Статья в печать на тему Создание коррекционно-развивающей среды для обучающихся с ОВЗ при использовании современных технологий в учебно-воспитательном процессе специальной (коррекционной) школы 8 вида

Создание коррекционно-развивающей среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при использовании современных технологий в учебно-воспитательном процессе специальной (коррекционной) школы VIII вида

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья – это дети с особыми образовательными потребностями, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании образования.
Для специальной (коррекционной) школы VIII вида забота о жизненной перспективе выпускника наряду с компенсацией недостатков в развитии всегда были доминирующими.
Современная педагогическая технология в учебно-воспитательном процессе --- это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для обучающихся и учителя, т.е. содержательная техника реализации учебного процесса.
Современные технологии, используемые при обучении и воспитании школьников с нарушенным интеллектом.
Технология коррекционно-развивающего обучения.
Игровые технологии.
Элементы дифференцированного обучения.
Элементы технологии коллективного способа обучения.
Здоровьесберегающие технологии.
Элементы проблемного обучения.
Элементы компьютерной технологии.
Элементы технологии индивидуализации обучения.
Элементы технологии С.Н. Лысенковой: опережающее обучение с использованием опорных схем.
Элементы технологий личностно-ориентированного обучения.
ТЕХНОЛОГИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ. Эти технологии позволяют наиболее гибко отзываться на образовательные нужды и возможности каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Приоритетными направлениями педагогической коррекции являются:
совершенствование движений и сенсомоторного развития;
коррекция отдельных сторон психической деятельности;
развитие основных мыслительных операций;
развитие различных видов мышления;
коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы;
развитие речи;
расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
коррекция индивидуальных проблем в знаниях.
ТЕХНОЛОГИИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ. Дифференцированный (разноуровневый) подход в обучении по предметам на уроках, или дифференциация обучения, рассматривающаяся как возможность индивидуализации обучения в условиях одного класса. Дифференцированный подход является одним из составляющих психологического комфорта обучающихся, поскольку предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках такой атмосферы, которая расковывает детей, в которой они чувствуют себя «как дома», и в которой качество образования повышается.
На каждом уроке в школе VIII вида педагогами ведётся коррекционно-развивающая работа. Излагаемый материал должен быть научным, доступным, достоверным, должен быть связан с жизнью и опираться на прошлый опыт обучающихся. И конечно же на каждом уроке должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход.
ТЕХНОЛОГИИ КОЛЛЕКТИВНОГО СПОСОБА ОБУЧЕНИЯ. Использование метода коллективной организации учебной деятельности повышает эффективность коррекционно-развивающего обучения:
-- способствует развитию самостоятельности, активности учебной деятельности;
-- формирует положительное отношение к обучению, снижает тревожность и повышает уровень комфортности на уроках;
-- содействует более успешному усвоению учебной информации;
-- повышает уровень речевого развития и коммуникативных навыков.
ТЕХНОЛОГИИ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ. Такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными.
ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ. Метод проектов не является новым в мировой педагогике. Он был предложен и разработан в 20-е годы прошлого столетия американским философом и педагогом Джорджем Дьюи и основывался на гуманистических идеях в философии и образовании. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, используя целенаправленную деятельность учеников с учётом их личной заинтересованности в этих знаниях, и получая в итоге реальный результат.
В основе метода проектов лежит:
-- развитие познавательных умений и навыков обучающихся;
-- умение ориентироваться в информационном пространстве;
-- умение самостоятельно конструировать свои знания;
-- умение интегрировать знания из различных областей наук;
-- умение критически мыслить.
Проектная технология предполагает:
-- наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска её решения;
-- практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;
-- самостоятельную деятельность обучающегося;
-- структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;
-- использование исследовательских методов.
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. Ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития, реализации её природных потенциалов. Личность ребёнка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы.
Личностно-ориентированная технология представляет собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога – уникальная целостная личность ребёнка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. В отличие от обычной (формализованной) передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционных технологиях – здесь достижение личностью перечисленных выше качеств провозглашается главной целью обучения и воспитания.
Личностно-ориентированные технологии характеризуются:
-- гуманистической сущностью;
-- психотерапевтической направленностью;
-- ставят цель -- разностороннее, свободное и творческое развитие ребёнка.
ЭЛЕМЕНТЫ ТЕХНОЛОГИЙ С.Н. ЛЫСЕНКОВОЙ: ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОПОРНЫХ СХЕМ.
С.Н. Лысенковой разработана технология опережающего обучения с использованием опорных схем.
Первый «кит» технологии С.Н. Лысенковой.
Урок, построенный на опережающей основе, включает как изучаемый и пройденный, так и будущий материал:
ближнее опережение – в пределах урока;
среднее – в пределах системы уроков;
дальнее – в пределах учебного курса.
Материал усваивается в три этапа:
предварительное введение первых порций будущих знаний;
уточнение новых понятий, их обобщение, применение;
развитие беглости мыслительных приёмов и учебных действий.
Вторым «китом», на котором основаны технологии С.Н. Лысенковой, является комментируемое управление.
Методический приём «Комментируемое управление» представляет, по существу ответ с места о том, что делает ученик:
«думаю, говорю, записываю».
Третий «кит» системы С.Н. Лысенковой – это опорные схемы, или просто опоры, выводы, которые рождаются на глазах обучающихся в процессе объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка.
В технологии С.Н. Лысенковой используется масса методических приёмов:
-- домашнее задание даётся в том случае, когда оно становится доступным для самостоятельного выполнения каждым обучающимся;
-- механическое зазубривание правил и формулировок отсутствует;
-- дифференцированный опрос: каждого ученика спрашивают в «его время», когда он может ответить.
Опорные схемы (схемы, таблицы) позволяют быстрее продвигаться в учении, систематизировать свои знания, развивать логическое мышление, речь обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Использование опорных схем на уроке позволяет сэкономить время, например, на этапах объяснения и обобщения материала, и увеличить промежуток времени для закрепления, повторения изученного, на развитие навыков и умений при выполнении практических и лабораторных работ.
Опорные схемы – это выводы, к которым обучающиеся должны прийти в момент объяснения или обобщения материала. Оформлять их можно по-разному: в виде таблиц, карточек, рисунков и т.д.
Схемы должны постоянно подключаться к работе на уроке. Основные схемы должны находиться перед глазами обучающихся несколько уроков подряд до полного усвоения учебного материала. Дети усваивают их осмысленно.
При оформлении схемы на этапе объяснения нового материала, учитель обязан комментировать всё, что происходит на доске.
Схема – это опора мысли ученика, опора его деятельности. Опорные схемы обеспечивают высокую работоспособность, энергичный темп урока.
Концептуальные положения её технологии таковы:
-- личностный подход в педагогике сотрудничества;
-- успех – главное условие развития школьников в обучении;
-- комфортность в классе: доброжелательность, взаимопомощь;
-- предупреждение ошибок, а не работа над ними;
-- последовательность, системность с помощью комментированного управления;
-- средний и слабый тянутся за сильным учеником;
-- развивается логика рассуждений, доказательность, самостоятельность мышления;
-- ученик ставится в положение учителя, управляющего классом.
ЭЛЕМЕНТЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ. ТЕХНОЛОГИИ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ.
Проблема организации обучения с
использованием активных методов привлекала внимание многих исследователей,
так как именно в процессе проблемного обучения данные знания и умения будут формироваться наиболее эффективно. Эффективность использования элементов проблемного обучения на уроках гуманитарного цикла тесно связана с подготовкой школьников с нарушенным интеллектом к самостоятельной жизни, в которой подрастающему поколению необходимы не только знания, но и умения их практического применения в быстроменяющихся условиях социума, т.к. использование элементов проблемного обучения способствует повышению уровня научности образования, развитию самостоятельности обучающихся, их мыслительных и творческих способностей, эмоционально-волевых качеств, формированию познавательной мотивации данной категории обучающихся к обучению.
Педагоги нашего образовательного учреждения прикладывают максимум усилий для того, чтобы у школьников с нарушенным интеллектом не было затруднений в процессе овладения новым материалом. Обучение осуществляется так, что усвоение знаний идёт не только на основе запоминания, а в большей степени на сознательном применении знаний в процессе решения познавательных задач. В этом случае школьники учатся рассуждать и использовать имеющуюся информацию. Также на уроках педагоги методического объединения гуманитарного цикла стараются повышать познавательную активность обучающихся, включая их в творческую деятельность.
В процессе организации обучения учителями используются: проблемные вопросы, программированные задания, дифференцированные задания по карточкам на этапе проверки и закрепления знаний, дидактические игры. Весь этот дидактический материал обеспечивает разные виды помощи (организующую, стимулирующую, обучающую) в процессе формирования мыслительных операций.
Технологии использования активных методов обучения очень целесообразно применяются на этапе закрепления материала. На уроках могут использоваться и проблемные ситуации. Они, как правило, вызывают у обучающихся интеллектуальные затруднения, так как ответ на данный вопрос не содержится ни в прежних заданиях ученика, ни в предъявленной учителем информации. Подобные вопросы полезно задавать при закреплении и систематизации материала.
Для ответа на поставленные вопросы обучающимся необходимо обратиться к собственному практическому опыту, актуализировать имеющиеся знания.
Таким образом, можно сделать вывод, что преподавание обычно требует не одного, а ряда методов, их комплекса. Варьирование методов обучения будет активизировать познавательную деятельность обучающихся с нарушенным интеллектом и сохранять у них познавательный интерес. Сочетание методов позволяет наилучшим образом учесть специфику содержания учебного материала, выбрать наиболее рациональные приёмы овладения знаниями.
На базе применения технологий активного обучения создаются условия для всестороннего развития познавательных возможностей школьника с ОВЗ.
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.
ИГРА – по утверждению философов – это особый феномен детства, поскольку именно игра – это путь детей к познанию мира, в котором они живут.
Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создаётся игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования обучающихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приёмов и ситуаций на уроках проходит по следующим основным направлениям:
--- дидактическая цель ставится перед школьниками в форме игровой задачи;
--- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
--- учебный материал используется в качестве её средства;
--- в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
--- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Место и роль игровой технологии в УВП, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания педагогом функций и классификации педагогических игр.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы:
--- обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
--- познавательные, воспитательные, развивающие;
--- репродуктивные, продуктивные, творческие;
--- коммуникативные, диагностические, психотехнические.
Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: например, с предметами и без предметов, настольно-печатные; комнатные, уличные, на местности; компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.
Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности в самовыражении, самоутверждении, саморегуляции, самореализации.
Целью игровых технологий является решение ряда задач:
--- дидактических (расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности);
--- развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения);
--- воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);
--- социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и т.д.).
Игровые технологии широко применяются на уроках, так как именно через игру обучающийся знакомится с человеческими отношениями, начинает различать внешнюю и внутреннюю стороны явлений, открывает у себя наличие переживаний и начинает ориентироваться в них.
У школьника с нарушенным интеллектом формируются воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет ему включаться в коллективную деятельность и общение.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ.
Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания и практические умения по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Современные здоровьесберегающие технологии – реальный шанс решить проблему сохранения здоровья детей осознанно, комплексно и системно. Строя УВП с учётом индивидуального подхода к обучающимся с нарушенным интеллектом, учитывая особенности их психического развития, педагоги школы VIII вида используют информацию по сохранению и укреплению здоровья. Только при таком подходе может быть реализован принцип «здоровье через образование».
Итак, здоровьесберегающий урок. Перед его началом – проветривание. Со звонком обучающиеся приходят в класс. Поскольку все уроки в нашей школе имеют прежде всего коррекционную направленность, то в организационную часть урока включена речевая гимнастика и упражнения, корригирующие психофизические недостатки обучающихся с ОВЗ. В речевую гимнастику входят короткие по содержанию динамические стихотворные тексты, которые способствуют подготовке к работе артикуляционного аппарата. Проговаривание стихотворений с первых минут урока настраивает обучающихся на рабочий лад, создавая обстановку интересного речевого общения.
Во время урока при актуализации опорных знаний или изучения нового материала, проводятся коррекционно-развивающие упражнения, суть которых заключается в коррекции нарушенных психофизических процессов: мышления – на всех его уровнях, памяти, внимания; также включены упражнения на развитие слуховой, зрительной, вербальной памяти; упражнения на тренировку внимания и развития пространственной ориентировки.
Коррекционно-развивающие упражнения обычно проводятся кратковременно, в оживлённой обстановке. При этом осуществляется индивидуальный подход к обучающимся, в результате которого формируется эффект успешности каждого ребёнка.
Введение данного этапа в структуру урока создаёт положительную мотивационную ситуацию к дальнейшему обучению и способствует плавному переходу к следующему этапу урока.
Успех урока во многом зависит от использования красочной, эстетически оформленной, доступной для понимания наглядности. Многолетняя практика педагогов нашего учебного заведения убеждает в том, как много значит на уроке освоение нового материала, связанные с темой стихотворение, пословица, загадка, вызывающие в сознании школьников живые образы, в которых заложено достаточно много информации, нацеливающей на мыслительные операции.
Следующим условием здоровьесбережения является возможность предоставления обучающимся двигаться. Это различные физкультминутки, элементы психогимнастики по методикам Алябьевой, Дениссона и др.
Смена динамических поз положительно сказывается на работоспособности школьников с ОВЗ. Также наши педагоги уделяют большое внимание коррекции зрения школьников с использованием различных упражнений.
Физкультминутки проводятся на каждом уроке через каждые 15-20 минут, в состав которых входят упражнения для коррекции осанки и упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.
Для создания положительного интереса и эмоционального фона педагоги стараются эти упражнения проводить в игровой форме. В начале учебного дня, на первом уроке проводится массаж биологически активных точек, чтобы окончательно «разбудить» обучающихся и задать соответствующий рабочий настрой на целый учебный день. Школьники с удовольствием выполняют эти упражнения, так как знают, что при массаже активизируется кровообращение в кончиках пальцев, а это предотвращает застой крови не только в руках, но и во всём теле, ведь кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом. Очень эффективен массаж биологически активных точек, расположенных на ушной раковине. Массажируя их, обучающиеся опосредованно воздействуют на весь организм.
Многолетняя практика показывает, что создание образовательной среды, которая обеспечивает ликвидацию стрессообразующих факторов на уроке, индивидуальный подход к школьникам, позволяющий создать для каждого ребёнка ситуацию успеха в любых видах деятельности, творческий характер образовательного процесса с использованием активных и разнообразных форм и методов обучения, рациональная организация двигательной активности позволяют повысить адаптивные возможности детского организма, а значит, стать средством сохранения и укрепления здоровья детей.
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.
Ни для кого ни секрет, что бурное развитие информационных технологий в последние годы затронуло все стороны человеческой деятельности: производство и культуру, медицину и быт, науку и искусство. Информационные технологии позволяют человеку активнее взаимодействовать с окружающим миром, получать максимальное количество информации за минимальный промежуток времени и с минимальной затратой сил на её поиск.
Потенциал компьютера, как основного средства обучения, позволяет наиболее полно использовать познавательные возможности обучающихся.
Внедрение компьютерной техники в специальное обучение связано с расширением двух фундаментальных задач: научить умственно отсталых школьников грамотно пользоваться новыми орудиями деятельности; использовать новые компьютерные технологии в целях коррекции нарушений и общего развития аномального ребёнка. Необходимость использования информационных технологий в специальном коррекционном обучении неоспорима. Для школьников с ОВЗ компьютер – помощник в освоении нового, развитии мотивации, один из способов социализации.
Использование новых информационных технологий является перспективным направлением развития коррекционного образования в рамках специальной школы. Имеется в виду то, что информационные технологии не способны избавить больного ребёнка от его недостатков и снять все возникающие в связи с этим проблемы. Однако осознание того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры, управление непосредственно окружающей его обстановкой дают ему веры в свои силы.
Использование компьютерных технологий в специальной (коррекционной) школе VIII вида даёт положительный результат в обучении работе на компьютере, а также в закреплении навыков, сформированных по различным дисциплинам. Обучающиеся с нарушенным интеллектом неплохо осваивают компьютер на уроках информатики и в домашних условиях.
В завершении своей статьи хочется отметить, что в нашем образовательном учреждении созданы самые благоприятные условия для получения образования обучающихся с ОВЗ. Педагоги М.О. гуманитарного цикла и весь педагогический коллектив в целом работают над развитием познавательной деятельности обучающихся средствами обучения, воспитания и формирования необходимости трудовой деятельности. Конечно же, в системе подобной деятельности рождаются конструктивные идеи, которые впоследствии создают платформу для встраивания в педагогическую систему элементов инновационных моделей воспитания и обучения.
Следует отметить, что ряд инновационных технологий недостаточно внедряется в УВП (проектное обучение, ИКТ, практико-ориентированные технологии). Причины самые разные – (первая, на мой взгляд) стойкое, необратимое снижение познавательной деятельности в результате органического поражения ЦНС наших обучающихся (не способны они усваивать программный материал в полном объёме и с полной отдачей сил и энергии в силу своего органического дефекта), а также недостаточно сильная материальная база, чтобы обеспечить на каждом уроке и в каждом учебном кабинете использование ИКТ в УВП.
В целом, применение современных технологий доказало улучшение качества образования обучающихся, воспитанников с ОВЗ, результативнее стал УВП, что в свою очередь создаёт коррекционно-развивающую среду как
способ коррекции недостатков в личности обучающихся школы VIII вида.

Слова для справок
1. УВП – учебно-воспитательный процесс
2. ОВЗ – ограниченные возможности здоровья
3. М.О. – методическое объединение
4. ЦНС – центральная нервная система
5. ИКТ – информационно-коммуникационные технологии



















13PAGE 15


13PAGE 14115




15