Тренинг для педагогов Общение между взрослыми и детьми

Кондракова Любовь Анатольевна
МБДОУ № 9 Детский сад «Катерок»
Воспитатель

Тренинг для педагогов
«Общение между взрослыми и детьми»

Цель: дать возможность, конкретизировать  правила взаимодействия с детьми для достижения личностно-ориентированной модели общения, осознание собственных стратегий общения с детьми.
Задачи:
1. Содействовать повышению уверенности общения в коллективе.
2. Упражнять педагогов в использовании метода наблюдения в общении с детьми.
3. Развивать навыки эмоционального, вербального общения с детьми.

Любая деятельность человека, в частности педагога, не может осуществляться без общения, которое должно быть позитивным и личностно-ориентированным. Такое общение невозможно без учёта индивидуальных особенностей ребёнка. Основным методом, позволяющим их выявить, является наблюдение. Оно необходимо для установления лучшего контакта и для обнаружения индивидуальных особенностей ребёнка.
Поэтому первым будет упражнение «Найди 3 отличия», где мы отработаем навыки наблюдения.
Инструкция: встаньте друг против друга, в течение одной минуты партнёры внимательно смотрят друг на друга, стараясь запомнить внешний облик своей пары. Затем игроки одной шеренги отворачиваются, а каждый участник другой шеренги за определённое время меняет в своей внешности 3 признака. Когда игроки первой шеренги поворачиваются лицом к партнерам, задача каждого из них – определить изменения.
Нам необходимо развивать в себе не только наблюдательность, но и навык конкретной инструкции к заданиям для ребёнка. Практика показывает, что не все дети адекватно оценивают свои возможности. Одни стремятся выполнить задание, которое  даже недослушали до конца, торопятся сделать его так, как им представляется, а это приводит к многочисленным ошибкам или  полностью не соответствует заданной инструкции. Это часто происходит на начальных этапах работы с детьми, когда навык еще не сформирован. Постепенно (у кого быстрее, кого позже) навык становится более устойчивым и позволяет ребятам быть более собранными, организованными, готовыми к самостоятельной деятельности. Какими путями может быть сформирован навык?
а) через простой показ;
б) через объяснение;
в) через сочетание показа и объяснения.
Потренируемся объяснению в упражнении «Создай тоже самое».
Инструкция: Поделившись на две команды, педагоги получают от ведущего одинаковый набор геометрических фигур (приложение 4) на каждую команду. Дается время на составление фигуры человека из этих геометрических фигур. Затем каждая команда выбирает капитана. Капитан первой команды объясняет капитану второй команды фигуру, составленную своей командой без называния частей тела. Капитан второй команды должен нарисовать на доске фигуру первой команды. Затем капитаны меняются ролями.
Что было сложно? Как ещё можно было объяснить?
Дети дошкольного возраста только учатся общаться и взаимодействовать в коллективе сверстников. И нам необходимо помочь развить умение взаимодействовать в коллективе, принимать совместные решения, путем переговоров, учитывая как свои интересы, так и интересы партнера.
Третье упражнение будет коллективным, тренирующим личностные качества. Называется оно «Нарисуй машину».
Инструкция: педагогам предлагается подойти к столу, где расположен лист ватмана и один набор карандашей, маркеров, нарисовать машину и придумать, куда же на ней отправиться команда.
Какие качества понадобились для выполнения этого задания? (активность, инициативность, лидерство, уровень развития речи, дружелюбность).
Так как мы каждый день находимся в детском коллективе и соприкасаемся со взрослыми, для наилучшего взаимодействия необходимо развивать эти качества как в себе, родителях, так и детях, которым эти качества понадобятся в будущей жизни для построения продуктивной деятельности в коллективе.
Ну и закончить тренинг я хочу на упражнении на закрепление дружелюбного и позитивного общения – «Дружелюбная рука».
Сейчас я дам первому с краю нарисованную руку, на которой вам необходимо написать пожелание, добрые слова соседу и передать ему. Следующий делает тоже самое и передаёт дальше.

Литература:
имц-пушкин.рф
center-dialog.ucoz.ru
Лютова Е.К., Монина Г.Б. «Тренинг общения с ребенком» - РЕЧЬ Творческий Центр сфера. Санкт-Петербург, 2008 г.
«Развитие профнссиональной компетентности педагогов: программы и конспекты занятий с педагогами / авт.-сост. М.И.Чумакова, З.В.Смирнова. – Волгоград: Учитель, 2008 г.

15