Игры на сплочение детского коллектива


Игры и упражнения по формированию коммуникативных способностей
обучающихся
1.Создание условий для сплочения детского коллектива.
«Угадай»!
Детям необходимо:
- Угадать по голосу, кто позвал.
- Угадать на ощупь кто из товарищей к тебе подошел.
- Угадать человека по рукопожатию.
«Одежда рассказывает»
Выбираем вещи детей и предлагаем детям ответить на вопрос: как, глядя на вещь, мы можем охарактеризовать её владельца.
«Зеркало»
Один участник становится водящим. Все должны представить, что он пришел в магазин, где много зеркал. Он становится в центр, а другие дети, «зеркала», встают полукругом вокруг него. Входящий будет показывать разные движения, а «зеркала» тотчас же должны повторять эти движения.
2.Развитие слухового восприятия
«Глухой телефон»
С помощью считалки выбирается телефонист. Он задумывает слово и передает его первому игроку (на ухо, шепотом), тот по цепочке следующему и т.д. Когда слово доходит до последнего игрока, телефонист спрашивает его, какое слово он «получил по «связи». Если слово названо неверно, телефонист проверяет каждого игрока и устанавливает, где рушилась связь.
«Цепочка слов»
Выбирается водящий. Он придумывает и называет три-пять слов, потом указывает на любого игрока, который должен повторить слова в той же последовательности. Если ребенок справляется с заданием, он становится водящим.
3.Развитие умения активно слушать, определять эмоциональное состояние других людей, выражать свои чувства
«Сказки наизнанку»
Кукольный или настольный театр по известной сказке.
Педагог предлагает детям придумать вариант сказки, где характеры героев изменены (например, колобок злой, а лиса добрая), и показать с помощью настольного театра, что может произойти в такой сказке.
«Азбука настроений»
Педагог готовит шесть карточек, передающих разные настроения нескольких персонажей (кошка, попугай, мышка, мужчина, женщина и т.д.): радость, горе, испуг (страх), злость (агрессия), самодовольство (гордость), недовольство.Детям предлагают выполнить такие задания, как «Определи настроение» (по карточкам); «Выбери героя» (с определенным настроением), расскажи, что с ним произошло, и объясни причину его эмоционального состояния.
«Пантомимические этюды»
Детям предлагают пройтись так, как ходит маленькая девочка, мальчик в хорошем настроении, старик, ребенок, который только учится ходить, уставший человек и другие.
4.Формирование умения слышать, понимать и подчиняться правилам
«Менялки»
Игра проводится в кругу. Участники выбирают водящего. Он встает и выносит свой стул за круг - стульев становится на один меньше, чем играющих.
Педагог говорит: «Меняются местами те, у кого... (светлые волосы, красные носочки, синие шорты, косички и т.д.)». После этого имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами: водящий в это время старается занять освободившееся место. Игрок, оставшийся без стула, становится водящим.
5.Развитие умения задавать открытые и закрытые вопросы
«Почта»
Между участниками игры и водящим завязывается диалог.
Водящий. Динь, динь, динь!
Дети. Кто там?
Водящий. Почтальон.
Дети. Откуда?
Водящий. Из ….
Дети. А что там делают?
Водящий. Танцуют (поют, смеются, плавают, летают) и тд. (дети изображают действия, названные водящим).
«Угадай, что это?»
На столе стоит коробка, в которой лежит какой-нибудь предмет. Вызывают одного ребенка, он заглядывает в неё. Остальные дети задают ему вопросы о цвете, форме, качестве, свойствах и т.д. этого предмета до тех пор, пока не угадают, что лежит в коробке.
Правило: на все вопросы ведущему надо отвечать только «Да» или «Нет».
6.Формирование умения работать по инструкции
«Обыграй превращение»
Ведущий по кругу передает предметы (мяч, пирамидка, кубик и др.), называя их условными именами. Дети действуют с ними так, как если бы это были названные взрослым объекты. Например, по кругу передают мячик. Ведущий называет его «яблоко» - дети «едят» его, «моют», «нюхают» и т.д.«Найди предмет»
Педагог прячет условный предмет (игрушка), а затем с помощью команд типа «Шаг вправо, два шага вперед, три влево» ведет игрока к цели, помогая ему словами «тепло», «горячо», «холодно». Когда дети научатся ориентироваться в пространстве по словесным указаниям взрослого, можно использовать план-схему.
7.Формирование умений совместно планировать действия, обсуждать их, договариваться друг с другом
«Неожиданные картинки»
Материалы: Каждому ребенку нужна бумага и восковые мелки.
Дети садятся в один общий круг. Каждый берёт себе по листу бумаги, начинает рисовать какую-нибудь картину (2-3 минуты.)
По команде педагога перестают рисовать и передают начатый рисунок своему соседу слева, который продолжает рисовать начатую им картину.
Дайте детям возможность порисовать еще 2-3 минуты и попросите их снова передать свой рисунок соседу слева.
Вы можете оживить игру музыкальным сопровождением. Как только музыка останавливается, дети начинают меняться рисунками. В конце упражнения каждый ребенок получает ту картинку, которую он начал рисовать.
8. Формируем умение перефразировать сказанное (сохранив главный смысл)
«Скажи по-другому»
Взрослый говорит: «У одного мальчика было плохое настроение. Какими словами можно про него сказать? Какой мальчик? (Печальный, грустный.) Да, печальный, грустный - это слова, близкие по значению, слова-друзья. Поэтому мы об этом мальчике можем сказать: Один мальчик был очень грустный».
Далее даются аналогичные задания: Девочка торопится в школу. (Какая она?) Мама посмотрела на вымытую посуду. (Что о ней можно сказать?) Через окно видно, что идет сильный дождь. (Как об этом сказать иначе?)».
9.Формируем умение выделять основную идею высказывания, подводить итог
«Подбери пословицу»
Взрослый называет несколько пословиц и просит выбрать одну из них, которая подходит к сюжетной картинке (подбираются заранее).
Примеры пословиц. У страха глаза велики. Трусливому зайке и пенек - волк. Одна пчела много меда не носит. Как аукнется, так и откликнется.
«Зеркало движений»
Один ребенок - «зеркало», все остальные ненадолго закрывают глаза или отворачиваются. Педагог молча показывает «зеркалу» какое-либо упражнение или ряд действий. Дети открывают глаза, а «зеркало» подробно рассказывает, какие действия должны быть выполнены (отражены). Если у более половины детей правильные действия не получаются, выбирают новое «зеркало».
Игры и упражнения по формированию здоровья обучающихся (физкультминутки)
Упражнения для мышц тела
Упражнение 1.
«Мы читали»
“Мы читали и устали. Дружно все и тихо встали. Ручками похлопали, раз-два-три. Ножками потопали раз-два-три. И ещё потопали и дружнеё похлопали. Сели, встали, встали, сели и друг друга не задели, мы немножко отдохнём и опять читать начнём”.
Методические указания. Упражнение улучшает вентиляцию лёгких. Голову держать прямо, плечи развёрнуты, спина прямая, дыхание не задерживать. Способствует глубокому дыханию. Выполняя хлопки, смотреть на руки. Выполняя притопы, следить за осанкой.
Упражнение 2.
И.п. – стойка ноги врозь, руки к плечам. 1 – локти в стороны, 2 – и.п., 3-4 – то же, 5 –присесть, 6 – и.п. 1-2 раза, темп средний.И.п – стоя на правой , левая согнута в колене, руки на пояс. 1-2 – лёгкие пружинистые подскоки на правой, 3-4 – то же на левой со сменой положения ног. 8-10 подскоков, темп средний.
И.п. – стойка ноги вместе, руки за голову. 1 – левую вперёд на пятку, 2 – левую назад на носок, 3-4 – в и.п. 2 притопа; 5-8 – то же с правой. 4 раза, темп средний.Методические указания. Выполняется в лёгком плясовом ритме. В упражнении следить за осанкой, приседать плавно. Упражнение 2 способствует формированию чувства равновесия. Подскоки выполняются мягко, с приземлением на носки, туловище вперёд не наклонять. Упражнение 3 – имитация народной пляски.
Упражнение 3.
И.п. – сидя за партой, руки вниз. 1 – руки плечам , 2 – руки вверх, потянуться, посмотреть на кисти – выдох; 3 – руки к плечам; 4 – и.п., расслабиться – выдох. 2-3 раза, темп медленный.И.п. – стойка ноги врозь, 1 – руки вверх, левую назад на носок, 2 – и.п.; 3-4 – то же, но правую назад. 2-4 раза, темп медленный.
И.п. – стойка ноги врозь, руки вперёд. 1 – поворот налево, левую руку в сторону-назад, посмотреть на пальцы; 2 – и.п.; 3-4 – то же с поворотом направо. 2-4 раза, темп средний.
Методические указания. Упражнение способствует глубокому дыханию, формированию правильной осанки.
Комплекс гимнастики для мышц глаз (офтальмогимнастика)
1-е упражнение – быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
2-е упражнение – Крепко зажмурить глаза /считая до 3/, открыть их и посмотреть вдаль /считать до 5/. Повторить 4-5 раз.
3-е упражнение – вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.
4-е упражнение – посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
5-е упражнение – в среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-5. Повторить 1-2 раза.
Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти
И.п. – сидя, руки подняты вверх, 1 – сжать кисти в кулак, 2 – разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленные опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
Вращательные движения кистями рук внутрь и кнаружи (по 10 раз).
Круговые движения большими пальцами в обоих направлениях (по 10 раз).
Сложить пальцы рук в «замок», крепко сжимать и разжимать их (20 раз).
Крепко прижать друг к другу пальцы и ладони обеих рук. Локти на уровне плеч. Не разжимая пальцев, необходимо отвести ладони так, чтобы запястья и локти раздвинулись, вернуть кисть в исходное положение (10 раз).
Кисти рук поднять наверх и свободно опустить (по 20 раз).
Игра с «шишками» (на растяжение и расслабление мышц рук).
Взрослый предлагает представить детям, что они медвежата. «Сейчас я буду кидать вам шишки, а вы их ловите». Дети ловят шишки. «А теперь с силой сожмите их в лапках». Шишки разламываются на мелкие кусочки. Медвежата откидывают лапки в стороны и роняют их вдоль тела – лапки отдыхают. Можно повторить игру несколько раз.
Игра с «песком» (на растяжение и расслабление мышц рук).
Набрать в руки воображаемый песок (на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержка дыхания). Посыпать песком колени, постепенно раскрывая пальцы (на выдохе). Стряхивать песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела: лень двигать тяжелыми руками. Повторить игру несколько раз.