Программа по изобразительному искусству УМК Начальная школа XXI века 1 класс

I. Пояснительная записка
1. 1.Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа.
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса составлена на основе следующих документов:
Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Федерального государственного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Авторской программы «Изобразительное искусство» Л.Г.Савенковой и Е.А.Ермолинской
Основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с ФГОС НОО, разработанной на основании примерной программы НОО принятой в новой редакции в соответствии с изменениями ФГОС от 31.12.2015 г. № 1576, и утверждённой приказом по школе.
Учебного плана ГБОУ школы на 2016-2017 учебный год
Программа по изобразительному искусству разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; программы формирования универсальных учебных действий; программы «Изобразительное искусство» (авторы Л.Г. Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова).
Окружающий нас мир многообразен и многолик. Начало освоения изобразительного искусства связано с необходимостью научить детей наблюдать за предметами (людьми, животными и насекомыми), с развитием способности замечать единичное вокруг нас. Учебный курс «Изобразительное искусство» в начальной школе характеризуется комплексным подходом к освоению изобразительного искусства. Он направлен на развитие способностей и творческого потенциала ребёнка, формирование ассоциативно-образного, пространственного мышления, интуиции, на развитие эмоционально-образного, художественного типа мышления, обеспечивает становление целостного мышления растущего человека.
Данная программа учитывает передовой опыт современных направлений педагогики искусства в области художественного образования школьников, научно-методические концепции, технологии обучения, а также изменения культурного пространства России, появление новых имен, тенденций, произведений искусства.  Современный уровень социокультурного развития общества диктует иную культуру общения педагога  с учащимися  (ученик становится субъектом образовательного процесса), требует от учебных программ  созвучных педагогических характеристик, обеспечивающих полихудожественное развитие школьников.
Целью  уроков изобразительного искусства в начальной школе является реализация фактора развития, формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, активизация самостоятельной творческой деятельности, развитие интереса к природе и потребность в общении с искусством;  формирование духовных начал личности,  воспитание эмоциональной отзывчивости и  культуры  восприятия произведений профессионального и народного  (изобразительного) искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.
Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:
воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств, способности проявления себя в искусстве и формирование художественных и эстетических предпочтений;  
развитие творческого потенциала ребенка в условиях активизации воображения и фантазии, способности к эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; навыков сотрудничества в художественной деятельности;
освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;  
овладение выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные интересы и предпочтения детей, их желания выразить в своем творчестве свои представления об окружающем мире;
развитие  опыта художественного восприятия произведений искусства.
1.2. Место и роль учебного курса в учебном плане образовательного учреждения.
На изучение предмета в 1 классе отводится 1 ч  в  неделю 33 ч в год.
Место предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане ГБОУ школы определяется на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации.
Данная программа детализирует и раскрывает содержание стандарта по изобразительному искусству, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета.

1.3. Информация об используемом учебно-методическом комплекте.
Учебно-методическая литература:
Учебник: Изобразительное искусство: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинская. –М.: Вентана-Граф, 2011.
Методическое пособие: Изобразительное искусство: 1-4 класс: методическое пособие / Л.Г.Савенкова. –М.: Вентана-Граф. 2011.
Изобразительное искусство: 1 класс: методические разработки уроков. Органайзер для учителя / Е.А. Ермолинская. –М.: Вентана-Граф. 2011.Изобразительное искусство: 1-4 класс: интегрированная программа / Л.Г.Савенкова. –М.: Вентана-Граф. 2011.
Савенкова Л.Г. Интегрированная программа 1-4 класс.М.: Вентана-Граф, 2011

1.4. Формы промежуточного, итогового контроля, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
Формы контроля уровня обученности – викторины, кроссворды, отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Обучение изобразительному искусству в 1 классе строится без отметок.
Личностные планируемые результаты отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к изучаемой образовательной области, личностные качества, которые появляются и совершенствуются с помощью курса «Изобразительное искусство». Эти результаты не подлежат итоговой оценке в виде отметки и не являются критерием перевода учащегося в основную школу.
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

1.5. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
- целостное, гармоничное восприятие мира;
- интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями;
- умение формулировать, осознавать, передавать своё настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности;
- способность выражать свои чувства, вызванные состоянием природы;
- способность различать звуки окружающего мира (пение птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, жужжание насекомых, уличный гул, различные звуки машин, голоса людей в доме, в школе, в лесу);
- представление о том, что у каждого живого существа есть своё жизненное пространство;
- самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение её этапов;
- умение доводить работу до конца;
- способность предвидеть результат своей деятельности;
- адекватная оценка результатов своей деятельности;
- способность работать в коллективе;
- умение работать индивидуально и в малых группах;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать собственное мнение.
Метапредметные результаты
- постановка учебной задачи и контроль её выполнения (умение доводить дело до конца);
- принятие и удержание цели задания в процессе его выполнения;
- самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса;
- самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение её этапов;
- умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;
- умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний;
- умение применять приобретённые знания по одному предмету при изучении других общеобразовательных дисциплин;
- умение выполнят по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно- творческих задач;
- умение проводить самостоятельные исследования;
- умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;
- умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний;
- умение находить нужную информацию в Интернете;
- участие в тематических обсуждениях и выражение своих предложений;
- умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым (логическим) содержанием;
- обогащение словарного запаса, развитие умения описывать словами характер звуков, которые «живут» в различных уголках природы, понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе;
- умение пересказывать небольшие тексты (сказки, рассказы), вычленять сюжет, сочинять собственный сюжет, создавать мини-рассказы по своему сюжету;
- понимание и передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного (в музыке, литературе, народной речи, разных видах и жанрах искусства);
- умение сопоставить события, о которых идёт речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделение общего и различного между ними;
- умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом.
Предметные результаты
- сформированность представлений об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснять это на доступном возрасту уровне;
- умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которое они вызывают, элементарно оценивать их с точки зрения эмоционального содержания;
- умение сравнивать описания, произведения искусства на одну тему;
- способность обосновывать своё суждение, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства;
- умение высказывать предположения о сюжете по иллюстрации (самостоятельное развитие сюжета), рассказывать о своём любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге;
- умение фиксировать своё эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства;
- сформированность представлений о природном пространстве и архитектуре разных народов;
- сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знание архитектурных памятников своего региона, их истории;
- активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека;
- понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природы как основы всей жизни человечества;
- понимание зависимости народного искусства от природных и климатических особенностей местности, его связи с культурными традициями, мировоззрением народа;
- умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом;
- умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства – словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном;
- умение развивать предложенную сюжетную линию (сочинение общей сказки, пьесы и т.п.);
- сформированность навыков использования средств компьютерной графики в разных видах творческой деятельности;
- умение выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства (изобразительного, музыкального; хореографии, литературы), понимать специфику выразительного языка каждого из них;
- умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла;
- умение сравнивать произведения на одну тему, относящиеся к разным видам и жанрам искусства;
- умение распознавать выразительные средства, использованные автором для создания художественного образа, выражения идеи произведения;
- умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.

II. Содержание тем учебного курса
I. Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму (16 часов)
1.1. Изучение окружающего предметного мира и мира природы (связь изобразительного
искусства с природой).
1.2. Формирование представлений учащихся о происхождение искусства. Наскальная живопись, рисунки древних людей. Чем и как рисовали люди. Инструменты и художественные материалы современного художника.
1.3. Развитие наблюдательности, формирование умения передавать в цвете свое впечатление от увиденного в природе и окружающей действительности.
1.4. Освоение всей поверхности листа и ее гармоничное заполнение. Первые представления о композиции.
1.5. Развитие представлений об основных направлениях: «вертикально», «горизонтально», «наклонно». Передача в рисунке наблюдаемого в действительности.
1.6. Развитие интереса к разнообразию цвета, форм и настроений в природе из окружающей действительности. Изображение предметов в открытом пространстве.
1.7. Развитие понятия зрительной глубины и ее передача в рисунке: выделение первого плана, главного элемента в композиции.
1.8. Развитие наблюдательности за изменениями в природе и окружающей жизни. Развитие представлений о пространстве в искусстве.
1.9. Получение нового цвета путем смешения двух красок, выполнение плавных переходов одного цвета в другой. Наблюдение: как с помощью белой краски можно изменить цвет.
1.10. Развитие интереса к объектам животного мира природы. Наблюдение за красотой и выразительностью движений животных, птиц, рыб.
1.11. Формирование представлений о рельефе. Лепка рельефа: развитие представлений о «ближе- дальше», «дальше-выше». Загораживание предметов в рисунке с сохранением их взаимного расположения: рядом, над, под.
1.12. Развитие индивидуального чувства формы.
1.13. Передача движения в объеме, знакомство с понятием динамики. Формирование представлений о соразмерности изображаемых объектов.
1.14. Стилизация природных форм в декоративные. Освоение техники бумажной пластики.
1.15. Изображение по представлению с помощью разнообразных по характеру начертания линий. Передача ощущения нереального сказочного пространства: предметы, люди в пространстве.
1.16. Конкретное, единичное в пространстве природы и жизни.
1.17. Навыки работы гуашевыми красками. Развитие представлений о цвете в декоративном искусстве: цвет и краски. Цвет и форма в искусстве. Цвет и настроение.
II. Развитие фантазии и воображения (11 часов)
Преобразование наблюдаемого в жизни в творческий продукт. Развитие эстетических чувств ребенка, интереса к разнообразию цвета, форм, звуков, жестов, движений, запахов. Интонации в природе, искусстве и жизни и их отображение в творческих работах.
2.1.Развитие ассоциативного мышления и освоение техники работы кистью и палочкой, «кляксографии».
2.2. Развитие представлений о контрастных и нюансных (сближенных) цветовых
отношениях. Передача сюжета в работе. Развитие умения порождать свой сюжет.
2.3. Развитие ассоциативных форм мышления. Звуки окружающего мира. Передача настроения, впечатления от услышанного в цвето- музыкальных композициях.
2.4. Изображение движения.
2.5. Развитие интереса и внимания к цвету в живописи, звукам в музыке, словам в стихах, ритму, интонации. Развитие наблюдательности, умение видеть необычное в обычном.
2.6.Связь между звуками в музыкальном произведении, словами в стихотворении и в прозе. Различение звуков природы и окружающего мира. Прогулки в лес, в парк, по городу, зоопарку.
2.7. Скульптура как вид изобразительного искусства. Пластические мотивы в объемной форме.
2.8. Работа с крупными формами. Конструирование замкнутого пространства. Создание глубинно-пространственной композиции, в том числе, по мотивам литературных произведений.
2.9. Творческая деятельность по оформлению помещения (интерьера).
2.10. Форма и украшение в народном искусстве.
2.11. Контраст и нюанс в цвете и форме, в словах, звуках музыки, настроении.
III. Художественно-образное восприятие изобразительного искусства музейная педагогика (6 часов)
3.1. Изобразительное искусство в среде других искусств. Связь изобразительного искусства с действительностью.
3.2. Материалы и инструменты художника (холст, кисти, краски, карандаш, бумага, камень, металл, глина).
3.3. Представление о картине, рисунке, скульптуре, декоративной композиции, произведениях декоративно - прикладного искусства. Их эстетические особенности.
3.4. Наблюдение за изменениями цвета и настроения в природе, многообразие цветовых оттенков осенних листьев. Экскурсия в парк или лес.
3.5. Представление работы художника-скульптора и о скульптуре. Скульптура в музее и вокруг нас. Образы людей и животных в скульптуре. Выразительность формы и силуэта в скульптуре.
3.6. Знакомство с крупнейшими музеями России. Государственная Третьяковская галерея. Государственный Эрмитаж. Музей под открытым небом

III. тематическое планирование


Наименование разделов и тем
Всего часов
Содержание темы
Номера уроков

1
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму
16
Наблюдение окружающего предметного мира и мира природы, явлений природы и создание на основе этого наблюдения художественного образа. Создание цветовых композиций на передачу характера светоносных стихий в природе. Приёмы работы  красками и кистью. Использование в работе тонированной бумаги и разнообразных материалов. Выбор материалов и инструментов для изображения. Передача в цвете своего настроения, впечатления от увиденного в природе, окружающей действительности. Изображение по памяти и представлению. Гармоничное заполнение всей изобразительной плоскости. Обсуждение картин, выполненных детьми: особенности работы на листе бумаги. Передача в рисунке направления: вертикально, горизонтально, наклонно. Проведение различных линий графическими материалами. Наблюдение за разнообразием цвета, форм и настроений в природе и окружающей действительности и передача их в рисунке. Использование элементарных правил композиции: главный элемент, его выделение цветом и формой. Представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство, передача его в рисунке. Представление о набросках и зарисовках. Получение сложных цветов путём смешения двух красок. Выполнение этюдов в пластилине или глине по памяти и наблюдению. Создание коллективных композиций из вылепленных игрушек. Изображение предметов в рельефном пространстве: ближе – ниже, дальше – выше. Передача простейшей плановости пространства и динамики (лепка в рельефе с помощью стеки). Освоение техники лепки из целого куска (глины, пластилина). Передача в объёме характерных форм игрушек по мотивам народных промыслов. Создание коллективных композиций. Работа с готовыми формами. Овладение графическими материалами: карандашом, фломастером и др. Создание несложного орнамента из элементов, подсмотренных в природе. Работа с палитрой и гуашевыми красками..
1-3, 5-6, 9-12, 16-17, 19-22, 27

2
Развитие фантазии и воображения
11
Импровизация в цвете, линии, объёме в процессе восприятия музыки, поэтического слова. Отображение контраста и нюанса в рисунке. Создание цветовых композиций по ассоциации с музыкой. Передача в слове характера звуков, которые «живут» в данном уголке природы. Передача движения и настроения в рисунке. Наблюдения за объектами окружающего мира. Создание творческих работ по фотоматериалам и на основе собственных наблюдений. Импровизация на темы контраста и нюанса (сближенные цветовые отношения). Сравнение с контрастом и нюансом в музыке и танце, слове. Проведение самостоятельных исследований на тему «Цвет и звук». Передача динамики, настроения, впечатления в цветовых композициях без конкретного изображения. Связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе. Звуки природы (пение птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, падающей воды, жужжание насекомых и др.) и окружающего мира (шум на улице, различные звуки машин, голоса людей в доме, в школе, в лесу). Передача в слове своих впечатлений, полученных от восприятия скульптурных форм. Работа с крупными формами. Конструирование замкнутого пространства с использованием больших готовых форм. Конструирование из бумаги и создание народной игрушки из ниток и ткани. Создание композиции по мотивам литературных произведений..
7, 14, 18, 24-26, 28-32

3
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика)
6
Представление об изобразительном искусстве, связи искусства с действительностью. Участие в обсуждении тем «Какие бывают художники – живописцы, скульпторы, графики?», «Что и как изображает художник-живописец и художник-скульптор?». Материалы и инструменты разных художников – живописца, графика, прикладника, архитектора, художника. Различие жанров изобразительного искусства. Эмоциональная оценка и образная характеристика произведений художника. Выражение своего эстетического отношения к работе. Наблюдение, восприятие и эмоциональная оценка картины, рисунка, скульптуры, декоративных украшений изделий прикладного искусства. Проведение коллективных исследований по творчеству художников. Представление об особенностях работы скульптора, архитектора, игрушечника, дизайнера. Понятия «форма», «силуэт», «пропорции», «динамика в скульптуре». Роль и значение музея. Комментирование видеофильмов, книг по искусству. Выполнение зарисовок по впечатлению от экскурсий, создание композиций по мотивам увиденного.
4, 8, 13, 15, 23, 33


Итого
33


IV. Требования к уровню подготовки учащихся
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства
музейная педагогика
Выпускник научится:
различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
Выпускник получит возможность научиться:
воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д. в природе, на улице, в быту);
высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Развитие фантазии и воображения
Выпускник научится:
создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать
их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания
выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Развитие дифференцированного зрения:
перевод наблюдаемого в художественную форму
Выпускник научится:
осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
Выпускник получит возможность научиться:
видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своё отношение;
изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.

V. Перечень учебно-методического и материально-технического
обеспечения образовательного процесса
Материально – техническое обеспечение программы
Для организации и проведения уроков изобразительного искусства необходим отдельный кабинет, в котором должны быть:
- раковина и кран с холодной водой;
- специально оборудованное место для учителя: большая доска (желательно белая), экран, мультимедийная установка, компьютер;
- комплект наглядных пособий для демонстрации на уроке, в том числе диски с репродукциями картин художников из крупнейших музеев мира, видеофильмами, музыкальными произведениями, предусмотренными школьной программой.
Парты с поднимающимися столешницами, позволяющими располагать работу вертикально или наклонно. Специальные мольберты для работы.
Отдельное помещение, оснащённое стеллажами и шкафами – хранить: баночки для воды, краски, кисти, бумагу и выполненные детские работы; предметы для составления натюрмортов и выполнения иллюстраций; инструмента и приспособления для организации и проведения выставок детского творчества.
Специфическое сопровождение (оборудование)
1) репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы;
2) портреты русских и зарубежных художников;
3) таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента;
4) таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта;
5) схема рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека;
6) таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно- прикладному искусству;
7) открытки и календари с репродукциями художников, фотокалендари с изображением пейзажей, художественные фотокалендари с изображением цветов и натюрмортов; животных и птиц; насекомых;
8) стеллажи для хранения художественных материалов, бумаги и детских работ, книг, таблиц;
9) складные мольберты с планшетами;
10) демонстрационные столики;
11) разнообразные художественные материалы и атрибуты для художественного творчества.
Электронно – программное обеспечение
1) электронные библиотеки по искусству, DVD-фильмы по изобразительному искусству, о природе, архитектуре;
2) записи классической и народной музыки;
3) специализированные цифровые инструменты учебной деятельности (компьютерные программы).
Технические средства обучения
1) интерактивная лоска;
2) компьютер с художественным программным обеспечением;
3) музыкальный центр;
4) демонстрационная доска для работы маркерами;
5) цифровой фотоаппарат;
6) сканер, ксерокс и цветной принтер.
Список литературы
1) Методическое пособие: Изобразительное искусство: 1-4 класс: методическое пособие / Л.Г.Савенкова. –М.: Вентана-Граф. 2011.
2) Изобразительное искусство: 1 класс: методические разработки уроков. Органайзер для учителя / Е.А. Ермолинская. –М.: Вентана-Граф. 2011.Изобразительное искусство: 1-4 класс: интегрированная программа / Л.Г.Савенкова. –М.: Вентана-Граф. 2011.
3) Савенкова Л.Г. Интегрированная программа 1-4 класс.М.: Вентана-Граф, 2011
Список учебных пособий
Учебно-методическая литература:
1) Учебник: Изобразительное искусство: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинская. –М.: Вентана-Граф, 2011.
VI. Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству для учащихся 1 класса
УМК «Начальная школа XXI века» (33 часа в год, 1 час в неделю)

Дата
Тема урока
Кол-во часов
Тип/ форма урока
Планируемые результаты обучения
Вид и формы контроля


План
Факт



Освоение предметных знаний
Метапредметные УУД
Личностные УУД


Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) (3 часа)




Кто такой художник? Освоение техники работы кистью и красками.

1
Урок открытия нового знания/
Беседа, учебный практикум
Различать характер и эмоциональные состояния в природе и искусстве, возникающие в результате восприятия художественного образа (связь изобразительного искусства с природой). Создавать цветовые композиции на передачу характера светоносных стихий в природе (грозы, огня, дождя, северного сияния, радуги, цветущего луга). Овладевать приёмами работы красками и кистью.
Познавательные:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Регулятивные:
Самостоятельно мотивировать учебно – познавательный процесс.
Коммуникативные:
Описывать словами характер звуков, которые «живут» в различных уголках природы.
Целостно, гармонично воспринимать мир.
Текущий Практическая работа





Чем и как рисовали люди.

1
Урок открытия нового знания/
Урок- путешествие
Представлять, откуда и когда появилось искусство. Изучать природные объекты (камни, листья, ракушки, кору деревьев и др.). Использовать в работе тонированную бумагу; работать, подражая неведомому художнику. Выбирать материал и инструменты для изображения.
Познавательные:
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Регулятивные:
Понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе.
Коммуникативные:
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Проявлять интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями.
Текущий Практическая работа




Знакомство с палитрой. Создание своих цветов и оттенков.

1
Урок рефлексии/ Урок-исследование
Развивать способность наблюдать и замечать разнообразие цвета и формы в природе. Передавать в цвете своё настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности. Изображать по памяти и представлению.
Познавательные:
Пересказ небольших текстов (сказок, рассказов), вычленение сюжета, сочинение собственного сюжета, создание мини-рассказа по своему сюжету.
Регулятивные:
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Коммуникативные:
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.


Уметь формулировать, осознавать, передавать своё настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности.
Текущий
Беседа

Художественно- образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) (1 час)




Взаимосвязь изобразительного искусства с природой, жизнью и другими видами искусств.
1
Урок открытия нового знания/
Проблемный
Иметь представления об изобразительном искусстве, о связи искусства с действительностью; высказывать свои представления и объяснять их.
Познавательные:
Уметь сопоставлять события, о которых идёт речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделять общее и различия между ними.
Регулятивные:
Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.
Коммуникативные:
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Выражать свои чувства, вызванные состоянием природы.
Текущий
Викторина

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) (2 часа)




Художник- живописец. Первые представления о композиции.

1
Урок открытия нового знания/
Урок- путешествие
Воспринимать и эмоционально оценивать образную характеристику произведений художника.
Различать средства художественной выразительности. Высказывать своё эстетическое отношение к работе.
Наблюдать, воспринимать и эмоционально оценивать картину.
Выражать своё отношение и объяснять роль и значение искусства в жизни.
Участвовать в беседах о красоте пейзажа в природе и искусстве; об отображении времён года в пейзажной живописи, в музыке и поэзии. Наблюдать за животными и изображать их. Иметь представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство, уметь передавать его в рисунке. Иметь представление о набросках и зарисовках.
Познавательные:
Понимать и передавать свои впечатления от услышанного, увиденного, прочитанного (в музыке, литературе, народной речи, разных видах и жанрах искусства).
Регулятивные:
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Коммуникативные:
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Различать звуки окружающего мира (пение птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, жужжание насекомых, уличный гул, различные звуки машин, голоса людей в доме, в школе, в лесу).
Текущий
Беседа




Художник- график. Знакомство с разными художественными материалами (гуашью, пастелью, тушью, карандашом).
1
Урок общеметодологической направленности./ Урок совершенствование
Передавать с помощью линии и цвета нужный объект. Представлять и передавать в рисунке направления: вертикально, горизонтально, наклонно. Размещать на рисунке предметы в разных положениях. Работать по наблюдению (выполнять упражнения на проведение различных линий графическими материалами).
Познавательные:
Уметь сопоставить события, о которых идёт речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделить общее и различное между ними.
Регулятивные:
В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся критериев.
Коммуникативные:
Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
Иметь представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство.
Текущий
Выставка

Развитие фантазии и воображения (1 час)




Фломастеры. Придумываем, сочиняем, творим.
1
Урок общеметодологической направленности./ Урок совершенствование
Импровизировать на темы контраста и нюанса (сближенные цветовые отношения). Сравнивать контраст и нюанс в музыке и танце, слове; повседневные звуки с музыкальными (нахождение различий и сходства).
Познавательные:
Пополнять словарный запас. Уметь проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей.
Регулятивные:
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Коммуникативные:
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
Самостоятельно мотивировать свою деятельность, определять цель работы (задания) и выделять её этапы.
Текущий
Викторина

Художественно – образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) (1 час)




Идём в музей. Художник – скульптор. Скульптура в музее и вокруг нас.
1
Урок общеметодологической направленности./ Урок Экскурсия
Участвовать в обсуждениях на темы: «Какие бывают художники: живописцы, скульпторы, графики». Проводить коллективные исследования о творчестве художников. Представлять особенности работы скульптура, архитектора, игрушечника, дизайнера. Называть и объяснять понятия: форма, силуэт, пропорции, динамика в скульптуре. Воспринимать и оценивать скульптуру в музее и в окружающей действительности.
Познавательные:
Проектирование (планирование) самостоятельной деятельности в соответствии с предлагаемой учебной задачей.
Регулятивные:
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Коммуникативные:
Учиться согласованно работать в группе.
Уметь доводить работу до конца.
Текущий Кроссворд

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) (4 часа)




Лепка рельефа на свободную тему.
1
Урок открытия нового знания/
Урок- практикум
Изображать предметы в рельефном пространстве: ближе ниже, дальше выше. Передавать простейшую плановость пространства и динамику (лепка в рельефе с помощью стеки).
Познавательные:
Уметь критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний.
Регулятивные:
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Коммуникативные:
Учиться распределять работу между участниками проекта.
Предвидеть результат своей деятельности.
Текущий Выставка




Времена года. Тёплые и холодные цвета.

1
Урок общеметодологической направленности./
Урок - игра
Наблюдать природные явления, особенности объектов природы, настроения в природе. Уметь замечать и передавать в рисунке разнообразие цвета, форм и настроений в природе.
Познавательные:
Умение применять приобретённые знания по одному предмету при изучении других общеобразовательных дисциплин.
Регулятивные:
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Коммуникативные:
Понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы.
Адекватно оценивать результаты своей деятельности.
Текущий
Беседа




Времена года. Основные и составные цвета. Понятие оттенка.

1
Урок открытия нового знания/
Урок-исследование
Получать сложные цвета путём смешения двух красок (жёлтый-красный, синий-жёлтый, красный-синий); составлять оттенки цвета, используя белую и чёрную краски. Передавать с помощью цвета настроение, впечатление в работе, создавать художественный образ.
Познавательные:
Уметь выполнять по образцу и самостоятельное действие при решении отдельных учебно- творческих задач.
Регулятивные:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Коммуникативные:
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Уметь работать в коллективе.
Текущий
Обсуждение




Освоение техники бумажной пластики. Аппликация.
1
Урок общеметодологической направленности./
Учебный практикум
Уметь наблюдать и замечать изменения в природе и окружающей жизни. Вносить свои изменения в декоративную форму. Работать с готовыми формами. Создавать коллективные работы.
Познавательные:
Уметь проводить самостоятельные исследования.
Регулятивные:
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Коммуникативные:
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Уметь работать индивидуально и в малых группах.
Текущий Выставка

Художественно – образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) (1 час)




Мастерская художника.
1
Урок открытия нового знания/
Урок - экскурсия
Наблюдать за работой художника (в мастерской, используя фильм, описание в книге). Коллективные рассуждения о художниках и их работе. Участвовать в обсуждениях на темы: «Какие бывают художники: живописцы, скульпторы, графики», «Что и как изображает художник-живописец и художник-скульптор».
Познавательные:
Уметь проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей.
Регулятивные:
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Коммуникативные:
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Слушать и слышать собеседника, вести и поддерживать диалог, аргументированно отстаивать собственное мнение.
Текущий
Беседа/


Развитие фантазии и воображения (1 час)




Художник – архитектор. Конструирование замкнутого пространства.
1
Урок открытия нового знания/
Проблемный
Работать с крупными формами.
Конструировать замкнутое пространство, используя большие
готовые формы (коробки, упаковки, геометрические фигуры, изготовленные старшеклассниками или родителями). Конструировать из бумаги и создавать народные игрушки из ниток и ткани. Создавать глубинно-пространственную композицию, в том числе по мотивам литературных произведений. Использовать в работе готовые объёмные формы, цветную бумагу, гуашь.
Украшать интерьер аппликацией или росписью.
Познавательные:
Самостоятельно мотивировать свою деятельность, определять цели работы (задания) и выделять её этапы.
Регулятивные:
Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.
Коммуникативные:
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Самостоятельно мотивировать свою деятельность, определять цель работы (задания) и выделять её этапы.

Текущий Выставка

Художественно – образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) (1 час)




Идём в музей.
1
Урок открытия нового знания/
Урок - экскурсия
Понимать и объяснять роль и значение музея в жизни людей.
Комментировать видеофильмы, книги по искусству.
Выполнять зарисовки по впечатлению от экскурсий, создавать композиции по мотивам увиденного.
Познавательные:
Ставить учебную задачу и контролировать её выполнение. Уметь доводить дело до конца.
Регулятивные:
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Коммуникативные:
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Предвидеть результат своей деятельности.
Текущий
Коллективная работа

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) (2 часа)




Художник – прикладник.

1
Урок открытия нового знания/
Беседа
Иметь представление о стилизации: перевод природных форм в декоративные. Создавать несложный орнамент из элементов, подсмотренных в природе (цветы, листья, трава, насекомые, например жуки, и др.)
Уметь работать с палитрой и гуашевыми красками.
Понимать взаимодействие цвета и формы в декоративном искусстве; цвета и настроения.
Создавать подарки своими руками.
Уметь видеть и передавать необычное в обычном.
Познавательные:
Самостоятельно мотивировать свою деятельность, определять цели работы (задания) и выделять её этапы.
Регулятивные:
В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся критериев.
Коммуникативные:
Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
Адекватно оценивать результаты своей деятельности.
Текущий Выставка




Делаем игрушки сами.

1
Урок комплексного применения знаний/
Урок - практикум
Передавать в объёме характерные формы игрушек по мотивам народных промыслов. Передавать в декоративной объёмной форме характерные движения животного.
Проявлять интерес к окружающему предметному миру и разнообразию форм в образах народного искусства.
Представлять соразмерность форм в объёме. Представлять и создавать несложные декоративные объёмные композиции из цветного пластилина с использованием готовых форм.
Создавать коллективные композиции.
Познавательные:
Уметь проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей.
Регулятивные:
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Коммуникативные:
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
Уметь работать в коллективе.
Текущий Выставка

Развитие фантазии и воображения (1 час)

18


Кляксография. Освоение техники работы «от пятна».
1
Урок открытия нового знания/
Смешанного вида
Уметь импровизировать в цвете, линии, объёме на основе восприятия музыки, поэтического слова, художественного движения.
Познавательные:
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Регулятивные:
Умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний.
Коммуникативные:
Учиться согласованно работать в группе.
Самостоятельно мотивировать свою деятельность, определять цель работы (задания) и выделять её этапы.
Текущий Выставка

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) (4 часа)

19


Какие бывают картины? Пейзаж.

1
Урок открытия нового знания/
Смешанного вида
Изображать предметы в рельефном пространстве: ближе ниже, дальше выше.
Передавать простейшую плановость пространства и динамику.
Познавательные:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Регулятивные:
Уметь проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей.
Коммуникативные:
Учиться распределять работу между участниками проекта.
Целостно, гармонично воспринимать мир.
Текущий
Викторина


20


Какие бывают картины: портрет.

1
Урок открытия нового знания./ Проблемный урок.
Передавать характерные черты внешнего облика человека.
Использовать пропорциональные соотношения лица.
Изображать портреты, передавать свое отношение к персонажу.
Познавательные:
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Регулятивные:
Уметь критически оценивать результаты своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний.
Коммуникативные:
Понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы.
Проявлять интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями.
Текущий
Беседа


21


Какие бывают картины: сюжет.

1
Урок комплексного применения знаний/
Урок-исследование
Наблюдать за окружающими предметами, деревьями, явлениями природы, настроением в природе и конструктивными особенностями природных объектов. Уметь замечать и передавать в рисунке разнообразие цвета, форм и настроений в природе и окружающей действительности (формы вещей, звуки и запахи в природе, движения людей, животных, птиц).
Познавательные:
Уметь находить информацию в Интернете.
Регулятивные:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Коммуникативные:
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Уметь формулировать, осознавать, передавать своё настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности.
Текущий
Выставка


22


Какие бывают картины: натюрморт.

1
Урок общеметодологической направленности./ Учебный практикум
Наблюдать за окружающими предметами, деревьями, явлениями природы, настроением в природе и конструктивными особенностями природных объектов. Уметь замечать и передавать в рисунке разнообразие цвета, форм, настроений в природе и окружающей действительности.
Познавательные:
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Регулятивные:
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Коммуникативные:
Участвовать в тематических обсуждениях и выражать свои предложения.
Выражать свои чувства, вызванные состоянием природы.
Текущий Практическая работа


Художественно – образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) (1 час)

23


Идём в музей. Жанры изобразительного искусства.

1
Урок открытия нового знания/
Урок - экскурсия
Отличать материалы и инструменты художников живописца, графика, прикладника, архитектора, скульптора. Понимать, каким образом художник изображает предметы и события. Различать жанры изобразительного искусства и уметь их группировать, представить и объяснить.
Воспринимать и эмоционально оценивать образную характеристику произведений художника. Различать средства художественной выразительности. Высказывать своё эстетическое отношение к работе. Наблюдать, воспринимать и эмоционально оценивать картину, рисунок, скульптуру, декоративные украшения изделий прикладного искусства. Выражать своё отношение и объяснять роль и значение искусства в жизни. Участвовать в беседах о красоте пейзажа в природе и искусстве; об отображении времён года в пейзажной живописи, в музыке и поэзии.
Познавательные:
Выражать своё отношение и объяснять роль и значение искусства в жизни.
Регулятивные:
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Коммуникативные:
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Самостоятельно мотивировать свою деятельность, определять цель работы (задания) и выделять её этапы.
Текущий
Беседа

Развитие фантазии и воображения (3 часа)

24


Иллюстрация: рисунок в книге.
1
Урок открытия нового знания/
Урок игра
Использовать материал литературных образов в лепке (герои сказок, декоративные мотивы).
Создавать из работ коллективные композиции.
Познавательные:
Уметь пересказывать небольшие тексты (сказки, рассказы), вычленять сюжет, сочинять собственный сюжет, создавать мини-рассказы по своему сюжету.
Регулятивные:
Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.
Коммуникативные:
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Предвидеть результат своей деятельности.
Текущий. Коллективная работа


25


Природа – великий художник.

1
Урок общеметодологической направленности./ Урок совершенствование
Уметь наблюдать и замечать изменения в природе и окружающей жизни.
Передавать в рисунке форму, цвет предметов и явлений, наблюдаемых в природе.
Познавательные:
Понимать и передавать свои впечатления от услышанного, увиденного, прочитанного (в музыке, литературе, народной речи, разных видах и жанрах искусства).
Регулятивные:
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Коммуникативные:
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Адекватно оценивать результаты своей деятельности.
Текущий Выставка

26


Времена года.

1
Урок рефлексии./
Практикум
Передавать контрастные и нюансные цветовые отношения в небольших композициях в технике отрывной аппликации, с помощью гуаши или акварели.
Привносить свой предмет в создаваемое пространство, не нарушая его целостности.
Познавательные:
Сопоставлять события, о которых идёт речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделять общее и различное между ними.
Регулятивные:
В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся критериев.
Коммуникативные:
Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
Уметь работать в коллективе.
Текущий Выставка

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) (1 час)

27


Акварель.

1
Урок открытия нового знания./ Проблемный урок.
Наблюдать и передавать динамику, настроение, впечатление в цветомузыкальных композициях (цветовые композиции без конкретного изображения). Примерные задания: бегущее животное или птицы; ветер в траве или среди деревьев; музыка ветра и дождя. Понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и в прозе.
Различать звуки природы (пение птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, гул падающей воды, жужжание насекомых и др.) и окружающего мира (шум на улице, звуки машин, голоса людей в доме, в школе, в лесу).
Работать графическими материалами: акварель, пастель.
Познавательные:
Сопоставлять события, о которых идёт речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделять общее и различное между ними.
Регулятивные:
В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся критериев.
Коммуникативные:
Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

Слушать и слышать собеседника, вести и поддерживать диалог, аргументированно отстаивать собственное мнение.
Выставка/
Текущий

Развитие фантазии и воображения (5 часов)

28


Сказка с помощью линии.

1
Урок открытия нового знания/
Урок игра
Создавать свободные композиции по представлению с помощью разнообразных линий. Развивать представление о различии цвета в искусстве и окружающем предметном мире. Уметь работать графическими материалами: карандашом, фломастером и др.
Познавательные:
Ставить учебную задачу и контролировать её выполнение. Уметь доводить дело до конца.
Регулятивные:
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Коммуникативные:
Учиться согласованно работать в группе.

Слушать и слышать собеседника, вести и поддерживать диалог, аргументированно отстаивать собственное мнение.
Текущий Выставка

29


Рисование животных из клякс.

1
Урок общеметодологической направленности./
Урок совершенствование
Работа на плоскости
Уметь импровизировать в цвете, линии, объёме на основе восприятия музыки, поэтического слова, художественного движения.
Познавательные:
Принимать и удерживать цель задания в процессе его выполнения.
Регулятивные:
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Коммуникативные:
Учиться согласованно работать в группе.
Самостоятельно мотивировать свою деятельность, определять цель работы (задания) и выделять её этапы.
Текущий Выставка

30


Лепим животных.

1
Урок общеметодологической направленности./
Урок совершенствование
Вычленять в окружающем пространстве художественно-организованные объёмные объекты.
Улавливать и передавать в слове свои впечатления, полученные от восприятия скульптурных форм.
Познавательные:
Самостоятельная мотивация учебно- познавательного процесса.
Регулятивные:
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Коммуникативные:
Учиться распределять работу между участниками проекта.
Уметь доводить работу до конца.
Текущий Выставка

31


Изготовление птиц из бумаги на основе наблюдения.
1
Урок общеметодологической направленности./
Урок совершенствование
Конструировать из бумаги и создавать народные игрушки из ниток и ткани.
Создавать глубинно-пространственную композицию, в том числе по мотивам литературных произведений.
Использовать в работе готовые объёмные формы, цветную бумагу, гуашь.
Украшать изделие аппликацией или росписью.
Познавательные:
Самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение её этапов.
Регулятивные:
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Коммуникативные:
Учиться распределять работу между участниками проекта.

Предвидеть результат своей деятельности.
Текущий Выставка

32


Разноцветный мир природы.

1
Общеметодологической направленности/
Учебный практикум
Передавать контрастные и нюансные цветовые отношения в небольших композициях в технике отрывной аппликации, с помощью гуаши или акварели. Привносить свой предмет в создаваемое пространство, не нарушая его целостности.
Познавательные:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Регулятивные:
Умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой задачей.
Коммуникативные:
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Адекватно оценивать результаты своей деятельности.
Тематический / Обсуждение


Художественно – образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) (1 час)

33


Идём в музей. Времена года.
1
Урок общеметодологической направленности./
Урок - экскурсия
Понимать и объяснять роль и значение музея в жизни людей.
Комментировать видеофильмы, книги по искусству.
Выполнять зарисовки по впечатлению от экскурсий, создавать композиции по мотивам увиденного
Иметь представления об изобразительном искусстве, о связи искусства с действительностью; высказывать свои представления и объяснять их.
Познавательные: Умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым (логическим) содержанием.
Регулятивные: Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Коммуникативные:
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать и слышать собеседника, вести и поддерживать диалог, аргументированно отстаивать собственное мнение.
Беседа/
Текущий



Итого:
1. Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму –
изобразительное искусство и окружающий мир – 16 уроков;
2. Развитие фантазии и воображения -11 уроков; 3. Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) – 6 уроков.
Всего: 33 часа








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14915




Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 915