ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «ПЕДАГОГИКА ПОДДЕРЖКИ РЕБЕНКА И ПРОЦЕССА ЕГО РАЗВИТИЯ В СИСТЕМЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ
«ПЕДАГОГИКА ПОДДЕРЖКИ РЕБЕНКА И ПРОЦЕССА ЕГО РАЗВИТИЯ В СИСТЕМЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ»

Ход педсовета
I.Вступительная часть( краткое выступление о цели, задачах и замысле педагогического совета)
ЦЕЛЬ: способствовать формированию у педагогов установки на применение технологий педагогики поддержки в учебно-воспитательном процессе
ЗАДАЧИ: 1) выявить формы и способы педагогической поддержки, наиболее приемлемые для построения личностно-ориентированного воспитательного взаимодействия;
2) наметить пути освоения педагогами технологий педагогической поддержки.

II.Информационно-теоретическая часть
Выступление заместителя директора школы по учебной работе:
-нормы педагогического взаимодействия;
-актуальность темы;
-из анализов у-в деятельности, результаты анкетирования учащихся:
-нерешенные проблемы;
- для чего нужна педагогическая поддержка?
Заключение:
Педагогическая поддержка необходима того, чтобы процесс обучения и воспитания носил личностно-ориентированный характер. При ее осуществлении главным предметом деятельности ребенка и взрослого является проблема ученика. От характера проблемы зависит выбор тактики педагогических действий.

III.Проектная часть
Выступление творческих групп с представлением следующих тактик:
защиты;
помощи;
содействия;
взаимодействия.

Игра «Аккумулятор проблем», в ходе которой
каждой группе предлагается с помощью метода проектирования и использования памятки «Этапы, основные направления и способы осуществления педагогической поддержки ребенка в решении личностно значимой для него проблемы» разработать в течение 15 минут проект решения одной из выделенных проблем.
Проблемы группы защиты: страхи; неуверенность в себе; нежелание учиться; нет контакта с учителем; большая нагрузка.
Проблемы группы помощи: непонимание учителя; забытые учебники, тетради; неприятности дома; дискомфорт от сидящего рядом; боязнь вызова к доске, отсутствие мотивации.
Проблемы группы содействия: плохие оценки; конфликты в школе; не соблюдает режим дня; неорганизованность; звездная болезнь, зависть.
Проблемы группы взаимодействия: я стесняюсь отвечать у доски; я не приготовил уроки, т.к. скандалили родители; меня наказывают родители за плохие оценки; меня обижают одноклассники; я стесняюсь своей полноты на уроках физкультуры.
Выступление первой группы
Проблема: неуверенность в себе.
Решение проблемы:
1) родители, обеспокоенные поведением ребенка, обращаются к педагогу; 2) необходимо установить контакт с ребенком; 3) определить причины (выдвижение гипотез); 4) работа с гипотезами; 5) анализ неудач.
Выступление второй группы
Проблема: низкий уровень развития ученика, отсутствие мотивации.
Решение проблемы:
1) сигнальный ребенок, часто отвлекается, ему неинтересно на уроке; 2) поиск и установление контакта с учеником; 3) доверительная беседа с намерением понять, почему ребенок не хочет учиться; 4) учительская поддержка ребенка, воздействие вниманием и лаской; 5) совместное с ребенком обсуждение проблемы.
Выступление третьей группы
Проблема: ребенок не соблюдает режим дня.
Решение проблемы:
1) сигнальное поведение ребенка; 2) консультации у специалистов; 3) контакт с ребенком; 4) беседа с ребенком, определение причин; 5) варианты решения; 6) реализация плана; 7) анализ проведенной работы.
Выступление четвертой группы
Проблема: девочка стесняется своей полноты.
Решение проблемы:
1) поведение ребенка: пропускает уроки физкультуры, отказывается выполнять упражнения, сдавать нормативы; стесняется отвечать у доски; 2) консультации специалистов, обследование у врача, психолога; 3) контакт с девочкой; 4) беседа с девочкой, определение причины комплекса неполноценности; 5) работа с психологом; консультации у врачей; работа с родителями; 6) реализация плана – две недели; 7) анализ проведенной работы.
Группы представляют свои проекты, они обсуждаются и делаются определенные выводы.
Заместитель директора по УР делает заключение:
Проектная деятельность дала нам возможность убедиться в том, что педагогическая поддержка необходима для того, чтобы процесс обучения и воспитания носил личностно- ориентированный характер. При ее осуществлении главным предметом деятельности ребенка и взрослого является проблема ученика. От характера проблемы зависит выбор тактики педагогических действий.

IV.Заключительная часть.
Обсуждается и утверждается решение педагогического совета:
Отметить в практике повседневной педагогической деятельности педагогов школы благоприятный эмоциональный и психологический климат для учащихся на уроках и во внеурочной деятельности.
Вместе с тем рекомендуется:
1.Считать целесообразным осуществление научно-методической деятельности, направленной на овладение и использование технологии педагогической поддержки в практике обучения и воспитания учащихся.
2. Провести заседание школьного методического объединения классных руководителей по теме «Педагогическая поддержка ребенка в практике воспитательной деятельности».
3. Создать картотеку форм, приемов и методов педагогической поддержки.
4. Классным руководителям классов, учащиеся которых состоят на внутришкольном учете ,совершенствовать проведение индивидуальной работы с учащимися.




















ПАМЯТКА
«Этапы, основные направления и способы осуществления педагогической поддержки ребенка в решении личностно значимой для него проблемы»


Этапы педагогической поддержки



Содержание деятельности




1. Сигнальный
1.Определение проблем ребенка:
- неадекватное поведение ученика ( агрессивность, конфликтность, реактивность, замкнутость);
Обращение родителей к педагогу или администрации школы
Тревожные суждения об ученике одноклассников и учителей, работающих в этом классе
Попытка ребенка прямо или косвенно показать педагогу, что он нуждается в помощи.
2.Обеспечение психологической готовности педагога к восприятию проблемы ребенка и совместному с учащимися поиску путей и способов ее решения.
3.Консультации педагога у специалистов: психолога, медицинского работника и др.

2.Контактно-созидательный
1.Определение эмоционально-психологического состояния школьника, его готовности к общению.
2.Обеспечение эмоционально-положительного настроения ребенка к беседе, устранение психологических барьеров.
3.Поиск и установление первоначального контакта с учениками.

3.Диагностический
1.Организация доверительной беседы с учащимися.
2.Диагностика («раскодирование») проблемы ребенка.
3.Определение причин возникновения проблемы.

4.Проектный
1.Учащийся при помощи учителя направляет свои усилия не на поиск способов избавления от проблемы, а на перевод ее в конструктивное русло.
2.Ребенок при поддержке педагога определяет пути и способы решения проблемы.
3.Ребенок и взрослый договариваются о варианте взаимодействия в деятельности по решению проблемы.

5.Деятельностный
1.Осуществление ребенком плана намеченных действий по решению проблемы.
2.Педагогическая поддержка усилий ребенка.

6.Результативно-аналитический
1.Совместное обсуждение с ребенком успехов и неудач на предыдущих этапах деятельности.
2.Констатация факта разрешения проблемы или переформулирования затруднения.
3.Осмысление ребенком нового жизненного опыта, накопленного в процессе решения проблемы.







Проблемы группы защиты:
страхи; неуверенность в себе; нежелание учиться; нет контакта с учителем; большая нагрузка.


Выступление группы защиты
Проблема: неуверенность в себе.
Решение проблемы:
1) родители, обеспокоенные поведением ребенка, обращаются к педагогу; 2) необходимо установить контакт с ребенком; 3) определить причины (выдвижение гипотез); 4) работа с гипотезами; 5) анализ неудач.








Проблемы группы помощи:
непонимание учителя; забытые учебники, тетради; неприятности дома; дискомфорт от сидящего рядом; боязнь вызова к доске, отсутствие мотивации.

Выступление группы помощи
Проблема: низкий уровень развития ученика, отсутствие мотивации.
Решение проблемы:
1) сигнальный ребенок, часто отвлекается, ему неинтересно на уроке; 2) поиск и установление контакта с учеником; 3) доверительная беседа с намерением понять, почему ребенок не хочет учиться; 4) учительская поддержка ребенка, воздействие вниманием и лаской; 5) совместное с ребенком обсуждение проблемы.






Проблемы группы содействия:
плохие оценки; конфликты в школе; не соблюдает режим дня; неорганизованность; звездная болезнь, зависть.

Выступление группы содействия
Проблема: ребенок не соблюдает режим дня.
Решение проблемы:
1) сигнальное поведение ребенка; 2) консультации у специалистов; 3) контакт с ребенком; 4) беседа с ребенком, определение причин; 5) варианты решения; 6) реализация плана; 7) анализ проведенной работы.








Проблемы группы взаимодействия:
я стесняюсь отвечать у доски; я не приготовил уроки, т.к. пили родители; меня наказывают родители за плохие оценки; меня обижают одноклассники; я стесняюсь своей полноты на уроках физкультуры.
Выступление группы взаимодействия
Проблема: девочка стесняется своей полноты.
Решение проблемы:
1) поведение ребенка: пропускает уроки физкультуры, отказывается выполнять упражнения, сдавать нормативы; стесняется отвечать у доски; 2) консультации специалистов, обследование у врача, психолога; 3) контакт с девочкой; 4) беседа с девочкой, определение причины комплекса неполноценности; 5) работа с психологом; консультации у врачей; работа с родителями; 6) реализация плана – две недели; 7) анализ проведенной работы.

































ТАКТИКА

ЗАЩИТЫ






ТАКТИКА

ПОМОЩИ



ТАКТИКА

СОДЕЙСТВИЯ







ТАКТИКА

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ


Учителя начальных
классов









Учителя
Филологии
Истории
Экономики



Учителя
Математики
Физики
Биологии
Химии



Учителя
Музыки, ОБЖ
Технологии
физкультуры







Заголовок 315