Сплочение детского, подросткового коллектива и психологический комфорт в группе


КГБОУ «Алейская общеобразовательная школа-интернат»
Доклад
На тему:«Сплочение детского подросткового коллектива и психологический комфорт в группе»







Подготовила воспитатель: Кручинкина Марина Райнгольдовна

город Алейск
2017 год

Сплочение. Процесс включения воспитанника в систему коллективных отношений сложный, неоднозначный, нередко противоречивый.  Дети, будущие члены коллектива, отличаются друг от друга состоянием здоровья, внешностью, чертами характера, степенью общительности, знаниями, умениями .Основной деятельностью воспитателя будет являться миссия–сплочения детского коллектива: «как воспитывать каждого и целиком всех». 
Есть старая мудрая поговорка: «Посеешь поступок - пожнёшь привычку, посеешь привычку - пожнёшь характер, посеешь характер - пожнёшь судьбу». Одним из коллективов, где наш воспитанник находится в течение значительной части своей жизни, является группа. Группа является формой жизнедеятельности и общения.
Правильно организованный детский коллектив (не любая группа детей, а коллектив в строгом смысле этого слова как содружество личностей) - это такая группа, отношения в которой специально построены педагогом с воспитательной целью.
Взаимодействуя с детьми, воспитатель должен изучать, знать и учитывать особенности каждого ребёнка, приспосабливаться к ним и каждого включать в активную воспитывающую деятельность.
Для воспитания детей необходима разнообразная совместная деятельность. Без неё нет упражнения и развития их способностей, не налаживаются необходимые социальные привычки и не образуется  настоящий коллектив.
Основными способами сплочения детской группы являются увлечение и включение её в совместную деятельность.
Совместная деятельность воспринимается ребятами, как что-то новое ожидание новых впечатлений, привлекает их, объединяет и сплачивает.
Огромную роль в создании и сплочении коллектива группы играет воспитатель. Создание и сплочение организованного, дружного подросткового коллектива – задача лишь начального этапа работы, за которым следует этап постоянного развития и совершенствования всех сторон коллективной жизни, преодоления возникающих в ходе этого развития противоречий, постоянного возрастания роли коллектива в формировании личности каждого подростка. В постоянном развитии, изменении надо видеть и личность каждого воспитанника, и коллектив группы в целом, чтобы направить это развитие и руководить им. Умелая, организация жизнедеятельности детского подросткового коллектива является одним из чрезвычайно важных и действенных средств такого руководства.
Наша главная воспитательная задача — создание условий для развития индивидуальных способностей каждого ребёнка, их совершенствование в условиях всего образовательного и жизнедеятельного процесса. И каким бы ребёнок не был в учёбе - отличником или « серым» троечником, активным или пассивным в повседневных делах - он, для меня, яркая, индивидуальная личность, здесь в группе его место для самовыражения и самореализации.1. Основные направления работы по сплочению детского коллектива:
1.     Организация совместной деятельности воспитанников.
2.     Постановка общественно значимой и привлекательной для ребят цели.
3.     Создание органа внутри коллективного самоуправления.
4.     Поддержание, стимулирование и незаметная корректировка отношений в группе.
5.     Планомерная смена поручений воспитанников в самоуправлении.
6.     Установка традиций группы.
7.     Поощрение сотрудничества воспитанников при выполнении общих дел, стимулирование добровольной взаимопомощи в выполнении общих дел.
8.     Предупреждение и пресечение конфликтных ситуаций, сплетен, нездоровых группировок.
4.Особая работа ведётся с " отвергнутыми" детьми.
Привлечение их к совместной деятельности группы.
Нахождение для них поручений, где они раскрывают свои лучшие способности.
Похвала их в присутствии всех детей, но делается это за конкретно выполненное ими действие или поступок.
От  воспитателя требуется лишь умелое руководство деятельностью ребят, предоставление им свободы и самостоятельности. Воспитатель должен уметь поддерживать инициативу детей. Самое главное -  мы должны видеть маленький и большой успех каждого ребёнка в порученном ему деле и умело поощрять его.
5.Использование в своей работе игр на сплочение коллектива для детей и подростков.
6. Обсуждение ситуаций, анализ поступков и проделанной работы.
     Работа по сплочению детского коллектива, по формированию и развитию духовного мира и личности воспитанников ведётся мною на различных занятиях и мероприятиях по нравственному и патриотическому воспитанию, такие как: праздник посвящённый Дню Победы (2016 году), участие в празднике посвящённом Дню Народного Единства (2016год).Воспитательные часы по Дням Боевой Славы, Открытое мероприятие к 23 февраля (2017 год) . По моему мнению данная тематика нашла заинтересованность у ребят нашей группы. Я должна убедить ребят в том, что какие бы невзгоды и бури не проносились над родной землёй, мы не должны мириться с тем, что равнодушие и чёрствость побеждает. Люди нуждаются в доброте, верности, сердечности, порядочности. Именно эти свойства делают жизнь каждого человека светлой, яркой, радостной. Добро, милосердие, гуманность должны быть противопоставлены злу и бессердечию, безответственности и равнодушию.Перечислить все творческие и спортивные дела, в которых участвуют ребята сложно. Но главное для меня заключается в том, чтобы воспитанник рос и развивался не только физически, но и духовно.Радостно видеть, как ребята не только рассказывают о своих успехах и победах, но учатся сопереживать успехам и победам своих товарищей.
Групповая сплоченность проявляется в создании единой социально-психологической общности людей, входящих в группу, и предполагает возникновение системы свойств группы, препятствующих нарушению ее психологической целостности.
Психологический комфорт. В законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» среди основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования прописан принцип гуманистического характера образования, который предполагает приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, патриотизма, ответственности.  Подобная личность может сформироваться в условиях такого психологического пространства, где ребенку с первого дня пребывания предоставляется возможность:  
  выражать свое «я»; поощряется выдвижение разного рода инициатив, внесение интересных предложений;  развиваются готовность и умение брать на себя ответственность; создаются условия для самоутверждения ребенка с учетом сильных сторон его личности; формируется взгляд на другого человека как на безусловную личность.К сожалению, сегодня присутствуют негативные явления: падение интереса к знаниям, снижение познавательной активности, конфликтные ситуации. Постоянное состояние повышенной тревожности у некоторых ребят приводит к некомфортным ситуациям.
Комфорт - заимствовано из английского языка, где comfort «поддержка, укрепление»
В «Толковом словаре русского языка» Ожегова дано такое определение комфорта: «Комфорт - условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют».1
Проявление внутреннего, уверенного спокойствия, постоянная бодрость, готовность к действию. Наличие чувства собственного достоинства у каждого ребёнка;
Защищенность всех членов детского коллектива. Ни один ребёнок не должен чувствовать своей обособленности и беззащитности;
Разумная и полезная деятельность всех на занятиях и общественной жизни группы;
Умение быть сдержанным в движениях, словах.
Естественно, существуют различные ситуации, мешающие психологическому комфорту. У воспитанников такими «мешающими» факторами являются: неуверенность в себе, повышенная утомляемость, замедленность темпа деятельности, повышенная потребность во внимании, повышенная двигательная активность, трудности в переключении с одной деятельности на другую.   
Одним из факторов обеспечения психологического комфорта является создание ситуации,успеха. Здесь нужно разделить понятия "успех" и "ситуация успеха". Ситуация  — это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех  — результат подобной ситуации. Ситуация — это обстановка, которая организуется; переживание же радости, успеха — нечто более субъективное, скрытое в значительной мере от взгляда со стороны. Задача в том и состоит, чтобы дать возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Успех может быть кратковременным, частым и длительным, сиюминутным, устойчивым, связанным со всей жизнью и деятельностью. Все зависит от того, как ситуация успеха закреплена, что лежит в ее основе. Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может настолько изменить психологическое самочувствие, что резко меняет ритм и стиль деятельности, взаимоотношений с окружающими. Ситуация успеха может стать своего рода спусковым механизмом дальнейшего движения личности.  Успех  — это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с ее надеждами, ожиданиями, либо превзошел их. На базе этого состояния могут сформироваться устойчивые чувства удовлетворения, формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. В том случае, когда успех делается устойчивым, постоянным, может начаться цепная реакция, высвобождающая огромные, скрытые до поры возможности личности, несущая неисчерпаемый заряд человеческой духовной энергии.
Важную роль в создании благоприятной психологической атмосферы в группе, на мой взгляд, играет воспитание у ребят жизненно важным навыкам, которые могут заложить основы жизнедеятельности - воспитанию адекватного поведения, установлению нормальных взаимоотношений с товарищами и окружающими. Базовыми навыками являются:
умение принимать решения;
умение решать проблемы;
умение творчески мыслить;
умение устанавливать межличностные контакты;
развитие самосознания;
умение сопереживать;
умение владеть эмоциями.
Овладение основными жизненно важными навыками способствует улучшению работоспособности, повышению самооценки и уверенности в себе. Также они играют важную роль в создании психического благополучия, поскольку способствуют повышению мотивации следить за собой, внимательно относиться к окружающим, вести здоровый образ жизни.
За время работы в группе мальчиков 7-9 классы мною были проведены воспитательные часы и беседы на такие темы:
«Дружбой надо дорожить»; «Мы выбираем Толерантность»;
«Наш коллектив»; «Полезные и вредные привычки»;
«Хорошие манеры»; «Здоровый образ жизни - это важно!»;
«Вместе! Дружно! Весело!»; «Найти своё место в жизни»;
«Культура общения в детском коллективе»;
«Умение контролировать свои эмоции»;
«Быть вежливым – значит быть воспитанным»;
«Конфликты и компромиссы»; «Добро и зло» и другие.
Ребята выполняют индивидуально и коллективно рисунки, поделки, творческие проекты. Некоторые охотно помогают в подготовке открытых мероприятий, что также положительно сказывается на общей психологической комфортной ситуации в группе.
Без сомнения, работа по созданию психологического комфорта в группе непростая. Первым и одним из главных условий, необходимых для достижения цели, является взаимопонимание между детьми , а также взаимопонимание и взаимодействие между детьми и взрослыми.
Используемая литература:
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.Толковый словарь русского языка.-4-е изд.,-М.:Азбуковник,1999-944с
Практическая психология образования: учебное пособие 4-е изд./Под ред. И.В.Дубровиной- СПб.: Питер, 2009.-592с.
Теория детского коллектива /авт. А.С. Макаренко, Пед. Соч. 1985-1986 г. г.
Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г.№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Интернетресурсы:
http://www.openclass.ru
http://otvet.mail.ru
http://pedsovet.org
www.psyedu.ru