Комплект контрольно-оценочных средств по учебному предмету « История»


КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Курский государственный политехнический колледж»
(ОБПОУ «КГПК»)


Утверждаю
Зам. директора по УР
____________ Н.Ю. Тарасова
______________________



Комплект контрольно-оценочных средств по учебному предмету
История
основной образовательной программы (ОПОП) по специальности
54.02.01 Дизайн (по отраслям)











Курск
2016

Комплект контрольно-оценочных средств учебного предмета
История
Рассмотрен и одобрен на заседании П(Ц)К общественных дисциплин
Протокол № ____ от « ___ » _________ 2016 г.
Председатель П(Ц)К______________________/ Савенкова Л.В./


Разработчик: к.и.н., преподаватель Савенкова Л.В.






















1.Общие положения
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебного предмета «История».
КОС включают контрольные материалы для проведения промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета в формате ЕГЭ.
КОС разработаны на основании программы учебного предмета «История», утвержденной директором ОБПОУ «КГПК» О.И. Морозовой от 22 июня 2015года.




































2. Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке

Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Основные показатели оценки результатов

У1. анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд)
- анализ исторической ситуации, исторических версий и оценок;
- извлечение информации из источника, умение работать с историческим документом, анализ текста; - ответы на предложенные вопросы;
-определение основных направлений экономического, политического, социального развития европейских стран в разные исторические периоды;
- описание походов, битв с использованием карты или на её основе;
-составление сравнительных таблиц;
- просмотр видеоматериалов и их анализ;
-определение основных направлений экономического, политического, социального развития России в 90 - е гг. XX века;
- анализ основных направлений развития мира в XIX веке.

У2. устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений
- установление последовательности исторических событий, группировка исторической информации;
- систематизация исторического материала на основе представлений об общих тенденциях исторического процесса;
- определение основных направлений и тенденций экономического, политического и социального развития мира в начале XX века.
- определение результатов двух мировых войн;
- установление соответствия между причинами и следствием революций в Европе, определение их значения;
-расположение в хронологической последовательности событий;
-определение современников анализируемых событий;
- установление комплекса причинно – следственных связей;
-анализ причин и последствий февральских и октябрьских событий 1917 г. в России;
- определение причин краха коммунистических режимов и распада советского блока;
- анализ причин и последствий гражданской войны в России;
-соотношение соответствия дат и событий.

У3. различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения
- анализ исторических и иных документов;
-определение периода в истории России, с которыми связаны описанные в них события;
- понимание сущности локальных национальных и религиозных конфликтов на пространстве бывшего СССР в 1990-е гг.;
- соотношение проводимых в России реформ и их результатов.

У4. представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии
-составление конспекта, реферата, рецензии, написание исторического эссе.

З1. основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории
- знание основных исторических фактов и явлений мировой и отечественной истории, истоки возникновения современной цивилизации;
- понимание сущности взаимоотношений России с другими странами;
-понимание исторической обусловленности принятия христианства Русью;
-знание современных оценок и версий новой экономической политики большевиков;
знание современных версий и трактовок событий I и II-ой мировых войн,
-знание приоритетных направлений внешней политики России в XVIII - XXI вв.

З2. периодизацию всемирной и отечественной истории
- знание периодизации всемирной и отечественной истории, основных концепций исторического развития;
- знание и понимание сущности формационного и цивилизационного подходов к изучению всемирной истории.

З 3. современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории
- знание современных оценок и версий событий 1917 г. в России, сталинской модернизации;
- знание современных версий причин двух мировых войн;
- знание основных фактов, характеризующих развитие стран Западной Европы и Америки после I и II-ой мировой войны.

З4. особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе
- знание основных направлений развития мировых интеграционных и поликультурных процессов и роль России в этом процессе;
- понимание особенности исторического пути России, основных тенденций сохранения национальных, религиозных и культурных традиций в России;
-знание и понимание перспективных направлений развития РФ на современном этапе.

З5. основные исторические
термины и даты
- знание основных дат отечественной и мировой истории, исторических понятий и исторических терминов;
- знание основных дат и особенностей социально-экономического и общественно-политического развития России в IX – XXI вв.




3. Распределение оценивания результатов обучения по видам контроля

Наименование элемента умений или знаний
Виды аттестации


Текущий контроль
Промежуточная аттестация


У1. анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд)
+
+

У2. устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений
+
+

У3. различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения
+
+

У4. представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии
+


З 1. основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории
+
+

З2. периодизация всемирной и отечественной истории
+
+

З3. современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории
+


З4. особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе
+


З5. основные исторические термины и даты
+
+









4. Контрольно-оценочные материалы для проведения промежуточной аттестации
4.1 ПАСПОРТ
Дифференцированный зачет проводится в форме письменной работы (тестирование в формате ЕГЭ)
Место проведения учебный кабинет
Условия проведения индивидуальное задание
Количество вариантов ___2____
Время проведения 1 час 20 мин.
4.2. ЗАДАНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ.
Вариант №1
Задание 1.
Проверяемые знания и умения: У1, У3, З2, З5
Инструкция.
Внимательно прочитайте задание.
Время выполнения задания – 30 мин.
Текст задания: Тестовый контроль
Часть А
Выбери в каждом задании один правильный ответ
А1. Что изучает история?
1) прошлое человечества
2) космос
3) строение Земли
А2. Следы древнейших людей, живших более 2 миллионов лет назад, обнаружены археологами в:
1) в Западной Европе
2) в Восточной Африке
3) в Южной Австралии
А3. Ближайшими помощниками фараона были:
1) жрецы 2) вельможи 3) писцы
А4. Расцвет Израильского царства связан с именем:
1) Саула 2) Давида 3) Креза
А5. «Жребий брошен!» - так сказал Цезарь, переправляясь через реку:
1) Рубикон 2) Тибр 3) Ефрат
А6. Чем знамениты братья Кирилл и Мефодий?
1) легендарные основатели Рима 2) первые русские святые
3) создатели славянской письменности
А7. Вассалом считался тот, кто:
1) предоставляет своему подчинённому землю за службу
2) получает от сеньора землю за службу 3) делит феод на части
А8. Главой православной церкви в Византии был:
1) Римский папа 2) патриарх 3) епископ
А9. Начало европейской Реформации положила деятельность:
1) Ж. Кальвина; 2) Генриха VIII; 3) М. Лютера
А10. Каково было последствие принятия христианства на Руси?
1) Ослабление княжеской власти
2) Создание государства у восточных славян
3) Укрепление международного авторитета Руси
А11. Кто стоял во главе русских войск, одержавших победу на льду Чудского озера?
1) Дмитрий Донской
2) Александр Невский
3) Иван Калита
А12. Кому было дано прозвище «тушинский вор»?
Борису Годунову 2) Василию Шуйскому 3) Лжедмитрию II
А13. Понятие «раскол» в XVII-XVIII вв. означало деление населения на сторонников и противников:
1) реформ Избранной рады 2) реформ патриарха Никона
3) отмены крепостного права
А14. Во время опричнины страна была разделена на какие две части:
1) опричнину и боярщину 2) воеводства и уезды 3) земщину и опричнину
А15. Какое из названных событий произошло 19 февраля 1861 г.?
1) Покушение на Александра I
2) Подписание Манифеста об освобождении крестьян
3) Синопское морское сражение
А16. Какое название в XIX в. получили сторонники особого, отличного от западного пути развития России?
социал-демократы 2) славянофилы 3) декабристы
А17. К какому году относится воцарение Николая I?
1) 1801г. 2) 1855г. 3) 1825г.
А18. Максимилиан Робеспьер был лидером
1) Английской революции
2) Великой французской буржуазной революции
3) Первой русской революции
А19. Событие, вошедшее в историю под названием «Верденская мясорубка» произошло в годы –
1) русской – японской войны
2) первой мировой войны
3) второй мировой войны
А20. Следствием отречения Николая II в марте 1917 г. стало –
1) утверждение в стране военной диктатуры
2) решение Англии и Франции начать интервенцию против России
3) провозглашение высшим органом власти в России Временного правительства
А21. Итоги Второй мировой войны были подведены на:
1) Потсдамской конференции
2) Ялтинской конференции
3) Тегеранской конференции
А22. Рузвельт был президентом:
1) Англии 2) Франции 3) США
А 23. Рекрутская повинность это:
1) обязанность крестьян работать на казенной мануфактуре
2) выставление определенного количества людей из податного сословия для обслуживания нужд армии
3) государственный налог с крестьян на содержание армии
А24. Организация Варшавского договора была создана в
1) 1945 г. 2) 1949 г. 3) 1955 г.
А25. Какое событие произошло 12 декабря 1993 г.?
1) начало радикальной рыночной реформы
2) принятие Конституции РФ
3) начало «шоковой терапии»

Задание 2.
Проверяемые знания и умения: У2, З1, З2, З5
Внимательно прочитайте задание.
Время выполнения задания _______30 мин.____________
Текст задания: установить соответствие
Часть Б.
Б1. Укажите, какие архитектурные сооружения принадлежат Палестине, а какие Египту:
1. Палестина
А) храм в Иерусалиме

2. Египет
Б) пирамида фараона Хеопса


В) аллея сфинксов


Г) царский дворец Соломона


Б2. О какой дате идет речь? Найдите соответствие:
А) возникновение христианства
1). 395 г.

Б) возникновение государства у восточных славян
2) 1век

В) Разделение Римской империи
3) 486 г.

Г) Возникновение государства у франков
4) 9век


Б3. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.

Понятие
Определение

1. мозаика
А. изображение Бога, святых, исполненное на деревянной доске, являющееся предметом поклонения

2. фреска
Б. иллюстрации, помещавшиеся в книгах

3. икона
В. живописное изображение, составленное из кусочков непрозрачного стекла или цветных камней

4. алтарь
Г. многоцветная роспись по сырой штукатурке

5. миниатюра
Д. важнейшая (восточная) часть христианского храма, где проводится богослужение


Б4. Восстановите последовательность событий:
а) религиозные войны; г) плавания Х. Колумба;
б) начало Реформации в Германии; д) Великая французская буржуазная революция.
в) революция в Англии;

Б5. Прочтите отрывок из сочинения историка В. О. Ключевского и укажите, о каком князе идет речь.
«Молодость (умер в 39 лет), исключительные обстоятельства, с 11 лет посадившие его на боевого коня, четырехсторонняя борьба с Тверью, Литвой, Рязанью и Ордой, наполнявшая шумом и тревогами его 30-летнее княжение, и более всего великое побоище на Дону положили на него яркий отблеск Александра Невского»
А). Ярослав Мудрый Б). Дмитрий Иванович В). Мстислав Удалой
Б6. Расположите в хронологической последовательности события XVI – XIX вв.
1) отмена крепостного права в России
2) введение «табели о рангах»
3) опричнина
4) перевод Александром III крестьян на обязательный выкуп
5) воцарение Романовых

Б7. Установите соответствие между фамилиями ученых XIX в. и областью знаний, в которой они работали: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

УЧЕНЫЙ
ОБЛАСТЬ ЗНАНИЯ

А) А. С. Попов
1) астрономия

Б) Н. И. Лобачевский
2) физика

В) В. Я. Струве
3) химия

Г) Д. И. Менделеев
4) математика


5) радиотехника

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А
Б
В
Г







Б8. Прочтите отрывок из воспоминаний и определите, о положении жителей в каком городе в годы Великой Отечественной войны в нем говорится.
« Сколько восторгов было, когда прибавили хлеба. В булочных кричали «ура». Восстановить разрушенные силы эта прибавка не может. Дело ясное. Народ валится
Но она принесла с собой надежду: будет лучше! Каждый упоминает Ладожское озеро. Ледовая дорога. Ледовая трасса. Дорога к жизни».
А) Сталинград Б) Москва В) Ленинград
Б9. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.
Дата
Событие

1 1 сентября 1939 г
А. Курская битва

2. 22 июня 1941 г
Б. Начало контрнаступления Красной армии под Москвой

3. 5 декабря 1941 г.
В. Нападение Германии на СССР

4. 22 июня 1940 г.
Г. Начало II мировой войны

5. 5 июля1943 г.
Д. Компьенское соглашение


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А
Б
В
Г
Д








Б10. Ниже приведен перечень фамилий видных государственных деятелей. Все они, за исключением одного, занимали высокие посты в советский период. Найдите и запишите фамилию государственного деятеля, не относящегося к советскому периоду.
А.Н. Косыгин, П.А. Столыпин, Ю.В. Андропов, Н.И. Рыжков, М.И. Калинин, В.И. Ульянов (Ленин). Ответ:____________________

Задание 3.
Проверяемые знания и умения: У1, У3, З3,З5
Инструкция.
Внимательно прочитайте задание.
Время выполнения задания – 20мин.
Часть С.
Текст задания: Изучив документ, ответьте на вопросы.
Из воспоминаний маршала Г. К. Жукова:
«В воздух взвились тысячи разноцветных ракет. По этому сигналу вспыхнули 140 прожекторов, расположенных через каждые 200 метров. Более 100 миллиардов свечей освещали поле боя, ослепляя противника и выхватывая из темноты объекты атаки для наших танков и пехоты. Это была картина огромной впечатляющей силы
Гитлеровские войска были буквально потоплены в сплошном море огня и металла. Сплошная стена пыли и дыма висела в воздухе, и местами даже мощные лучи зенитных прожекторов не могли ее пробить. Наша авиация шла над полем боя волнами
Однако противник, придя в себя, начал оказывать противодействие со стороны Зееловских высот своей артиллерией, минометами появилась группа бомбардировщиков. И чем ближе подходили наши войска к Зееловским высотам, тем сильнее нарастало сопротивление врага20 апреля, на пятый день операции, дальнобойная артиллерия открыла огонь. Начался исторический штурм».
С1.К какому периоду истории страны относятся описанные в тексте события? Укажите хронологические рамки этого периода. О каком сражении идет речь?
С2. Какое отношение к описанному сражению имел маршал Г. К. Жуков?
С3.Какое значение имело это сражение?

Вариант №2
Задание 1.
Проверяемые знания и умения: У1, У3, З2, З5
Инструкция.
Внимательно прочитайте задание.
Время выполнения задания – 30мин.
Текст задания: Тестовый контроль
Часть А.
А1. Наша эра ведет счет летоисчисления от:
1) основания Рима 2) Рождества Христова
3) освобождения евреев от египетского рабства
А2. Несколько родовых общин, живущих в одной местности, составляли:
1) человеческое стадо 2) племя 3) государство
А3. Приспособление, при помощи которого в Египте поливали огороды и сады, на которые вода не доходила во время разливов:
1) насыпь 2) канал 3) шадуф
А4. Жители Египта использовали для письма:
1) пальмовые листья 2) глиняные таблички 3) папирус
А5. «Варварами» римляне называли:
1) инородцев, живущих в Риме
2) народности, говорящие на непонятном языке
3) племена, не знающие латинского языка.
А 6. Первая часть Библии Ветхий Завет написана:
1) финикийцами 2) древними евреями 3) египтянами
А7. Кого называли духовенством?
1) язычников 2) всех служителей христианской церкви 3) племена франков
А 8. Арабское летоисчисление ведется от:
1) сотворения мира 2) года основания арабского халифата
3) года переселения Мухаммеда в Мекку
А9. Ибн-Сина (Авиценна) – ученый из Средней Азии, прославившийся как
1) историк 2) врач 3) путешественник
А10. Выберите неправильный ответ. На мануфактурах:
1) применялся наемный труд; 2) отсутствовало разделение труда;
3) труд оставался ручным.
А11. Кого из названных лиц русские князья считали родоначальником своей династии
1) Аскольда 2) Рюрика 3) Олега
А12. Какое название получило правительство, созданное в период Смуты?
1). «Семибоярщина» 2). «Земщина» 3). «Самозванщина»
А13. Церковный раскол связан с именем патриарха:
1) Филарета; 2) Гермогена; 3) Никона;
А 14. Какой царь правил Россией в 1613-1645 гг.?
1) Иван Грозный 2) Алексей Михайлович 3) Михаил Федорович
А15. В результате военной реформы Петра 1 в России
1) была введена всеобщая воинская повинность
2) комплектование армии стало проводиться путем рекрутских наборов
3) было создано стрелецкое войско
А16. Кто из названных государственных деятелей XIX в. был военным министром, отвечал за устройство военных поселений?
1) М.М. Сперанский
2) А.А. Аракчеев
3) С.С. Уваров
А17. К результатам реформ П.А. Столыпина НЕ относится:
1) выход из общины более 2 миллионов крестьянских дворов
2) переселение сотен тысяч крестьян из центральной России в Сибирь
3) упразднение помещичьего землевладения и передача земель крестьянам
А18. Командующий юго-западным фронтом, осуществивший успешную наступательную операцию русских войск в 1916 г. -
1)Кондратенко Р.И. 2) Колчак А.В. 3) Брусилов А.А.
А 19. Император Николай II 2 марта 1917 г. подписал отречение от престола в пользу
1) царевича Алексея
2) брата Михаила
3) супруги Александры
А20. В декабре 1917 года был учрежден новый орган для защиты завоеваний революции и борьбы с контрреволюцией и саботажем – Всероссийская чрезвычайная комиссия. Коллегию ВЧК возглавил
1) Я.М. Свердлов 2) Ф.Э. Дзержинский 3) Л.Д. Троцкий
А 21. Курс на индустриализацию страны в 1930-е годы имел своей целью
1) сближение советской экономики с мировым рынком
2) преодоление отставания страны в уровне технического развития
3) повышение уровня доходов на душу населения
А 22. Во время Прохоровской битвы 1943 г. советским танкам «Т-34» пришлось вести борьбу с новыми немецкими тяжелыми танками
1) «Ягуар» 2) «Кентавр» 3) «Тигр»
А23. Вторая мировая война закончилась в
1) 9 мая 1945 г. 2) 2 сентября 1945 г. 3) 6 августа 1945 г.
А24. Что произошло 4 октября 1993 г.?
1) обстрел Белого дома
2) подписание Указа о роспуске Верховного Совета
3) выборы в Государственную Думу
А25. Изменение геополитического положения РФ после распада СССР выразилось в
1) усилении влияния России в странах восточной Европы
2) потере выхода к Черному морю
3) приближении НАТО к границам России

Задание 2.
Проверяемые знания и умения: У1, З1, З2, З5
Инструкция:
Внимательно прочитайте задание.
Время выполнения задания – 30 мин.
Текст задания: установить соответствие
Часть Б
Б1.Установите соответствие между именами фараонов и их характеристикой: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца

Название партий
Лидеры

1. Тутмос III
А) бог Солнца

2. Тутанхамон
Б) фараон, при котором Египет достиг наивысшего могущества

3. Амон-Ра
В) фараон, чья гробница сохранилась до наших дней в первозданном виде


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами
А
Б
В






Б2. Назовите понятие, которому соответствует данное описание:

Египтяне верили, что будут жить вечно в царстве мертвых. Они заботились о сохранении тела умершего: в него должна, думали они, вернуться душа. Тело высушивали, обматывали тонкими бинтами, изготавливали:
а) саркофаг; б) мумию; в) гробницу


Б3. Привести в соответствие:

А) Кромвель
1. итальянский художник

Б) Ньютон
2. великий русский полководец

В) Генрих IV
3. князь Киевской Руси

Г) Леонардо да Винчи
4. ученый, открывший закон всемирного тяготения

Д) Владимир Святой
5. лидер Английской революции

Е) М.И. Кутузов
6. король Франции


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами
А
Б
В
Г
Д
Е









Б4. Расставьте имена правителей в хронологической последовательности
А) Михаил Романов
Б) Борис Годунов
В) Федор Иванович
Г) Елена Глинская
Б5. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите имя князя, о котором идёт речь: «Своей осторожной осмотрительной политикой он уберёг Русь от окончательного разорения ратями кочевников. Вооружённой борьбой, торговой политикой, избирательной дипломатией он избежал новых войн на Севере и на Западе, возможного, но гибельного для Руси союза с папством и сближения курии и крестоносцев с Ордой. Он выиграл время, дав Руси окрепнуть и оправиться от страшного разорения. Он – родоначальник политики московских князей, политики возрождения России. Новгородский летописец, сообщив о кончине и похоронах князя, со сдержанной горечью сетует о человеке, «иже потрудися за Новгород, и за всю Русскую землю».
1. Александр Невский 2. Иван Калита 3. Дмитрий Донской

Б6. Прочтите отрывок из указа и укажите, кто из государей был его автором.
« ныне от Рождества Христова доходит 1699 г., а будущего января с 1 числа настанет новый 1700 год купно и новый столетний век: и для того доброго и полезного дела, указал великий государь, впредь лета счислять в приказах и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего января с 1 числа от Рождества Христова 1700 года.»
А) Михаил Федорович Б) Алексей Михайлович В) Петр I

Б7. Прочтите отрывок из советского военного донесения и определите, как звали немецкого военачальника, упоминаемого в нем.
«С утра 31/1-43 генерал-фельдмаршал находился в доме исполкома (центральная часть Сталинграда) с членами своего штаба и сильной охраной. В ходе боя здание было окружено подразделениями 38-й мотострелковой Во время переговоров генерал-фельдмаршалу было предъявлено требование – дать приказ войскам северной группировки о прекращении сопротивления»
А) Манштейн Б) Кейтель В) Паулюс

Б8. Прочтите отрывок из документа и определите, о каком сражении в нем идет речь.
« Это немецкое наступление не застало наши войска врасплох. Они были готовы не только к отражению наступления немцев, но и к нанесению мощных контрударов. В ожесточенных боях наши войска измотали и обескровили отборные дивизии немцев и последующими решительными контрударами не только отбросили врага и полностью восстановили положение, занимавшееся ими до 5 июля, но и прорвали оборону противника, продвинувшись в сторону Орла от 15 до 25 км».
А) Московская битва Б) Битва за Киев В) Курская битва

Б9. Расположите в хронологической последовательности события Великой Отечественной войны.
1. Сталинградская битва
2. Московская битва
3. Операция «Багратион»
4. Оборона Брестской крепости
5. Курская битва

Б10. Расставьте предложенные ниже слова в местах пропусков. Слова даются в алфавитном порядке в именительном падеже. Ответом должно быть сочетание соответствующих букв, построенных в том порядке, в котором в тексте пропущены слова. Например, ГЗВБАЖЕД. Учтите, что одно из понятий лишнее.
А. Вече
Б. Киевская Русь
В. Князь
Г. Первобытно-общинный
Д. Российское централизованное государство
Е. Феодальная раздробленность
Ж. Феодальная республика
З. Феодальный
К IX в. на Руси сформировался (1) ______ строй. Богатых людей уже не удовлетворял сложившийся в племенах порядок управления, так как он не мог обеспечить охрану их имущества и создать условия для его приумножения. Первое государство восточных славян получило название (2) ______. Верховная власть в нем принадлежала (3) __________ .
В начале XII в. прозвучал и был узаконен новый лозунг: «каждый держит вотчину свою». Это знаменовало начало (4) __________ . Формы политического устройства в русских землях в этот период были самыми разнообразными: от феодальной монархии до существующего в Новгороде и Пскове (5) ___________ . Верховная власть в этих городах принадлежала (6) ____________.
Позднее ведущее место среди городов Руси заняла Москва. Она возглавила борьбу за свержение золотоордынского ига и объединение русских земель. В результате активной политики московских князей в XVI в. завершился процесс образования (7) ____________ .


Задание 3.
Проверяемые знания и умения: У1, У3, З3,З5
Инструкция.
Внимательно прочитайте задание.
Время выполнения задания – 20мин.
Часть С.
Текст задания: Прочитайте фрагмент исторического документа и ответьте на вопросы:

«В дни великой борьбы с внешним врагом, стремящимся почти три года поработить нашу родину, Господу Богу угодно было ниспослать России новое тяжкое испытание. Начавшиеся внутренние народные волнения грозят бедственно отразиться на дальнейшем ведении упорной войны. Судьба России, честь геройской нашей армии, благо народа, все будущее дорогого нашего отечества требуют доведения войны во что бы то ни стало до победного конца. Жестокий враг напрягает последние силы, и уже близок час, когда доблестная армия наша совместно со славными нашими союзниками сможет окончательно сломить врага. В эти решительные дни в жизни России почли мы долгом совести облегчить народу нашему тесное единение и сплочение всех сил народных для скорейшего достижения победы, и в согласии с Государственной думой признали мы за благо отречься от престола государства Российского и сложить с себя верховную власть. Не желая расстаться с любимым сыном нашим, мы передаем наследие нашему брату, нашему великому князю Михаилу Александровичу и благословляем его на вступление на престол государства Российского».
С1. О каком документе идет речь? Когда он был подписан?
С2. Кто является автором текста документа?
1) Керенский А.Ф.
2) Николай II
3) Шульгин В.В.
4) Александр III
С3. Какие последствия имело для России подписание данного документа?
4.3 КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Перечень объектов контроля и оценки

Наименование объектов контроля и оценки
Основные показатели оценки результата
Оценка
(баллы)

З.1 знать основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории
- знание основных исторических фактов и явлений мировой и отечественной истории, истоки возникновения современной цивилизации;
- понимание сущности взаимоотношений России с другими странами;
- понимание исторической обусловленности принятия христианства;
- знание современных оценок и версий новой экономической политики большевиков;
знание современных версий и трактовок событий I и II-ой мировых войн,
- знание приоритетных направлений внешней политики России в XVIII - XXI вв.
6 – 12


3 – 7
2 – 5

2 - 4
3 – 7

З2 периодизация всемирной и отечественной истории
- знание периодизации всемирной и отечественной истории, основных концепций исторического развития;
- знание и понимание сущности формационного и цивилизационного подходов к изучению всемирной истории.
3– 7

3 – 5


З 3. современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории
- знание современных оценок и версий событий 1917 г. в России, сталинской модернизации;
- знание современных версий причин двух мировых войн;
- знание основных фактов, характеризующих развитие стран Западной Европы и Америки после I и II-ой мировой войны.
2 – 6

З.5 знать основные исторические термины и даты
- знание основных дат отечественной и мировой истории, исторических понятий и исторических терминов;
- знание основных дат и особенностей социально-экономического и общественно-политического развития России в IX – XXI вв.
2 – 4

У.1 анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд)
- анализ исторической ситуации, исторических версий и оценок;
- извлечение информации из источника, умение работать с историческим документом, анализ текста;
-определение основных направлений экономического, политического, социального развития европейских стран в разные исторические периоды;
- описание походов, битв с использованием карты или на её основе;
-составление сравнительных таблиц;
- просмотр видеоматериалов и их анализ;
-определение основных направлений экономического, политического, социального развития России в 90 - е гг. XX века;
- анализ основных направлений развития мира в XIX веке.
12 – 25

У.2 устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений
-установление последовательности исторических событий, группировка исторической информации;
- систематизация исторического материала на основе представлений об общих тенденциях исторического процесса;
- определение основных направлений и тенденций экономического, политического и социального развития мира в начале XX века.
- определение результатов двух мировых войн;
- установление соответствия между причинами и следствием революций в Европе, определение их значения;
- расположение в хронологической последовательности событий;
- определение современников анализируемых событий;
-установление комплекса причинно – следственных связей;
- анализ причин и последствий февральских и октябрьских событий 1917 г. в России, определение причин краха коммунистических режимов и распада советского блока;
- анализ причин и последствий гражданской войны в России;
-соотношение соответствия дат и событий.
8 – 16

У3. различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения
- анализ исторических и иных документов,
определение периода в истории России, с которыми связаны описанные в них события;
- соотношение проводимых в России реформ и их результатов.
6 – 8

4 – 8


За правильный ответ на вопрос теста выставляется положительная оценка – 1 балл.
За не правильный ответ на вопрос выставляется отрицательная оценка – 0 баллов.

Критерии оценки
Часть А – 1 балл за каждое задание.
23-25 баллов - «5»
17-22 балла – «4»
12 – 16 баллов - «3»
Менее 11 баллов – «2»

Часть Б – 2 балла за каждое правильно выполненное задание, 1 – допущена одна ошибка.
18 -20 баллов- «5»
14 - 16 баллов – «4»
10-12 баллов – «3»
Менее 10 баллов – «2»
Часть С – 2 балла за ответ на вопрос. Итого: 6 баллов
С4 – 4 балла за ответ. Общее количество: 10 баллов

Шкала оценки образовательных достижений
Процент результативности (правильных ответов)
Оценка уровня подготовки


балл (отметка)
вербальный аналог

90 ч 100 (47 – 51)
5
отлично

80 ч 89 (37 – 46)
4
хорошо

70 ч 79 (26 – 36)
3
удовлетворительно

менее 70(менее 26)
2
неудовлетворительно


Оценивание производится по каждому объекту контроля и по дисциплине в целом.
При неудовлетворительной оценке хотя бы одного объекта контроля выставляется неудовлетворительная итоговая оценка.

5. Перечень материалов, оборудования и информационных источников, используемых в аттестации
Оборудование: Раздаточный материал: контрольные задания, тесты, портфолио.
Основные информационные источники:
1. Данилов А.А., Леонов С.В. и др. История России с древнейших времен до начала XXI века (9-е изд.). М., 2008
2. История: учебник для студентов учреждений сред. Проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 448 с.
3. Левандовский А.А. История России, XX - начало XXI века.- М.: Просвещение, 2011. – 384 с.
4. История / П.С. Самыгин. – Ростов н/Дону: Феникс, 2010 – 474с.
5. История России. XX - начало XXI в. Учебник для 11 кл. Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т., Петров Ю.А., М,2007.- 480 с.
6. Отечественная история новейшего времени: 1985-2008: Учебник для вузов / А.Б. Безбородов и др. – М.: РГГУ, 2009

Учебные пособия:
Интернет-ресурсы
ru.wikipedia.org/wiki/История
www.hrono.ru
www.istorya.ru
magister.msk.ru/library/history














15