Статья (из опыта работы) «Учебные и внеклассные занятия по изобразительному искусству как средство формирования гражданственности у учащихся»


Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12» г. Кунгура, Пермского края
статья
(из опыта работы)
«Учебные и внеклассные занятия по изобразительному искусству как средство формирования гражданственности у учащихся»
Учитель изобразительного искусства
Бабикова Светлана Аркадьевна
г. Кунгур 2016 год
Пояснительная записка
Данная статья соответствует тенденциям развития школьного образования. Поможет сформировать гражданско-патриотическое воспитание через учебные и внеклассные занятия по изобразительному искусству.
В воспитании интеллектуального развития учеников на уроках и внеклассных занятиях, через чувства гордости за свою Родину, любви к родному краю, городу; бережного отношения к природе, уважительного отношения к себе, к людям. Эстетическое воздействие осуществляется через музыку, литературу, художественный образ, учащиеся учатся видеть красоту окружающего мира, приобщаются к культурным ценностям, потребностям давать самостоятельную оценку работе, принимать правильные нравственные решения.
Статья
«Учебные и внеклассные занятия по изобразительному искусству как средство формирования гражданственности у учащихся»
В чём реализуется патриотизм сегодня? Как воспитывать это великое чувство в наших детях, живущих в XXI веке – веке компьютеров, телевидения, нанотехнологий, когда разрушены прежние идеалы и не успели сформироваться новые? Решению этой сложнейшей и в то же время благородной задачи подчинен учебно - образовательный процесс.
Гражданско-патриотическое воспитание осуществляется на уроках изобразительного искусства, приобщающего к богатствам культуры Родины, при изучении своей родословной, в процессе нравственного воспитания, где главное – научить ценить человеческую жизнь и гуманно относиться к людям,
воспитывая ответственного гражданина, активно участвующего в политической жизни своей страны, любящего свою страну, уголок, где он родился и вырос.
Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно – нравственное развитие ребёнка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинности человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира, гражданственности и патриотизма.
Я преподаю изобразительное искусство в средней общеобразовательной школе №12 г. Кунгура. Хочу поделиться своим опытом.
Чтобы достичь цели в воспитании подрастающего поколения, изобразительная деятельность должна осуществляться во взаимосвязи между различными видами художественной деятельности, между изобразительным искусством и другими дисциплинами, преподаваемыми в школе: литературным чтением, трудом, музыкой, биологией и другими предметами.
Уроки и внеклассные занятия по изобразительному искусству имеют огромное значение для нравственного и эстетического воспитания ребёнка. Элементы культуры, знания о людях и окружающем их мире, о добре и зле, безобразном и прекрасном в жизни и в искусстве живо воспринимаются детьми.
С учащимися V классов, готовясь к юбилею Победы, мы посетили экскурсию в городском краеведческом музее, где познакомились с экспозицией «Герои тыла». Это была необычная экскурсия. Дети слушали рассказ экскурсовода, были действующими лицами. Они узнали много нового не только о героях фронта, но и о тяжёлом и не менее значимом труде женщин, стариков, детей на благо Победы. Особенно важным стало прозвучавшее в рассказе экскурсовода забытое многими слово милосердие, означающее способность сострадать, жалеть того, кому плохо, кто одинок.
Чтобы продолжить работу в этом направлении, учащимся на ближайшем после экскурсии уроке изобразительного искусства было предложено нарисовать на тему «Милосердие». Композиции были разные: кто-то нарисовал помощь бабушке и дедушке, работу врача, заботу о ветеранах войны, помощь незнакомым людям.
На уроках изо связь литературы с историей особенно важна. Знание истории своей Родины – важнейшая составная часть патриотического воспитания.
Такие уроки, как рисование на темы «Русь, Россия, Родина моя», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Я и природа», «Пейзаж родной страны, «Изображение природы в разных состояниях» и т.д. охватывают весь положительный спектр отношений с природой, историей страны, помогают созерцать и понимать, искренне любить свой край. Через любовь к природе, через познание истории своей страны у детей воспитывается чувство патриотизма, развивается способность восприятия прекрасного в предметах и явлениях природы, любви к родному краю, городу, помогает раскрыть глубину чувств и мыслей, эмоциональную отзывчивость, даёт учащимся определённый эмоциональный настрой, помогает увидеть мир по-новому, развивает воображение, активизирует творческий процесс.
Важнейшую роль в патриотическом воспитании учащихся играет школьный музей, где учащиеся знакомятся с историей края, города, быта людей, народным творчеством, его обычаями, традициями. Поэтому изучение русского народного творчества также не было оставлено без внимания. В музее дети не просто знакомятся с обычаями, традициями, праздниками своего края, города, а сами принимают в них активное участие. Это праздники «Рождества», «Святки», «Крестьянская изба». Стать участниками таких праздников, одеться в старинные русские наряды – всё это необычайно интересно для детей.
На уроках декоративно - прикладного искусства в V, VI классах мы с детьми знакомимся с народными промыслами, с произведениями народных мастеров, оформлявших быт и отразивших своеобразие, свойственное тому или иному народу. В произведениях народного искусства ярко и непосредственно выражаются мысли и чувства народа, особенности его быта, природы, среди которой жили и трудились люди. Занятия декоративно прикладным искусством приобщают учащихся к народным традициям родного края, учат уважать традиции других народов.
Огромный интерес проявили дети и к экскурсии в художественный колледж, на завод ОАО «Народные промыслы», где они наблюдали за работой опытных мастеров, которые делают изделия из керамики, бересты, соломы (при росписи изделий часто применяется урало-сибирская роспись). На экскурсии дети получили необходимые умения, знания по росписи простейших предметов из глины, применив затем их на практике, расписывая изделия. Знакомясь с преподавателями и студентами художественного колледжа, дети могут в дальнейшем определиться в выборе профессии.
В нашей школе дети любят спорт, посещают различные спортивные секции, участвуют в спортивных состязаниях, занимают призовые места за первенство города по волейболу, футболу… Поэтому мы внимательно следили за успехами наших спортсменов на зимней олимпиаде в Сочи, радовались каждой их победе. Дети видели на экранах телевизоров успехи спортсменов, которые стали настоящими героями, прославляющими наше Отечество, читали о них статьи, а затем на уроках изо читали свои стихи о спорте, рисовали плакаты и рисунки на заданную тему, на переменах и классных часах делились своими впечатлениями, гордились ими.
Конечно, патриотизм – понятие ёмкое, и воспитать его в современных детях непросто, поскольку это длительный и трудный процесс, но он продолжается… В нашей школе ведётся большая работа по гражданско-патриотическому воспитанию во всех направлениях по всем предметам. Чтобы активизировать детей на уроках изо и во внеклассной деятельности нам помогают выставки работ учащихся ко всем значимым датам. Они дают детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Кроме школьных мероприятий мы с детьми принимаем активное участие и получаем ежегодно призовые места в городских, краевых и Всероссийских конкурсах. (Городские конкурсы детского творчества «Кунгур – город счастливого детства» диплом I степени Кулебакина Анжела, «На космической орбите» диплом I степени Кулебакина Анжела, диплом III степени Грудик Даниил 2016 год, «В царстве льда и карста» диплом III степени Поздеева Ирина 2015 год. Краевые фестивали «Экология. Творчество. Дети» диплом I степени Сафарова Вера 2014 год, «Любимый уголок» диплом I степени Сафарова Вера 2014 год, являемся постоянными участниками Всероссийского конкурса «Алмазные грани» и т.д.). Теперь мы с детьми готовимся к юбилею Великой Победы. Дети знакомятся с работами известных художников, которые создали картины на эту тему. Я уверена, что они смогут понять композиции великих соотечественников, считавших, что истинный патриотизм – это чувство, живущее в глубине души человека, которое позволяет каждому принимать правильные нравственные решения.

Список литература
Лариса Клюева, специалист Управления культуры, молодежи и спорта.
газета "Переславская неделя
2. Изобразительное искусство: ты изображаешь, украшаешь и строишь:
учебник для 1 кл. Л.А.Неменская; под ред. Б.М.Неменского. – м.:
Просвещение,2007.
Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Учебник для 5
класса. Н.А. Горяева, О.В. Островская. Просещение,2007.