Поурочное планирование по русскому языку, 5 класс, 1 четверть

Урок 1
5 Язык – важнейшее средство общения

ЦЕЛЬ:1) доказать, что язык является средством общения
(доказательства на примерах из жизни и из литературы);
2) проверить остаточные знания школьников за курс начальной
школы;
3) прививать любовь и уважение к русскому языку;

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: учебник «Русский язык» З.К.Сабитовой, В.К.Павленко; сборник диктантов Францмана
ТИП УРОКА: комбинированный урок
МЕТОДЫ УРОКА: словесный, работа с книгой, практические.
ПРИЕМЫ УРОКА: беседа, работа с книгой, работа с высказываниями, диктант, рефлексия (итог урока, инструктаж по д/з)
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Различать виды языков (звуковые, жестов, мимики, язык животных);
Учить доказать, что язык – важнейшее средство общения;
Выявить уровень остаточных знаний за курс начальной школы;
Учить анализировать высказывания писателей о языке, значение пословиц;
Учить подводить итог урока (рефлексия)

ПЛАН: 1) начало урока;
1.1организационный момент.
2) работа по теме урока
2.1беседа
2.2работа с учебником
2.3входной диктант
3) итоги урока
3.1рефлексия
3.2инструктаж по д/з



Организационный момент.
Приветствие. Учитель поздравляет ребят с началом нового учебного года, с переходом из начальной в среднюю школу. Подготовка к уроку.
( Беседа.
- Каким образом мы общаемся между собой, доносим информацию до других людей, делимся переживаниями, эмоциями?
-А если бы не было языка, каким образом люди общались бы?
-Хорошо, тогда давайте с помощью жестов объясним фразу: «Белая береза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром» (вероятнее всего, ученики не смогут выполнить это задание, так как невозможно жестами объяснить название цвета и металла).
-Таким образом, мы с вами доказали, что без языка общаться, да и жить очень сложно. Ведь, если бы не было языка, мы не могли бы рассказать, какой сильный ветер на улице, или попросить о чем-то, поделиться впечатлениями о просмотренном фильме или о прочитанной книге. Без языка мы просто не смогли бы жить.
В мире существует огромное количество разных языков. Разные народы очень гордятся своим языком и берегут его. Никто из ученых пока точно не может подсчитать, сколько же языков существует на нашей планете. А это означает, что их очень и очень много. И это не обязательно те языки, на которых люди общаются при помощи звуков. Существует также язык жестов. И не только у людей есть свой язык. Животные ведь тоже общаются между собой. И у разных животных есть свой язык, отличающийся от остальных. Например, многие из вас, гуляя летом по парку или по лесу, слышали пение птиц. Нам это пение кажется просто красивым набором звуков, а на самом деле, это язык. Язык, на котором общаются птицы.
( Работа с книгой
Знакомство с учебником (авторы, структура учебника, значение условных обозначений).

· упр. 2 (у) анализ высказываний русских писателей;
(Проверочный диктант из сборника диктантов Францмана (стр, 6, текст №1)
Задания:
1)произвести морфемный разбор слов пришел, лесов, подосиновики, улетели, потянулись.
2) подободрать однокоренные слова:
1 вар – грибы, улетели
2 вар – рекой, улетели

Рефлексия
- Итак, какую роль играет язык в жизни человека?
- Какой язык в нашей республике называется государственным языком? Почему?
- Какие языки ты знаешь? На каком языке говоришь, думаешь, можешь общаться, читать, писать?

· упр. 1 (у) читаем, анализируем
Д/З § 1, упр. 11 (п)

Урок 2
5 Повторение. Состав слова.
Безударные гласные в корне слова.

ЦЕЛЬ:1) закрепить и систематизировать знания учащихся о
морфемном составе слова, правописании безударной
гласной в корне слова;
2) отрабатывать умение производить морфемный разбор
слова, проверять безударную гласную в корне слова
путем подбора проверочного слова;
3) воспитывать любовь к природе;

ТИП УРОКА: урок повторения и закрепления знаний
МЕТОДЫ УРОКА: словесный, работа с книгой, практические.
ПРИЕМЫ УРОКА: анализ результатов входного диктанта, проверка д/з, пересказ, беседа по теме урока, работа с книгой, тренировочные упражнения, анализ теоретического материала, физкультминутка, подготовленный диктант, словарная работа, рефлексия (итог урока, инструктаж по д/з)
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Называть значение морфем слова
Уметь производить морфемный разбор слова;
Подбор однокоренных слов;
Подбор слов с проверяемой гласной в корне слова;
Пересказ текста;
Ввести в активный словарь школьников слова парашют, жюри, брошюра
Учить подводить итог урока (рефлексия)

ПЛАН: 1) начало урока;
1.1организационный момент.
1.2анализ результатов входного диктанта
1.3 проверка д/з
2) работа по теме урока
2.1беседа
2.2работа с учебником
2.3третировочные упражнения
3) итоги урока
3.1рефлексия
3.2инструктаж по д/з
3.3 объявление оценок

(Организационный момент
Анализ результатов входного диктанта.
- Какие вопросы по выполнению д/з?

·2 ученика у доски выделяют окончание и основу слова записанных на доске слов (выделенные слова из домашнего упражнения). [ЗА] ОКНАМИ, ВЕТЕР, КРЫШ ДОМОВ, [С] ПЕРЕЛЕТНЫМИ ПТИЦАМИ, СТОИШЬ, СЕРДЦУ, ДУШОЙ, [С] ПТИЧКАМИ, ЛИСТЬЯМИ. Класс сверяется.


·1 ученик пересказывает текст домашнего упражнения.
(Беседа
- Что такое МОРФЕМА? (значимая часть слова)
- Какие морфемы вы знаете?
-Что такое приставка? Для чего она служит?
-Что такое корень? Для чего он служит?
-Что такое суффикс? Для чего он служит?
-Что такое окончание? Для чего оно служит?
- Как отделить окончание от основы слова? Что такое нулевое окончание?
-Что такое однокоренные слова?

· упр. 12 (п) по цепочке морфемный разбор слов
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Вышла мышка как-то раз
Поглядеть, который час
Раз, два, три, четыре
Мышки дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон,
Убежали мышки вон.


· упр. 18 (у) Какое правило зашифровано здесь?

·Чтение материала учебника «Вспомни правило», стр. 8-9

· упр 19 (п) отрабатываем навыки подбора проверяемой гласной в корне слова.

· упр. 20 (у).
(Чтение «Вспомни правило» (стр. 9)

· упр. 23 (п) подготовленный диктант
Словарная работа
Брошюра - ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] brochure, от brocher сшивать) небольшая [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], обычно без [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], в обложке. Вид рекламной продукции. Также бывают и обучающие брошюры.
Жюри - руппа специалистов, решающих вопрос о присуждении премии или награды на конкурсах, состязаниях, выставках и т. п.



Парашют - приспособление для замедления движения (обычно  падения) объектов в воздушной среде, состоящее из раскрывающегося в воздухе [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], связанного [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] с этим объектом
· Прыжок с парашютом.


(Рефлексия
Отвечаем на вопросы «Что я повторил (а) сегодня на уроке»
Д/З § 21 (п), упр 24 (у), стр. 9-10


·4 ученика получают задание для инсценирования (о глаголе)

Сценка для темы: «Глагол»
Действующие лица:
Глагол
Прошедшее время глагола
Настоящее время глагола
Будущее время глагола
В середине стоит стул. На него важно садится ученик с табличкой «Глагол». Он громко и четко говорит: «Я глагол. Я обозначаю действие предмета или лица и отвечаю на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?»
2-й ученик (табличка «Настоящее время») Всем известно, что глагол изменяется по временам. Так вот я – настоящее время глагола. Я, настоящее время, значит, я описываю то, что происходит сейчас. Вот я смотрю в окно. Там светит солнце. Я думаю, что сегодня хороший день»
3-й ученик (табличка «Прошедшее время») Я – прошедшее время глагола. Я описываю то, что уже произошло. Я вчера ходил в гости к другу. Мы пили чай, ели конфеты и говорили о новом фильме.
4-й ученик (табличка «Будущее время») Я – будущее время. Я описываю то, что должно случиться. Через три дня я поеду на дачу. Там я буду наслаждаться последними теплыми днями осени: буду собирать грибы, буду убирать последний урожай.
1-й ученик. Я имею 3 лица. (табличка «Лицо глагола»)
3-й ученик. А в прошедшем роде глагол имеет 3 рода: мужской, женский, средний. Например: он шумел, она шумела, оно шумело.



Урок 3
Повторение. Правописание согласных в корне.
Правописание Ъ и Ь знаков.


ЦЕЛЬ:1) систематизировать знания, полученные во время обучения в
начальной школе;
2) отрабатывать навыки правописания Ъ и Ь знаков, подбора
проверочных слов;
3) отрабатывать навыки по составлению простого и сложного плана
к тексту;

ТИП УРОКА: урок повторения и закрепления знаний
МЕТОДЫ УРОКА: словесный, работа с книгой, практические.
ПРИЕМЫ УРОКА: подбор названия текста, пересказ, словарный диктант, проверка д/з, пересказ, беседа по теме урока, работа с книгой, анализ теоретического материала, тренировочные упражнения (на развитие речи, выборочное, комментируемое), физкультминутка, подготовленный диктант, словарная работа, рефлексия (итог урока, инструктаж по д/з)
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Подбор проверочных слов (слова с непроизносимой согласной, глухой согласной в корне слова)
Разграничение функции Ъ, Ь знаков;
Подбор названия текста
Пересказ прочитанного текста;
Подбор однокоренных слов;
Подбор антонимов
Смысловой анализ текста
Учить подводить итог урока (рефлексия)

ПЛАН: 1) начало урока;
1.1организационный момент.
1.2проверка д/з
1.3 работа в грамотейках
2) работа по теме урока
2.1анализ теоретического материала учебника
2.2тренировочные упражнения
3) итоги урока
3.1рефлексия
3.2инструктаж по д/з
3.3 объявление оценок

Организационный момент. Проверка д/з (упр. 21(п), упр.24 (у)
-Ребята, как можно озаглавить текст домашнего упражнения?
-Кто готов пересказать текст? 2 ученика пересказывают
(Работа в грамотейках – словарный диктант по устному упражнению 24.


(Повторение

·Чтение теоретического материала учебника на стр. 10
#упр.26 (п) 2 ученика у доски
(3 сильных ученика – упр.27

·Чтение теоретического материала учебника, стр. 11
#упр. 29 (п) выборочно – 5 слов

·Чтение теоретического материала учебника, стр.12
#упр. 33 (п) комментируемое письмо


·Рефлексия урока
- О чем мы говорили на уроке? Какие орфограммы повторили?
#упр.31 (п) лексическая работа: подбор антонимов к слову ДРУГ; морфемная работа: подбор однокоренных слов к словам НЕНАСТЬЕ, ГРУСТИ
д/з §3,4; упр.38 (п)

·Репетиция с учениками (сценка о глаголе)


















Урок 4
5 Повторение. Глагол. Правописание глагола.


ЦЕЛЬ:1) закрепить знания и умения, полученные учащимися в начальной
школе;
2) отрабатывать умение выделять глагол среди других частей речи;
3) способствовать расширению словарного запаса уч-ся.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: таблица «Лица глагола», «Спряжение глагола»
ТИП УРОКА: урок повторения и закрепления знаний
МЕТОДЫ УРОКА: словесный, работа с книгой, практические.
ПРИЕМЫ УРОКА: поэтическая минутка, выборочное упражнение, инсценирование, фронтальный опрос, работа с книгой, тренировочные упражнения, рефлексия (итог урока, инструктаж по д/з)
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Выразительное чтение стихотворного текста
Объяснение условия написания разделительных Ъ и Ь знаков
Развитие выразительности речи (инсценирование);
Знать, на какие вопросы отвечает глагол, что обозначает;
Называть времена глагола;
Запомнить, что категорию рода имеет только глагол прошедшего времени;
Называть лица глагола;
Различать спряжения глагола;
Знать правописание –ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах;
Знать правило правописания НЕ с глаголами;
Учить подводить итог урока (рефлексия)

ПЛАН: 1) начало урока;
1.1организационный момент.
1.2 поэтическая минутка
2) работа по теме урока
2.1инсценирование
2.2фронтальный опрос
2.3работа с учебником на закрепление
3) итоги урока
3.1рефлексия
3.2инструктаж по д/з
3.3 объявление оценок.

(Организационный момент. Проверка д/з (упр.38)
(Поэтическая минутка
(На доске записано стихотворение Лунина. Ученики читают стихотворение вслух (1 ученик).
(1) Найти слово, в котором есть и разделительные Ъ и Ь знаки. Объясните правописание этого слова.
2) Выписать слова с разделительными Ъ и Ь знаками.


Волк ужасно разъярен –
Съесть ежа не может он.
Еж, хотя он и съедобен,
Для съеденья неудобен:
Съежась, выставил иголки –
Объегорил злого волка.
В.Лунин

(Инсценирование и фронтальный опрос.
Сценка для темы: «Глагол»
Действующие лица:
Глагол
Прошедшее время глагола
Настоящее время глагола
Будущее время глагола
В середине стоит стул. На него важно садится ученик с табличкой «Глагол». Он громко и четко говорит: «Я глагол. Я обозначаю действие предмета или лица и отвечаю на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?»
2-й ученик (табличка «Настоящее время») Всем известно, что глагол изменяется по временам. Так вот я – настоящее время глагола. Я, настоящее время, значит, я описываю то, что происходит сейчас. Вот я смотрю в окно. Там светит солнце. Я думаю, что сегодня хороший день»
3-й ученик (табличка «Прошедшее время») Я – прошедшее время глагола. Я описываю то, что уже произошло. Я вчера ходил в гости к другу. Мы пили чай, ели конфеты и говорили о новом фильме.
4-й ученик (табличка «Будущее время») Я – будущее время. Я описываю то, что должно случиться. Через три дня я поеду на дачу. Там я буду наслаждаться последними теплыми днями осени: буду собирать грибы, буду убирать последний урожай.
1-й ученик. Я имею 3 лица. (табличка «Лицо глагола»)
3-й ученик. А в прошедшем роде глагол имеет 3 рода: мужской, женский, средний. Например: он шумел, она шумела, оно шумело.




·Фронтальный опрос, направленный на систематизацию и закрепление знаний.
-Что обозначает глагол?
-На какие вопросы отвечает глагол?
-Сколько глагольных времен нам представились в сценке?
-Что вы можете сказать о лице глаголов? О роде глагола?


·Анализ таблицы «Спряжение глагола»
#упр. 42(п) выборочное упражнение (3 ученика у доски)
-Ребята, от чего зависит правописание -ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах?
#упр.43 (п) (2 человека у доски)
#упр. 44 (п) Какое правило мы должны вспомнить, чтобы правильно выполнить это упражнение?
(Рефлексия.
-А рефлексию урока сегодня проведет наш ГЛАГОЛ (ученик, игравший роль глагола, задает ученикам вопросы по теме урока)
Д/З §5, упр.45 (п)






























Урок 5
5 Повторение. Имя существительное,
правописание имен существительных.

ЦЕЛЬ:1) закрепить знания и умения, полученные учащимися в начальной
школе;
2) отрабатывать умение выделять имя существительное среди
других частей речи; называть склонение существительного,
падежи существ.;
3) способствовать развитию устной связной речи школьников.


ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: таблицы: «Падежи имен существительных», «Склонение имени существительного»
ТИП УРОКА: урок повторения и закрепления знаний.
МЕТОДЫ УРОКА: словесный, работа с книгой, практические.
ПРИЕМЫ УРОКА: беседа, составление лингвистического рассказа «Имя существительное», стратегия «Кластер», работа с книгой, тренировочные упражнения (выборочное упражнение, комментируемое письмо), работа с пословицами, рефлексия (работа в грамотейках, инструктаж по д/з)
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Умение составлять связной рассказ на лингвистическую тему;
Публичное выступление;
Обучение стратегии «Кластер»;
Называть падежи и падежные вопросы имени существительного;
Закрепление знаний о роде имени существительного;
Закрепление знаний о склонении имени существительного;
Закрепление знаний о правописании предлогов со словами;
Закрепление знаний о правописании Ь после шипящих имен существительного;
Учить подводить итог урока (рефлексия)

ПЛАН: 1) начало урока;
1.1организационный момент.
1.2 проверка д/з
2) работа по теме урока
2.1работа с лингвистическим рассказом;
2.2работа с кластером;
2.3работа с учебником (анализ теоретического материала, тренировочные упражнения)
3) итоги урока
3.1рефлексия (работа в грамотейках)
3.2инструктаж по д/з
3.3выставление оценок.

(Организационный момент. Проверка д/з (упр.45)

(Работа по теме урока
-Ребята, составьте связной рассказ об имени существительном.

·2 ученика выступают, на основе ответов школьников составляется кластер «Имя существительное».


·Анализ таблицы «Падежи имен существительных».
#упр. 46 (п) повторяем правописание предлогов со словами, правописание непроизносимых согласных в корне слова, проверяемой гласной в корне слова, окончания существительных. 4 ученика у доски (по 1 П)
#упр. 47 (п) выборочное списывание; анализ по заданию учебника
1 вар – 1-2 П
2вар – 3-4 П
3 вар – 5-6 П
#упр. 48 (п) по 5 примеров из 1и 2 части (отрабатываем навыки правописания падежных окончаний существительных).


·Работа с теоретическим материалом учебника – «Восстанови правило» (правописание Ь в именах существ.), стр. 16
#упр. 50 (п) комментируемое письмо.

(Рефлексия
(Работа в грамотейках по упр. 51
Д/З §6, упр. 49 (п)

















Урок 6
5 Повторение. Имя прилагательное.
Правописание имен прилагательных.

ЦЕЛЬ:1) закрепить и систематизировать знания об имени прилагательном;
2) отрабатывать умение выделять имя прилагательное среди
других частей речи;
3) развивать навыки выразительной устной речи с помощью имен
прилагательных.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: репродукции «Роза», «Поляна с цветами»
ТИП УРОКА: урок повторения и закрепления знаний
МЕТОДЫ УРОКА: словесный, работа с книгой, практические.
ПРИЕМЫ УРОКА: проверка д/з, беседа, работа с книгой, тренировочные упражнения, физкультминутка, творческое задание, публичное выступление, рефлексия (итог урока, инструктаж по д/з)
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Характеризовать роль прилагательных в тексте;
Умение склонять имена прилагательные;
Умение называть категорию рода имен прилагательных;
Умение подбора окончания имени прилагательного;
Работать над связным текстом – описанием;
Учить выступать публично;
Умение анализировать достоинства и недостатки услышанного текста;
Разграничивать части речи (глагол, имя существительное, имя прилагательное)
Учить подводить итог урока (рефлексия)

ПЛАН: 1) начало урока;
1.1организационный момент.
1.1 проверка д/з
2) работа по теме урока
2.1беседа
2.2работа с учебником
2.3физкультминутка
2.4тренирововчные упражнения.
3) итоги урока
3.1рефлексия
3.2инструктаж по д/з
3.3выставление оценок.

(Организационный момент. Проверка д/з (упр.49)
(Целеполагание урока.
- Ребята, какую часть речи будем повторять сегодня?

· упр. 53 выполняем по заданию.
-За счет чего достигается выразительность описания природы в данных предложениях?

· упр. 54 (п) творческое упр. Разбираем с классом, затем ученики самостоятельно выполняют
(Просклонять прилагательные золотой, желтый
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Отдых наш – физкультминутка,
Занимай свои места:
Раз – присели, два – привстали.
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали,
Ванькой – встанькой словно стали.
А потом пустились вскачь (прыжки на месте),
Будто мой упругий мяч.
(Творческое задание: составьте 4 П, в которых описывалась бы
1 вар. – цветок РОЗА
2 вар. – ПОЛЯНА С ЦВЕТАМИ

·Выступления учеников (4 человека)

· упр. 56 (п) закрепляем изученное: распределительное упражнение (распознавание имен существительных, имен прилагательных, глаголов); 6 человек у доски (по 2 блока)
(Рефлексия
«О чем говорили на уроке? Что повторили?»
Д/З § 7,
· упр. 55 (п), 57 (у)

























Урок 7

5 Повторение. Личные местоимения.

ЦЕЛЬ:1) повторить изученное в начальной школе;
2) закрепить и систематизировать знания о местоимении;
3) воспитывать чувство сплоченности, скромности;

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: таблица «Местоимение»
ТИП УРОКА: урок повторения и закрепления знаний
МЕТОДЫ УРОКА: словесный, работа с книгой, практические.
ПРИЕМЫ УРОКА: устный опрос, подготовленный словарный диктант, редактирование текста, беседа, работа с книгой, устные упражнения, рефлексия (итог урока, инструктаж по д/з; объявление оценок)
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Выявить качество подготовки дома (подготовленный словарный диктант);
Умение составлять предложения с данными СС;
Редактирование текста;
Называть особенности местоимения как части речи;
Определять лицо и число местоимений;
Определять род, падеж местоимений;
Знать правописание предлогов с местоимениями;
Определять роль эпиграфа в контексте урока (произведения);
Учить подводить итог урока (рефлексия)

ПЛАН: 1) начало урока;
1.1организационный момент.
1.2 проверка д/з (устный опрос, работа в грамотейках)
2) работа по теме урока
2.1редактирование текста;
2.2 простой опрос
2.3работа с учебником
2.4творческие задания
3) итоги урока
3.1рефлексия
3.2инструктаж по д/з
3.3 выставление оценок.

Эпиграф к уроку
Я, ты, он, она! Вместе – целая страна.
Р.Рождественский

(Организационный момент. Проверка д/з (упр.55). Работа в грамотейках по упр.57 (словарный диктант). Составить с 2 СС П
(Целеполагание урока

·Работа с текстом.
На доске записан текст.
Маша сегодня не пришла в школу. Маша заболела. У Маши болит горло и есть небольшая температура. Вместе с Машей дома Машина мама. Машина мама помогает дочери поскорее вылечиться. Скоро Маша поправится и придет на занятия.
(1 ученик вслух читает текст.
-Почему нельзя таким образом строить текст?.
-Каким образом можно сделать этот текст более привлекательным для слуха?
(1 ученик выходит к доске и меняет, где это нужно, имя героини местоимениями. Читает вслух исправленный вариант текста.
-Итак, что мы называем местоимением?

·Беседа по эпиграфу урока. Называем личные местоимения 1, 2, 3 лица
#упр. 59 (п) закрепляем знания по распознаванию лица и числа местоимений.
Поэтическая минутка (
·Д)
(Ребята, прочитайте выразительно стихотворение А.Барто.
Я для папы
Я для мамы
Чудо-мальчик,
Просто клад
Я старательный,
Я внимательный,
Привлекательный,
Замечательный*,
Образцово-показательный.
А. Барто
-Повторением какого местоимения создается впечатление нескромности говорящего?
-Чему учит нас это стихотворение?
-Объясните выделенные орфограммы
-Просклоняйте местоимение Я
И.-
Р. От, для, до
Д. к (ко)
В. Про, через, сквозь
Т. Над (надо), под (подо), перед (передо), с (со)
П. при, в (во), о, об (обо)
#упр. 60 (п)
(Рефлексия
-Итак, о какой части речи мы говорили сегодня? Что самое главное в жизни человека? Сделайте вывод о том, какую роль играет эпиграф в построении будь то урока, художественного произведения?
Д/З § 8 упр. 61 (п); подготовиться к фронтальному опросу по вопросам на стр.20

Урок 8

Повторение. Союзы и предлоги.


ЦЕЛЬ:1) закрепить понятие о союзе, предлоге;
2) вырабатывать умения отличать в звучащей речи предлог от
приставки, чтобы не ошибаться в написании;
3) отрабатывать навыки пересказа лингвистического текста.

ТИП УРОКА: урок повторения и закрепления знаний
МЕТОДЫ УРОКА: словесный, работа с книгой, практические.
ПРИЕМЫ УРОКА: проверка д/з, беседа, работа с книгой, диктант «Подскажи словечко», рефлексия (фронтальный опрос, инструктаж по д/з)
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Знать отличительные особенности служебных частей речи от самостоятельных;
Давать определение предлогу как части речи;
Давать определение союзу как части речи;
Различать приставки и предлоги;
Характеризовать роль союзов в речи;
Учить подводить итог урока (рефлексия)

ПЛАН: 1) начало урока;
1.1организационный момент.
1.2 проверка д/з
2) работа по теме урока
2.1беседа
2.2работа с учебником
2.3тренировочные упр.
3) итоги урока
3.1рефлексия
3.2инструктаж по д/з
3.3выставление оценок

(Организационный момент. Проверка д/з (упр.61)
(Беседа по заданию учебника, стр. 19 (правописание предлога)

· упр. 63 (п) отрабатываем навыки распознавания предлогов и приставок; повторяем роль Ь.

· упр. 64 (п) правописание предлогов со словами
Диктант «Подскажи словечко»
Елка слишком высока – достает до__________ (потолка)
На столе стеклянный дом, и вода и рыбки в __________ (нем)
Солнце по небу гуляло и за тучу____________ (забежало)
( Выделите предлоги и союзы в данных предложениях. К каким частям речи относятся союзы и предлоги?

· упр. 65 (п) 3 человека у доски по 2 П


(Рефлексия – фронтальный опрос по вопросам учебника на стр. 20
Д/З § 9, упр.66












































Урок 9

5 Р/Р Что такое текст. Тема, идея, план.


ЦЕЛЬ:1) повторить знания о тексте;
2) дать понятие об отличительных особенностях темы, идеи текста,
роли плана текста;
3) отрабатывать навыки связной устной речи школьников.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: учебник «Русский язык» З.К.Сабитовой, В.К.Павленко;
ТИП УРОКА: урок развития речи
МЕТОДЫ УРОКА: словесный, работа с книгой, практические.
ПРИЕМЫ УРОКА: беседа, работа с книгой, конструирование текста, чтение с остановками, редактирование текста, работа с кроссвордом, составление плана текста, пересказ по плану, рефлексия (итог урока, инструктаж по д/з)
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Давать характеристику тексту;
Называть средства связи в тексте;
Конструировать текст из разрозненных предложений;
Навыки по редактированию текста;
Определять тему текста;
Формулировать идею текста;
Уметь составлять простой план к тексту;
Знать значение словарных слов МЕДУЗА, КАЛЬМАР
Пересказывать текст, опираясь на план текста.

ПЛАН: 1) начало урока;
1.1организационный момент.
1.2целеполагание урока
2) работа по теме урока
2.1беседа
2.2работа с учебником
2.3тренировочные упражнения.
3) итоги урока
3.1рефлексия
3.2инструктаж по д/з

Организационный момент. Целеполагание урока.
(Повторение
- Скажите, текст домашнего упражнения (упр. 66) – текст? Свое мнение обоснуйте.
- Что мы называем текстом?
#упр. 67 (у) учимся характеризовать текст

·Чтение теоретического материала учебника о тексте, стр. 21.
#упр. 69 (у) конструирование текста из разрозненных предложений.

·Чтение с остановками теоретического материала учебника о средствах связи П в тексте
#упр. 70 (п) редактирование текста (закрепление навыков по анализу средств связи П в тексте).

(Словарная работа
Медуза – -ы, ж. Беспозвоночное морское животное с прозрачным студенистым телом, по краям снабженным щупальцами.
Кальмар - а, м. Съедобный морской моллюск класса головоногих. Мясо ~а.
| прил. ~овый, -ая, -ое.
#71 (у) по словарной работе.
-Ребята, что мы называем темой текста?

·Чтение теоретического материала учебника, стр. 23
#упр. 74 (у)
#упр. 76 (п) отрабатываем навыки формулирования темы текста.
(А теперь я предлагаю вам кроссворд по терминам, которые мы только что повторили.


1










2











3





















4






















·Д Вопросы:
То, из чего состоит любой текст (предложение)
Что состоит из предложений, связанных между собой по смыслу? (текст)
Любой текст можно назвать, то есть дать ему . (заглавие).
То, о чем говорится в тексте. (тема)
(Чтение материала учебника об идее текста, стр. 24
-Ребята, что такое план текста?
- Для чего мы составляем план текста?
# упр. 81 (у) отрабатываем навыки пересказа небольшого текста, определения его темы, идеи





·Рефлексия урока
- О чем мы говорили на уроке?
- Что нового для себя узнали?
Д/З повторить правописание словарных слов
































Урок 10

5 Контрольный диктант (повторение)

ЦЕЛЬ:1) проверка степени усвоенности учащимися материала,
пройденного за это время.;
2) отрабатывать навыки работы в режиме диктанта;

ТИП УРОКА: урок контроля знаний
МЕТОДЫ УРОКА: словесный, практические.
ПРИЕМЫ УРОКА: слово учителя, работа с текстом, диктовка, грамматическая задача, рефлексия.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Умение подбирать проверяемые слова для корней с проверяемой гласной;
Умение применять орфограмму: «Глухие согласные в корне слова»;
Умение применять орфограмму «Правописание окончаний существительных», «Правописание окончаний прилагательных»;
Умение различать приставки от предлогов;
Умение применять пунктограммы при однородных членах предложения.

ПЛАН: 1) начало урока;
1.1организационный момент.
1.2 целеполагание урока
2) работа по теме урока
2.1чтение текста диктанта
2.2разбор трудных орфограмм
2.3написание диктанта
3) итоги урока
3.1самостоятельная проверка3.2инструктаж по д/з

Мой Казахстан
(сборник Абжановой, Бегалиевой, стр.9)
Широко раскинулись земли Казахстана. Здесь можно увидеть высочайшие снежные горы и плоские равнины, луга и пустыни, стремительные реки и моря.
Ранней весной в южных долинах зацветает урюк, в прогретую землю падают золотым дождем семена. Пустыня покрывается зеленым ковром трав с ярким узором алых тюльпанов и маков. А на севере республики еще бушуют снежные метели.
Разнообразен животный мир нашей страны. Высоко в горах водятся снежные барсы и круторогие архары, парят в небе стремительные беркуты и орлы. В Каспийском море обитает тюлень. (68 слов)

III
·Рефлексия. Ученики проверяют работы, сдают их на проверку учителю.



Урок 11

5 Синтаксис и пунктуация
Словосочетание. Строение СС. Способы связи в СС.

ЦЕЛЬ:1) дать понятие о словосочетании;
2) учить устанавливать смысловую и грамматическую связь в СС;
формировать умение выделять СС из предложения;
3) воспитывать любовь к родному краю.

ТИП УРОКА: комбинированный урок
МЕТОДЫ УРОКА: словесный, работа с книгой, практические.
ПРИЕМЫ УРОКА: анализ типичных ошибок контрольного диктанта, цветной диктант, беседа, работа с книгой, работа с высказываниями, диктант, рефлексия (итог урока, инструктаж по д/з)
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Учиться работать над типичными ошибками контрольного диктанта;
Умение отмечать трудные орфограммы в написании словарных слов (цветной диктант);
Выявить уровень остаточных знаний за курс начальной школы;
Учить анализировать высказывания писателей о языке, значение пословиц;
Учить подводить итог урока (рефлексия)

ПЛАН: 1) начало урока;
1.1организационный момент.
1.2 работа над типичными ошибками контрольного диктанта
2) работа по теме урока
2.1беседа
2.2работа с учебником
2.3тренировочные упражнения
3) итоги урока
3.1рефлексия
3.2инструктаж по д/з


(Организационный момент.
Анализ контрольного диктанта: 1) работа над типичными ошибками диктанта (10 мин) 2) работа со словарными словами «Цветной диктант» (5мин.)

·На доске записаны слова
Честное, победить, всегда, сердце, в бою, мечтать

· Прочитайте слова. Соедините их между собой попарно, при этом ориентируясь на их одинаковую орфограмму. Напишите составленные пары слов (честное сердце, победить в бою, всегда мечтать)
-Вспомните, как называются эти языковые пары и сформулируйте тему сегодняшнего урока. («Словосочетание»)

· Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему. Используйте запись на доске:

1) Повторить все, что о СС;
2) Установить, как связываются в СС;
3) Учиться отличать СС от и П;

·Найдите в СС главные и зависимые слова.
- Скажите, из скольких частей состоит СС?
- Как определить главную и зависимую части СС?
(далее учитель разбирает все СС на доске, анализируем р – р и делаем вывод, что связь в СС осуществляется по смыслу и грамматически)
- Итак, сделайте вывод, что такое СС?

· Чтение материала учебника, §17 стр.36
#упр. 117 (п) учимся разбирать СС
(Словарная работа
Республика – и ж. 1. Форма государственного правления при к-рой верховная власть принадлежит выборным представительным органам. Буржуазная?. 2. Страна с выбранными на определенный срок представительными органами власти. || прил. республиканский -ая -ое. Республиканские партии (название нек-рых партий) (Ожегов, стр. 289)
Жайляу – 1летнее пастбище (Ожегов, стр. 362)
Полотнище – 1. Кусок, отрез ткани в натуральную ширину (как соткано). Парус в 4 полотнища.
|| Большой широкий кусок материи, бумаги. Колыхались полотнища флагов.
2. Плоская тонкая часть какого-нибудь инструмента, орудия (спец.). Полотнище пилы. Полотнище руля.
Синонимы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Орнамент – 1. Живописное, графическое или скульптурное украшение, узор из сочетания геометрических, растительных или животных элементов.
2. В музыке: украшение вокальных и инструментальных мелодий, напр. трель.
| прил. ~ный, -ая, -ое и ~альный, -ая, -ое.
Синонимы - рет, гирих, акант, арабист, пальметта, рокайль, трель, украшение, акротерий, аканф, морески, меандр, патера, антемий, горельеф, волюта, узор, розетка, арабески, виньетка
(записываем новые слова, подчеркиваем орфограммы, подготовленные ученики сообщают значение слов, произносим их вслух; составляем СС, П)
#упр. 112 (у) вводим в активный словарь новые слова.
( Выписать 2 СС из текста, обозначить главное и зависимое слово.

·Чтение теоретического материала учебника, §18, стр. 38
#упр. 124 (п)

·Рефлексия
- О чем говорили сегодня на уроке?
- Что нового вы узнали?
- Как бы вы объяснили этимологию слов орнамент, республика, жайляу, полотнище?

Д/З § 17,18, упр. 127 (п)
(1 ученик готовит словарный диктант (10 слов)



































Урок 12

Синтаксис и пунктуация
Виды СС. Разбор СС.

ЦЕЛЬ:1) дать понятие о видах СС, ознакомить с порядком разбора СС;
2) вырабатывать умение правильно разбирать СС;
3) воспитывать любовь к родному краю.

ТИП УРОКА: комбинированный урок
МЕТОДЫ УРОКА: словесный, работа с книгой, практические.
ПРИЕМЫ УРОКА: устная проверка домашнего упражнения, подготовленный словарный диктант, работа с книгой, тренировочные упражнения, рефлексия (итог урока, инструктаж по д/з)
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Умение выделять СС из состава П;
Умение различать СС от П;
Называть виды СС (именные и глагольные);
Делать разбор СС;
Учить подводить итог урока (рефлексия)

ПЛАН: 1) начало урока;
1.1организационный момент;
1.2 проверка д/з;
1.3 подготовленный словарный диктант.
2) работа по теме урока
2.1беседа;
2.2работа с теоретическим материалом учебника;
2.3тренирововчные упражнения.
3) итоги урока
3.1рефлексия
3.2инструктаж по д/з
3.3выставление оценок.

(Организационный момент. Проверка д/з (упр.127)
(1 ученик диктует подготовленный словарный диктант (грамотейки); у 3 человек проверяет работы, выставляет оценки.
(Беседа
- Что мы называем СС?
- В чем отличие СС от П?
#упр. 128 (п) Почему именно так авторы учебника предложили нам распределить эти СС?
-Итак, СС виды СС по строению бывают

·Чтение теоретического материала учебника, стр. 40-41.
#упр. 129 (у) выразительно читаю текст, затем выписываем выделенные СС, разбираем. На основе выполнения этого упражнения показываю порядок разбора СС
(Словарная работа
Беседовать – дую, -дуешь; несов., с кем. Вести беседу (в 1 знач.). (1. Разговор, обмен мнениями. Дружеская б.)
Беречь – -егу, -ежешь, -егут; -ег, -егла; -еги; -егший; -еженный (-ен, -ена); несов; кого-что. 1. Не тратить, не расходовать что-н. напрасно. Б. народное добро. Б. свое время. Б. здоровье. 2. Охранять от кого-чего-н., хранить, защищать. Б. детей. Б. тайну. Б. свою репутацию.
Апорт – а, м. Сорт крупных сладких яблок. || прил. апортовый, -ая, -ое.
(Составляем с новыми словами СС, П
(Работа с упражнениями 135, 136 (по словарным словами)
На основе 1 СС учиться доказывать, что это СС
#упр. 139 (п) отрабатываем навыки выделения СС из П, разбора СС
#упр.142 (п)

(Рефлексия
Отвечаем на вопросы раздела «Что я узнал (а)», «Чему я научился (лась)»стр. 45
Д/З § 19, упр.145 (п)



























Урок 13


5 Синтаксис и пунктуация
Предложение. Грамматическая основа предложения.

ЦЕЛЬ:1) повторить изученное ранее по теме урока;
2) формировать у школьников понятие о предложении,
отличительных особенностях П от СС;
3) способствовать расширению словарного запаса школьников;

ТИП УРОКА: урок сообщения и усвоения новых знаний.
МЕТОДЫ УРОКА: словесный, работа с книгой, практические.
ПРИЕМЫ УРОКА: беседа, аналитическая беседа, работа с книгой, тренировочные упражнения, рефлексия (устное упражнение, итог урока, инструктаж по д/з)
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Уметь отличать СС от П;
Характеризовать связь слов в П;
Выделять грамматическую основу П;
Составлять из П текст;
Учить подводить итог урока (рефлексия)

ПЛАН: 1) начало урока;
1.1организационный момент.
1.2 беседа по д/з
2) работа по теме урока
2.1аналитическая беседа
2.2работа с учебником
2.3тренировочные упражнения
3) итоги урока
3.1рефлексия
3.2устное упражнение
3.3инструктаж по д/з
3.4выставление оценок.

(Организационный момент.
(Беседа по д/з (упр.145)
Работа в грамотейках (разбор СС)
На доске записано:
Прекрасная погода. Сегодня стоит прекрасная погода.
- В какой из этих фраз нам больше понятен смысл?
-Почему? (из-за того, что во второй фразе показано больше деталей, указаны временные рамки события).
-Чем является первая фраза?
-Вторая фраза является П. Чем обладает это П? (она обладает интонационной и смысловой законченностью).

(Слово учителя.
Все слова в П связаны грамматически. Для П характерна интонация конца П. то есть к концу П голос, как правило, понижается. Это интонация конца П. повышение голоса в конце П, как правило, показывает, что П не завершено (не закончено). Интонация конца – это опознавательный признак для определения границ предложения и постановки знаков завершения.
-Что такое знаки завершения? (Это знаки, которые ставятся в конце П и свидетельствуют о его окончании. Это такие знаки, как точка, восклицательный знак, вопросительный знак, многоточие).
#упр. 151 (у) работа по развитию речи; воспитательный компонент – воспитание любви к родному краю.
#упр. 152 (п) выделяем грамматическую основу П; повторяем орфограммы1, 2, 6
-Сделайте вывод о структуре грамматической основы П.
#упр. 155 (п) отрабатываем навыки выделения грамматической основы П.


·Рефлексия - устное упражнение на закрепление.
Я диктую несколько фраз. Учащиеся должны определить, являются ли они П.
Я иду.
Вечерний дождь.
Щи да каша – пища наша.
Вчера мы ходили в.
Поехали завтра на природу?
А ты читаешь эту книгу сейчас?
Ответ на вопросы учебника (рефлексия), стр.50
Д/З §20, упр.153 (п)









Урок 14

5 Синтаксис и пунктуация
Виды П по цели высказывания. Восклицательные П.


ЦЕЛЬ:1) ознакомить школьников с видами П по цели высказывания;
2) формировать умение различать предложения по цели
высказывания;
3) вырабатывать умение правильно читать восклицательные П, с
правильной интонацией;.

ТИП УРОКА: урок сообщения и усвоения новых знаний.
МЕТОДЫ УРОКА: словесный, работа с книгой, практические.
ПРИЕМЫ УРОКА: беседа, орфоэпическое упражнение, работа с книгой, тренировочные упражнения, рефлексия (итог урока, инструктаж по д/з)
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Умение интонационно правильно читать П в зависимости от цели высказывания;;
Умение различать П по цели высказывания;
Уметь отличать побудительные П от восклицательных;
Умение определять знаки конца П
Умение определять границы П;
Умение выделять грамматическую основу П
Учить подводить итог урока (рефлексия)

ПЛАН: 1) начало урока;
1.1организационный момент.
1.2 беседа по д/з
2) работа по теме урока
2.1орфоэпическое упражнение;
2.2работа с учебником
2.3тренировочные упражнения;
3) итоги урока
3.1рефлексия
3.2инструктаж по д/з
3.3объявление оценок.

(Организационный момент. Проверка д/з (конструирование П, упр. 153)

·Работа по теме урока
#упр.159 (у) отрабатываем интонационный рисунок П, в зависимости от вида по цели высказывания.
(Чтение и анализ материала учебника, стр. 50
#упр.160 (у) анализ П по цели высказывания; навыки выразительного чтения.
#упр. 161 (п) отрабатываем навыки выделения грамматической основы П, определения П по цели высказывания.
((Устные упражнения, развивающие навыки выразительного чтения П:
#упр.164, 167

·Промежуточная рефлексия по вопросам учебника на стр. 53
(Слово учителя.
Мы с вами уже узнали, что бывают разные П по цели высказывания. Но есть еще один вид П, который похож на побудительные П, но все же отличается от них. Это восклицательные П. а теперь посмотрите на доску:
Какой чудесный день! Иди сюда быстрее!
-Чем же они похожи?
-А теперь давайте подумаем, чем они отличаются?

·Чтение материала учебника на стр. 54.
#упр. 175 (у)
#упр.176 (п) 2 ученика у доски
#упр. 178 (у) воспитательный компонент – вежливость в общении
(Рефлексия - ответ на вопросы учебника на стр. 56.
Д/З § 22, упр.177 (п)





















Урок 15


Синтаксис и пунктуация.
Главные члены П. Подлежащее.

ЦЕЛЬ:1) познакомить учащихся с понятием главных членов предложения;
2) дать понятие о подлежащем; формировать умение выделять
подлежащее в предложении;
3) воспитывать культуру общения.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: таблица «Главные члены предложения»
ТИП УРОКА: комбинированный урок
МЕТОДЫ УРОКА: словесный, работа с книгой, практические.
ПРИЕМЫ УРОКА: лингвистический рассказ, беседа, объяснительный диктант, работа с книгой, работа по развитию выразительности речи, рефлексия (итог урока, инструктаж по д/з)
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Отличать П от СС;
Называть грамматическую основу П;
Выделять подлежащее, называть часть речи;
Развивать навыки выразительного чтения;
Учить дополнять текст;
Учить подводить итог урока (рефлексия)

ПЛАН: 1) начало урока;
1.1организационный момент.
1.2 повторение изученного на прошлых уроках
2) работа по теме урока
2.1беседа
2.2объяснительный диктант
2.3работа с учебником
3) итоги урока
3.1рефлексия
3.2инструктаж по д/з

(Организационный момент. Целеполагание урока. Составление лингвистического рассказа «Предложение. Характеристика предложения»
( Беседа
- Скажите, что вы знаете из курса начальной школы по теме нашего урока?
#упр.182 (у) вводим в активный совать понятия «Состав предложения», «Грамматическая основа П»
(Объяснительный диктант
Даниэль Дефо родился в Бристоле в семье торговца мясом. Отец хотел видеть своего сына священником. Он отдал его на обучение в духовную академию. Но священником он не стал.
(Подчеркните основы П. Укажите часть речи, которой выражены подлежащие.

-Итак, какими частями речи чаще всего выражено подлежащее?

·Чтение материала учебника, стр.57
#упр.183 (у) отрабатываем навыки выразительного чтения, называем подлежащие и часть речи, которыми они выражены
#упр.186 (п) анализируем образец рассуждения при нахождении подлежащего в П; отрабатываем навыки выделения грамматической основы;
#упр. 188 (п) творческая работа – у доски 2 ученика.


(Рефлексия – упр. 187 (у)
Д/З §23, упр. 184(п), стр.58

































Урок 16

5 Синтаксис и пунктуация
Сказуемое. Способы его выражения.

ЦЕЛЬ:1) дать понятие о сказуемом и способах его выражения;
2) формировать умения выделять сказуемое в предложении;
3) отрабатывать навыки работы с лингвистической контрольной
работой.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: таблица: «Главные члены П»
ТИП УРОКА: комбинированный урок
МЕТОДЫ УРОКА: словесный, работа с книгой, практические.
ПРИЕМЫ УРОКА: синтаксическая пятиминутка, работа с книгой, чтение с остановками, тренировочные упражнения, рефлексия (итог урока, инструктаж по д/з)
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Знать понятие грамматическая основа предложения;
Знать способы выражения сказуемого;
Уметь выделять грамматическую основу П;
Уметь характеризовать П;
Уметь выделять СС из П;
Учить подводить итог урока (рефлексия)

ПЛАН: 1) начало урока;
1.1организационный момент.
1.2синтаксическая пятиминутка
2) работа по теме урока
2.1беседа
2.2работа с учебником
2.3тренировочные упражнения
3) итоги урока
3.1рефлексия
3.2инструктаж по д/з


·Организационный момент. Целеполагание урока.
Синтаксическая пятиминутка
(Комментируемый диктант.
Подчеркнуть основы П;
Выписать два СС и разобрать их;
Охарактеризовать последнее П;
В сумерках прошла гроза с градом. Круглые градины ложились на дорожках сада, горками у крыльца и террасы. К рассвету гроза утихла.

·Работа по теме урока.

·Чтение с остановками материала учебника, стр. 60


#упр.192 (п) отрабатываем навыки выделения сказуемого и его характеристики.
#упр. 193 (у) отрабатываем навыки анализа грамматической связи сказуемого с подлежащим
#упр. 194 (п) конструирование П
#упр.196 (п) отрабатываем навыки выделения сказуемого.

·Рефлексия – О чем говорили на уроке? Что нового узнали на уроке? Чему научились на уроке?
Д/З §24, упр.197 (п)








































Урок 17


Синтаксис и пунктуация
Тире между главными ЧП.

ЦЕЛЬ:1) познакомить учащихся с правилами постановки тире между
подлежащим и сказуемым;
2) отрабатывать навыки постановки тире между подлежащим и
сказуемым;
3) отрабатывать навыки словообразовательного р-ра;
4) воспитывать интерес к чтению, показать изобразительно –
выразительное богатство русского языка.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: таблица «Тире между подлежащим и сказуемым»; фотоиллюстрации «Фламинго»
ТИП УРОКА: комбинированный урок
МЕТОДЫ УРОКА: словесный, работа с книгой, практические.
ПРИЕМЫ УРОКА: устная проверка д/з, синтаксическая пятиминутка, анализ теоретического материала учебника, тренировочные упражнения, словарная работа, физкультминутка, рефлексия (итог урока, инструктаж по д/з)
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Знать понятие грамматическая основа предложения;
Знать способы выражения сказуемого;
Знать условие постановки тире между подлежащим и сказуемым;
Уметь выделять грамматическую основу П;
Уметь производить разбор слова по составу;
Уметь характеризовать П;
Учить подводить итог урока (рефлексия)

ПЛАН: 1) начало урока;
1.1организационный момент.
1.2синтаксическая пятиминутка
2) работа по теме урока
2.1анализ теоретического материала
2.2тренировочные упражнения
2.3словарная работа
3) итоги урока
3.1рефлексия
3.2инструктаж по д/з

(Организационный момент. Проверка д/з (устно)
(Синтаксическая пятиминутка: выписать из данных П грамматическую основу.
Входят семь богатырей. (А.С.Пушкин)
Замечательный подарок мне прислал по почте брат. (М.Пляцковский)
С утра шел сильный дождь.
Лес всегда прекрасен. (А.Кузенный)
Насекомые – очень чувствительные существа. (А.Кузнецов)
Самопроверка: учитель называет правильные ответы.
(Работа по теме урока.

·Чтение материала учебника, анализ таблицы по теме урока, стр.62.
(Опрос по новому материалу.
-Когда ставим между подлежащим и сказуемым тире?
-При помощи какого местоимения можно проверить правильность постановки тире между подлежащим и сказуемым?
#упр.199 (п) конструирование П
#упр. 200 (п) отрабатываем навыки постановки тире в П; словообразовательный разбор слов РОД-Н-ОЙ, ВОЛШЕБ-Н-АЯ
Словарная работа
Фламинго - нескл., [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (исп. flamenco). Водяная птица с нежно-розовым оперением и с очень длинной шеей и ногами. Розовый фламинго  самый распространенный вид [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Также это единственный вид фламинго, обитающий на территории бывшего [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (озеро [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], озеро [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и озеро [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).

#упр. 203 (у) вводим в активный словарный запас новое слово; читаем, пересказываем текст, отвечаем на вопросы к упражнению.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Раз, два - встать пора, Три, четыре - руки шире, Пять, шесть - тихо сесть, Семь, восемь - лень отбросим.

(Рефлексия по вопросам учебника, стр.64
Д/З § 25, упр.203 (п);












Урок 18-19

5 Обучающее изложение «Орел и кошка»


Цель: 1) помочь учащимсяся уяснить содержание и смысл
исходного текста, чтобы воспроизвести его;
2) способствовать развитию навыков пересказа исходного
текста;
3) активизировать пассивный словарь школьников;
4) работать над развитием связной речи школьников;

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: сборник обучающих изложений П.Ф.Ивченкова, М.: Просвещение, 1993. стр. 25-26
ТИП УРОКА: урок развития речи
МЕТОДЫ УРОКА: учебная беседа, практические, словесный, работа с книгой
ПРИЕМЫ УРОКА: беседа по теме урока, выразительное чтение, первичный пересказ, предварительные упражнения, составление плана, пересказ, написание изложения «Орел и кошка», рефлексия
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Уметь пересказывать услышанный текст;
Уметь называть тип речи;
Уметь составлять план текста;
пересказывать услышанное (виды пересказа);
записывать текст согласно поставленной задаче.

ПЛАН: 1) начало урока;
2) работа по теме урока
3) итоги урока;

1-й час – подготовительная работа
Организационный момент. Целеполагание урока.
Работа по теме урока.

·Чтение учителем текста изложения «Орел и кошка» (Ивченков П. Ф. Обучающие изложения: 5 – 9 классы – М., 1993, стр.25 – 26)
Предварительные упражнения.
Ответьте на вопросы:
Как можно назвать эту семью?
Как появился орел?
Как защищала кошка своих детей?
Почему кошка победила орла?
Как автор описывает напряженность битвы кошки с орлом? (не успел орел подняться, как мать уже вцепилась в него. Кошка, хотя и была без глаза, не потеряла мужества, крепко вцепилась в орла когтями, собрала последние силы; забыв свои собственные раны, принялась облизывать израненного котенка)
-Какие слова подчеркивают его неожиданное нападение? (откуда ни возьмись, вдруг, как молния)
Найти проверочные слова к следующим: опасность, повалить, счастливый, схватить, потерять, когти.

·д Объяснить правописание выделенных орфограмм: клевать, хищник, прыжок.
Повторяем простые и сложные предложения. Выделить грамматическую основу в следующих П:
Весеннее солнышко грело, и маленькая семья была очень счастлива.
Орел не успел еще подняться, как мать вцепилась уже в него.
Хищник бросил котенка и схватился со старой кошкой.
Но кошка не потеряла мужества, крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло.

·д Вставить определения в такое описание:
Вдруг откуда ни возьмись с вышины спустился. орел. У хищника были крылья, клюв, лапы с когтями.
Примерный план:
Счастливое семейство.
Неожиданное нападение.
Битва насмерть.
Сила материнской любви.
Записать на доске: преимущество, раненый, израненный, откуда ни возьмись, насмерть, однако же, в ту же минуту.
Вторичное чтение текста. Пересказ.
2-й час – написание изложения

· Чтение учителем текста изложения

·Работа школьников над изложением.


·Рефлексия – в чем особенность сегодняшней работы?


Урок 20

Синтаксис и пунктуация
Распространенные и нераспространенные предложения.
ЦЕЛЬ:1) дать понятие о распространенных и нераспространенных П;
2) развивать навык и умение отличать распространенные П от
нераспространенных;
3) способствовать развитию связной речи школьников;

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: таблица «Синтаксический разбор предложения»
ТИП УРОКА: комбинированный урок
МЕТОДЫ УРОКА: словесный, работа с книгой, практические.
ПРИЕМЫ УРОКА: словарный диктант, предупредительный диктант, беседа, анализ теоретического материала учебника, работа с книгой, тренировочные упражнения, рефлексия (итог урока, инструктаж по д/з)
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Знать порядок характеристики П;
Знать различия между распространенными и нераспространенными П;
Знать условия постановки тире между главными ЧП;
Уметь выделять основу П;
Уметь характеризовать П;
Уметь выписывать СС из П;
Уметь разбирать СС;
Учить подводить итог урока (рефлексия)

ПЛАН: 1) начало урока;
1.1организационный момент.
2) работа по теме урока
2.1беседа
2.2работа с учебником
2.3тренировочные упр.
3) итоги урока
3.1рефлексия
3.2инструктаж по д/з
(Организационный момент. Целеполагание урока.
(Словарный диктант (4 ученика у доски)
Фламинго, апорт, беречь, беседовать, полОтнище, орнамент, республика, жайляу, медуза, кальмар, брошюра, жюри, парашют. (13 слов)
(Предупредительный диктант (орфограммы и знаки препинания объясняются перед записью текста)
Земля – наш общий дом.
Лес – наше спасение от засух и суховеев.
Каспийское море – самое крупное озеро в мире.
Гранит – камень.

(Работа по теме урока
Беседа по теме урока.
-Что вы можете рассказать о П? Ответы обязательно с примерами

·Чтение материала учебника, стр. 64
-Назовите распространенные и нераспространенные П из нашего предупредительного диктанта.
#205 (п) выполняем 1 часть вместе, 2 часть – самостоятельно с последующей проверкой.
#206 (п) отрабатываем навыки выделения грамматической основы П.
#упр.207(у,п) читаем, называем пропущенные буквы, беседуем по содержанию, выписываем СС «гл+сущ.»
(Рефлексия – по вопросам учебника, стр. 66
Д/З § 26, упр. 209 (п)






















Урок 21

5 Синтаксис и пунктуация
Второстепенные ЧП. Дополнение.

ЦЕЛЬ:1) формировать у учащихся понятие о дополнении;
2) вырабатывать навык нахождения дополнения в П;
3) способствовать расширению кругозора и словарного запаса
школьников, используя антонимы, синонимы;


ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: таблица «Синтаксический разбор предложения»
ТИП УРОКА: комбинированный урок
МЕТОДЫ УРОКА: словесный, работа с книгой, практические.
ПРИЕМЫ УРОКА: экспресс-самостоятельная, беседа по вопросам, анализ теоретического материала учебника, работа с книгой, тренировочные упражнения, рефлексия (итог урока, инструктаж по д/з)
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Знать порядок характеристики П;
Знать, что дополнение – второстепенный ЧП;
Знать вопросы дополнения;
Уметь выделять основу П;
Уметь характеризовать П;
Уметь находить дополнение в П;
Уметь доказывать, что данное слово – дополнение;
Учить подводить итог урока (рефлексия)

ПЛАН: 1) начало урока;
1.1организационный момент.
2) работа по теме урока
2.1беседа
2.2работа с учебником
2.3тренировочные упр.
3) итоги урока
3.1рефлексия
3.2инструктаж по д/з

(Организационный момент. Целеполагание урока. Проверка д/з
(Работа с грамотейками – отрабатываем навык выделения основы П (экспресс-проверка знаний по методике О.Л.Брынцевой)
(Работа по теме урока
(Беседа по вопросам:
- Какими бывают ЧП?
- Какие ЧП называются главными?
-Что такое подлежащее?
-Что такое сказуемое?
-Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним важным ЧП – с дополнением.

·Чтение материала учебника, стр. 66-67, анализ таблицы «Синтаксический разбор П».
(Разбор П учителем
Я нарисую солнце.
(Объяснительный диктант
Солнце село. Ромашка свернула лепестки и заснула. Во сне она видела жаворонка. Птичка попала в западню. Она грустно пела о просторе, о небе.
#упр. 216 (п) творческое упр.
#упр. 215 (п) выборочное упражнение

(Рефлексия – отвечаем на вопросы учебника, стр.69; Р/Р упр. 221
Д/З § 27, упр. 214 (п)























Урок 22

5 Синтаксис и пунктуация
Второстепенные ЧП. Определение.
ЦЕЛЬ:1) дать понятие об определении;
2) вырабатывать навык нахождения определения в П;
3) способствовать развитию связной речи школьников;


ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: таблица «Синтаксический разбор предложения»
ТИП УРОКА: комбинированный урок
МЕТОДЫ УРОКА: словесный, работа с книгой, практические.
ПРИЕМЫ УРОКА: беседа по д/з, аналитическая беседа, анализ теоретического материала учебника, работа с книгой, тренировочные упражнения, комментируемый диктант, рефлексия (итог урока, инструктаж по д/з)
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Знать порядок характеристики П;
Знать, что определение – второстепенный ЧП;
Знать вопросы определения;
Уметь выделять основу П;
Уметь характеризовать П;
Уметь находить определение в П;
Уметь доказывать, что данное слово – определение;
Учить подводить итог урока (рефлексия)

ПЛАН: 1) начало урока;
1.1организационный момент.
2) работа по теме урока
2.1беседа
2.2работа с учебником
2.3тренировочные упр.
3) итоги урока
3.1рефлексия
3.2инструктаж по д/з

(Организационный момент. Беседа по дом. упражнению (214)
(Работа по теме урока
-Какую роль выполняет в речи имя прилагательное?
#упр. 223 (у) делаем вывод о роли имени прилагательного в речи
#упр. 222 (п) переписываем, подчеркиваем ЧП.
(Комментируемый диктант (объяснение орфографии; подчеркиваем ЧП, делаем устно характеристику)
Рыжими иголкам устлан косогор. Сладко пахнет елками жаркий летний бор. (И.Бунин)
#упр. 226 (п) отрабатываем навыки разбора П, повторяем орфографию.
#упр. 230 (п)

(Рефлексия – вопросы учебника, стр. 73
Д/З § 28, упр. 229 (п); готовиться к тестированию






























Урок 23

5 Синтаксис и пунктуация Тестирование.

ЦЕЛЬ:1) проверить уровень усвоения изученного ранее материала;
2) отрабатывать навыки работы с заданиями в тестовой форме;
3) учить работать с листом ответов (закрашивание, невозможность
замены листа ответов, ограниченность во времени).

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: задания в тестовой форме (в двух вариантах), индивидуальные листы ответов
ТИП УРОКА: урок контроля
МЕТОДЫ УРОКА: словесный, работа с заданиями в тестовой форме.
ПРИЕМЫ УРОКА: беседа, инструктаж, работа с заданиями в тестовой форме, рефлексия (итог урока, инструктаж по д/з)
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Знать требования к заполнению листа ответов;
Уметь работать с заданиям в тестовой форме;
Выявить уровень усвоения пройденного материала;

ПЛАН: 1) начало урока;
2) работа по теме урока
3) итоги урока

(Организационный момент. Целеполагание урока.
(Заполнение листов ответов, ознакомление с листами заданий в тестовой форме.
Работа по теме урока.
(Работа с заданиями в тестовой форме.

·Ученики заполняют листы ответов и сдают их вместе с заданиями учителю.
(Рефлексия.
- В чем особенность сегодняшнего урока?
- Что вам мешало работать? А что помогало?










Урок 24

5 Синтаксис и пунктуация.
Второстепенные члены предложения. Обстоятельство.

ЦЕЛЬ:1) дать понятие об обстоятельстве;
2) отрабатывать навыки синтаксического разбора П;
3) расширять кругозор школьников;


ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: таблица «Синтаксический разбор предложения»
ТИП УРОКА: комбинированный урок
МЕТОДЫ УРОКА: словесный, аналитический, работа с книгой, практические, игровые.
ПРИЕМЫ УРОКА: анализ типичных ошибок тестирования, решение языковой задачи, анализ теоретического материала учебника, работа с книгой, тренировочные упражнения, игра «Любопытный», рефлексия (итог урока, инструктаж по д/з)
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Знать порядок характеристики П;
Знать, что обстоятельство – второстепенный ЧП;
Знать вопросы обстоятельства;
Уметь выделять основу П;
Уметь характеризовать П;
Уметь находить обстоятельство в П;
Уметь доказывать, что данное слово – обстоятельство;
Учить подводить итог урока (рефлексия)

ПЛАН: 1) начало урока;
1.1организационный момент.
2) работа по теме урока
2.1беседа
2.2работа с учебником
2.3тренировочные упр.
3) итоги урока
3.1рефлексия
3.2инструктаж по д/з


·Организационный момент
(Ученикам сообщаются результаты тестирования, анализируются типичные ошибки.

·Работа по теме урока

·Решение языковой задачи.
(Подчеркнуть в данных П грамматическую основу и задать вопросы к второстепенным ЧП (данная работа расширит представления школьников об обстоятельстве, сделает новый материал более понятным)
Мы ходили в лес.
Вчера мы ходили в лес.
Мы ходили в лес пешком.
Мы ходили в лес за грибами.
-Дайте характеристику второстепенному члену предложения – обстоятельству.

·Чтение материала учебника, стр. 74
#упр. 236 (п) Как бы вы охарактеризовали стихотворение Берестова?
#упр. 237 (п) творческое упражнение.
#упр. 238 (п) выборочное упражнение
(Рефлексия – упр. 241 (игра «Любопытный»); вопросы учебника, стр. 76
Д/З § 29, упр. 243


























Урок 25

5 Синтаксис и пунктуация
Контрольный диктант «Серая Шейка»

ЦЕЛЬ:1) проверить степень усвоения изученного материала;
2) отрабатывать орфографическую и пунктуационную
грамотность;



ТИП УРОКА: урок контроля знаний
МЕТОДЫ УРОКА: словесный, работа с книгой, практические.
ПРИЕМЫ УРОКА: беседа, работа с книгой, работа с высказываниями, диктант, рефлексия (итог урока, инструктаж по д/з)
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Уметь писать текст под диктовку;
Уметь расставлять знаки препинания;
Навыки работы по самопроверке;
Учить анализировать высказывания писателей о языке, значение пословиц;
Учить подводить итог урока (рефлексия)

ПЛАН: 1) начало урока;
1.1организационный момент.
2) работа по теме урока
2.1инструктаж
2.2написание диктанта
3) итоги урока
3.1самопроверка диктанта
3.2рефлексия урока

(Организационный момент. Целеполагание урока.
(Написание диктанта:
А) чтение текста учителем;
Б) ответы на вопросы учеников;
В) разбор словарных слов (как будто, полынья - пространство чистой (открытой) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] или в плавающих ледяных полях [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Г) написание текста диктанта;
Д) проверка диктанта;
Е) работа над грамматическим заданием.
Серая Шейка
(сборник Абжановой, Бегалиевой, стр.17)
Холода наступили, и стаи уток улетели в теплые края. Осталась на реке только Серая Шейка. Это была молодая уточка. У нее было сломано крыло. Место глухое. Кругом нет жилья. Скучно и тоскливо было уточке одной. Серая Шейка боялась зайцев и лисиц. Еще больше боялась она, что замерзнет река.
Наступила настоящая зима. Земля покрылась белоснежным ковром. Голые березы, ольха, ива и рябина убрались инеем. А зеленые ели стояли под снегом, как будто надели пушистую теплую шубу. Полынья еще не замерзла. В нее и ныряла Серая Шейка от своих врагов.
(87 слов).
(По Д.Мамину-Сибиряку)

(Рефлексия – учащиеся самостоятельно проверяют диктант, сдают тетради.
























Урок 26

5 Синтаксис и пунктуация
Предложения с однородными членами.
Знаки препинания при ОЧП.

ЦЕЛЬ:1) сформулировать понятие однородных членов предложения;
2) вырабатывать навыки соблюдения перечислительной интонации
при ОЧП в предложении;
3) формировать пунктуационную грамотность.


ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: таблица «Однородные члены предложения»
ТИП УРОКА: комбинированный урок
МЕТОДЫ УРОКА: словесный, работа с книгой, практические.
ПРИЕМЫ УРОКА: работа над ошибками, лингвистические наблюдения, анализ теоретического материала учебника, тренировочные упражнения, устные упражнения, рефлексия (итог урока, инструктаж по д/з)
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Знать определение однородных ЧП;
Уметь отличать ОЧП;
Уметь читать П с ОЧП;
Уметь выделять в П ряды с ОЧП;
Учить подводить итог урока (рефлексия)

ПЛАН: 1) начало урока;
1.1организационный момент.
1.2работа над типичными ошибками контрольного диктанта
2) работа по теме урока
2.1беседа
2.2работа с учебником
2.3тренировочные упражнения
3) итоги урока
3.1рефлексия
3.2инструктаж по д/з

(Организационный момент. Целеполагание урока.
(Работа над типичными ошибками контрольного диктанта.
(Работа по теме урока
(Устная работа с упр. 248, 249 позволяет объяснить тему урока

·Чтение теоретического материала учебника, §30, стр. 77
#упр. 250 (п) 3 человека у доски (отрабатываем навыки соблюдения перечислительной интонации, называть ОЧП, строить схемы рядов ОЧП; повторяем правописание слов с проверяемой гласной в корне)
#упр. 251 (у) материал позволяет обучить школьникам навыкам распознавания доказательства ОЧП
#упр. 252 (п) закрепляем навыки распознавания ОЧП, умения доказывать, что перед нами ОЧП.
#упр. 258 (у) обобщаем изученное на уроке

(Рефлексия – Какая тема нашего урока? Что нового узнали? Чему научились?
§30-31, упр.254 (п)







































Урок 27

Синтаксис и пунктуация
Обобщающее слово при ОЧП

ЦЕЛЬ:1) дать понятие обобщающего слова при ОЧП;
2) формировать умение постановки знаков препинания при
обобщающем слове при ОЧП;
3) воспитывать любовь к чтению.


ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: таблица «Обобщающее слово при ОЧП»
ТИП УРОКА: комбинированный урок
МЕТОДЫ УРОКА: словесный, работа с книгой, практические.
ПРИЕМЫ УРОКА: беседа, работа с книгой, работа с высказываниями, диктант, рефлексия (итог урока, инструктаж по д/з)
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Различать виды языков (звуковые, жестов, мимики, язык животных);
Учить доказать, что язык – важнейшее средство общения;
Выявить уровень остаточных знаний за курс начальной школы;
Учить анализировать высказывания писателей о языке, значение пословиц;
Учить подводить итог урока (рефлексия)

ПЛАН: 1) начало урока;
1.1организационный момент.
1.2 повторение изученного
2) работа по теме урока
2.1беседа
2.2работа с учебником
2.3входной диктант
3) итоги урока
3.1рефлексия
3.2инструктаж по д/з

(Организационный момент.
Повторение изученного на прошлом уроке
#упр.262 (у) разбираем, на основе 1-2 П пишем предупредительный диктант
(Работа по теме урока
(Объяснение учителя по теме урока (с использованием таблицы к уроку)

·Чтение теоретического материала учебника, §32, стр.84
#упр.274 (п) отрабатываем навыки выделения обобщающего слова при ОЧП, построения схемы П с ОЧП
#упр. 275 (п)
Упражнение «Дополни текст» (разместить на доске)
Подобрать обобщающие слова (нарицательные имена существительные) к именам собственным. Закончить П, расставить знаки препинания:
На столе лежалияблоки груши сливы.
Этим летом ребята посетили.Астану Усть-Каменогорск Тараз.
В этом году Маша объездила многие .Италию Францию Англию.



·Рефлексия по вопросам учебника, стр.86
Д/З § 32, упр. 278 (п)








































15