Статья ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РАБОТЕ С НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫМ ТЕКСТОМ НА УРОКЕ ЧТЕНИЯ.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Куянковская средняя общеобразовательная школа» им Г.Курмаша.

ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РАБОТЕ С НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫМ ТЕКСТОМ НА УРОКЕ ЧТЕНИЯ.
Учитель начальных классов
Разяпова Надия Бахтияровна.
Куянково
2016
ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РАБОТЕ С НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫМ ТЕКСТОМ НА УРОКЕ ЧТЕНИЯ
Развитие современного школьника тесно связано с чтением научно-познавательной литературы, что позволяет расширять кругозор ученика в различных областях научного и общественного знания, развивать интеллектуальные и творческие способности. Научно-познавательная литература в доступной и образной форме отражает те или иные факты науки, истории, развития общества и человеческой мысли, это произведения о науке и ее творцах, описание путешествий, исторические легенды. В связи с требованиями стандарта я, как учитель начальных классов осознаю особую роль научно-познавательной литературы в формировании компетенций учащихся.
Анализ научной литературы и педагогической практики свидетельствует о том, что несбалансированность художественных и научно-познавательных произведений как учебного материала в курсе литературного чтения, в значительной мере, вызвано переориентацией курса на решение художественно-эстетических и литературоведческих учебных задач. В настоящее время следует учитывать и тот факт, что происходит снижение / отсутствие интереса детей к чтению. В 70-е – 80-е годы XX века всплеск интереса к чтению научно-популярных и научно-художественных произведений был связан с широким изданием произведений В.В. Бианки, М.М. Пришвина, К.Г. Паустовского, Н.И. Сладкова, Е.И. Чарушина.
Исследования методической готовности педагога свидетельствуют о том, что на уроках в работе с научным текстом используются приемы, не соответствующие особенностям научных текстов. М.С. Васильева, М.И. Оморокова, Н.Н. Светловская отмечают, что система обучения работы над научно-познавательным текстом связано с овладением техникой чтения, формированием навыков сознательного, осмысленного чтения; формированием мотивов, стимулирующих работу с научным текстом, развивающих интерес к использованию книжной информации.
Авторы научно-познавательной литературы, по мнению Т.В. Рыжковой, также стремятся обеспечить не только понимание, но и запоминание наиболее существенного познавательного материала. Важно, чтобы при первичном чтении текста у школьников была четкая установка на запоминание, в этом случае запоминание становится сознательным, преднамеренным актом. С целью усвоения познавательного содержания текста авторы используют художественное обобщение; самое существенное выделяют композицией; эмоционально готовят читателя к восприятию и запоминанию; чередуют интересное с неинтересным; используют различные ассоциации; эмоционально концентрируют события, а затем их «неторопливо» научно объясняют.
Исследование, проведенное в 3 классе МБОУ Куянковская СОШ им Г.Курмаша, ставило своей целью выявить эффективные приемы работы с научной литературой, опираясь на результаты диагностики младших школьников. В ходе анализа методической литературы было выявлено, что в процессе работы с познавательным текстом необходимо выделять известную и новую информацию. Перед чтением текста – что дети уже знают об объекте, в процессе чтения – использовать эффективный прием чтения с пометками в тексте, при обсуждении – познавательные вопросы к тексту. Также важно определять тему и основную мысль текста; составлять план текста, направленный на структурирование информации, в отличие от выделения элементов сюжета или выявления динамики эмоций, как при изучении художественного произведения.
Для обучения детей работе с текстами эффективно: самостоятельный подбор научных, научно-популярных и научно-художественных текстов по указанной учителем теме; подготовка пересказов научных текстов по указанной учителем теме; нахождение научных, или научно-популярных или научно-художественных текстов и доказательство своего выбора; выпуск познавательного журнала.
Эффективно использовать виды работ, связанные с анализом учебных заданий, инструкций, и, наоборот, вчитываться в задание, выделять ключевые слова, понимать его смысл и составлять само/инструкцию, алгоритм действий; а также ответить на поставленные вопросы; высказать свои точки зрения; привести доводы; объяснить различные ситуации с помощью текста; доказать высказанную точку зрения с опорой на прочитанный текст; вычитыванием и обобщением информации из таблиц, пиктограмм, графиков, диаграмм, проспектов, рекламных материалов и др..В опытно-экспериментальной работе определено сформированность следующих умений: отличать научно-популярное произведение от художественного; обнаруживать особенности научно-популярных текстов. Также выявлен уровень мотивации учащихся к чтению научных текстов; реальный круг чтения третьеклассников, интерес к чтению вообще.
Сравнительные результаты констатирующего этапа свидетельствуют о том, что 44 % учащихся экспериментальной группы (далее ЭГ) имеют представление о научно-популярной литературе, могут указать некоторые особенности текстов в отличие от художественных произведений; понимают назначение научно-познавательной литературы. Большинство третьеклассников указывают на наличие в домашней библиотеке научно-познавательной и/или справочной литературы. Однако 52 % учащихся ЭГ редко ею пользуются (не пользуются). В ходе беседы с учениками было установлено, что третьеклассники предпочтение отдают сказкам, приключениям, причем небольшие по объему. Только 22 % учащихся ЭГ самостоятельно выбирают и читают информацию из энциклопедий или справочников; более 17 % учеников, считают, что такие книги «скучные», не интересные.
В процессе формирующей работы использовались на уроках комментированное чтение очерков, статей и коллективное разъяснение фрагментов; поиск и разъяснение опорных слов в тексте, подготовка графических или словесных планов, подбор ответов на вопросы учителя или опорных слов (в паре, группе; с использованием памяток или самостоятельно). Большой интерес у учащихся ЭГ вызвал так называемый «библиотечный урок», тема которого связана с поиском научно-познавательных книг и работа с ними.
В результате опытной деятельности 74 % учащихся ЭГ активно стали использовать справочники на уроках и в домашней работе, вдумчиво читать научный текст и умело извлекать из него информацию, на 19 % увеличилось число учащихся ЭГ и составило 74 % с высоким уровнем сформированности читательского интереса к научно-познавательной литературе.
Таким образом, обучения младших школьников работе с научно-познавательной и справочной литературой будет результативным, если использовать методы и приемы, которые направлены на формирование читательского интереса к литературе, умений самостоятельно осуществлять ее поиск, воспринимать, понимать, анализировать и систематизировать информацию; а также реализовывать данные умения при создании собственных «научных» текстов.
Список литературы:
Коломиец Д.Л. Формирование правильной читательской деятельности младших школьников на основе технологии продуктивного чтения. – Начальная школа: проблемы и перспективы, ценности инновации / Мар. гос. ун-т. – Йошкар-Ола, 2015. – С.102-106.
Рыжкова Т. В. Литературное развитие младших школьников. – СПб: РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. – 135 с.
Светловская Н. Н. Обучение чтению и законы формирования читателя // Начальная школа. – 2003. – № 1. – С. 11–18.