Творческий отчет «Эстетическое воспитание младших школьников посредством художественного труда»


ГКООУ Шафрановская санаторная школа – интернат
ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
« Эстетическое воспитание младших школьников посредством художественного труда»
Воспитатель 3 группы: Янбаева Ф.Н.
2015г.
Можно ли стать хорошим учителем, воспитателем? Этот вопрос снова и снова задаю себе. Педагоги и психологи утверждают: можно. Но педагогическому мастерству учатся, как учатся искусству музыканта, хирурга, летчика, даже если есть талант. Но здесь должно быть главное – любовь к детям. За плечами двадцать лет работы с детьми. Много это или мало? Думаю, для педагога не бывает много или мало, потому что, принимая детей в первый класс, все начинаешь заново. Естественно, оглядываешься назад; конечно, с годами приходит мастерство, учишься на всем, что позволяет избежать ошибок, потому что ошибки в работе педагога – это судьбы детей, которые верят в нас, которые не делят нас на педагогов 1 и 2 категории, принимают нас, чаще всего, как людей, в чьем профессионализме они не сомневаются. В связи с этим воспитателя все больше интересуют вопросы, связанные с тем, как воспитать стремление к знаниям, как выбрать из богатого арсенала методов и приемов воспитания те, которые побуждали бы активно овладевать знаниями и умениями. В.А.Сухомлинский говорил: «Ученик – человек величайшего труда. Облегчайте ему подвиг познания!» Современные стандарты требуют воспитания духовно развитой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире, формирования гражданской позиции, чувства патриотизма, к ценностям отечественной культуры, социализированной и адаптированной к жизненным условиям. В этом суть и назначение воспитательского труда. Итак, целью своего аналитического отчета считаю самоанализ и самооценку профессиональной деятельности за меж аттестационной период, определение круга проблем для дальнейшей работы.(слайд 1)Тема моего самообразования:
«Эстетическое воспитание младших школьников посредством художественного труда».
(слайд 2)Василий Александрович Сухомлинский говорил:
« Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»
(слайд 3) «Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности» писал Борис Тимофеевич Лихачев.
Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом.
Задача педагога – пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. Уникальную возможность реализации этой задачи предоставляет такая образовательная область как «Художественное творчество». Одним из видов, составляющих эту образовательную область, является художественный труд.
Художественный труд – это творческая, социально мотивированная деятельность, дающая детям возможность максимально реализовать игровые интересы и желания. У детей появляется возможность создавать забавные сувениры и подарки для близких людей.
Художественный труд - это деятельность, в которой ребенок осваивает инструменты (ножницы, степлер, клеевой пистолет,...) исследует свойства различных материалов : природные материалы (крашеное зерно, кофейные зерна, скорлупу, перья, шишки, ракушки), бумагу (цветной картон и бумага, салфетки, фольга, гофрированная бумага, старые журналы, …) различные мелочи (пуговицы, застежки, камешки, бисер, монетки, …) и преобразует их в целях получения конкретного продукта. И этот продукт имеет два уникальных признака – польза и красота.
Занятия художественным трудом оказывают на организм ребенка развивающее и оздоровительное воздействие. Исследования выдающихся педагогов прошлого Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребеля свидетельствуют о пользе занятий художественной деятельностью, так как выполняют терапевтическую функцию, отвлекают детей от грустных и печальных событий, снимают нервное напряжение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние.
В.С.Сухомлинский писал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». Развитая мелкая моторика пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребёнка. Именно в процессе творческой деятельности развивается образное, конструктивное, аналитическое мышление, воображение, зрительная память, т.е. раскрывается личность ребёнка, воспитываются лёгкость и быстрота овладения знаниями, умениями, способность использовать их для решения задач в различных, в том числе и нестандартных ситуациях.
(слайд 4) Я не первый год веду кружок «Творческая мастерская», мною разработана модифицированная кружковая программа , где ( слайд 5) цель занятий художественным трудом – направленное на воспитание у детей эстетической и бытовой культуры, содействие личностному росту и формирование ценностного отношения к окружающему миру.
( слайд 6) Основные задачи:
Раскрывать сущность художественного труда как творческой деятельности человека.
Развивать эстетического восприятия, творческого воображения, гибкого мышления, художественных способностей.
Воспитывать качества человеческого труда – трудолюбия, ответственности, умение довести начатое дело до конца.
Осваивать художественных техник (технологий), развитие мелкой моторики рук.
Способствовать познанию свойств материала, желанию экспериментировать с ними.
Воспитывать эстетический вкус и развивать умения создавать художественные образы.
 
(Слайд 7)
В своей практике занятий с детьми художественной деятельностью я особое внимание уделяю освоению нетрадиционных техник.
( слайд 8 - 11) Техника работы с бумагой, используемая мной в работе с детьми, различна: торцевание, объемная аппликация, декупаж, папье – маше.
- Объёмная аппликация – это разновидность аппликации, созданная путём наклеивания готовых сложенных из бумаги объемных форм, на подготовленный фон.
- Торцевание: в основе этой техники – создание изображений и предметов с помощью объёмных элементов из бумаги. Объёмный элемент торцевания называют «торцовкой» или «торчком». Он представляет собой сжатый в виде воронки или конуса кусочек мягкой бумаги.
С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Необычный эффектом «пушистости», который даёт торцевание, и несложность исполнения очень привлекает детей.
Декупаж (фр. decouper — вырезать) — техника декорирования различных предметов, основанная на присоединении рисунка, картины или орнамента (обычного вырезанного) к предмету, и далее, покрытии полученной композиции лаком ради эффективности, сохранности и долговечности.
Папье́-маше́ (фр. papier mâché, букв. «жёваная бумага») — легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси волокнистых материалов (бумаги, картона) с клеящими веществами, крахмалом, гипсом и т. д.
Несмотря на французское название, изделий папье-маше не было во Франции до середины XVII века. Родина папье-маше — Китай, где была изобретена бумага. Китайцы использовали папье-маше для шлемов и других вещей, которым придавали жесткость с помощью многих слоев лака. Такие предметы были обнаружены при раскопках, относящихся к династии Хань (202 до н. э. — 220 н. э.).
Из папье-маше делают муляжи, маски, учебные пособия, игрушки, театральную бутафорию, шкатулки. В отдельных случаях из папье-маше изготавливают даже мебель и светильники, которые не так-то просто отличить от «настоящих»
( слайд 12) Техника работы с природным материалом так же разнообразна: мозаика, топиарий, аппликация из перьев и ракушек;
(слайд 14 - 19 )
Моза́ика — декоративно-прикладное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов (скорлупа, крашеное зерно и др)
В далекой древности существовало искусство фигурной стрижки растений. Садовники в садах римской знати создавали причудливые фигуры из кроны деревьев, кустов и полукустов. Они вырезали фигуры животных, придавали различные геоометрические формы, и строили целые лабиринты. Такие сады назывались - Топиарии. Слово « topiary » (фигурная подрезка) происходит от латинского слова для декоративного садового пейзажа – « topiaries ».
Но что же такое топиарий в декоре? Топиарий, или как его еще называют "Европейское дерево" и "Дерево счастья" - это декоративное искусственное дерево, которое можно использовать в любом интерьере.
Аппликация из перьев - один из видов прикладного творчества. Перья птиц, собранные в крылья, - уникальное явление в мире природы, поистине чудо искусства. Аппликация из пера дают опыт построения ступенчатого многослойного изображения, способствуют вырабатыванию навыка работы в технике аппликации.
(слайд 20 - 21) Техника работы из различных мелочей (пуговицы, болтики, бисер, ракушки, мелкие камушки, монетки и т.д.) Арт технология ( современное направление в искусстве)
(слайд 22) Цветной бисер – это небольшие шарики со сквозным отверстием, слегка приплюснутой с краев формы. Цветовая гамма бисеринок имеет в наличии множество восхитительных оттенков – от ярких до пастельных; по составу же бисер различается на стеклянный и металлический, по способу обработки – на цельно окрашенный или с напылением, на матовый или перламутровый.
В процессе занятий художественным трудом руководствуюсь основными дидактическими принципами: научности, доступности, наглядности, последовательности (от простого к сложному), системности, индивидуальный подход и применяю наглядные ( образец, рассматривание, показ), словесные (объяснения, описание, поощрение, убеждение, использование пословиц и поговорок), практические ( обследование, совместные действия, игровые ситуации) методы и приемы.
Образовательный цикл делю на три этапа: знакомство с материалом и его свойствами; обучение техникам и приемам; изготовление поделки.
Строю свою работу на принципах раскрытия личности и индивидуальности ребенка, развитие его творческого потенциала, свободного без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребёнка, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием гуманных методов и приемов. Поощряю ребенка за самостоятельные мысли и действия; не мешаю желанию ребенка сделать что-то по-своему; уважаю точку зрения воспитанника, как творца, как художника, какой бы она ни была; не навязываю свою идею, наоборот пытаюсь понять логику творческого воображения ребенка; создаю ситуацию в педагогическом процессе, провоцирующую ребенка к творчеству.
Создавая поделки своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции, радуется тому, что сделанная собственными руками картина украшает стену комнаты и т.д. Так, через различные действия с бумагой, с природным материалом в процессе её обработки, применении разных способов и приемов дети учатся эстетически осмысливать образы знакомых предметов, подчеркивая красоту и колоритность внешнего облика в измененной форме.
Работая в творческой мастерской ребята учатся не просто создавать красивые поделки и картины, но еще учатся церемониалу дарения.
(слайд 23 – 28) – подарки.
(слайд 29) –
« Не запрещай себе творить,
Пусть иногда выходит криво –
Твои нелепые мотивы
Никто не в силах повторить…»
(М. Цветаева)
Бибилиография :Журнал «Рукоделие»
Издательство «Контэкт» «Оригинальные картины из зерен» цветы и букеты.
«Мозаика своими руками» Бэки Патон 2004г.
«Мозаика» лучшие идеи. Хелен Берд. 2002г.
«Мозаика» лучшие идеи для дома. Мартин Чик. 2004г.
Художественно-эстетическая направленность / Под ред. В.В. Садырина. Челябинск, 2002.
Интернет ресурсы.