Внеклассное мероприятие Родина моя — Башкортостан мой

На крыльце школы встречают гостей 2 девушки в национальных костюмах
( башкирка, русская) держат национальные блюда. Произносят слова приветствия, каждая на родном языке:

(на башкирском языке)

Родина моя Башкортостан мой,
Мне бы превратиться в соловья.
Воспевать тебя я не устану,
Родина великая моя!
Директор: Приветствие Добро пожаловать!
(Гости заходят в фойе школы. Дети 14 человек в школьной форме читают стихотворение)

1чтец.Словно крыша над землею,
голубые небеса,
2 чтец. А под крышей голубою -
реки, горы и леса,
3 чтец. Океаны, пароходы,
и поляны, и цветы,
4 чтец. Страны все, и все народы,
и, конечно, я и ты!
5 чтец. Кружит в небе голубом
наш огромный круглый дом.
6 чтец. Под одною голубою
крышей мы живем.
7 чтец. Вместе мы с тобою в ответе
за чудесное жильё,
8 чтец. Потому что на планете
все твое и все мое:
9 чтец. И пушистые снежинки,
и река, и облака,
10 чтец. И травинки, и тропинки,
и вода из родника.
11 чтец. Дом кружится возле солнца,
чтоб дарить оно могло
12 чтец. И мир каждому оконцу
золотистое тепло.
13 чтец. Чтобы жили мы на свете,
не ругаясь, не грозя,
14 чтец. Как хорошие соседи
или добрые друзья.
ВСЕ ВМЕСТЕ: Я, ТЫ, ОН,ОНА- ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ!

( Гости проходят в гардероб, снимают верхнюю одежду и переходят в школьный музей.)
( Руководитель музея проводит обзорную экскурсию, знакомит с историей школы. 1

( Гости проходят в актовый зал. Звучат фанфары )

Старш.1 Пускай на глобусе ты кажешься листком,
Горячим занесённым ветерком,-
Башкирия моя! Твой сын простой,
Я восхищён твоею широтой!
Старш.2 Родной моей, единственной великой
Простёрлась ты от Ика до Яика,
И у тебя такие горы есть -
Вершин достичь орёл сочтёт за честь!..
Старш.1 Я с детства так люблю -
И гордость гор, и красоту долин,
И золото земли, и серебристость вод,
Но всех дороже мне родной народ!

(ХОР с песней о Башкортостане)

Старш.2 Мой друг! Что может быть милей Бесценного родного края?! Цветы здесь краше, травы зеленей, Щебечут птицы, край свой воспевая.

(Мультимедийная презентация фоном к словам о Башкортостане)

Чтец 1: «Прекрасен ты, чудесный край! Светлы и прозрачны, как глубокие, огромные чаши, стоят озера твои Кандры и Каратабынь. Многоводны и многообильны разнообразными породами рыб твои реки, то быстротекущие по долинам и ущельям между отраслями Уральских гор, то, и светло и тихо, незаметно катящиеся по ковылистым степям твоим, подобным яхонтам, нанизанным на нитку...»
Чтец 2: «Чудесной растительностью блистают твои тучные, черноземные, роскошные луга и поля... Свежи, зелены и могучи стоят твои разнородные черные леса, и рои диких пчел шумно населяют нерукотворные борти твои, занося их душистым липовым медом».
Чтец 3: «Как живописны и разнообразны, каждая в своем роде, лесная, степная и гористая твоя полоса, особенно последняя, по скату Уральского хребта, всеми металлами богатая, золотоносная сторона!»

(Башкирский танец)
Старш.1 Народ появляется на земле не сразу. Проходят века и века, прежде чем люди
начинают осознавать себя единым целым, и чувствуют они своё единство не везде,а где-то
в одном месте. С этим местом связаны легенды, предания, мифы. Именно здесь он
понимает, что отличается от других народов, что у него есть своя культура, свой образ
жизни, свой язык. 2
П
(Открывается занавес, на сцене - «Живая картинка», дети в национальных костюмах народов Башкортостана показывают картинки, изображающие хозяйственно-бытовой уклад жителей Башкортостана 19 века)

(Фильм о природе Башкортостана)

Старш.2 Давным-давно в этих местах, богатых лесом и горами жили люди из кыпсакского рода. В те времена на земле царили мир и покой. На необозримых просторах степей резвились ушастые косоглазые зайцы, косяками паслись олени и дикиелошади-тарпаны. В речках и озёрах водилось много бобров и рыбы. А в горах
находили себе пристанище красавицы-косули, степенные медведи, соколы-
белогорлики. Много ли, мало ли прошло времени род увеличивался, умножался.
Эта родовая ветвь постепенно разветвилась образовалось племя «башкортов».
Жили башкорты не тужили: занимались охотой, а охотники были такие меткие, что
стрелой попадали зверю в глаз. На просторах степей паслись табуны лошадей,
башкорты научились готовить бодрящий кумыс. Благодатные луга, по весне сладко
пахнувшие медовым духом, манили к себе трудолюбивых пчёл, приносящих свой дар
людям.

(Выбегают пчёлки. Пчёлки под музыку танцуют и кружатся на цветочной поляне.)

Пчёлка: жу-жу-жу, жу-жу-жу
Над цветами я кружу,
Собираю я пыльцу,
Собираю я нектар,
Чтобы вы были здоровы
Несу я его вам в дар.
(Угощают гостей мёдом)
(Песня на Нигматуллина Л.)
Чтец.1 Вот родина моя... Вот дикие пустыни!..
   Вот благодарная оратаю земля!
   Дубовые леса, и злачные долины,
   И тучной жатвою покрытые поля!
Чтец.2   Вот горы, до небес чело свое взносящи,
    Младые отрасли Рифейских древних гор,
   И реки, с пеною меж пропастей летящи,
   Разливом по лугам пленяющие взор!
  
Чтец.1   Вот окруженные башкирцев кочевьями
    Озера светлые, бездонны глубиной,
    И кони резвые, несчетны табунами
   В них смотрятся с холмов, любуяся собой!..
3

Старш.2 Эти восторженные строки о Башкирии принадлежат перу нашего земляка большого русского писателя С.Т. Аксакова. Да не только эти. Почти всё его творчество: будь то «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука», «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» или «Записки об уженье рыбы» - проникнуто горячей любовью к Башкирии, глубоким уважением к её народу.
Старш.1 В этом году мы празднуем 220-летие со дня его рождения.
«Один из главных и чудесных волшебников», - так отзывались современники писателя о нашем земляке.
Чтец.1 Ты известен России немало, Тебя славят потомки теперь. Ты для нас - гордость и слава, Наш любимец – Аксаков Сергей. Чтец.2 Дети все без изъятья читают, Что написано было тобой, И тебя с малых лет они знают, Стал всем нам ты родной.

Чтец.3 Твои бабочки, рыбки, цветочки,
Твоя Оля сестрица твоя,
Наша Дёма и дядька Евсеич -
Всё знакомо и все им родня.
Песня «Камушки» (Филиппов Егор)
Старш.2 Башкирская земля испокон веков славилась талантливыми людьми. Традиции Аксакова продолжаются в творчестве наших земляков. Здесь жили и творили Сергей Аксаков, Константин Иванов, Яков Ухсай, Фатих Карим, Динис Буляков
Старш.1 Среди наших педагогов и учеников есть люди, занимающиеся поэтическим творчеством (стихотворения Фроловой Э.В. и ученика)
Старш.2 Имя С.Т.Аксакова известно не только в нашей республике, но и широко за её пределами. Ежегодно со всех уголков света в нашу гостеприимную республику на Аксаковские дни съезжаются гости. Слово предоставляется гостям.....
Старш.1 Для наших гостей звучит музыкальный подарок в исполнении ансамбля скрипачей
( Чувашский танец)
Сташ.2 Где ещё можно найти такое многообразие народов, обычаев и традиций как в Башкортостане? И какой бы нации мы ни были, Башкортостан наша Родина, прекрасная частичка России.
Чтец 1. Не жить Башкортостану без России,
Народы наши мудростью велики.
Пусть мы многоязычны, многолики,
но пустословы нас не разделили.
Чтец 2. Кого б они сегодня не спросили:
«Что в дружбе той?
Лишь отблески и блики?» 4
Ответ один: «Мы дружбою велики,
И нам не жить без матушки-России!»
Чтец 3. Я всё отдам, лишь только б наши дети
не знали ссор и распрей междоусобных.
Они другими силами способны
Устроить жизнь счастливее и краше.
Чтец 4. Башкортостан! Взметнули кони гривой...
Не быть России без него счастливой.
Как матери без сына дорогого,
И не найти ей никого другого
С душой такой широкой и красивой.
( Хор с песней )
(Вручение подарков гостям)



























5





















15