Урок-исследование по окружающему миру во 2 классе (УМКПланета знаний Как ученые изучают мир


Урок-исследование по окружающему миру
УМК «Планета знаний» 2 класс
Учитель начальных классов ГБОУ «Школа №2107» г. Москвы
Кузнецова Светлана Анатольевна
Тема: «Как ученые изучают мир»
Подготовила: учитель начальных классов Кузнецова С.А.
Цель: познакомить со способами исследования и оборудованием для изучения окружающего мира; побудить детей к разным способам изучения окружающего мира (наблюдение, измерение и т. д.).
Оборудование:
мультимедийный проектор
презентация «Как ученые изучают мир»
раздаточный материал
приборы и материалы для опытов
Виды деятельности: наблюдение, опыт, эксперимент, практическая работа
Форма урока: я – исследователь, урок - лаборатория.
Предметные связи:
- понимать значение наблюдений, опытов и измерений для познания мира;
-приводить примеры приборов и инструментов;
-пользоваться термометром для измерения температуры воздуха, воды и тела человека;
-рассказывать о некоторых ученых и изобретателях;
-проводить наблюдения и опыты с использованием простейших приборов и инструментов.
Личностные УУД:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- определять общие для всех правила поведения ; - определять правила работы в команде;
- оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей);
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
- способность оценивать свое поведение и поведение других детей в соответствии с правилами этикета;
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проводить наблюдения и опыты по предложенному плану;
- развивать и тренировать свою наблюдательность;
-ставить цели проведения наблюдений и опытов;
-осуществлять контроль при проведении наблюдений и опытов;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в образовательном пространстве;
-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- проводить анализ учебного материала;
-фиксировать результаты наблюдений в журнале наблюдений с помощью условных знаков;
- проводить классификацию, указывая на основание классификации;
- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Метапредметные связи:
- умение организовывать свою деятельность, определив её цели и задачи;
- взаимодействовать в группе в процессе этой деятельности;
- оценивать достигнутые результаты.
Ход урока:. -Дорогие ребята! Хочу начать наш необычный урок с высказывания французского писателя Анатоля Франса.
- Любознательность создает ученых и поэтов.
Как вы его понимаете?
1 этап. Повторение и закрепление пройденного.
Давайте вспомним, что мы изучали с вами на прошлых уроках?
Слайд 1. Итак. Кто и как изучает мир?
Ответы учащихся (У.- правильно – это ученые.)
Слайд 2. А кто такой ученый? (ответы детей)
Ученый – специалист в какой-либо области, внёсший реальный вклад
в науку.
Слайд 3. У.- А какие науки мы с Вами знаем?
- Послушайте стихотворение Марка Меламеда.
Укоряла дочку мать:
— Взять и куклу поломать!
— Мама, я же знать должна,
Как устроена она!
- Каким способом узнавала новое девочка?
Часто маленькие дети, чтобы узнать, как устроена игрушка, ломают ее.
Мы с вами уже второклассники и будем получать новые знания научным способом.
- Вспомните тему урока (Как ученые познают мир)
Как вы думаете, какие методы или способы используют ученые? (Предположения детей.)
Слайд 6
Наблюдение
Эксперимент (опыт)
Измерение
Описание
Слайд 7
Пояснение учителя. Что такое метод и какие методы существуют.
- Чем отличается опыт от наблюдения? (При проведении опыта исследователь повторяет, воспроизводит то или иное явление в лабораторных условиях.)
- Для чего можно использовать опыт как способ исследования?
(Чтобы узнать, что происходит с различными материалами при нагревании, охлаждении, как предметы взаимодействуют друг с другом.)
- Назовите этапы проведения опыта.
(Постановка цели, составление плана, запись результатов и вывода.)
- А теперь предположите, чем пользуются ученые во время своих исследований? С помощью чего?
Правильно, с помощью измерительных приборов.
Слайд 8 и 9.
Обсуждение с учащимися, какие приборы изображены и их назначение.
Работа с электронным учебником
Слайд 10.
Я хочу предложить вам удивительное путешествие в мир, который нас окружает. Но он свои тайны только внимательным и любознательным детям!!
Мы войдем в него исследователями.
2 этап. Постановка задач урока и предъявление новых знаний.
Итак, мы – ученые-исследователи и перед нами сегодня будут стоять сложные задачи:
-Изучить проблемы из разных отраслей науки,
-провести опыты или наблюдения,
-сделать выводы
-создать мини - проекты и презентовать их классу и нашим гостям.
Перейдем от теории к практике.
У каждой команды ученых за столом есть пакет документов
В пакете/ кейсе есть
-задание для исследования
-План работы
-Протокол для записи выводов
Начинайте работу с листа под номером 1
Я буду вашим консультантом и помощником
Не забудьте правила работы в группе ( мы их с вами повторяли)

4 этап. Подведение итогов. Выступления (мини-проекты) учащихся
Итак, подведем итоги нашего исследования.
Рефлексия:
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
\s