Методическая разработка «Формирование музыкальных навыков посредством применения игровых технологий на занятиях в группах 1 и 2 года обучения вокальной студии Настроение


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования муниципального образования Динской район «Центр творчества»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
педагога высшей квалификационной категории
Татьяны Александровны Корж
«Формирование музыкальных навыков посредством применения игровых технологий на занятиях в группах 1 и 2 года обучения вокальной студии «Настроение»

2016 год
РЕЦЕНЗИЯ
Методическая разработка «Формирование музыкальных навыков посредством применения игровых технологий на занятиях в группах 1 и 2 года обучения вокальной студии «Настроение» представляет собой практико – ориентированную разработку для работы в детских объединениях вокально-хорового пения, разработана, как элемент методического обеспечения образовательной программы «Настроение». Предусматривает сопровождение музыкального исполнительства детей 7- 8 лет. Разработка представлена как авторскими разработками, так и компиляциями из различных источников, объединенными в единую тему и обеспечивающими успешную работу с учащимися по обеспечению качества исполнительства на занятиях художественной направленности.
Важно отметить, что в основе образовательно-воспитательного процесса автор полагает следующие педагогические технологии здоровьесберегающую, игровую, которые эффективно сочетаются с традиционными методами обучения и инновационными методами обучения вокальному искусству.
Положительной оценки заслуживает стремление педагога к целостному и гармоничному развитию личности ребенка, передаче метапредметных знаний и формированию универсальных способностей, расширение возможностей предмета до слияния с миром культуры и искусства. Автор не только подчеркивает актуальность исследуемого вопроса, но и грамотно излагает суть решения проблемы, пути преодоления затруднений в ходе образовательной деятельности. Методическая разработка обеспечена приложениями (вокальные упражнения, артикуляционные упражнения, методический комплект музыкально-ритмических игр).
Можно рекомендовать дальнейшее продолжение работы по пополнению, систематизации и конкретизации материала, его обобщение с целью применения педагогами студий и творческих объединений вокально-хорового пения системы дополнительного образования.
СОДЕРЖАНИЕ:
1.Пояснительная записка
2.План – конспект мастер-класса
3.Заключение
3. Приложения:
3.1. Приложение №1 - правила выполнения дыхательных упражнений по системе А.Н. Стрельниковой, комплекс дыхательных упражнений.
3.2. Приложение №2 – комплекс артикуляционных упражнений;
3.3.Приложение №3 – комплекс вокальных упражнений;
3.4. Приложение №4 – комплект музыкально – ритмических игр.
Пояснительная записка
«Если у вас есть талант, поделитесь им с другими!
Если вы знаете, что сказать этому миру, скажите!
Если ваша душа поёт, пойте!»
Современная образовательная среда - это условия, в которой каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям.Игровые технологии как социально-психологический феномен являются своеобразной техникой освоения культуры человечества. Я широко использую в своей практике игровые технологии, как возможность восприятия учебного материала в группах 1 и 2 года обучения. Игра позволяет активно включить ребенка в деятельность, улучшает его позиции в коллективе, создает доверительные отношения. «Игра, по определению Л.С. Выготского, - пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок». В своей практической деятельности я применяю сюжетные, ролевые, иммитационные игры. Они помогают реализовывать дидактические цели образовательного процесса - расширять кругозор, применять ЗУН на практике, развивать определенные умений и навыки. Реализуя воспитательные задачи образовательной программы «Настроение» помогают воспитанию самостоятельности, сотрудничества, общительности, развитие качеств и структур личности.С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Ребенок, поющий в студии «Настроение» находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное или ансамблевое пение. Для меня, важно найти точки соприкосновения детского восприятием музыки и началом формирования ансамблевых навыков. В этом мне помогают игровые технологии, которые я успешно применяю на практике.
Цель данной разработки: передача практического опыта работы по улучшению качества индивидуального и группового общения с учащимися 1 и 2 года обучения, через применения игровых технологий, как средства развития и формирования музыкальных способностей на занятиях вокальной студии.
Задачи разработки:
-научить участников мастер-класса применять представленные игровые технологии на различных этапах занятий.
-смоделировать ситуацию с применением игровых технологий.
Данная методическая разработка представляет собой практико-ориентированное обеспечение образовательной программы вокальной студии «Настроение» и предусматривает сопровождение музыкального исполнительства детей с 7-14 лет. Представленный практический материал будет полезен для педагогов дополнительного образования, руководителям вокальных ансамблей.
Дата проведения: 11. 12. 2015
Место проведения: МБУ ДО ДДТ ст. Пластуновская, зональный семинар
Тема семинара: «Обеспечение высокого качества учебно-воспитательного процесса путем внедрения новых педагогических технологий»
Время проведения: 11.00
Цель: передача практического опыта работы по улучшению качества индивидуального и группового общения с учащимися, посредством применения к ним игровых технологий, как средства развития коммуникативной компетентности и формировании музыкальных способностей на занятиях в вокальной студии.
Задачи: научить участников мастер-класса применять игровые технологии на различных этапах занятий. Смоделировать ситуацию с применением игровых технологий.
Организация начала занятия:
(время проведения 5-6 мин.)
Дорогие коллеги! Приветствую Вас на мастер-классе, тема которого звучит так: «Формирование музыкальных навыков посредством применения игровых технологий на занятиях в группах 1 и 2 года обучения вокальной студии «Настроение».
Тема мастер-класса выбрана не случайно. Опыт моей работы показал, что занятия с учащимися 1 и 2 года обучения должны проходить в игровой форме, быть яркими, полезными, увлекательными, продуктивными. Так как в результате их проведения формируются положительные взаимоотношения с детьми, устанавливаются эмоциональные контакты, материал усваивается быстрее и легче.
Именно поэтому я приняла решение рассмотреть тему мастер - класса перед собравшейся аудиторией.
Итак, основным девизом нашей встречи будут слова, сказанные
Николаем Алексеевичем Островским:
«Творческая работа — это прекрасный, необычайно тяжелый и изумительно радостный труд»
Основная часть:
(время проведения 25-30 мин.)
Один из этапов наших занятий с ребятами - это подготовительный. В него входят:
дыхательные упражнения по системе А.Н. Стрельниковой, которые являются хорошим эмоциональным началом всего занятия.
(время выполнения – 2-3 мин)
Одна из основных задач, которая стоит перед педагогом и учеником в процессе обучения вокалом это постановка и разработка правильного певческого дыхания. Дыхательная гимнастика используется при обучении эстрадному, джазовому, рок вокалу, т.к. дыхательные упражнения являются базовыми на занятиях вокалом.
На своих занятиях я провожу несколько упражнений из этой системы, чередуя упражнения от занятия к занятию: Приложение №1
Упражнение №1 «Подарки принесли»;
Упражнение №2 «Воздушная струя»;
Упражнение №3 «Гармошка»;
Упражнение №4 «Часики»
Следующий этап занятия – речевая, артикуляционная гимнастика для развития вокальных навыков по методике В.В. Емельянова:
(время для этого этапа – 2-3 мин.)
Каждое упражнение повторяется 4 раза, необходимо осуществлять самоконтроль с помощью зеркала: Приложение №2
Упражнение №1 «В-в-в-ы»;
Упражнение №2 «Страшная сказка»;
Упражнение №3 «Вопрос-ответ»;
Упражнение №4 «Шро-бас»
Когда артикуляционный аппарат детей подготовлен к пению приступаю к этапу - вокально-тренировочные упражнения.
(время проведения (5-7 мин)Вокально-техническая работа ведётся в соответствии с психофизическими особенностями детей разного возраста. Детские голоса отличаются лёгкостью, звонкостью и нежностью звука. Приложение №3
Упражнение №1 «Колыбельная»;
Упражнение №2 «Мычание»;
Упражнение №3 Переходные ноты»;
Упражнение №4 «Закрепление»
Упражнение №5 «Правильная позиция»;
Упражнение №6, №7, №8, №9 «Разогрев»;
Из опыта работы скажу следующее. Вокальные упражнения я подбираю исходя из психофизических особенностей детей, вокальных задач на день сегодняшний, то есть варьирую вокальные упражнения, включаю новые, не забывая об игровых методах и подходах.
После того, как вокальный аппарат готов к работе я приступаю к этапу работа над вокальным произведением.
Работа с вокальным ансамблем, как с творческим коллективом, строится на основе достижений многих наук: музыкознания и эстетики, психологии и педагогики. По мере развития музыкальной культуры и возросшего интереса слушательской аудитории изменяется отношение к творческому делу. Появляются новые методические воззрения и приемы, отражающие осмысление традиций вокально-хорового опыта, соответственно с этими задачами пополняется «моя копилка» вокально-тренировочных упражнений.
Вокальная студия «Настроение» - это организованный коллектив певцов, чья исполнительская деятельность подчинена единым целям и задачам.
Для меня важно с первого года обучения привить ребятам чувство ответственности за общее дело, сформировать вокальный, артикуляционный, ритмический ансамбль. То есть воспитать настоящих исполнителей.
Формирование ритмического ансамбля.
(время выполнения – 8 - 10 мин.)
Для участников коллектива нелёгкой работой в процессе репетиций является
выстраивание ритмического ансамбля. Под ритмическим ансамблем следует понимать: умение исполнителей одновременно начинать и заканчивать произведение и отдельные его части, одновременно и одинаково
произносить слова, брать дыхание в указанных местах, вместе переходить кизменениям в темпе, чётко выявлять метрическую структуру произведения.
В разделе образовательной программы студии «Настроение» 1, 2 года обучения существует раздел - нотная грамота. Навыки сольфеджио должны опираться на музыкальную грамотность участников вокального ансамбля, соответственно возрасту, знаниям, полученным на первом году обучения. Характер занятий по воспитанию слуха содержит ряд особенностей. Разделами, определяющими планирование процесса обучения являются: ладовое, ритмическое воспитание, развитие внутреннего слуха и музыкальной памяти, формирование на данном этапе мелодического, гармонического, полифонического слуха. Учитывая возраст учащихся активно применяю в своей практической деятельности игровые технологии.
Познакомлю вас с несколькими авторскими музыкально - ритмическими упражнениями: Приложение №4
Музыкальная игра «Бросалка»;
Музыкальная игра «Сколько звуков?»;
Музыкально-ритмическая игра «Музыкальные дорожки»
Известно, что «чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и
эмоциональную природу: в основе его лежит восприятие выразительности
музыки. Поэтому только через активную музыкальную деятельность, можно развить у певцов ритмическую свободу.
Заключительная часть:
(время проведения 5 мин.)
Ансамблевое пение в эстетическом воспитание детей всегда имеет
позитивное начало. Это отмечалось видными деятелями культуры,
философами, мыслителями всех времён и стран. Прямая обязанность руководителявокального ансамбля так усовершенствовать методы работы с коллективом,чтобы они служили не только целям музыкально-образовательным, но ивоспитательным в самом широком смысле слова. Выбранные мной игровые технологии благотворно сказываются на эмоциональном фоне занятий, его продуктивности и целостности. Главная задача – воспитать вокальный ансамбль, коллектив единомышленников.
Передо мной стоит задача сделать занятия интересными, познавательными и продуктивными, учитывая младший школьный возраст исполнителей. Мой педагогический выбор – игровые технологии, которые способствуют мотивации учащихся к изучению предмета, обеспечивающие качество освоения материала. Безусловно, та или иная «игра» корректируется в зависимости от года обучения и сложности самого задания. Поэтому некоторые формы упражнений на определенных этапах обучения меняются, как оговорено в описаниях предлагаемых заданий. Минимальные требования к техническому оснащению: кабинет с фортепиано, раздаточный материал, коврики для ритмических упражнений.
Музыкальные игры составляют неотъемлемую часть эстетического воспитания вокальных исполнителей. Наравне с пением песен, слушанием музыки, игра помогает донести содержание музыкальных произведений, зародить у детей любовь к искусству. Играя, дети испытывают эстетическое наслаждение, переживают светлые, радостные настроения.
Каждая музыкальная игра имеет четкую педагогическую направленность, являются средством, при помощи которого я учу детей воспринимать музыку и передавать в движении ее содержание и особенности. Выбранная мной игровая технология прекрасно интегрирует в образовательный процесс, органично соединяется с другими педагогическими технологиями, применяемыми мной в практической деятельности.
Надеюсь, что опыт, который сегодня был представлен, станет полезным и будет иметь практическую значимость для каждого из присутствующих на мастер-классе.
Спасибо за внимание!
Самоанализ
Проведенный мастер-класс на тему: «Формирование музыкальных навыков посредством применения игровых технологий на занятиях в группах 1 и 2 года обучения вокальной студии «Настроение» прошел на высоком профессиональном уровне. Данный мастер-класс - это передача практического опыта по улучшению качества индивидуального и группового общения с учащимися, посредством игровых технологий, как средства развития коммуникативных компетенций и формирования музыкальных способностей на занятиях в вокальных студиях. Педагоги дополнительного образования получили практические рекомендации по проведению различных этапов занятия с использованием игровых технологий, которые могут быть применены ими на практике. Цели и задачи мастер-класса достигнуты в полном объеме, о чем свидетельствуют положительные отзывы от следующих участников:
Е.В. Фомина – педагог дополнительного образования МБУ ДО ДДТ ст. Пластуновская;
Д.А. Кравцов – педагог дополнительного образования МАОУ ДО ЦРТДЮМО Динской район;
Е.А. Петрова – методист МБУ ДО ДТ ст. Васюринской;
И.А. Зайцева – зам. директора по УВР МБУ ДО ДТ ст. ВасюринскойИспользованная литература:
1. А.Н. Стрельникова «Дыхательная гимнастика» изд. Метафора. Москва, 2007
2. Виктор Емельянов «Развитие голоса» Издательство: Лан, 2003
3. Лебедев К.Н. «Мастера хорового искусства» - Л.: Тенета – Бартенева, М.,2002
Использованные ресурсы:
http://www.schoolrm.ru/- сайт музыкальной школы №8 Удмуртия, основополагающие принципы фонопедической системы профессора В.В. Емельянова.
http://www.liveinternet.ru/- видео занятия дыхательные упражнения
А.Н. Стрельниковой
http://melody24.net/- видео занятия Ирины Цукановойhttp://iplayer.fm/song/- аудио распевки Сета Риггза