Конспект урока по окружающему миру Разнообразие животных


Мустафина Гулия РастямовнаУчитель начальных классов
МБОУ «Бишевская СОШ»
Апастовского муниципального района РТ
Класс: 3

Тема урока:«Разнообразие животных»
(Урок по окружающему миру)
Цели: 1. Познакомить с классификацией животных и их групповыми признаками.
2. Развивать логическое мышление, речь, кругозор, любознательность, умение работать в группах, в паре.
3. Воспитать бережное отношение к природе, чувство любви к животным.
Планируемые результаты: учащиеся научатся классифицировать животных по их групповым признакам, аргументировать, делать выводы.
Оборудования: компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Разнообразие животных», учебник «Окружающий мир» (3 класс), автор А.А. Плешаков - 2012г., рабочие тетради «Окружающий мир» ( 3 класс), контрольно-измерительные материалы по окружающему миру (3 класс), электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова-3 класс.
Ход урока
1.Организационный момент.
Прозвенел уже звонок -
Начинается урок.
Мы пришли сюда трудиться,
Не лениться, а учиться.
2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
- Какую роль играют растения в жизни людей? (Растения выделяют кислород, которым дышат живые существа. Только растения образуют на свету сахар, крахмал и другие вещества, которыми питаются люди и животные.)- Почему многие виды дикорастущих растений становятся редкими?
- Назовите несколько растений, нуждающихся в охране. (Подснежник, ятрышник, водяной орех.)
- Что люди делают для охраны растений?
- Как же нужно вести себя в природе, чтобы не причинять растениям вреда? Дома вы должны были придумать и нарисовать плакат «Берегите растения!». Поделитесь своими идеями, как вы можете помочь растениям. (Демонстрация и обсуждение плакатов.)
Физкультминутка
Скачут белочки и зайки –
Раз, два, три, раз, два, три!
Скачут, скачут на лужайке –
(Три прыжка на одной ноге,затем три прыжка на другой.)
Посмотри, посмотри!
(Шесть прыжков на двух ногах.)
Встали – сели, встали – сели,
Вправо – влево поглядели.
3. Самоопределение к деятельности.
Игра «Узнай по описанию».
Эти животные любят вываляться в жидкой болотной грязи. Грязь высыхает и покрывает кожу твердой, но хрупкой коркой. Затем зверь начинает тереться боком о деревья. Корка грязи отлетает, а вместе с ней и различные насекомые и жучки, которые мешают животному…
Он очень быстро бегает и легко переплывает реки. Зверь осторожен. Хорошо слышит и различает запахи. По ночам ищет корм, а днем лежит в укромных местах на подстилке из веток, листьев и сухой травы… Кожа толстая и покрыта бурой щетиной.
- Кто это? (Кабан.)
Это хитрые птицы. Самец, пролетая над гнездами, распугивает мелких птичек. Они думают, что это ястреб, и на время улетают. Самки только этого и ждет. Если птицы узнают ее, то уж и достается самцу от них! Собираются они в стайки и гонят его как можно дальше. Самка же тем временем спокойно подкладывает яйцо. При этом она часто выбрасывает одно из яиц хозяев, чтобы те не заметили подмены.
- Кто это? (Кукушка.)
Кто-то темный с гудением пронесся в воздухе и закружился вокруг деревьев. Полетав, он уселся на ветку. Весь коричневый, будто шоколадный. Такой важный! Это враг нашего леса. Только листья на березах, дубах, ивах и других деревьях да кустарниках распустятся, он тут как тут, начинает их грызть. Его личинки живут в земле и питаются корнями деревьев. От этого деревья болеют.
- Кто это? (Майский жук.)
- Как в двух словах можно назвать эту группу живых существ? (Царство животных.)
- Назовите представителей этого царства.
- О чем же мы сегодня будем говорить? Сформулируйте тему урока.
- Мы сегодня будем говорить о животных и разделим их на группы.
4. Работа по теме урока.
1. Классификация животных.
- Наука о животных называется зоологией. Это еще один раздел биологии.
Загадки.
1.То он серый, то русак,
Не найти его никак.
Коль найдешь, то не догнать.
И мастак же он петлять,
Со следов собьет наш мальчик.
И зовется просто…(зайчик). 4 слайд
2. Приготовилась к зиме,
Домик сделала в дупле,
Шубку пухом подновила
И грибочков насушила.
Прыгает. Мелькает стрелкой.
И зовется просто…(белка).5 слайд
3. По узенькой дорожке
Замелькали чьи-то ножки.
А на ножках лишь иголки,
Словно веточки от елки.
Если близко подойдешь,
То клубочек ты найдешь.
Кто не знает этих ножек?
Знают все, что это…(ежик).6 слайд
4. Над цветами я летаю,
Мед янтарный собираю
Всем обидчикам – гроза,
Кто я, дети? … (пчела).7 слайд
5.На дне, где тихо и темно
Лежит усатое бревно.. . (сом).8 слайд
6. Всю ночь летает –
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать летит в дупло. (Сова).9 слайд
7. Какая птичка в лесу обитает,
Всем имя свое называет? (Кукушка).10 слайд
- Как можно назвать животных этой группы? (Дикие животные.)
Загадки.
1. Мордочка усатая,
Шубка полосатая.
Часто умывается,
А с водой не знается.(Котенок.) 12 слайд
2. С бородкой, а не старик,
С рогами, а не бык,
Доят, а не корова,
Лыко дерет,
А лаптей не плетет.(Коза.) 13 слайд
3.Рыжий молокозавод
День жует и ночь жует:
Ведь траву не так легко
Переделать в молоко.(Корова.) 14 слайд
4. Шубу дважды в год снимает.
Кто под шубою гуляет?(Овца.) 15 слайд
5. Длинное ухо,
Комочек пуха.
Прыгает ловко,
Грызет морковку. (Кролик.) 16 слайд
- Как можно назвать животных этой группы? (Домашние животные.)
- Это классификация животных по месту обитания.
- Как вы думаете, что значит «классифицировать животных». (Разделить на группы по определенным признакам.)
- Просмотрите еще раз слайды с животными . Можно ли среди них выделить группы с похожими признаками? (Да. Звери, птицы, рыбы, насекомые.)Работа в парах.
- Назовите зверей.
- Чем похожи звери? Обсудите с соседом по парте. (Тело покрыто шерстью, детенышей кормят молоком.)
- Назовите птиц.
- Чем похожи птицы? Обсудите с соседом по парте. (Тело покрыто перьями, птенцы рождаются из яиц.)
- Назовите рыб.
- Чем похожи рыбы? Обсудите с соседом по парте. (Тело покрыто чешуей.)
- Назовите насекомых.
- Чем похожи насекомые? Обсудите с соседом по парте. (У насекомых 6 ног.)
- А как вы думаете, к какой группе можно отнести дождевого червя, морскую звезду. (Ответы учеников.)
- Ученые-зоологи делят царство животных на большее число групп.
2. Работа с учебником.
– Прочитайте в учебнике текст на с.88-90. (Чтение текста.)
- О каких еще группах животных вы узнали. Расскажите соседу по парте. 1 вариант называет группу животных, а 2 вариант – представителей этой группы.
Показ слайдов. ( Слайды 18-28).
Физкультминутка
Еж спешил к себе домой,
Нес запасы он с собой.
Через кочки еж скакал,
Быстро по лесу бежал.
Вдруг он сел и изменился –
В шарик круглый превратился.
А потом опять вскочил
И к детишкам поспешил.
5. Закрепление изученного материала.
Работа в рабочей тетради, стр.50.
Задание 1.
- На рисунках изображены представители разных групп животных. Пронумеруйте рисунки в соответствии со списком.
(Выполнение задания.)
Просмотр материала из электронного приложения к учебнику «Окружающий мир» А.А.Плешакова.
- Изменилось ли ваше мнение после просмотра материала?
- Если у вас есть ошибки, исправьте их. (Проверка.)
Задание. (Слайд 29).
- Муравей Вопросик привел примеры животных разных групп. Но допустил ошибки. Найдите лишнее название в каждом ряду.
Морская звезда, морской еж, морская лилия, морской огурец, осьминог.
Жук, бабочка, паук, стрекоза, пчела, муха.
Лягушка, ящерица, змея, черепаха, крокодил.
Речной рак, краб, креветка, пиявка.
6. Тест на тему «Разнообразие животных».
А1. Какое животное относится к группе червей?
улитка
слизень
ящерица
пиявка
А2. Какое животное относится к группе насекомых?
паук
дождевой червь
стрекоза
рак
А3. Какое животное относится к группе пресмыкающихся?
крокодил
тритон
жаба
кальмар
А4. Какое животное относится к группе млекопитающих?
черепаха
крот
пингвин
акула
В1. Как называется группа животных, которые вскармливают детенышей молоком?
земноводные
иглокожие
звери
рептилии
В2. Какое животное не относится к иглокожим?
1) морская лилия
2) морская звезда
3) морской огурец
4) еж
В3. К какой группе животных относится кит, дельфин и тюлень?
к рыбам
к земноводным
к зверям
к рептилиям
С1. В каких группах животных есть ошибка?
морская лилия, морская капуста, морская звезда, морской еж
пингвин, страус, поползень, выпь
акула, кит, карась, щука
дельфин, волк, заяц, слон
7. Рефлексия.
Работа в группах. (Ребята делятся на 5 групп.)
- Придумайте задание на классификацию животных. Предложите его ребятам других групп. Оцените их ответы.
8. Подведение итогов урока.
- Какие группы животных вы узнали на уроке?
9.Домашнее задание.
1. Учебник: прочитать текст на с.87-92.
2. Рабочая тетрадь: задание 3, с.52.
3.Подготовить сообщение об одном из видов животных.