Формирование УУД у младших школьников средствами творческой деятельности.


Формирование регулятивных УУД у младших школьников средствами художественно – творческой деятельности.
Современная система образования должна вооружить ребенка универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и совершенствоваться.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий осуществляется в результате продуктивных видов художественно-творческой деятельности. На каждом занятии ребенок создаёт уникальный рисунок (творческий продукт), используя различные выразительные свойства художественных материалов. При этом он самостоятельно ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, находит необходимый художественный материал (живописный, графический или др.), выполняет работу в материале, придумывает название рисунку, выражая в словесной форме образный смысл или замысел произведения, оценивает результат своего труда и работы одноклассников, а по необходимости осуществляет коррекцию, уточнение своего рисунка.
Для формирования регулятивных универсальных учебных действий в курсе «Изобразительного искусства» Неменского В.М. создаются благоприятные условия за счет того, что выполнение заданий требует от детей планирования предстоящей практической работы, соотнесения действий с поставленной целью. Материализация результатов деятельности в конкретном изделии позволяет учащимся осуществлять самоконтроль выполняемых действий, корректировку хода работы. Задания, предписывающие ученикам следовать при выполнении работы инструкциям учителя или технологическим картам, руководствоваться правилами при выполнении работы, также позволяют формировать у них необходимые регулятивные действия. Значительное внимание я уделяю также приучению детей к самостоятельной организации своего рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы, поддержанию порядка на рабочем месте.
Применение интерактивных методик и педагогических технологий на уроках ИЗО способствуют формированию учебной мотивации, творческой и познавательной активности, самостоятельности, ответственности; критического и художественно-образного мышления учащихся, умению самостоятельного поиска информации.

Игру я использую  как средство интерактивного обучения что способствует появлению непроизвольного интереса к познанию основ изобразительного искусства. Использую разные типы игр, которые вызывают формирование положительной мотивации изучения данного предмета, стимулируют активное участие ребят в учебном процессе и вовлекают даже наиболее пассивных.Игры дополняют учебный процесс, способствуют развитию важнейших психических свойств, необходимых для трудовой деятельности и творчества. Большинство игр построено на самопроверке своих возможностей, на стимулировании их развития. Это важное психолого-педагогическое средство развития и воспитания.
Например, в своей работе я использую такие игры как:
1. Составьте композиции из готовых силуэтов «Чья композиция лучше?»
Из готовых силуэтов составьте натюрморт. Игра может проводиться в виде соревнования двух (трех) команд. Работа ведется на магнитной доске. Игра развивает композиционное мышление, умение находить оптимальные решения.
2. Назовите основные, дополнительные, производные цвета.
Ответами служат поднятые геометрические фигуры нужного цвета. Работу можно проводить фронтально, командами.
3. Игра-соревнование «Кто больше?».
На полосках бумаги учащиеся делают первый мазок краской любого цвета, затем в этот цвет добавляют чуть-чуть белил и выполняют следующий мазок и т. д. Побеждает тот, кто сделает больше накрасок различной светлоты. Игра на закрепление понятий о разбеливании цвета.
4. Сгруппируйте слова по жанрам (видам).
На доске написаны различные понятия, термины, названия, которые необходимо объединить в смысловые группы.
В результате игры я формирую коммуникативные умения, способности применять приобретенные знания в различных областях умения решать проблемы, толерантность, ответственность.
Например в теме «Народные промыслы России в области игрушки», мы использовали игру «Найди свой узор»


Вначале этого урока ребята рассматривали элементы росписи, определяли особенности (филимоновской, коргопольской, дымковской) игрушек, далее по выбору выполняли работу в паре по рисованию элементов. (слайд)
В продолжении игры были выбраны «Главные художники» (эксперты).
«Главные художники» помогали-коррекционно, исправляли , дополняли ответы и действия учащихся, контролировали правильность и полноту разработанного алгоритма узора.
Метод проектов рассматривается как одна из личностно ориентированных развивающих технологий. В основу этой технологии положена идея развития познавательных навыков учащихся, творческой инициативы, умения самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, ориентироваться в информационном пространстве, умения прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности. Поэтому я использую метод проектов на развитие самостоятельной деятельности детей: индивидуальную, парную, групповую.
И итогом стало выполнение групповой работы.
Вот, что получилось в проектной работе ребят по теме « Народные промыслы России в области игрушки»

Ребята выполняют самоконтроль и взаимоконтроль хода и результата выполненных практических действий в конечном и поэтапном продуктивном творчестве.
Контрольно-оценочная деятельность на уроках изобразительного искусства может выстраиваться по трем направлениям:
фиксация и анализ оценочных суждений детей при обсуждении рисунков
фиксация и анализ характера детских действий при коллективном решении учебных задач;
В своей работе с детьми я использую листы самооценки в паре и в группе.
Лист самооценки работы в паре:
Оцени свою работу в паре. Отметь значком  + , в какой мере ты согласен (а) со следующими утверждениями.
Утверждение Полностью
согласен(а) Частично согласен(а) Не согласен (а) Затрудняюсь
ответить Я в полной мере участвую
в выполнении всех заданий         Мы всегда приходим к общему мнению         Мы много спорим         Я всегда отвечаю так,
как предлагает сосед (соседка)         Работать в паре легче, чем одному (одной)         Наша работа в паре интересна и полезна         Мы быстрее и успешнее
выполняем задания в паре         Оценочный лист работы в группе:
Критерии оценки Оцениваю себя сам Оценка товарища 1. Активно работал в группе     2. Выполнял свои  обязанности     3. Соблюдал культуру общения       ++  у меня всё получилось
-+  были затруднения, но я справился
-    у меня не получилось работать в группе ++  у тебя всё получилось
 -+  у тебя возникли затруднения,
       но ты справился
-      у тебя не получилось работать в группе Средствами письменной фиксации результатов контрольно-оценочной деятельности на уроках изобразительного искусства могут быть:
доска творческих достижений, выставки детских работ, детские литературно-эстетические журналы, фотогазеты, самодеятельные видеофильмы с детскими музыкальными концертами и т.п.;
оценочные листы учителя (либо в отдельной тетради, либо в классном журнале), которые отражают динамику, с одной стороны, творческой активности учащихся, с другой стороны, уровень освоенности того или иного способа учебно-художественной или учебно-музыкальной деятельности;
Например, в своей работе я применяю дневник наблюдения, по которому можно отследить развитие активности работы каждого ребёнка.
№ Дата Ф.И. Самостоятельное планирование работы Соблюдает порядок на рабочем месте Готовность к сотрудничеству Культура общения активностьработы в группе(в паре)
23.11 Катя Б. - + _ + _
21.01 Катя Б. _ + + + +
позиционно-рефлексивные сочинения учащихся, отзывы учащихся, взрослых (педагогов, родителей) на творческие детские работы.