План-конспект урока посвященный Всероссийской акции Час кода (7-11 класс)


Всероссийская акция «ЧАС КОДА 2015»
Умение программировать становится второй грамотностью современного человека.
Мы хотим, чтобы каждый учащийся, вне зависимости от своих склонностей и интересов, осознал необходимость и доступность изучения информационных технологий и программирования для своего будущего - жизни в XXI веке.
Цель акции: повышение интереса молодежи к изучению информатики и программирования, а также повышение престижности ИТ-специальностей в глазах молодых людей посредством проведения ярких уроков-событий в школах.
Задачи акции:
● увлечь как можно большее число учащихся школ изучением информатики и программирования (в том числе тех, кто пока не приступал к изучению информатики в рамках школьной программы);
● познакомить школьников с основными направлениями развития информационных технологий; предоставить учащимся информацию о работе ИТ-компаний и ИТ-специалистов, необходимых им ресурсов, знаний, умений и навыков, а также возможностей для образования и карьерного развития;
● показать, что быть IT-специалистом - это интересно, увлекательно, престижно и это дает большие возможности в жизни;
● создать ситуацию успеха (положительный опыт) изучения программирования.
Тип урока: комбинированный урок с использованием технологии игрового обучения.
Формы работы учащихся: фронтальная работа, работа в парах (малых группах), самостоятельная работа с ИКТ.
Необходимое техническое оборудование: доска, компьютер, мультимедийный проектор, экран, инструкции с индивидуальными заданиями и компьютеры для самостоятельной работы учащихся с выходом в интернет, или таблицей ЗИУК, тетради и ручки учащихся.
Цели данного урока: пропедевтика базовых понятий программирования и получение
первоначального практического опыта в данной сфере; развитие алгоритмического и объектного стиля мышления; формирование мотивации к получению образования в ИТ-сфере посредством организации практической деятельности.
Основные образовательные результаты:
предметные:
 освоение понятий «алгоритм», «программа», «объект» через призму практического опыта в ходе создания программных кодов;
 практические навыки реализации основных алгоритмов;
 умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов;
 умение создавать программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования;
личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, мотивация к целенаправленной познавательной деятельности с целью приобретения профессиональных навыков в ИТ-сфере. метапредметные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами, действиями других учащихся, осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата.
Информационные технологии (ИТ, от англ. information technology, IT) — широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, в том числе, с применением вычислительной техники.
Мотивационный ролик акции “Час кода” на сайте www.часкода.рф с участием звезд и представителей отрасли информационных технологий (ИТ) раскрывает имидж ИТ как молодой, привлекательной для молодежи индустрии, и говорит о важности изучения информатики и программирования образами успешных и известных людей, мотивирует к действию. Целесообразно использовать данный материал для привлечения внимания учащихся в ходе общешкольного установочного мероприятия: праздничного старта акции “Час кода” в школе, либо в начале занятия, что позволит школьникам настроиться на будущий урок.
Видео-лекция (интервью со звездами российской ИТ-сферы) на сайте акции
Десятиминутная видео лекция от представителей ведущих ИТ-компаний приоткроет учащимся тайну “ИТ-магии” и работы в сфере ИТ, расскажет о главных трендах, разработках и задачах ИТ-индустрии, с которыми столкнутся современные школьники через 5-10 лет. Участники лекции расскажут о том, чем ИТ может привлечь молодых людей, мечтающих добиться успеха в будущем, и помогут задуматься о роли и важности технологий в нашей жизни. Лекция направлена на стимулирование интереса молодежи к информационным технологиям и повышение престижности ИТ-специальностей и содержит несколько смысловых блоков:
Ценность технологий и в нашей жизни
Будущее развития интернета (облачные технологии)
Будущее технологий для дома и человека (интернет вещей)
Будущее информационной безопасности
Будущее игр
Слово учителя:
 Из ролика акции “Час кода” мы узнали о том, что профессии в области информационных технологий стали сегодня одними из самых востребованных, высокооплачиваемых и престижных в нашей стране и во всем мире.
Вопрос к классу:
 Какие ИТ-профессии вы можете назвать?
Программисты, менеджеры, исследователи и научные работники, администраторы БД или интернет ресурса, аналитики сетевых систем и передачи данных и многие другие.
Переход к следующему этапу урока:
 Давайте поближе познакомимся с тем будущим, которое создают ИТ-специалисты; с теми удивительными вещами и разработками, над которыми они работают уже сегодня; с теми технологиями, которые вы сможете использовать и совершенствовать уже совсем скоро. Для большей вовлеченности учащихся во время просмотра видео лекции мы рекомендуем воспользоваться стратегией технологии критического мышления или таблицей "ЗИУК" - "Знаю-Интересуюсь-Узнал-Как узнал"(10-11класс). Это позволит Вам активизировать предварительные знания учащихся и установить личные отношения с материалами, которые предстоит изучить.
Изучаемый объект Знаю Интересуюсь Узнал Как узнал
ИТ-профессии
ИТ-индустрия Облачные технологии
Информация
Хранилище данных Интернет вещей
Носимая электроника
Интерфейс Защита данных и инфор-
мации
Виды информации
Пароли ИТ и игры
Виртуальная реальность
Возможности и устройст-
ва для управления
игровым процессом Алгоритм, чип, програм-
ма, код, языки
программирования Задачи, которые позволяет решать данная стратегия:
● Формирование умения определять уровень собственных знаний, планировать работу для дальнейшего изучения материала и восполнения пробелов в знаниях.
● Создание условий для повышения мотивации к учению и проявления интереса к изучаемому материалу.
● Формирование умения соотносить полученную информацию с собственными представлениями по изучаемой теме.
Таблицу целесообразно распечатать и положить на парты учащихся до начала занятия, либо вывести на общем экране (нарисовать на доске) перед просмотром видео лекции, чтобы дети перенесли ее к себе в тетради. Попросите зарисовать таблицу на чистом листе так, чтобы количество строк не было ограничено.
Работа с таблицей может вестись на всех этапах урока или в моменты, определенные учителем.
● На «стадии вызова» до просмотра видео лекции обучающиеся заполняют первый столбец таблицы «Знаю». Они анализируют предложенный список объектов на предмет того, что уже знают или думают, что знают, по данной теме, а также могут добавлять свои объекты. Учитель ставит перед детьми задачу вспомнить, что им известно по изучаемому вопросу и записать эти сведения в первой графе таблицы.
● Второй столбец таблицы «Интересуюсь» или «Хочу узнать» — это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации. На «стадии осмысления» учащиеся получают новые представления на основании уже имеющихся знаний. Учитель предлагает детям поставить вопросы к изучаемой теме до ее изучения: Что было бы интересно узнать? Просматривая фильм, учащиеся могут фиксировать те объекты, о которых они хотят подробнее узнать.
● Следующая часть таблицы «Узнал» заполняется по завершению просмотра фильма, обсуждения изученного материала. Учитель спрашивает, нашли ли дети ответы на все вопросы, которые ставили. Если да, то предлагает им ответить на них в третьей графе таблицы. Если нет, учитель предлагает учащимся в конце занятия найти свои варианты информационных источников для поиска ответов и поделиться ими с классом.
● Последний столбец позволяет учащемуся проанализировать, каким образом он узнал новую информацию.
В результате, каждый ученик составит таблицу, которая поможет ему структурировать полученные знания и провести рефлексию в конце урока.
Обсудите с учащимися вопросы по ходу лекции:
 Какие технологии вас наиболее заинтересовали? Если бы вы выбирали профессию в ИТ, то чем бы вам было интересно заниматься?
 Что принципиально может измениться в нашей жизни?
 Как вы думаете, сколько времени пройдет до того, как представленные новинки станут общедоступными? А сколько времени прошло от изобретения телевизоров до того момента, когда они появились в каждом доме? Почему такая разница?
 Скажите, в каких областях и сферах, каким специалистам, могут пригодиться навыки программирования и алгоритмическое мышление? Почему?
Переход к практической части занятия. Подведите учащихся к выводу о том, что:
Освоить основы программирования и знать основные направления развития ИТ-индустрии пригодятся каждому современному человеку, потому что
 Программирование учит людей думать и четко выражать свои мысли! Умение программировать позволяет воплощать в жизнь невероятные идеи, делать нашу жизнь ярче, удобнее. Языки программирование - тот язык, на котором будут разговаривать в скором будущем многие окружающие нас вещи.
 Любой специалист, в какой бы сфере он ни работал, должен понимать, как устроены и работают технологии, чтобы иметь возможность справляться с различными задачами быстрее и
Игра.
7-9 классы.
В среде Кумир с помощью мира Робот создать рисунок

Задание выполняется на скорость (первые трое, кто выполнил правильно задание получают оценку отлично).
Затем создается алгоритм для своего рисунка произвольного рисунка, и каждый ребенок получает свою оценку.
10-11 классы
2 группы IT-специалистов работают над кодами.
В группе выбирается руководитель, программисты и отладчики.
Руководитель следит за работой каждого участника и выставляет баллы за работу (оценку). Консультант – учитель.
Программисты составляют код для заданной задачи и затем в процессе отладки программы помогают тестировать отладчикам коды и представляют результаты руководителю и учителю.
Задача 10 класс:
1 гр.: Напечатать квадраты и кубы всех чисел, кратных 3, которые меньше m, число m ввести с клавиатуры (m=15).
2 гр.: Напечатать квадраты и кубы всех чисел, кратных 5, которые меньше n, число n ввести с клавиатуры (n=35).
Задача 11 класс:
1 гр.: Задан одномерный массив из N элементов случайным образом, распечатать элементы массива и элементы, стоящие на четных позициях. Представить результат для N=10.
2 гр.: Задан одномерный массив из M элементов случайным образом, распечатать элементы массива и квадраты элементов, стоящих на нечетных позициях. Представить результат для M=8.
http://LearningApps.org/view804745 (задание для отладчиков)
Физкультминутка: поздравили друг друга с выполнением задания, пожали руки.
Сдали листочки.
Отправляемся к компьютерам начинаем работать на себя, зарабатываем сертификат участия в акции «Час кода»!
Рекомендации по работе с тренажером
1. Чтобы приступить к работе с тренажером, каждому учащемуся необходимо зайти на главную страницу сайта акции “Час кода”, выбрать тренажер, заполнить короткую анонимную анкету и перейти к выполнению заданий. Написание программы в тренажере осуществляется с помощью функции перемещения и составления блоков-объектов в рабочую область и обратно. Выполнив задание, учащийся увидит исходный код своей программы на одном из языков программирования, а также может запустить выполнение программы в окне игрового поля с помощью кнопки “Запустить программу”.
Основная дидактическая цель заданий - тренинг. Учащимся предлагается сюжетная формулировка задачи с четко прогнозируемой целью. Выполняя задания тренажера или игры, обучающийся осваивает основные понятия, определенные подходы к программированию, виды деятельности, возможности системы.
Результативность обеспечивается прозрачностью описываемых действий, контролем и поддержкой со стороны онлайн-тренажера и учителя на каждом шаге. Это создает ситуацию успеха, вызывает азарт и побуждает обучающихся к творчеству в процессе самостоятельной работы.
Все задания построены на основе практико-ориентированного подхода по принципу дидактической спирали:
первоначальное знакомство учащихся с определенными понятиями (характеристиками, свойствами объектов и т.п.) или видами деятельности через выполнение конкретных практических заданий;
развитие содержания обучения на качественно новой основе (более подробное изучение понятий или объектов с включением некоторых новых функций, свойств и т.п.).
Каждое задание имеет определенную структуру, соответствующую общим целям проведения урока и состоит из набора этапов. Каждый интерактивный блок (уровень) онлайн тренажера, входящий в структуру занятия, имеет определенное методическое значение и, так или иначе, ориентирован на развитие навыков самообразования, творчества и познавательной и личностной рефлексии обучающихся.
2. На работу за компьютером (с тренажером) учащимся в классе отводится 20-25 минут. Сориентируйте учащихся сразу на прохождение только первых семи из восьми уровней тренажера. В зависимости от уровня подготовки и возраста учащихся Вы можете определить или рекомендовать учащимся один из двух уровней сложности выполнения того или иного задания:
выполнить простой алгоритм, проведя персонажа к главной цели – сундуку.
выполнить сложный алгоритм, составив для персонажа маршрут к сундуку через посещение клетки с драгоценным камнем и получить игровой бонус.
3. Как только учащиеся выполнят семь заданий тренажера и, тем самым, завершат свой “Час кода” на уроке, появится страница с сертификатом, который можно сохранить и распечатать. Учащиеся также получат ссылку на электронный значок участника акции, с помощью которого они могут рассказать о своих успехах в программировании в социальных сетях.