Конспект урока по русскому языку по теме «Учимся писать суффикс – ость-» ( 2 класс)

Урок русского языка. 2кл

Тема: «Учимся писать суффикс – ость-».

Цель: познакомить с образованием слов при помощи суффикса -ость- и отработать правописание слов с этим суффиксом.
Задачи: познакомить с новым суффиксом – ость- и отрабатывать правописание слов с ним; закрепить написание слов с изученными орфограммами и умение подбирать проверочные слова; вспомнить изученные произведения о детях и для детей и их авторов;
развивать орфографическую зоркость, внимание, речь, мышление;
воспитывать дружеские отношения, уверенность в своих силах.
Оборудование: страницы формата А3 с иллюстрациями произведений о детях и для детей; словарь со словами с суффиксом – ость-; кроссворд, карточки для групповой работы, карточки для индивидуальной работы; карточки с правилами и вопросами; фонограмма с записью слов Андрюши из произведения М. Зощенко «Самое главное», фонограмма с записью классической музыки, маркер.

Ход урока.

1. Организационный момент.
Добрый день, ребята и гости нашего урока.
Ребята, поприветствуйте наших гостей, повернув головки назад и кивнув.
Добрый день! вам молвит зоркость;
Каждому она нужна.
Говорит чуть слышными словами:
Милые друзья, на весь урок останусь с вами.
( обработка стих. А. Кондратьева )
Именно орфографическая зоркость, внимание и память нам будут помогать в решении важных вопросов правописания.

2. Сообщение темы и постановка цели урока.
Тема нашего урока: « Учимся писать суффикс - ость -».
На доске – лист А3 с надписью «Ожидания».
Выскажите свои предположения по поводу того, что хотите узнать по теме, для чего.
Высказывания записывает учитель на листе формата А3 маркером.
( Находить суффикс -ость- в словах; грамотно писать слова с суффиксом -ость-).
И так, сегодня мы будем отрабатывать написание суффикса –ость- в словах; вспомним правописание слов с изученными орфограммами. Мы совершим путешествие по страницам изученных произведений о детях и для детей, которые помогут нам в усвоении новой темы.
3. Работа над новым материалом.
Каллиграфическая минутка.
Нам предстоит часто писать в словах этот суффикс. Напишем сочетание букв, образующих суффикс -ость-.
Пишут ость
Первая страница (Страница оформлена иллюстрацией из сказки В. Беспалькова «Совушка»: рисунок совушки).
И вот первая наша встреча с совушкой-умной головушкой. Вспомните, в каком произведении встретилась нам эта совушка. («Совушка» А. Беспальков). А вот ее вопрос к вам. (Из рук совушки учитель берет вопрос и читает вслух).
И так, вопрос: Сейчас вы прочитаете группу слов. Подумайте, есть ли в данных словах одинаковые суффиксы. Если есть, то какое значение у этого суффикса?
Найдите упражнение 1 на с. 118. Прочитаем слова.
злость, глупость, гордость, грубость, жалость, молодость, мудрость, радость, робость, слабость, старость, строгость, трусость, хитрость, храбрость, юность, ясность
(В словах есть одинаковый суффикс - ость-). Как вы думаете, на что указывает этот суффикс? (Он указывает на качества человека или его состояние).
На месте гласной о какой звук слышим? (Звук а ). Написание суффикса -ость- нужно запомнить.
Выполним упражнение 2. Запишем слова парами. Выделим корень. Обозначим суффикс.
Упражнение 2.
глупый – глупость, гордый – гордость, молодой – молодость, мудрый – мудрость, слабый – слабость, старый – старость, строгий – строгость, хитрый – хитрость
(Упражнение выполняют с комментированием, 2 чел. Поочередно работают у доски).
Вторая страница. (Иллюстрация к произведению М. Зощенко «Самое главное» с изображением мальчика, иллюстрация к произведению Л. Толстого «Страшный зверь», иллюстрация к стихотворению «Вовка – добрая душа»).
( На доске – словарь (лист А3), в котором помещаются слова с суффиксом - ость-. На странице словаря слова: молод.сть, вежлив.сть, мудр.сть, груб.сть, трус.сть, смел.сть, глуп.сть, хитр.сть.
Дети записывают пары слов, обозначают суффикс.
Вспомним изученные произведения о детях и попробуем дать характеристику героям, выбирая слова из словаря, который видите на доске. Впишем в клеточки кроссворда выбранные слова. Проговаривают, записывая.











Вот встреча с героем рассказа М. Зощенко Андрюшей Рыженьким. Как называется этот рассказ? («Самое главное»).
Он приготовил небольшой отрывок о себе. Послушайте его и скажите, какое качество характеризует мальчика, судя по этому отрывку.
(Фонограмма записи голоса мальчика).
«Во дворе мальчишки обычно играли в футбол. Мальчишки эти обыкновенно задевали меня. И я их боялся как огня. И всегда от них убегал. Но сегодня я не убежал. Я им крикнул:
-Эй вы, мальчишки! Сегодня я не боюсь вас!»
Какое качество Андрюша проявил, сказав такие слова? (Смелость). Посмотрите на страничку словаря и скажите, а какое слово по смыслу противоположно слову смелость? (Трусость)
А эта героиня ошиблась, приняв страшного зверя за петуха, а петуха, которого не стоило бояться, за кота. Из какого произведения? ( Л. Толстой «Страшный зверь»). Какое качество мышки высмеивает автор?
(Слова представлены в словаре). (Глупость). Какое слово противоположно ему по смыслу? ( Мудрость).
А этого героя вы, наверное, помните с дошкольного возраста? (На доске – рисунок мальчика). Послушайте отрывок. Отрывок читает подготовленный ученик.
Вовка – добрая душа. А. Барто
Шла вчера я по Садовой,
Так была удивлена-
Паренек белоголовый
Закричал мне из окна:
- С добрым утром!
С добрым утром!
Я спросила:
- Это мне? –
Улыбнулся он в окне,
Закричал кому-то:
- С добрым утром!
- С добрым утром!
Малышам и взрослым людям
Паренек махал рукой. С ним теперь знакомы будем:
Это Вовка, - есть такой!
Какое качество Вовки А. Барто показала? (Вежливость). Подберите слово, противоположное ему по смыслу. ( Грубость).
Физминутка.
(Учитель выбирает водящего - сову, которая садится на стул.)
В лесу темно, Совушка-сова,
Все спят давно. Большая голова,
Все птицы спят, На суку сидит,
Одна сова не спит. Головой вертит,
Во все стороны глядит,
Да вдруг – как полетит!
Дети ходят по классу, остановившись, изображают спящих птиц. Сова показывает, какая у нее большая голова. Вертит головой, смотрит по сторонам.

4. Повторение пройденного.
А сейчас повторим правописание слов с известными суффиксами, а также ранее изученные орфограммы.
Третья страница. (На доске страница с иллюстрациями к произведениям Н. Носова «Заплатка» и Е. Пермяка «Смородинка»).
Иллюстрации к каким произведениям изображены на странице? (К произведению «Смородинка» Е. Пермяка, «Заплатка» Н. Носова, изображен Бобка). Бобка нам предлагает поиграть в «Грамматическое домино». Вспомним правила правописания гласных и согласных в корне, правописание суффиксов –ик-, -ек-.
Дети получают карточки с вопросами и ответами. Одни читают вопрос, другие – ответ.

Как проверить безударные Чтобы проверить безударный гласный
гласные в корне? В корне, надо изменить форму слова
или подобрать такое родственное слово,
чтобы проверяемый гласный звук оказался
под ударением: домашний - дом
сады - сад

Как проверить парные Чтобы проверить парный звонкий или
согласные в корне? Глухой согласный в корне слова, надо
подобрать родственное слово или
изменить слово так, чтобы после соглас-
ного стоял гласный звук или согласные
звуки [л м н р й]: труд – труды, трудный
рог – рога, лук – нет лука.


Когда пишется суффикс –ик-? Суффикс –ик- пишется, если при изменении
слова гласный звук в нем сохраняется,
не выпадает: ключик – ключика.


Когда пишется суффикс –ек-? Суффикс –ек- пишется, если при изменении
слова гласный звук «убегает»: замочек –замочка.


Танюша из рассказа «Смородинка» приготовила конвертик с заданием. Она предлагает поиграть в игру «Ручеек».
На странице в конвертике 3 варианта карточек.
Один ученик диктует слова, он «учитель», а другой «ученик», записывает, устно подбирая проверочные слова и обозначая суффикс. Затем пары меняются. Сидящий впереди «учитель» переходит назад, а остальные передвигаются: со своего места на следующее. Затем проверяют, исправляя ошибки.

6 5

4 3

2 1
1 вариант.
конч.к, нож.к, карандаш.к
2 вариант.
лист.к, куст.к, листоч.к
3 вариант
прут.к, росточ.к, колыш.к

Четвертая страница. Нас ждет новая встреча. Кто этот герой, из какого рассказа? (Алешка, «Как Алешке учиться надоело» С. Баруздин).
Чем закончился рассказ «Как Алешке учиться надоело»? (Алешка вернулся в школу.) Давайте Алешке поможем в усвоении правил правописания слов с изученными орфограммами. Выберите слова с изученными орфограммами в корне. Какие «опасные места» могут быть в корне? (Безударные гласные, парные согласные). Выпишите слова с орфограммами, устно подобрав проверочные слова.
Дети получают карточки с предложениями.
Работают в паре под музыку.

1 вариант.
Сидел Алешка раз на уроке, в окно смотрел, а солнце прямо ему в лицо светило.


2 вариант.
Давай работать вместе. Начнем с самого легкого.
Выпиши лекарство больному гриппом.

Индивидуальная работа.
Заменить транскрипцию на буквенную запись, устно подобрав проверочные слова.
З и леный прутик ____________________________________
Пос а дила в землю___________________________________
Нежные л и сточки___________________________________
Б о льшой куст_______________________________________
Од и нокая старушка__________________________________
См е шной зв е рек ___________________________________
Пятая страница.
5. Словарная работа.
На пятой странице – слова, характеризующие настроение.
Выберите слова, которые характеризуют ваше настроение: грустное, веселое, смешное, великолепное, непонятное, приподнятое. Давайте от слова веселое образуем словарное слово, в котором безударная гласная е в корне непроверяемая.
( Весело). Учитель показывает на табличке это слово.
Поставим ударение, обозначим орфограмму. Запишем транскрипцию этого слова.
Читают орфографически (громко и шепотом). Повторяют слово, представляя его, как будут писать. Записывают. Подберите родственные слова. Можно ли образовать от этого слова однокоренное с суффиксом -ость-?


6. Подведение итога урока.
Вспомните, что ожидали, что хотели узнать в начале урока, чего достигли? Какие открытия для себя вы сделали сегодня? Чего вы достигли на уроке?
Сообщение отметок за работу.
Закончить хочу словами пословицы: Ученику – удача, учителю – радость.
Вам улыбнулась удача, вы приобрели новые знания и хорошие отметки. От этого мне очень радостно. Спасибо за работу на уроке.









































13PAGE 15


13PAGE 14615





с

т

ь



с

т

ь



с

т

ь



с

т

ь



с

т

ь



с

т

ь



15