Родительское собрание-тренинг «Родитель – первый воспитатель» в средней группе.


Родительское собрание-тренинг
«Родитель – первый воспитатель»
в средней группе.
Подготовила воспитатель:
Дзбоева Светлана Ивановна
1. Вступительное слово
Уважаемые родители! Вы, наверное, не раз задавали себе вопрос: «Почему мой ребёнок не такой как все? ». Ответ на него лежит на поверхности. Надо только внимательно приглядеться. Ведь, как ни странно, но многое зависит от Вас самих.
Во-первых, ещё за долго до его рождения, через энергию отношения обоих родителей и родственников к зарождению будущего члена семьи, энергию окружающей обстановки, рода занятий родителей, их стремления закладываются предпосылками для раскрытия индивидуальности ребенка в будущем.
Во-вторых, одни дети становятся шустрыми, энергичными, другие - менее активны, третьи хотя и активны, но медлительны. Это зависит от особенностей типа высшей нервной деятельности, и складывается постепенно, под влиянием условий жизни, окружающей среды и воспитания. Например, особенности нервной системы не предопределяют того, какие именно умения, навыки, привычки, черты поведения приобретает ребенок, - это зависит от воспитания, стиля детско-родительских отношений, семейных ценностей. Так, строгий тон родителя, необходимый в обращении с одним ребёнком в семье, может быть совершенно неуместен в обращении с другими.
Мы должны знать индивидуальные особенности своего ребёнка и учитывать их. Индивидуальный подход с учетом особенностей нервной системы, уровня физического и умственного развития, сложившихся привычек, реакций на окружающее, просто необходим для полноценного развития малыша, для его хорошего самочувствия и жизнерадостного настроения. При этом индивидуальный подход, не предусматривает сравнения детей друг с другом, а требует сравнения ребенка с самим собой.
2. Тренинговые упражнения
1 Упражнение «Воспоминания детства»
-Назовите ассоциации со словом «детство»
-Вспомните самый счастливый день из своего детства.
-Вспомните свой самый волнующий день.
- Вспомните, чего вам было стыдно.
-Можете ли сравнить себя в детстве и вашего ребёнка?
-Изменились ли чувства, переживаемые в этих ситуациях?
-Изменилось ли отношение к этим ситуациям?
Родитель и ребенок, это разные люди, возрастные категории, но нужно стремиться к взаимопониманию. Очень важно понимать себя самого и своего ребенка.
2. Упражнение «Передай другому»
Называется начало фразы, а участники должны ее продолжить.
В детстве можно…(драться, играть, весело жить, плакать и т. д.).
Что я разрешаю своему ребёнку?... Что я запрещаю своему ребёнку?...Что я разрешаю, но ставлю условия?...3. Упражнение «Решение ситуаций»
Представим несколько ситуаций, в которых вы можете оказаться, как вы отреагируете на них.
Ситуации:
1. Ребенок молча сидит перед выключенным телевизором, не реагируя на ваши реплики.
2. Дочь приходит из д\с и говорит: "Не пойду больше в садик! "
3. Вы узнаете, что ваш ребенок на занятиях сидит под столом.
4. Сын говорит: "Вовка нехороший! Видеть его не хочу!
5. Ребёнок кричит и требует игрушку своего товарища.
В общении с ребенком можно задействовать различные механизмы, которые помогут не отмахнуться от ребенка, а дать ему то, что он ожидает - поддержку. Что какие бы "выходки" (со слов взрослого) не демонстрировал ребенок, целей нарушений в поведении ребенка может быть только 4:
• привлечение внимания,
• власть,
• месть,
• избегание неудач
Причиной капризов и упрямства также может быть:
• нарушение режима дня
• обилие новых впечатлений
• плохое самочувствие
• переутомление (физическое и психологическое)
Мы все нуждаемся во внимании со стороны окружающих людей и не хотим чувствовать себя "пустым местом". Дети же тем более, так как им необходимо осознавать свою значимость.
Дети очень часто пытаются привлечь внимание к себе своим поведением.
Особенно часто это происходит, когда им недостает внимания. А ведь и необходимая "доза" внимания у каждого ребенка своя.
Задайте себе вопрос: когда ребенок получает больше внимания от взрослых? (когда он больше плохо, а не хорошо себя ведет)
Если маленький ребенок плачет к нему бегут родители! Он что-то натворил - и получил больше внимания, чем за целый день нормального поведения. Вывод: "Если я хочу, чтобы мама и папа были рядом, я должен сделать что-то, что они делать запрещают! " - вот что усвоил ребенок.
Внимание - базовая психологическая потребность, такая же, как еда и питье, с точки зрения физиологии. Но если детей учат просить еду, то, как они должны вести себя, когда они "психологически голодны"?
"Как вы думаете, можно распознать, что эта "выходка" имеет цель привлечения внимания? " (Ответ: после получения необходимого внимания ребенок прекращает выходку) . Положительные выходы из ситуации:
стараться объяснить, уговорить;
переключить внимание;
использовать игровые приёмы;
не обращать внимание на капризы ребёнка, отойти в сторону, чтобы он видел, что его поведение не оказывает на вас влияния.
Преодолеть капризы также можно:
• если все члены семьи будут иметь единые требования к ребёнку
• дадут понять значение слова «нельзя»
• научат ребёнка хотеть, то есть вырабатывать настойчивость в достижении цели
• будут развивать у ребёнка самостоятельность
4. Упражнение «Преврати недостаток в достоинство»
Родители пишут, что они хотели бы видеть в своём ребёнке, затем высказывания собираются и путаются. Кому какое попадётся, и дают советы.
Чтобы воспитать Человека, нужно:
• Принимать ребёнка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему
• Не пытаться «лепить» своего ребёнка, а жить с ним общей жизнью, видеть в нём личность, а не объект воспитания
• Помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример
• Стремиться понять, о чём думает, чего хочет, почему ведёт себя так, а не иначе
• Не использовать ребёнка, как средство для достижения благородных, но своих целей
• Нельзя перекладывать ответственность за воспитание на других
• Помнить, что во всех поступках ребёнка виноваты взрослые
5. Притча «Небезупречный»
У одного водоноса, было два больших глиняных горшка. Один из них был с трещиной, через которую половина воды вытекала по пути от источника к деревне, в то время как другой горшок был безупречен. Два года водонос доставлял лишь полтора горшка воды своим односельчанам. Конечно, безупречный горшок гордился своими достижениями. А треснувший горшок страшно стыдился своего несовершенства и был очень несчастен, поскольку мог сделать только половину того, для чего был предназначен. Однажды он заговорил с переносчиком воды:
– Я стыжусь за себя и хочу извиниться перед тобой.
– Почему? Чего ты стыдишься?
– Через эту трещину в моём боку просачивается вода. Ты делал свою работу, но из-за моего недостатка, получал только половину результата, - удрученно сказал горшок.
Что же ответил ему водонос?
– Посмотри на эти цветы на обочине. Ты заметил, что они растут только на твоей стороне дороги, а не на стороне другого горшка? Дело в том, что я всегда знал о твоём недостатке.
Каждый день, когда мы шли от источника, ты поливал цветы.
В течение двух лет я любовался ими. Без тебя, просто такого как ты есть, не было бы такой красоты!
-Какой смысл заложен в притче?
Так и дети: очень разные, индивидуальные, запоминающие и у каждого свои неповторимые «чёрточки». Нужно их только почувствовать и понять.
6. Заключение
На выбор родителей закончить фразу: «Сегодня я поняла», «Сегодня я узнала», «Для меня важно… »
В завершении зачитываются слова В. А Сухомлинского
«Счастье отцовства и материнства не манна небесная, не приходит праздничным гостем. Это трудное и выстраданное, и приходит только тем, кто не боится многолетнего труда до самозабвения. Там, где утрачена эта мудрая, и отцовская, и материнская способность, - счастье становится признаком»
3. Разное
4. Решение собрания.