Литературно — музыкальная композиция Афганистан болит в моей душе


Проект
внеклассного воспитательного мероприятия
«В моей душе болит Афганистан»
Ф.И.О учителя Литвиненко С.Е.
Ф.И учащихся, ответственных за проект Дьяченко Андрей, Решетняк Екатерина.
Количество учащихся-авторов проекта - 10 чел.
Мотивация выполнения проекта:
Данный проект посвящен 25-летию вывода советских войск из Афганистана и направлен на стимулирование интереса к трагическим страничкам нашей истории. Этого требуют реалии сегодняшнего дня. Ведь сегодня, как никогда, остаются незыблемыми такие моральные ценности как Мужество, Отвага, Честь, Долг. Обращение к теме Афганской войны поможет учащимся увидеть героизм воинов-интернационалистов, научит любить и беречь родную землю.
ЦЕЛИ ПРОЕКТА:
-формировать и развивать познавательную деятельность учащихся;
-развивать умения самостоятельно добыватьзнания,приучать учащихся творчески мыслить;
-работать над подготовкой проектадляповышения интереса учащихся к героическому прошлому нашихсоотечественников.
ВЫПОЛНЕНИЕ:
-проведение внеклассных воспитательныхмероприятий;
-организация поисково-исследовательской деятельности.
ТИП ОЖИДАЕМЫХ МАТЕРИАЛОВ:
-создание видеофонотеки песенного творчества афганской тематики;
-подбор сведений о ребятах Марьинского района,погибших в Афганистане;
-подбор с интернет-сайтов необходимой информации;
-встречи с участниками военных действий в Афганистане;
-поиски материалов об афганских событиях в газетах, книгах, журналах;
-оформлениевыставки »И память сердца, и вечная боль;
-подготовка литературно-музыкальной композиции «В моей душе болит Афганистан».
ВИД ПРОЕКТА: литературно-творческий
НОМИНАЦИЯ: учебно-воспитательная.
АВТОРЫ УЧЕНИЧЕСКОГО ПРОЕКТА:
1.Дьяченко А., Решетняк Е., Мостовая Н., Дейкало Ю.,Шелудякова Е.,МильчевскаяИ., Тищенко В., Александров К.,ИщенкоД.,ДенисенкоЮ.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ:
-книги «Как этобыло», «Відлуння афганських гір»;
-журналы «Все для вчителя», «Позакласный час»;
-встречи с участниками боевых действий в Афганистане,с директором районного краеведческого музея и методистами РДК.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА:
-организация выставки «И память сердца и вечная боль»;
-проведение воспитательных мероприятий учащихся 5-9 классов.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Подготовительный этап: 15.01.-21.01
-выбор и обсуждение основной идеи проекта:
-обсуждение стратегии достижения поставленной цели;
-распределение заданий между участниками проекта;
-поиски материалов по теме книгах, журналах, газетах, сети Интернет;
-подбор материалов для оформления выставки.
Основной период 22.01-05.02
-встречи сучастниками боевыхдействий вАфганистане,директором районногокраеведческого музея,методистами РДК;
-создание видеофонотеки песенноготворчества афганскойтематики;
-отбор материаладля составления сценария;
-поиски военной формы;
-подготовка видеопрезентации и работа по составлению сценария.
Итоговый этап: 05.02-13-02
-подготовкалитературно-музыкальной композиции;
-организациявыставки «И памятьсердца и вечная боль»;
--презентация проекта – литературно - музыкальной композиции
«В моей душе болит Афганистан».
Внекласное мероприятие на проектной основе
«В моей душе болит Афганистан».
Цель:
-ознакомить учащихся страгической страничкой нашей истории:
-почтить память тех, ктопогиб в пламени Афганистана;
-воспитывать патриотические чувства гордости за воинов-интернационалистов;
-развивать навыки самостоятенльного поиска материала для подготовки проекта внеклассного воспитательного мероприятия.
Звучит фонограмма саундтрека »Тема Афганистана».
1 вед. Афганистан живетв моей душе…
Мне слышатся бессонными ночами
Стихи Лоика в гневе и печали
И выстрелы на дальнем рубеже.
2 вед. Афганистан болит в моей душе…
И все, кого я встретил и не встретил,
Пусть будут долг ожить на этом свете,
Как выстреклына дальнем рубеже.
1вед. Ровно 25 лет назад закончилась война в Афганистане. Славная бесславная война, которая принесла нам тысячи убитыхи раненых,пленных и пропавших безвести.
2вед. Пройдут годы, десятилетия, века. Но человечество всегда будет помнить эту бесчеловечную войну. В течение долгих 10 лет Афганистан был для всех незаживающей раной.
1.вед. Это время дало стране целое поколкение мужчин, твердо знающих цену слова «военный», знающих цену жизни и более ,чем кто-либо, ненавидящих войну.
2 вед. Всего лишь час до вылета им дан,
Всего лишь час последней передышки.
Сказали им: «Лети в Афганистан!»
В Кабул летят вчерашние мальчишки.
1 вед. В то время они еще не знали,
Куда попали все тогда.
Не знали и не понимали,
Что ждет их впереди война!
2 вед. Что будут потери и раны,
А если вернется домой,
То будет уже ветераном,
Хоть юный, но очень седой!
Выходит мама: А сердце ноет, сердце плачет,
Что ж весточку он мне не шлет?
Ну где ж он есть, мой милый мальчик,
Какую службу он несет?
А сердцу матери не спится,
А сердце рвется из груди!
И лишь беда мне ночью снится,
И я кричу ей: »Уходи!»
Выбегает дочка:
Дочка: Мам, а мам! А когда Сашка придет?
Я так по нему соскучилась!
Мама: Придет, он обязательно придет, ведь он же тебе обещал!
Дочка: Мам,а послушай,какой я ему стишок сочинила:
Сашка- самый лучшийв мире!
Самый умный и красивый!
Мне не нужен брат другой,
Лишь бы он пришел живой!
Мам, а он правда придет?
Мама: Обязательно, дочка,а как же иначе?!
1 вед. Время выбрало нас.
Закружило в афганской метели!
Вас позвала страна- был приказ!
Вы особую форму надели.
2вед. И в огне трудных горных дорог
Своей кровью кропили походы.
Не заметили в буре тревог,
Как минуты сливаются в годы.
Верность, Доблесть, Отвага и Честь-
Эти качества - не напоказ!
1 вед. У отчизны герои есть!
Время выбрало вас!
Выходят ребята в солдатской форме:
1 солдат: В тот сентябрьский день, когда Николай Анфиногенов уходил в армию, он встал на рассвете,набросил на плечи спортивную куртку, в которой сеял хлеб, сажал картофель, еще вчера косил густую зеленую люцерну, и долго бродил по знакомой округе, вдыхая свежесть пробуждающейся природы.
Домой Николай писал часто. Вот строки, присланные из учебного подразделения:
«Мои дорогие папа ,мама, Витя, Таня, Галя! Я рад каждой вашей весточке. Только сейчас понял, как это дорого и свято - родная земля, поля, наши рощи и озера.Как хочется быстрее всех увидеть и расцеловать!»
Но увидеть родных и близких ему не пришлось. Прикрывая отход товарищей от напавшей банды душманов, Николай последней гранатой подорвал себя и обступивших его душманов.
Ушел мальчишка из села скромным, безвестгным новобранцем, а теперь имя Николая Анфиногенова - на фронтоне восьмилетней школы, где он учился.
1 вед. Как мало летон прожил!..Только двадцать!
Но миг победы - больше, чем года!
Как трудно умереть, чтобы остаться,
Остаться в наших душах навсегда!
Видеоролик «Здравствуй, мама».
2 солдат: Рота в том тяжелом бою с бандой душманов победила. Но с последними выстрелами не закончился бой для командира – капитана Валерия Гринчака. Слишком серьезными оказались раны. Врачи предупредили:»Жить будешь, но необходима ампутация ног».
Сильнее боли мучила Валерия мысль: как жить дальше? Да, он восхищался в школе подвигом Алексея Маресьева. Но сможет ли он быть таким, как Маресьев? Таким же сильным, упорным, таким несгибаемым? И все-таки дождался Валерий того дня,когда в первый раз встал с кровати, а все тело пронзила острейшая боль. Шаг первый…Шаг второй.. Он падал,но вновь находил в себе силы подняться.И снова шел, шел вперед, как в атаку!
Сейчас он снова в армейском строю – Герой Советского Союза капитан Валерий Иванович Гринчак.
2 вед. Звучит над землей родною:
«Равнение на героя!»
И застывают шеренги
Краснознаменного строя.
Высокая даль распахнулась,
И слава к груди прикоснулась.
И вся страна обернулась:
«Равнение на героя!»
3 солдат: Февральские ночи в афганских горах не просто черны. Они аспидно- черны. Снег черный, небе черное, ветер черный- время для черных дел.
Душманы напали на подразделение перед рассветом.Заснеженный каменный гребень был последней передовой старшего сержанта Николая Чепика. И он принял решение: собой, своей жизнью прикрыть товарищей, всех, кто находился за его спиной.
Оглушительный взрыв прокатился над землей. Тридцать душманов свалилось замертво, остальные обратились в бегство. Последнее, что он мог видеть, были вершины Гиндукуша, а за ними- до самойРодины-светлееющее небо.
1вед. В эту минуту, секунду эту,
Он утверждает бессмертье планеты
Смерьтю своей!..
Двадцатилетний,
Вот о нвстречает тот миг,
Тот последний
Миг, на коротком своем рубеже,
Миг, за который шагами прямыми
Люди уходят живыми,, Живыми.. А возникают легенды уже.
4 солдат: В горах темнеет быстро. После короткого, но яростного боя воины спешили к месту сбора. «Товарищ лейтенант!»- раздалось в темноте. И тут же в упор по командиру взвода лейтенанту Иванину ударил автомат притаившегося в кустах душмана. Но на пути свинцовой струи встал ефрейтор Александр Корявин. Так он шагнул навстречу своему бессмертию.
После лейтенант Андрей Иванин скажет перед строем: «Саша очень любил жизнь.Спасая мне жизнь, он пожертвовал своей»…
Видеоролик «Был пацан…»
2вед. К бессмертному подвигу,
Высшему из наслаждений,
Не как на вершину
Идут, от ступени к ступени.
К бессмертью взлетают,
Подобно пылающим птицам –
Себя целиком отдавая,
А не по частицам!
5 солдат: Они попали в ловушку, преследуя душманов. Душманы метр за метром сжиали полукольцо вокруг сарая, где успели укрыться старший лейтенант Игорь Запорожан и солдаты его роты. И вот сейчас надо было вырваться из капкана. Единственный выход, дерзкий,но верный,- забросать душманов гранатами и под грохот разрывов выскользнуть из укрытия. Запорожан собрал солдат, кратко объяснил свой замысел. Через несколько часов Запорожан докладывал комбату:»Потерь нет!» На месте боя,по оценке разведки, душманы потеряли 20 человек.
Выходит мама:
Я так скучаю,сыночек, по тебе!
А ты на этой необъявленной войне.
Ты голову под пули подставляешь,
Чужую родину,сынок, ты защищаешь!
Молю тебя, сынок, вернись домой!
Не в цинковом гробу,вернись живой!
Под сердцем фотографию ношу,
Приди живой, я Господа прошу!
6 солдат: Отправляяясь на задание, он попросил дополнительный запас патронов. Настал момент, когда патроны все-таки кончились. Дважды раненный, Александр лежал с последней гранатой в руке за камнем. Он ждал ,пока душманы подойдут поближе. Но, наверное, и тогда он умирать не собирался. Эхо последнего взрыва слилось с грохотом автоматных очередей приближающихся наших воинов, венчавших победным салютом подвиг Александра Мироненко. И траурным- его короткую жизнь.
Видеоролик «Черный тюльпан»
Мама: Я не знаю, зачем и кому было нужно,
Кто послал их на смерть недрожащей рукой?
Только так беспощадно, так зло и ненужно
Отпустили ребят наших в вечный покой.
Скольтко сил я потратила, сына растила,
Через столько страданий, мучений прошла
Для того, чтоб война забрала и убила…
Так и знайте: и я с ним в тот миг умерла!
1 вед. Афганистан! Оставил списки
Погибших за него в бою.
Застыли скорбью обелиски
В недвижном каменном строю.
2 вед. Не закрыть нам раны орденами
И цветами гроб их не прикрыть,
Тех ребят, что были вместе с нами,
А пришлось их в юность хоронить.
1вед. Около 100 юношей нашего района прошли военными дорогами Афганистана.Выполняя интернациональный долг, погибло 6 ребят,наших земляков.
(Ведущие называют имена погибших, на каждую фамилию выходит участник с горящей свечой и произносит «Пал смертью храбрых!»)
2 вед. «Пал смертью храбрых!»- отвечаем
И вновь живем гряду щим днем.
Минутой скорбного молчанья
Давайте павших помянем!
(Минута молчания)
Звучит фонограмма «Журавли»
1 вед. Старушка-мать подходит к обелиску,
Гранитный камень плачет под нрогами.
И рвется сердце из груди, и плачет:
«Сынок родной, иди в объятья к маме!»
2 вед. Стоит старушка, плачет. Нет, рыдает!
И вновь перед глами похоронка,
И бой, который вечно продолжается,
И земля - горящая воронка!
Мама: Сыночек, милый, слышишь, как курлычут
Печально в синем небе журавли.
Они тебя с собой зовут, сыночек ! А ты лежишь в холодной той земле!
Солдат: Я слышу , мама, как над Украиной
Поют сегодня песни обо мне.
Ты не печалься, я расправлю крылья
И ночью прилечу к тебе во сне.
Все, до единой, осушу слезинки
И твои седины поцелую…
Мама: Сыночек, мой единственный, кровинка!
Как об этом Господа молю я!
1 вед. Старушка-мать стоит у обелика,
Глаза родные больносердце ранят.
От сына взгляд свой оторвать не может,
А сын живет в коротком слове «Память!»
Видеоролик «Память»
2 вед. Проходят дни, проходят годы,
Оборван лист календаря.
А боль Афгана остается,
Боль с нами в сердце навсегда!
1 вед. А кто вернулся с той войны,
Того тревожат сны, как раны,
И снова в бой идут они,
Войны Афганской ветераны!
(На фоне музыки: навстречу другдругу выходят мама и солдат)
Солдат: Да, жизнь пройдет, развеявшись, как дым,
Предсмертный миг оставит мне в подарок
Для мужества- примера молодым
И памяти оставшийся огарок.
Осветит мне секуду бытия,
Границу между жизнию и смертью,
И вот тогда лишь вправе буду я
На равных разговаривать с бессмертьем!
Мама: И , стоя у истока чистоты,
Я обращаюсь в прошлое, как в вечность:
Я попрошу у мира красоты,
А для людей душевную сердечность!
Видеоролик «Ну разве это было зря?»
Для Вас зажгу свечу души
В Храм души своей двери открою: Заходите  погреться  ко  мне! Поделитесь  со  мною  бедою, Постараюсь помочь Вам вполне!Вы  найдете здесь понимание,Свет добра и души  тепло!Чтобы в жизненных испытанияхВам всегда непременно  везло!Для Вас зажгу Свечу  души И искорки вокруг  рассею !Свети, душа моя, свети !Иначе жить я не умею!
Рифмоплетство - моя судьба
Ко  мне стихи  приходят  ночью,Когда  стоит  немая  тишь!Когда  все смотрят  сны  воочию,Лишь  ты  одна  в  ночи не  спишь.Вот  строчка  подкрадется  тайно -Уж  от  соблазна  не уйти!Ты  ей  подружку - рифму  складноДолжна  скорехонько найти!Потом - строка  другая, третья...Теперь  уж  точно  не  до  сна!Бередят  душу  рифмы  плетью,И  так  до  самого  утра!Мне бы  только минуту  забвенияОт стихов! Пусть не  мучат меня!Настоящий  поэт - это гений!Рифмоплетство - моя  судьба!
Жизнь моя
Жизнь  моя  -  неспетые  оды,А  ведь как же могла их спеть!Но промчались  годы ,как воды!Стоит  ли теперь о них  жалеть?Жизнь  моя  -  струна  на изломе,Что  готова  порваться  вмиг...Жизнь  моя  -  это строчек  море,Что  из сердца  просятся в  стих!Жизнь  моя - свеча  раскаяния,Догорающая  в  отблеске дня.Жизнь  моя  -  слова  ПокаянияУ  распятия  Святого  Христа!
Мое кредо
Мое  кредо - делать  людям добро:Помогать, беречь, опекать...Видно, сердце  такое  дано-Всех обнять, приласкать должно!Боль  чужую  принять  готоваНа  хрупкие  плечи  свои...Днем и ночью, снова и снова,Я готова  на  помощь  прийти!
Я болью поделюсь своей
Я болью  поделюсь  своей -Мне зябко  так и так  тревожно!Не  знала,  что  среди  друзейПредательство  возможно!У  иконы  Девы  Пречистой   Помолюсь  я  за  них  в ночи…Ноет  сердце  и плачет  неистово,Как сгоревший  огарок  свечи!
Как появилась незабудка
Ветерок  Тихоня  в  поле  пробегал,Маленькое пятнышко  по земле он гнал.В  травах затерялось, в землю проросло,Голубое  Пятнышко по весне взошло.-Боже, что  за  чудо? - Тихоня  произнес.-Ты  взялось  откуда? Кто  тебя  принес?-Ты, Тихоня-ветер, - был  ему  ответ,-Мне  здесь  одиноко, не мил и белый  свет!Голубое  Пятнышко заплакало всерьез...И  Тихоня  понял  причину  его  слез.Ведь в родной сторонке, среди  друзей-цветов,Согревали  Пятнышко  дружба  и любовь.И  Тихоня-ветер  клятву   произнес,Что вернет  он  Пятнышко в страну его  грез!Загрустило  Пятнышко:"Только  не забудь!Ты  меня  по  осени  на  родину вернуть!"Потерял  покой  ветер, и ему  не уснуть,Постоянно он слышит :"Не забудь! Не  забудь!"А  весной  на  поляне, красотою  маня,Появилась  большая голубая  семья.Только  люди, поверьте, до сих пор не поймут,Почему  тех красавиц Незабудкой зовут!Ветерок же   Тихоня все хранит  свой  секрет.Шлет  всегда, пролетая, Незабудкам привет!
Той женщине, которую люблю
Я эти строки посвящаю Той женщине, которую  люблю!Хочу  сказать, родная мама,Что я тебя боготворю!За  все  тебе  я благодарна:За ночи долгие без сна,За чудо – песни колыбельны, Что пела в детстве для меня!И вот  уже я взрослой стала,А ты все так же молода!Хоть не одна легла  морщинка,Засеребрилась  седина!Но  без  тебя я -лодка в море,Я без тебя совсем одна!Я вымолю у Бога счастья,Родная  мама, для тебя!Я попрошу ,чтоб слез от горяНе видели твои глаза,Чтоб ты всегда была счастливой,Родная мамочка моя!Ты вечный свет, что сердце греет,Ты лучик солнца золотой!Ты днем и ночью ежедневно Оберегаешь мой покой!Я благодарна тебе, мама,Что рядом ты со мной всегда!Ты мне по жизни, как подруга,Как воздух мне всегда нужна!Спасибо ,мамочка, за все!Ты в моей жизни ,как награда!Опять с тобой- рука в  руке,А что еще для счастья надо?
Подруге
Тебе  ,подруга, строки этиЯ в День рождения дарю!Желаю долгих лет на свете,За все тебя  благодарю!Плела цветной узор судьбаИз боли, радостей, сомнений!Где только силы  ты бралаИ становилась все сильнее?!Хочу назвать тебя  святой,Хочу  сменить цвета в  узоре,Чтоб радость, счастье и любовьВсегда светились в твоем взоре!И в День рожденья ,дорогая,Лишь светлых дней тебе желаю!Я в такт Лолите  подпеваю:Ведь дружба женская бывает!
Тост
Мы  пьем  за тебя, подруга,Чтоб в жизни  не  знала вьюги!Мы  пьем  за  тебя, родная,Чтоб  счастье  было  без  края!Мы  пьем  за  тебя  до  дна,Здоровье  чтоб  было сполна!Мы   пьем  за твой юбилей,Что в доме  собрал  всех друзей!



Кризис человеческой души
Мы живем, как будто жить нам вечно.Смотрим сквозь  розовые  очки.Где же ,люди, ваша человечность,Искренность и праведность души?Почему  сердцами  очерствели?Гнев и злость порой копим в душе!О важных истинах забыть посмели,Лишь твердим о кризисе в стране.Вряд ли совпадут наши ответы,Что б ни говорили с вами мы...Думаю, страшней всего на светеКризис  человеческой  души.
За гранью неопознанногоТам, за гранью  неопознанного, тьма.Некуда спешить и не к чему стремиться.Лишь кругом кричит звеняще тишина,Как смертельно раненная  птица!И хочется не открывать глаза,В неведении полном оставаясь.Неважно, дождь ли за окном, гроза,Тебя на волнах памяти качает.В сознании картинка за картинкой,И не понять, где явь, где полубред.Вдруг вспышки молний  невидимкой -В конце тоннеля  виден  свет !Собрав  в кулак усилья  воли,Я к свету рвусь, надеждою дыша!И рвется  крик, немой  от  боли:"Хвала Всевышнему, жива!
Каждый умирает в одиночку
Есть  врачи  от Бога,есть-от  черта,И есть  просто - напросто  врачи !Сразу видно, кто какого сорта,Кто пришел звездить, а кто лечить!Первые - заботливо внимательны,Им любая  мелочь  так важна!Это им больные  признательны,Это ими  медицина сильна!А  вторые холодны так  надменно,Им плевать  на  все ваши симптомы.Важен  спонсор-муж непременно,Не больной из области фантомов!Третьи же - врачи  поневоле,Стойко равнодушие  храня,Вам пропишут лекарства от боли,И прощай до завтрашнего дня!И в мозгу пульсирует лишь строчка:Как  же  так? А  клятва Гиппократа?Каждый  умирает  в одиночку...Прав был Чейз! Для всех одна расплата!
***
О,Муза меня посетила опятьИ  как-то лукаво  съязвила:Пора уж,больная,с постели вставать,Пора  за перо  и чернила !Стало  легко  на душе у меня,И строчки вприпрыжку скачут:Снова мне шанс подарила судьба!А  это  так много  значит!
Это ноябрь
Осенняя  слякоть, осенняя  стужа...Продрогшие  люди,промерзшие лужи.Последний трамвай, одинокий  прохожий.Это ноябрь   такой непогожий.Последний  листок одинокий  срывает,И в  жизни  такое  часто  бывает:Холодные  взгляды,  не  греет  любовь.Пора  недомолвок.  Пора холодов..Спогади души
Падолист кружля в останнім  танго.Це остання  осені  краса.Зачарована, замріяна, зворушливаСпогадами повниться  душа.Наче б полетіла  за лелекамиВ ті краї,де сонце і тепло.Де  залишилось  перше кохання,Пролетіло  дитинство моє.Та  країна - прекрасна пісня,Та  країна - то  юність  моя!Навкруги  лиш  зів*яле   листя,І на  скронях  блищить сивина...
Подивись мені в очи,любове
Подивись  мені в очі,любове,Розкажи,що бентежить  тебе!Невеселі думки  чому знову,Чом сумує серденько твоє?
 Вже  весна  навкруги буяє,Солов*їні  шумлять  гаї...Чом душа у смуті безкраїй,Чом нерадісні ночі та дні?
Наче б птахом білим злетілаНад хмаринками  болю твого!І щоб долі  твоїй  щастило,Віддала б   їй  своє  тепло!Подивись  мені в очі,любове!..
Где первая любовь…
А  дождь  стучит, а  дождь  идет,Спать  совершенно  не  дает!Странички памяти  листаетИ в  юность  меня возвращает!      Где Сашки и Наташки,      Где  белые  ромашки!      Где  слышен  звон гитары      И с танцев идут  пары!      Где  первая  любовь      Далекая  такая!      Где  первая  любовь      Святая, неземная...А дождь кап-кап, а дождь  тук-тук!И  слышен сердца  перестук!Вновь в юность возвращаюсь  я,В родные милые края
 Где  Тани, Вани, Светы,
Закаты  и рассветы!Где первые свиданья      И  робкие признанья!     Где  песни  до  утра      И  клятвы  без конца!      Где молодость прошла      Далекая  моя!
А нет у нас в запасе этих лет
А  нет  у  нас  в запасе  этих лет,Чтоб  на  друг друга глупо обижаться!Искать в другом причины своих бед,И, уходя, друг с другом не прощаться.
А  нет  у  нас  в  запасе  этих  лет,Чтоб не  ответить  на  твои  признания!Быть может , в  этом  мудрости  секрет:Простить - и разом прекратить терзания?
Да, нет  у  нас  в  запасе  этих этих лет,
Ведь  ты  и сам все понимаешь это..."Ну, здравствуй, мое Солнышко, привет!"-Ты  произнес - и  снова в  душе лето!

Школа- моя жизнь
С  годами   научилась  мудро  жить:Вставать  пораньше,  всем  добра  желая.В  пустую  школу  поутру  входить,Задолго  до  звонка  там  пребывая.Ведь  школа - моя  жизнь, моя забота,Сбывшаяся  детская мечта!Вот  она реальность, вот работа.Которой жизнь  я отдала  сполна!А  потому  вхожу в нее,как  в  храм,И чувствую  себя  в  своей  обители!Вновь   сердце  отдаю  ученикам,Мое  призванье -  детских  душ  целитель!
Учитель-это состояние души
Вальс-бостон   кружит  печально осень,Одаряя нежностью своей!Снова  бабье  лето,в небе - просиньНакануне  Дня  учителей!Вам  природа  шлет последние  приветыТихим шорохом  осеннего  листа,Ярко-желтой позолотой летаИ  прощальной песней  журавля!Пусть  душа  ваша останется крылатой,Веря  в лучшие, светлые  дни!Ведь профессия учителя - свята!Учитель  - это  состояние души!
Душа моя просится в Храм
Душа  моя просится в  ХрамК иконам  святым  приклониться,Молитвы  воздать   небесам,Всмотреться  в иконные лица.Влечет  благодать  и покой,И ладана  запах повсюду.С проблемами жизни мирскойПодходят к священнику люди.  .Печальный   звон колоколовО тленной жизни  напевает.Поет  молитву богословИ тихо "Отче  наш"  читает.И дрогнет  огонек  свечи,Когда крестом я осеняюсь.Прости меня,за все прости!-К тебе,Господь,я обращаюсь...
Другу-поэту
Развеял миф ты о ребре Адама,Возможно,для кого-то это драма!Но я в стихе не нахожу изъяна,Наверно,потому,что тоже - дама!Увидел в Женщине ты Золушку и Еву,Джульетту...Одним словом, Королеву!Но вы со мной,мужчины,согласитесь,В каждой из нас есть тайна Нефертити!А если вы присмотритесь поближе,Найдете и загадку Моны Лизы...
Скоро снова заплачет осень
Скоро снова  заплачет  осень,И  приюта  душа  попросит.И  попросит  у  всех  прощенияЗа  нелепые прегрешения.Может ,к  Храму  найдет  дорогу,Чтоб  покаяться  перед   Богом?И  слова  молитвы  простойНаконец,  осенит  крестом?..

Осень танцем закружилась
Осень    закружила  в хороводе!Разбросала всюду  красок   чудо!Я еще  не встречала  в природеМилее  и  краше  этюда!Вот  листик кленовый с осиновымВ  вальсе  осеннем  кружАт!А  дуб-богатырь  с  рябинойО  вечной  любви  говорят!Пусть  утром все  небо в грустинкахИ  тучкам  не видно  конца!Мне  чудится в каплях -слезинкахПронзительный танец дождя!И  сказка осеннего  леса  Тихонько  мне  в душу вошла!О, как же ты, осень, прелестна!Тобой  очарована  я!
У весны такие нравы
У дубрав журчит ручей,Песнь весны всем напевая!Солнце смотрит веселей,Теплышком  напоминая!Шьет весна цветную шаль,Васильки вплетая смело!Облачусь легко в вуаль -Пусть поет душа и тело!Дождь - послание небес,Для души благословение!Замер царственно весь лесПосле чудо-омовения!Разлетелись стайки туч,Зашептались тихо травы...Их коснулся солнца луч-У весны такие нравы !
Без оркестра и цветов
"Утро красит нежным светомСтены  древнего Кремля!"-Распевала  на  рассветеВся  Советская страна!Холодок  бежит  за  воротИ  сейчас от  этих  слов!Первомай встречает  город,Без  оркестра и  цветов!Память,словно кинолента, Возвращает  в те  года,Где  цветы  у  монументовВ  праздник  мира  и  труда!И  цветут в улыбках лица,Шум и смех!На то и май!Шашлычок  уже дымится,Всюду  слышно  "Наливай!"Славили Страну Советов,Нерушимый  СССР!Свято верил взрослый в это,Горд  был каждый  пионер..."Утро красит  нежным  светомСтены  древнего Кремля!"-Не  поется  на  рассвете...Что  с  тобой,  страна моя?
Где вы, одноклашки?
Эти  фотографии, снимки  черно-белые!Я  на  них девчонка, школьница несмелая!Лишь  альбом  открою - юность  вспоминаю,И с друзьями  встретиться каждый раз  мечтаю...Где  Вы, одноклашки, Сашки и Наташки?Где когда-то  милый  сердцу родной класс?Весны  отшумели, зимы  пролетели,Но я помню каждого, каждого из вас..А я в юность купила билет
А я в  юность  купила  билет!И мне  снова  восемнадцать лет!По  знакомым  улочкам пройдусьИ  чужим  знакомым   улыбнусь!Я сегодня   снова  студентка!Эй, окликни  меня,  позови!Я все  та же и жду комплиментовУ стен  родного   В Г П И!Ну здравствуй, мой  храм науки!Здесь  целых  четыре  годаМы  жили  без бед и  скуки,Старались  следовать  моде!И  снова  в  памяти  кружит,Как  жили мы  дружной семьей!Самый  роскошный  ужин -Фри  с кабачковой  икрой!И  чай  с  вареньем  вприкуску!Но  был  он  по-царски  вкусным!И  песенки   под   гитару,Порой  мы  "гуляли"  пары......Но то, как  счастливы  были,Лишь  только  сейчас  оценили!
Выборы, дебаты, президенты…
Выборы, дебаты, президенты...Тот  - синий,  помаранчевый - другой!И  эти  нестандартные  моментыНезримо захватили  нас  с  тобой!Словесные  дуэли  напрягают,Уж не  унять  амбиций и страстей!Но главное, чтоб  в  выборных баталиях,Не  растерять нам близких и друзей!
Опять прочитана глава…
Опять  прочитана  главаИз книги под названьем "Жизнь"!И я  прошу  себя  с утра:А ну   не плачь, а улыбнись!Ну да,  сегодня сорок семь!Но  это  не  беда совсем!Закат сменяется  рассветом,А  я   живу  на  белом  свете!Пусть  лето жизни позади,О том я не должна грустить!Ведь, сколько глав  у книги  этой,О  том  не  ведаю   секрете...




***
Если плачет сердце одно,Где-то вторит ему другое.Постарайся понять его,Пока бьется,пока живое.Так бывает,что грусть-тоска,Не спросив,занимает сердце!Снова плачет душа твояБеспричинно музыкой скерцо!Раздели на двоих печаль,Вмиг расправятся твои плечи!И грустинок исчезнет вуальВ ожидании новой встречи!Если плачет сердце одно,Значит,так же скорбит второе.Половинкой являясь того,Или проще сказать, родное...

***
Листопадом прольется осень,И снежком припорошит зима!Только сменит все неба просинь,И напомнит: пришла весна!И черемуха белым цветомТронет нежно струны души...В ней опять воцарится лето-Лето жизни, счастья, любви!
***
Ромашка радовала лугСвоей неброской красотой!Среди цветов,своих подруг,Делилась щедро добротой!Когда ж вуаль из паутинкиЗатмила ей весь белый свет,Дарили силы ей травинки,И птицы слали свой привет!Вот чары сняты, наконец!И happy еnd - всему венец!.Ей просто повезло, Ромашке,Иметь друзей - очаровашек!
***
Бал открыла осень золотая, Закружив вальяжно в вальсе листья... Свой оттенок поспешно вплетая,Словно юный художник кистью...Буйством красок манят осинки,Птичий хор разошелся на диво!
На листочки первые слезинкиВ па-де-де слетают красиво...Ночь устало смыкает ресницы,Шелком шали вокруг все укрыв!А по небу летит колесница,Звездной россыпью мир одарив!
***
Осень плачет о лете,Чуя зимнюю стужу...Ты без милой на свете,Никому ты не нужен!Дождик сеет уныло,Превращаясь в снежок!Скоро-скоро у милойЗаметет он порог!Но апрельскою ранью,Накануне весны,Станут доброю явьюВсе желанные сны!
***
Скоро и весенние сонетыОбещаю, будут мною спеты!Звонко запоет капель по крыше,Мое сердце вмиг ее услышит!Отзовется и гитарная струна,Нежно переливами звеня!Знаю,что не раз ночной порой,Не сомкну глаза я над строкой!И души незатейливый бисерНовый стих не раз еще вышьет!Я не скрою: наступившая веснаДарит вдохновенье мне сполна!
Чудова митьАх, яка чудова мить,Що аж серденько щемить!Чую пісню колискову.Що чарує мене знову!
Вже й за обрієм палає,А душа тремтить, згорає.Соловейка чую в гаї,В юність подумки літаю!
Але швидко плине час.Вже зоря зійде як раз!Ви цей миттю дорожіть,Бо життя - єдина мить!
***
Юности далекой светлые страницыБегло пролистаю я опять...Промелькнули годы, словно птицы,Но в душе все те же двадцать пять!Оттого и тот апрель лучистыйВсе еще искрится сквозь года!Ведь в душе оставил след он чистый.Потому не стАреет она.
«Согласовано» «Утверждаю»
Заместитель директора Директор школы
школы по УВР
Рязанова С.С Ходько О.В.

Календарное планирование
по русскому языку и литературе
в 11-Б классе
на 2012 – 2013 уч. год
учителя ЛИТВНЕНКО С.Е.



укр.яз ____________________________ укр.яз_____________________________ укр лит____________________________ укр.лит___________________________ зар.лит____________________________ зар.лит__________________________ русск.яз____________________________ русск.яз_________________________ алгебра ____________________________ алгебра__________________________ геометрия_________________________ геометрия__________________________англ.яз___________________________ англ.яз___________________________ истрия Укр________________________ история Укр______________________ история ср.век______________________ история ср.век.__________________ география__________________________ география_________________________ биология_____________________________ биология________________________ физика________________________________ физика___________________________ труды_____________________________ труды___________________________ физ-ра_________________________________ физ-ра___________________________ музыка_______________________________ музыка____________________________

укр мова------------------------------------------------ укр мова --------------------------------------- укр.лит____________________________ укр.лит__________________________ зар.лит____________________________ зар.лит__________________________ русск.яз____________________________ русск.яз_________________________ алгебра ______________________________ алгебра___________________________ геометри_________________________ геометрия_________________________
англ.яз___________________________ англ.яз___________________________ истрия Укр________________________ история Укр_____________________ истоия ср.веков____________________ история ср.веков__________________ география_________________________ география________________________ биология_____________________________ биология________________________ физика________________________________ физика___________________________ труды_____________________________ труды___________________________ физ-ра_________________________________ физ-ра___________________________ музыка_______________________________ музыка____________________________
укр.яз ____________________________ укр.яз_____________________________ укр лит____________________________ укр.лит___________________________ зар.лит____________________________ зар.лит__________________________ русск.яз____________________________ русск.яз_________________________ англ.яз___________________________ англ.яз_______________________ алгебра_____________________________ алгебра____________________________ геометрия_______________________ истрия Укр________________________ история Укр_____________________ истоия ср.веков____________________ история ср.веков__________________ география_________________________ геогафия_____________________ биология_________________________ биология________________________ физика___________________________ труды_____________________________ труды___________________________ физ-ра_________________________________ физ-ра___________________________ музыка_______________________________ музыка______________________________физика __________________________
Контрольная работа по теме
«Русский фольклор. Средневековая поэзия Востока». 8 класс
1 вариант
1-2 уровень
1.Перечислите социально-исторические темы народных песен.
2.Назовитеи известные вам исторические песни и их героев.?3.Что такое рубаи?
4.Назовите основные темы рубаи Омара Хайяма.
5.Назовите особенности танка.
6.Что такое хокку?
3 уровень
7-9.Раскройте смысл рубаи, назовите автора.
От земной глубины до далеких планет
Мирозданья загадкам нашел я ответ.
Все узлы равзвязал, все оковы разрушил,
Узел смерти одной не распутал я, нет!
4 уровень
10-12
Вы - издатель сборника хокку. Подумайте над оформлением обложки,
иллюстрациями. Какая тема вам импонирует? Напишите свои хокку.

Контрольная работа по теме
«Русский фольклор. Средневековая поэзия Востока». 8 класс
2 вариант
1-2 уровень
1.Перечислите бытовые темы народных песен.
2.О чем рассказывают исторические песни?
3.Чем интересен Омар Хайям, что поразило вас в его биографии ?4.Продолжите предложение: Рубаи - это….
5..Что такое танка?
6.В чем достоинства хокку Басе?
3 уровень
Определите тему и основную мысль рубаи:
Взору смертных закрыта грядущего даль,
Размышлять о грядущем мне времени жаль.
Если ты не безумец, живи настоящим,
Не впускай в свое сердце тоску и печаль.
4 уровень
Напишите сочинение-зарисовку по теме даннного пятистишия Сайге:
Сейчас даже я,
Отринувший чувства земные,
Изведал печаль.
Бекас взлетелнад болотом…
Темный осенний вечер.