Урок по физике 8 класс Электроскоп. Электрическое поле


8 класс
Тема урока: Электроскоп. Электрическое поле.
Основные задачи урока:
- обучающая: познакомить с принципом действия электроскопа, научить пользоваться им, ввести понятие об электрическом поле;
- воспитывающая: продолжить формирование научного мировоззрения учащихся ознакомления со вторым видом материи;
- развивающая: способствовать развитию мышления, познавательного интереса, конструкторских навыков, совершенствовать умение выделять главное.
Урок проводиться методом эвристической беседы в сочетании с самостоятельным экспериментом и выполнением задания на конструирование.
Ход урока:
I. Изучение нового материала
Урок начинается с постановки проблемных вопросов:
Известно, что электризации поддаются многие вещества. Можно ли наэлектризовать воду? Как это сделать с помощью электрофорной машины?
Как обнаружить наэлектризованность воды?
После того как выслушаны ответы учащихся и в ходе беседы обсуждены предположения один ученик вызывается для постановки опыта.
Опыт следующий: ученик наливает воду в хорошо просушенный снаружи стакан с изолирующими ножками; к кондуктору электрофорной машины присоединяет гибкий проводник, другой конец которого прикреплен к стеклянной или эбонитовой палочке; палочку опускают в стакан с водой; после того как сделано несколько оборотов ручкой машины, проводник удаляется из воды.
Сообщаем: вода оказывается заряженной.
Вопрос классу: Как обнаружить электризацию воды?
Предлагают разрядником соединить воду с электроскопом. Опыт проделывает ученик. Ученики убеждаются в том, что листочки электроскопа расходятся.
Следующий опыт: прикасаемся к электроскопу эбонитовой палочкой, потертой о шерсть – наблюдается аналогичный эффект.
На основании этих опытов сформулировать вывод: каково назначение электроскопа.
Физический прибор электроскоп служит для выявления наэлектризованных тел.
Каково устройство электроскопа? Рассмотреть прибор и дать ответ.
Экспериментальное задание: сконструировать, изготовить электроскоп и испытать его в действии.
На каждый стол раздаются: небольшой отрезок проволоки, бутылочка с резиновой пробкой, полоска тонкой (папирусной) бумаги, пластмассовая линейка, кусочек шерстяной ткани.
Ученики легко справляются с этим заданием. Берут проволоку, изгибают ее в виде буквы Г, опускаю в бутылку длинным концом через пробку. На этот же конец навешивают согнутую пополам полоску папирусной бумаги, электроскоп готов. Затем дети проделывают опыты с этим электроскопом: касаются места сгиба проволоки потертой о ткань линейкой и формулируют вывод.
Демонстрация: Подносим наэлектризованное тело к стержню электроскопа, не касаясь его. Описать (устно) увиденное. Учащиеся наблюдают, что листочки электроскопа отклоняются на некоторый угол.
Проблемный вопрос: Как же зарядился электроскоп, ведь наэлектризованное тело находилось на расстоянии от него? Может быть благодаря воздуху.
Потом ставим опыт по рис. 35 из учебника «Физика 8 кл» А.В.Перышкин, который позволяет сделать вывод, что не воздух передает электрическое взаимодействие. Таким образом подводим учащихся к пониманию об электрическом поле.
Дается в соответствии с учебником понятие электрического поля.
Всякое заряженное тело окружено электрическим полем
Как доказать, что это поле действительно существует?
Выслушав мнения учащихся, демонстрируем эксперимент: свечение безэлектродной трубки, помещенной вблизи наэлектризованного кондуктора электрофорной машины. Если кондуктор не заряжен, эффект отсутствует. Поясняем: газ неон светиться под действием электрического поля.
Работа по учебнику. Найти и посмотреть в учебнике, как электрическое поле действует на заряженные тела. Таким образом подводим учащихся к выводу, что судить о наличии электрического поля можно по его проявлениям, в частности по силовому действию на неподвижные заряженные тела.
Электрическое поле мы непосредственно не видим, не ощущаем, но оно реально существует.
Что такое материя? Вспомнили пройденный курс из 7 класса. Материей в науке называют все что существует объективно т.е. независимо от нашего сознания
Раз на опытах убедились в реальном существовании электрического поля, значит оно тоже является материей, а точнее – одним из ее видов. Первый из изученных вами видов материи – вещество.
Электрическое поле- это особый вид материи, отличающийся от вещества
Демонстрации:
1. Если между наэлектризованной стеклянной палочкой и гильзой поместить металлический лист, то гильза не реагирует на заряд палочки.
Вывод: Поле не проникает через металл.
2. Приближение и удаление электрических султанов от электрофорной машины.
Вывод: Чем дальше от наэлектризованного тела, тем поле слабее.
Вместе с учащимися составляем краткий конспект урока, записывая основные выводы: для определения наличия электризации тел служит физический прибор – электроскоп. В пространстве, где находится электрический заряд, есть электрическое поле. Электрическое поле – это вид материи. Его мы не ощущаем непосредственно, но оно реально существует и проявляется в действии на заряженные тела.
Закрепление
Ответить на вопросы:
Как можно обнаружить электрическое поле? Ответ подтвердите опытом.
Действует ли электрическое поле на незаряженные тела? Свой ответ мотивируйте с помощью эксперимента.
Будет ли оказывать воздействие наэлектризованная палочка на магнитную стрелку? Свое предположение проверьте путем эксперимента.
Иногда можно видеть разряд в виде молнии между облаком и Землей.(Кадр из фильма «Электрическое поле». Покажите тела, создающие в этом случае электрическое поле. Ответьте на вопрос: За счет чего они наэлектризовались?III. Итог урока.
IV. Домашнее задание: п. 27,28