — сказал он.
— Всегда помни о них, и тогда Ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть.
Ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если:
Первое: позволишь Кому-то держать Тебя в Своей руке.
Второе: будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, зная, что это необходимое условие, чтобы стать лучшим карандашом.
Третье: будешь способен исправлять ошибки, которые совершаешь
Четвертое: Твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри Тебя
И пятое: всегда будешь оставлять свой след, на какой бы поверхности Тебя не использовали. Независимо от состояния -Ты должен продолжать писать.
Карандаш понял и пообещал помнить об этом. Он был помещен в коробку с призванием в сердце. И нам с вами тоже никогда не нужно забывать эти мудрые советы. Ибо именно они позволят стать, действительно, большой личностью.
Во-первых, вы сможете сделать много великих вещей в своей жизни, но только если вы доверитесь зову своего сердца. И дадите другим людям то, чем обладаете сами.
Второе: Вы тоже будете испытывать боль, оттачивая свои навыки время от времени, преодолевая различные проблемы в жизни. Но эти проблемы необходимы, чтобы вы стали сильнее.
Третье: У вас будет возможность исправить любую ошибку, которую вы совершите в жизни.
Четвертое: Самое важное, что в вас есть — это всегда то, что находится внутри вас.
И пятое: По какой поверхности вы бы ни шли, вы должны оставить свой след. Вне зависимости от жизненных ситуаций и обстоятельств, вы должны продолжать выполнять то, что обязались сделать.
И пусть эта притча про не самый простой карандаш поможет вам осознать, что вы — совершенно особенный человек. Единственный человек на этом свете, который способен осуществить то, ради чего он появился на свет.
Никогда не позволяйте себе приходить в уныние. Вы можете изменить все.
Подумайте и ответьте на вопросы:
- Что такое оценивание?
- Для чего это нужно?
Участники выбирают стикеры понравившегося цвета карандашей, затем, участники формируют группы по цвету карандашов

Работа в группах
Каждая группа выдвигает свои версии. Активное обсуждение. 15 мин ППТ о карандаше
Read more: http://kolesouspeha.ru/kopilka-mudrosti/pritcha-pro-karandash/#ixzz3w67ioCcW
Основная
часть
Задание 2. Работа с текстом «Суть оценивания» (Раздаточные материалы, вторая неделя, 4-5 день) по методу пометок, определение основные идей.
Задание 3 Нарисовать цветок на листе формата А4. Оценить свой рисунок.



Обмен мнениями между группами по методу «Зигзаг». Формулирование выводов.
Провести взаимооценку рисунков в группе. Обосновать поставленную оценку.
Коуч должен подвести к выводу о том, что трудно оценить работу, не зная критериев оценки. 20 мин ППТ 2-3

Защита флипчарта по совместно разработанным критериям оценки:
1.Научность - 1 балл
2.Логическая последовательность изложения – 1 балл
3.Эстетика оформления – 1 балл

Задание 4. Практическое задание. Разработать критерии оценки к учебному заданию.

Совместная разработка критериев оценки цветка. Самооценивание по критериям
Выступление спикеров групп.
Вывод о необходимости разработки критериев для оценивания любого вида деятельности учеников на уроке. Согласны ли вы с оценкой вашей работы?
Говорит ли она о конкретных достоинствах или недостатках вашей работы?
Почему? ( вы не знали ни целей ни критериев успешности вашей работы).
Какое оценивание в данный момент было бы более эффективным? (формативное) 20мин
10мин ППТ 4-17
И.блок 1,2
Обратная связь. Рефлексия. Оценка эффективности проведения коучинга
. Методика «2 звезды и пожелание» 10 мин
Рефлексия на коучинг по теме «Как объективно оценить ученика на уроке?»
При выборе темы для проведения коучинг занятия с учителями школы, во главу угла я поставила мнение учителей о том, что в их практике является проблемой, которую они совместными усилиями хотят решить. Такой проблемой явилась проблема «Как объективно оценить ученика на уроке?». Тема эта актуальна, так как 5-балльная система оценивания, существующая сегодня в школе, уже изжила себя. По сути она превратилась в 3-х балльную оценку, которая никак не стимулирует ученика, не позволяет проследить его успешность и выполняет в большинстве случаев контролирующую функцию. Проблема оценивания и его объективности остро стоит и перед учителями в практике преподавания, и перед учениками для оценивания успешности своего обучения. Для учителя важно, как с помощью оценки не погасить интерес к предмету, а наоборот, стимулировать ученика к продвижениям по отношении к самому себе. Оценка должна стать инструментом в руках учителя, который будет направлять, открывать новые возможности ученику на пути познания. А это будет способствовать формированию стимула, мотивации к учебе. В нашей школе учителя применяют критерии для оценки знаний во время проведения контрольных работ, диктантов и др. Это критерии суммативной оценки знаний (шкала оценки). А вот критерии для формативного оценивания (для обучения) учителями не разрабатываются и практически не используются.
Для ученика объективная оценка на уроке - это важный фактор, так как, зная критерии оценки, ученик сможет проводить самооценивание, участвовать во взаимной оценке, отслеживать собственное продвижение на пути познания, видеть свои слабые и сильные стороны, корректировать собственный процесс познания.
Для меня как для учителя оценивание представляет большой интерес. Поэтому,на коучинге , по просьбе коллег я решила поделиться своими знаниями с учителями, для того, чтобы совместными усилиями прийти к решению вопроса «Как правильно и объективно проводить оценивание?»
Готовясь к проведению коучинг занятия с учителями, я определила цель: познакомить учителей с разными подходами к обучению, их характеристиками, целями, значимостью оценивания для эффективного обучения.
Основные задачи, которые мы решали в процессе обучения: обосновать необходимость разработки критериев для оценки знаний учеников, показать значимость критериального оценивания для учителей и для учеников, научить разрабатывать критерии оценивания учебного задания.
Работая над планом проведения коучинг занятия, я определила ожидаемый результат, - это знание и понимание учителей о видах оценивания, а также умение разрабатывать критерии оценки, дескрипторы к ним и понимать их необходимость в любом виде деятельности ученика на уроке.
В качестве критерия для оценивания успешности обучения учителей на данном занятии я выбрала рефлексию по методу «Две звезды и пожелание».
В начале занятия я уделила время психологическому настрою на активную плодотворную работу. Организовали 2 группы, пожелали друг другу успеха. Это способствовало созданию комфортной обстановки, доверительным отношениям во время занятия. Предложила учителям ответить на вопрос «Чего вы ожидаете от занятия?». Все ответы сводились к тому, что ожидали получения новых знаний, ответа на вопрос «как объективно оценить ученика?», понимания, как разрабатывать критерии оценки.
Для начала, чтобы определить уровень знаний учителей по проблеме, я применила стратегию критического мышления «мозговой штурм», в ходе которого они должны были ответить на вопросы: что такое оценивание и для чего это нужно? Так я поняла, что учителя с проблемой знакомы, но затрудняются аргументировать, отвечая на поставленные вопросы.
Мною были подготовлены задания, выполняя которые работали с информацией, используя стратегию критического мышления – чтение с пометками. После обсуждения в группе работа строилась по методу «зигзаг», обмен мнениями между группами. Так у учителей сложилось первоначальное понимание о видах оценивания. Они смогли дать характеристику двум видам оценивания, понять, в чем отличие и какова цель каждого вида оценивания
Для того, чтобы учителя убедились в необходимости критериев в оценке, я предложила им нарисовать цветок, затем сделать самооценку своей работы. Это вызвало затруднения. Так мы пришли к выводу о том, что для объективного оценивания данной работы необходимы критерии. Вместе составили критерии для оценки и дескрипторы к ним. Снова провели оценивание, но теперь уже учителя могли привести аргументы, почему поставлена та или иная оценка.
Работа в группах по оформлению постера «Как можно оценить ученика на уроке?» проходила активно, постоянно обращались к источнику. Получились достаточно глубокие по содержанию работы.
Для оценивания презентации работы групп совместно разработали критерии, используя которые учителя аргументированно смогли провести взаимооценивание.
Последнее задание носило практический характер. Каждый учитель разрабатывал критерии оценки с дескрипторами конкретного учебного задания. Составленные критерии обсуждали друг с другом, получали обратную связь от коллег. Это было ценно, так как этот вид работы для учителей совершенно новый.
Наиболее успешными ситуациями в коучинге были следующие:
- психологический настрой на работу в начале занятия привел к тому, что обстановка на занятии была комфортная, доверительные взаимоотношения;
- проведение коучинга в группах способствовало активному общению внутри группы и между группами (метод «зигзаг»);
- учителя поняли необходимость, вникли в суть оценивания и научились разрабатывать критерии.
К трудностям в ходе коучинга я бы отнесла то, что учителя были необъективны в самооценке. Когда я попросила провести самооценку своей работы (цветка), они занизили оценки себе, были критичны к своим работам, проявили неуверенность в себе.
Еще один момент, который я бы отнесла к трудностям, это сложности с прочтением текста, возникшие, когда я предложила им информацию. Работали медленно, вдумывались в слова, выбирая основные идеи. Проявились слабые навыки быстрой работы с информацией, поэтому этот вид работы затянулся, в отведенное время не уложились. Так выявилась еще одна проблема: навыки тайм-менеджмента слабо развиты и у меня, и у моих коллег. В следующий раз, готовясь к занятию, мне надо будет продумать четкие временные рамки каждого вида работы.
В ходе проведения коучинг занятия учителя научились различать эти виды оценивания, определять, с какой целью они проводятся, а также приобрели умение разрабатывать критерии оценки и дескрипторы к ним.
Доказательствами обучения учителей могут стать разработанные ими критерии и дескрипторы к ним для оценки творческой работы, оформленные постеры, видео и фотоматериалы проведенного коучинг занятия, разработанные самостоятельно критерии учебного задания, а также рефлексия в конце занятия по методу «Две звезды и пожелание», где учителя высоко оценили значимость проведенного занятия.
Главные выводы, к которым пришли учителя, - это необходимость оценивания каждого вида работы на уроке, если учитель предоставляет ученику обратную связь и это способствует улучшению обучения.
Используемая литература:
Красноборова А. А. Критериальное оценивание в школе, Пермь, 2010
Пинская М. А. Формирующее оценивание: оценивание для обучения
Раздаточные материалы, вторая неделя, день 4-5