Урок, посвященный изучению стихов о Великой Отечественной войне «Нам дороги эти позабыть нельзя…»

Сценарий урока по литературе
Стихи о Великой Отечественной войне
Тема: «Нам дороги эти позабыть нельзя»
(6 класс)

Не померкнет слава твоя в веках,
главный герой войны – Солдат!

Цель: знакомство учащихся с поэтическими произведениями К.М. Симонова, Д.С. Самойлова, С.С. Орлова, поэтов-кузбассовцев о Великой Отечественной войне;
- воспитание патриотизма, гордости за историческое прошлое нашей страны и малой родины.
Задачи:
Обучающая: формировать универсальные учебные действия через организацию пространства поиска, диалога, творчества.
Просветительская: приобщать к чтению поэтических произведений, познакомить с удивительными человеческими судьбами.
Эстетическая: показать непреходящий характер художественных ценностей.
Лингво-коммуникативная: развитие навыков устной и письменной речи (выступления с сообщениями, выразительное чтение поэтических произведений).
Воспитательная: развивать у учащихся чувство гражданственности, национальное самосознание. Способствовать развитию познавательных интересов учащихся.
Оборудование: выставка книг о Великой Отечественной войне, выставка рисунков учащихся на военную тему, презентация Power Point «Сороковые-роковые», аудиозаписи песни «Священная война», стихотворения «Жди меня».
Урок построен в соответствии с программными требованиями по развитию познавательной активности учащихся с помощью объяснительно-иллюстративного метода, диалога, элементов исследовательской деятельности; с использованием приемов групповой дискуссии с целью развития критического мышления учащихся.
В основу построения данного урока положены коммуникативные универсальные учебные действия, которые способствуют реализации одной из главных задач обучения - работе с различными видами информации.
В течение урока формируются познавательные универсальные учебные действия: структурирование знаний, извлечение необходимой информации, умение строить речевое высказывание.
В конце урока для обобщения изученного материала учащимся предложено выполнить работу по методу синквейна со словом «война».
При выборе методов и приемов мной учитывалось содержание учебного материала, уровень знаний, умений и навыков учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Определение учащимися темы урока.
На экране проектора слова: «Я порохом пропахнувшие строки из-под обстрела вынес на руках» С. Орлова.
Учитель: назовите ключевые слова в этом эпиграфе. (порох, обстрел, строки). Кому могли принадлежать эти слова? (ответы учащихся). Автор этих строк – Сергей Орлов. О чем он писал? Как будет звучать тема урока? (ответы учащихся).
III. Слово учителя:
В разные времена с разных сторон двигались на Русь иноземные полчища. Они шли жечь, грабить, убивать, они хотели покорить русских, хотели сделать их своими рабами. Но смело выходили наши предки. Не пугали их ни тучи стрел, ни сабли кривые, ни ядра чугунные.
Поднимались на защиту Отечества и стар, и млад, и бились с врагами либо до вздоха последнего, либо до часа победного. Есть в истории нашего народа даты, которые с течением времени не стираются из памяти людской. Одна из таких дат – 22 июня 1941 года.
(Звучит аудиозапись песни А.Александрова на слова В.Лебедева-Кумача «Священная война».)
1-й чтец: В нашу дверь постучался прикладом непрошенный гость.
Над Отчизной дыхание грозы пронеслось,
Слушай, Родина!
- В грозное время войны
Присягают победой твои боевые сыны.
Учитель: До победы пришлось идти нечеловечески трудным путём. Многие не вернулись с войны: пали на полях сражений или погибли в гитлеровских застенках, как например, неизвестный поэт, мечтавший вернуться на родину.
2-й чтец: Я вернусь к тебе, моя Россия,
Чтоб услышать шум твоих лесов,
Чтоб увидеть реки голубые,
Чтоб идти тропой твоих отцов.
Учитель: Призыв бороться, отдать все силы фронту звучал в поэзии военных лет.
3-й чтец: Илья Эренбург писал:
Они накинулись, неистовы,
Могильным холодом грозя,
Но есть такое слово «выстоять»,
Когда и выстоять нельзя.
И есть душа - она всё вытерпит,
И есть земля - она одна,
Большая, добрая, сердитая,
Как кровь, тепла и солона.
4-й чтец: Всем, что есть у тебя живого,
Чем страшна и прекрасна жизнь;
Кровью, пламенем, сталью, словом,
Задержи врага! Задержи!
Учитель: Мужеством русских восхищались друзья.
1-й чтец: Из письма парижан москвичам. Лето 1942 года. «Французский народ никогда не забудет, что Красная армия уничтожает Германскую армию, спасибо Москве.
2-й чтец: Из приветствия известного актера Ч.Чаплина, по случаю 25-летия Красной армии: «Россия, ты завоевала восхищение всего мира. Твои герои погибли недаромРусские, будущее - ваше».
Учитель: Героизм советских людей вызывал изумление даже у врагов, рождал у них страх.
3-й чтец: Из дневника румынского офицера: «12.08.1941. Мы сегодня снова попали в бой, который продолжался 17 часов. Поле засыпано трупами наших. Попадаются русские. Они как великаны. Пугает их вид. Все они с пальцами, зажатыми на винтовках».
Учитель: 1941-1945 гг. Черточка между двумя датами заключает сравнительно большой исторический срок. 1418 дней жизни страны. И каждый из них – это кровь и смерть, боль и горечь утрат, гибель лучших сыновей и дочерей России, радость больших и малых побед, каждая из которых – чудо бесстрашия и доблести.
Тебе 12,13 или немногим больше лет. Ты родился и вырос на мирной земле. Ты хорошо знаешь, как построить дом из песка. Но тебе трудно представить, как легко разрушаются дома от бомб и мин.
Ты знаешь, как можно проснуться от веселого майского грома или от команды «Подъем!». Но тебе невозможно представить, как легко обрывается сон свистом пуль и снарядов
Ты знаешь, как можно беседовать с другом о доме, о маме... А если через минуту бой, и друга не будет?!
Страшное слово - война
Живая память о беспримерном подвиге – стихи советских поэтов, участников грозных событий Великой Отечественной войны.
Набатным колоколом зазвучали их голоса с первых же дней фашистского нашествия, мобилизуя народ на борьбу, на победу.
Разящие, гневные и мужественные строки стихов можно было видеть всюду: на плакатах, на ящиках со снарядами, на пакетах черных солдатских сухарей.
В суровые для Родины дни поэты стали ее чутким нервом, отражая в стихах чувства, владеющие сражающимся народом: ненависть к врагу, готовность умереть за Отчизну, веру в победу.
Правда войны, узнанная и выстраданная в солдатском окопе, в смертной атаке, в горящем танке, звучит в их стихах. Они прошли войну, оставаясь воинами и поэтами. Не случайно Сергей Орлов в одном из стихотворений писал:
- Я, может быть, какой-нибудь эпитет –
И тот нашел в воронке под огнем

- Что вы знаете о поэтах-фронтовиках? (Ответы учащихся)
Сообщения учащихся сопровождаются демонстрацией слайдов с портретами поэтов-фронтовиков, фотографиями состоявшихся ранее встреч ребят с участниками войны.
IV. Сообщение учащегося о жизни и творчестве К.М. Симонова. Константин Михайлович Симонов родился в Петрограде. Мать поэта, Александра Леонидовна Оболенская, представительница древнего княжеского рода, самого раннего возраста привила сыну любовь к литературе. Она много читала ему наизусть произведения Пушкина, Лермонтова, Тютчева. Отца, генерала, погибшего на фронтах Первой мировой войны, Симонов не помнил. С четырёхлетнего возраста его воспитывал отчим, боевой офицер, прошедший Русско-Японскую войну, воевавший на Германском фронте. В поэме «Отец» поэт с благодарностью воссоздаёт его образ. Характер доверительных, но строгих и требовательных отношений отца и сына отражён в стихотворении сын артиллериста. В 1938 году Симонов закончил Литературный институт. В это время он уже активно печатался в московских журналах.
Учитель: Какое его стихотворение вы читали и обсуждали в 5 классе? О чем оно?
С первых дней Великой Отечественной войны Константин Симонов на фронте. Он военный корреспондент газет «Известия» и «Красная звезда». В годы войны Симонов становится одним из самых известных поэтов в нашей стране.
(Звучит аудиозапись стихотворения К. Симонова «Жди меня» в авторском исполнении.)
Учитель: Стихотворение «Жди меня», посвященное жене поэта, актрисе Валентине Серовой, вскоре, переложенное на музыку, получает новую жизнь в виде популярнейшей песни, которую пели и в тылу, и на фронте. Тема любви становится одной из ведущих в творчестве поэта. В стихотворении «Жди меня» любовь и верность укрепляют мужество солдата, его стойкость и волю к победе. О любви к Родине Симонов пишет и в одном из лучших своих стихотворений «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины».
- Какова особенность лирического произведения? (оно передает чувства, настроения, переживания автора)
- Какими чувствами поэта согрето стихотворение «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» (чтение стихотворения).
- О чем пишет поэт? (о событиях, участником которых он был, о том, что тревожило и печалило его в происходящем).
- Каковы интонации стихотворения? (пишет просто, задушевно)
- Что напоминает текст стихотворения, начатый с обращения: «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» (дружескую беседу).
Учитель: В этом стихотворении поэт обращается к своему другу, поэту Алексею Суркову, автору известной «Землянки».
- Какие слова поэта возвращают нас в далекое прошлое, к истокам героизма русского народа?
- Почему говоря о беде, обрушившейся на родную землю, поэт вспоминает о женщинах и стариках?
- Почему чувство любви к Родине было особенно остро осознано во время войны?
- Какие чувства поэта необходимо передать, читая стихотворение?
Выразительное чтение учащимися стихотворения «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины»
Учитель: - Что вам известно о Давиде Самуиловиче Самойлове? (Давид Самуилович Самойлов - поэт фронтового поколения. Как и многие его сверстники, он со студенческой скамьи ушел на фронт. Самым известным произведением поэта стало стихотворение «Сороковые»).
Чтение стихотворения «Сороковые» учащимся (индивидуальное задание).
Учитель: - Какими настроениями пронизано стихотворение «Сороковые»?
Это стихи о войне, о юности, о мечтах и испытаниях. Но написано это стихотворение не во время войны, не на фронте. Почти два десятилетия спустя поэт вспомнил «сороковые, роковые».
- Как вместе с настроением меняется авторская интонация?
- Назовите эпитеты в первом четверостишии.
- Можно ли понять эмоциональный настрой автора и тему стихотворения, если прочитать вслух только эпитеты этого четверостишия?
Прошедшие годы, возмужание, жизненный опыт позволили поэту шире и глубже понять трагедию «свинцовых» и «пороховых» лет, с высоты зрелого возраста вспомнить себя, «худого, весёлого и задорного», вспомнить с тёплой грустью.
- Найдите во втором четверостишии слова, обозначающие пространство («просторно», «высоко», «с запада к востоку»).
- Как вы думаете, почему так много слов, обозначающих пространство, во втором четверостишии?
- С каким чувством вспоминает о себе юном поэт 20 лет спустя?
- О ком – о себе или о целом поколении – говорит поэт в стихотворении?
- Сравните первое и последнее четверостишия. Отличаются ли они по звучанию, настроению, интонации?
Выразительное чтение учащимися стихотворения «Сороковые».
Учитель: - Кто еще из поэтов-фронтовиков вам известен?
Сообщение учащегося о поэте-фронтовике Сергее Орлове. Первый сборник стихов С. Орлова сгорел. Огонь будто преследовал его. В армии он стал танкистом, сначала был рядовым, а затем сержантом, лейтенантом. В 1944 г. был подожжен танк, командиром которого был Сергей Орлов. Обгоревшего, его вынесли товарищи. Следы ожогов остались на лице, а пламя огня – в сердце. Недаром образ огня так часто появляется в его стихотворениях. Огонь в его стихах – не только разрывы снарядов, а и сожженная земля.
Взглянул – сожженная дотла
Земля лежала правдой страшной
Образ сожженной земли пройдет через всю военную лирику Орлова.
Сергей Орлов так говорил о поэзии фронтового поколения: «Лучшие страницы книг поэтов фронтового поколения я бы сравнил с языками пламени Вечного огня, который зажжен по стране над могилами павших солдат».
Стихотворение Сергея Орлова «Его зарыли в шар земной» было написано в дни войны, в 1944 г.
Чтение стихотворения учащимся (индивидуальное задание).
Учитель: Стихотворение сразу обратило на себя внимание, запомнилось, поразило. Необычно звучит первая строка. Умирает солдат, его хоронят товарищи.
- Как было бы привычно сказать? (в яму, в могилу, в землю)
- А поэт говорит? («в шар земной»)
- Почему поэт использует это выражение? (этими словами сразу показаны величие, грандиозность подвига простого советского солдата «без званий и наград»).
- О чем стихотворение? (о подвиге простого советского солдата. Но этот подвиг так велик, что никогда не будет забыт, раз весь земной шар стал мавзолеем солдата).
V. Физкультпауза.
VI. Учитель: Как только радио донесло весть о нападении на нашу Родину, всюду - прямо в цехах, кинотеатрах, в парках культуры и отдыха - состоялись митинги, на которых трудящиеся Кузбасса поклялись сделать всё возможное для разгрома фашистов.
Тысячи кузбассовцев подали заявление в военкоматы с просьбой отправить их на фронт.Первыми, как всегда, шли коммунисты и комсомольцы. Партийные организации Кузбасса отправили в годы войны в действующую армию 16 тысяч коммунистов.
Сообщения учащихся о кемеровчанах - поэтах фронтового поколения.
Михаил Небогатов (1921-1990 гг.) – один из самых лиричных кузбасских поэтов фронтового поколения. Обладая крупным, ясным дарованием, он отошел от общих описаний, смело приблизился к человеку на войне, его раздумьям, впечатлениям – к живой солдатской душе.
Чтение стихов М. Небогатова «В ночь на 22 июня 1941 г.», «Путь отступления постыл», «На передовой».
Евгений Буравлёв (1921 – 1974 гг.) солдатом стал по необходимости, в душе всегда был строителем, созидателем. Суровые, гордые люди, труженики, стали героями его произведений. На войне ему пришлось много и опасно работать – работать от начала и до конца войны. Автомеханик, авиастрелок, сапер.
Чтение стихотворения Е. Буравлева «О мужестве много сказано слов»
Учитель: Поэты-фронтовики! Они не состояли в Союзе писателей, у всех них был единый путь в поэзию: быть солдатом, чтобы в будущем стать поэтом. Они писали стихи в блиндажах, в окопах, перед атакой, на отдыхе. У них не было времени отделывать стихи. Они писали свои строки как дневник о непрерывной войне с врагом.
Поэты войны мерзли в окопах, ходили в атаку и писали.
-Что объединяет стихи поэтов войны? (их стихи воскрешают напряженную атмосферу тех лет – солдатские костры, трагедию русских городов и деревень, горечь отступления, страх перед смертью).
Учитель: Мальчики 40-х годов Певцы военного подвига Непреклонные люди, на чьи плечи опиралась Родина, а они были такими молодыми! Поэты запечатлели в своих произведениях величавый облик русского солдата, который, не жалея жизни, встал на защиту Родины.
«С фашистской силой темною, с проклятою ордой» сражались и ровесники революции, и совсем юные, о которых скажет в одном из своих стихотворений поэт этого поколения Майоров, погибший в феврале 1942 г.
Мы были высоки, русоволосы,
Вы в книгах прочитаете, как миф,
О людях, что ушли, не долюбив,
Не докурив последней папиросы
Именно это поколение понесло самые страшные потери в годы войны. Подсчитано, что из каждых ста воевавших этого возраста остались в живых только трое. Погибли на войне, не успев допеть свою последнюю песню, сказать главного слова, П.Ф. Коган, М.В. Кульчицкий Но из тех немногих, кто, пройдя через огонь и дым, поражения и победы, ожидание письма из дома и гибель товарищей, остался в живых, вышло немало талантливых поэтов.
Поэзия оплакала павших, с огромной силой передав боль расставания с теми, чью жизнь оборвала война. Поэт Павел Антокольский писал: «Наша железная и святая обязанность – прорыдать о страданиях нашего народа, прорыдать так, чтобы услышали будущие поколения».
Произведения о войне! Они остаются в строю и по сей день. И к вам, ребята, от имени солдат-фронтовиков, адресует поэт Расул Гамзатов слова, касающиеся затаенных струн человеческого сердца:
Всё, что мы защищали,
И вам защищать.
Всё, что мы завещали,
И вам завещать.
Помните об этом!
- Почему сегодня, когда прошло почти 70 лет после окончания войны, мы помним и говорим о ней? (суровые бои прошли, но не прошла и не проходит тревога за судьбу земли).
VII. Учитель: В том, что страна вновь и вновь вспоминает о подвиге своих сыновей, есть высокая историческая справедливость. Мир был бы другим, если бы советские люди не выстояли, не выдержали этих 1418 дней войны. Кто предскажет, каким стал бы земной шар, если бы не воля и сила советского народа Люди, пережившие войну, сегодня рядом с нами, но с каждым годом их всё меньше и меньше.
Сообщения групп учащихся о несовершеннолетнем узнике фашизма С.Н. Тризно, председателе правления Кемеровского отделения Российского союза бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей (РС БНУ) А.Ф. Шураеве, старожиле с. Верхотомское Л.И. Майоровой, последнем ветеране ВОВ с. Верхотомское (ушедшей из жизни в 2014 году) Л.М. Титовой.
Выступление учащегося: В 1970 году, к 25-летию со Дня Победы, в Кемерове, там, где одна из красивейших улиц города, Весенняя, выходит на высокий берег Томи, был торжественно открыт монумент в память кузбассовцев, павших в борьбе за Родину в 1941-1945 годах. У его подножия день и ночь горит Вечный огонь. К обелиску ведет Аллея Героев, каждое дерево которой высажено нашими земляками-Героями Советского Союза. Круглый год играют здесь, дети, звучит их смех - символ мирной жизни, на защиту которой вместе со всем народом встали наши земляки.
Однако победа далась дорогой ценой. Тысячи кузбассовцев не вернулись с полей сражений. Вот почему у памятника на набережной Томи горит Вечный огонь, зимой и летом лежат гирлянды живых цветов.
Учитель: Мы помним прошлое. Мы ставим памятники погибшим. И один из самых величественных памятников – слово поэта. Строки о Великой Отечественной войне – не памятник и не надгробие, они живая наша гордость и боль. В них не только уроки прошлого, но и урок на будущее, не только проклятие войне, но и прославление воина, не только дань памяти погибшим, но и тот долг, который возлагает на себя каждый из нас, помня об их подвиге.
Не померкнет слава твоя в веках, главный герой войны – Солдат!
- Какие качества присущи солдату – герою войны? (мужество, героизм, смелость и т.д.)

VIII. Лингвистическое исследование.
- Что такое героизм? Мужество? Смелость? (ответы учащихся, демонстрация учителем слайдов с цитатами Платона, Аристотеля, Вольтера и др. об этих качествах).

IX. Индивидуальная работа учащихся по методу синквейна со словом «война».
Существительное
2 прилагательных/причастия
3 глагола
Фраза из 4-5 слов
Одно слово, выражающее суть объекта синквейна.

X. Рефлексия деятельности.
Вопросы для самооценки. Закончите фразу «Сегодня я сделал для себя открытие – »; «Теперь я могу»; «Меня удивило»; «Мне было интересно узнать» «У меня получилось.» «Мне было трудно», «Я понял, что»
(Вопросы на экране проектора. Учащиеся отвечают на вопрос по выбору, строят законченные высказывания, записывая их в тетрадь).
Вопросы для оценки друг друга. Твой товарищ справился с работой? Он работал самостоятельно? Какую ошибку он допустил? Как ты оцениваешь его работу? (устные ответы учащихся).

XI. Обзор рекомендуемой для чтения литературы на военную тему.

XII. Домашнее задание: выразительное чтение стихотворения о войне наизусть (по выбору); сочинение на школьный конкурс «Я только слышал о войне» (по желанию).

Масленцова Нина Васильевна,
учитель русского языка и литературы
ГСУВУ «Кемеровская специальная
общеобразовательная школа
имени народного учителя СССР Э.Г. Фельде»








13PAGE \* MERGEFORMAT14815




15