«Эстетическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства»


АНО ВПО
«Европейский Университет «Бизнес Треугольник»



РЕФЕРАТ
по дополнительной профессиональной образовательной программе
профессиональной переподготовки





Тема:
«Эстетическое воспитание учащихся
средствами изобразительного искусства»



Реферат подготовил: Ермакова Татьяна Николаевна


Должность: Учитель ИЗО

Место работы: МБОУ “Ириклинская СОШ”


Номер и дата договора: №2016/01-5335-10 от 10.10.2016













23 ноября 2016 г.

п. Ириклинский, Гайский район, Оренбургская область,
Российская Федерация

Содержание
Введение. Глава I. История вопроса.. 1.1 Взгляды выдающихся педагогов на роль эстетического воспитания школьников. 1.2 Эстетическое воспитание личности в современных условиях Глава II. Формирование эстетической культуры учащихся.. 2.1 Формирование эстетической культуры средствами искусства... Изобразительное искусство.. 2.2 Эстетическое восприятие природы.... 2.3 Детское творчество.. Глава III. Практическая часть Заключение. Список использованной литературы















Введение

“Задача школы и родителей – дать каждому ребенку счастье. Счастье многогранно. Оно и в том, чтобы человек раскрыл свои способности, полюбил труд и стал в нем творцом, и в том, чтобы наслаждаться красотой окружающего мира и создавать красоту для других” В. А.Сухомлинский
“Да, я по-прежнему верю в то, что у человека только две стороны счастья: счастье общения (любовь, дружба, семья) и счастье творчества в любой сфере труда. И искусство - многовековой кладезь этой мудрости”
Б. М. Неменский

Вопрос о формировании эстетической культуры личности всегда были и будет актуальны, потому что от уровня культуры каждого отдельно взятого человека зависит уровень культурного развития общества в целом. Чтобы наслаждаться красотой и создавать ее, нужно обладать качествами, которые в своей совокупности составляют эстетическую культуру личности.
В ярком, радостном, многоголосном и многоцветном этом мире мы должны помочь детям найти и полюбить красоту поэзии, живописи, музыки. Искусство помогает ребенку приобщиться к доброму, осудить зло. Искусство отражает жизнь, выражает свое отношение к ней. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, - все, что может быть прекрасным. Для того чтобы в полной мере воспринять красивое или проявить себя в художественном творчестве, нужен еще и некоторый фонд теоретических и конкретных знаний, на базе которых развиваются представления и понятия об эстетических ценностях, то есть эстетический кругозор.
Эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения.
В школе встреча детей с произведениями искусства происходит в основном на уроках художественного цикла (литературе, музыке, изобразительном искусстве). Эти же предметы и являются основными в системе эстетического воспитания. Они играют решающую роль в формировании у детей эстетических идеалов, их художественного вкуса, эстетического отношения к действительности и искусству. В школе преподают не искусство: не литературу, музыку, изобразительное искусство как таковые, а учебные предметы по искусству, решающие задачи всестороннего развития и воспитания школьников, объединяющие в себе элементы собственно искусства, науки о нем и навыки практической деятельности. Литература включает в себя искусство художественного слова, историю литературы, науку о литературе - литературоведение и навыки литературно художественно-творческой деятельности. Музыка как интегративный предмет органически вбирает в себя изучение собственно музыкальных произведений, историю, теорию музыки, а также простейшие навыки исполнительства в области пения и игры на музыкальных инструментах. Изобразительное искусство как комплексный предмет объединяет познание самих художественных произведений, элементы искусствознания, теории изобразительной деятельности, освоение навыков практического изображения, изобразительной грамоты и творческого самовыражения.
Развивать способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности необходимо уже в раннем возрасте. В настоящее время этот вопрос особенно актуален, так как на школьников ежедневно обрушивается поток разнообразной информации. Поэтому существует потребность в выработке у школьников системы художественных представлений, взглядов и убеждений, воспитание эстетической чуткости и вкуса. Одновременно с этим у школьников воспитывается стремление и умение вносить элементы прекрасного во все стороны бытия, бороться против всего уродливого, безобразного, низменного, а также готовность к посильному проявлению себя в искусстве.





Глава I. История вопроса
В литературе нет единого определения понятия «эстетическое воспитание». Тем не менее, многие авторы сходятся во мнении, что эстетическое воспитание – это целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, способствующее выработке и совершенствованию в подрастающем человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве, активно участвовать в творчестве, созидании «по законам красоты» [1, 24].
Эстетическое воспитание - это процесс формирования и развития эстетического эмоционально - чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности. Эстетическое воспитание является одним из компонентов целостного педагогического процесса и призвано сформировать у школьников стремление и умение строить свою жизнь по законам красоты.
Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусстве, ребёнок так или иначе развивается. Но при этом ребёнком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, к тому же без вмешательства педагога у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах. Б. Т. Лихачев, так же как и многие другие педагоги и психологи, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности [2, 247].
Система художественно-эстетического воспитания школьников реализуется, прежде всего, в учебно-воспитательном процессе, осуществляемом на уроках и во внеурочное время.
Все учебные предметы своими специфическими средствами решают задачи эстетического воспитания. Среди них предметы художественного цикла: литература, музыка, изобразительное искусство. Они имеют своей главной целью всестороннее развитие и нравственно-эстетическое воспитание школьников, объединяют в себе все элементы искусства, науки и навыки практической деятельности. Изобразительное искусство как комплексный предмет знакомит учащихся с художественными произведениями, элементами искусствознания, теорией изобразительной деятельности, способствует формированию навыков практического изображения, изобразительной грамоты и творческого самовыражения.
1.1 Взгляды выдающихся педагогов на роль эстетического
воспитания школьников
В наше время проблема эстетического воспитания – одна из важнейших задач, стоящих перед школой. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д. Б. Кабалевский, Б. Т. Лихачев, А. С. Макаренко, Б. М. Неменский, В. А. Сухомлинский, М. Д. Таборидзе, А. Б. Щербо и другие.
Во все времена как отечественные, так и зарубежные педагоги уделяли эстетическому воспитанию школьников значительное внимание.
Выдающийся русский педагог, основоположник научной педагогики в России, Константин Дмитриевич Ушинский, сформулировал роль этического, эстетического и эмоционального воспитания следующим образом: "Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями и разъяснение каждому его личных интересов" [3; 19]. Руководствуясь психическим законом, согласно которому наслаждения должны уравновешиваться трудом, Ушинский подчеркивал, что поэзия, музыка, живопись, ваяние могут быть или отдохновением после труда, или должны находиться в живой связи с трудом человека; когда они делаются предметом праздной прихоти, тогда не только теряют всю свою развивающую силу, но и действуют отрицательно на нравственное и умственное развитие.
Василий Александрович Сухомлинский, великий советский педагог, считал, что эстетическое воспитание неразрывно связано с эмоциональным воспитанием. Сухомлинский полагал, что эмоциональное и эстетическое воспитание начинается с развития культуры ощущений и восприятий. Тонкость чувств, переживаний, эмоционально-эстетического отношения к окружающему миру и к самому себе зависит от культуры ощущений и восприятий. Чем тоньше ощущения и восприятия, чем больше видит и слышит человек в окружающем мире оттенков, тонов и полутонов, чем глубже выражается личная эмоциональная оценка фактов, предметов, явлений, событий, тем шире эмоциональный диапазон, характеризующий духовную культуру человека. Сухомлинский подчеркивал, что культура эстетических чувств требует высокой общей культуры школьной жизни, особенно моральной культуры - отношения к человеку как к высшей ценности. Эстетические ценности окажутся бессильными в обстановке, где господствует грубость, равнодушие, непорядочность в мелочах повседневных взаимоотношений. Эстетическое воспитание начинается с богатого эмоционального подтекста отношений между членами коллектива: чуткость, сердечность, задушевность. В гармоничном соединении красоты, окружающей человека, и красоты самого человека ведущая роль принадлежит красоте человеческих взаимоотношений, а эта красота, по мнению Сухомлинского, заключается прежде всего в справедливости и правдивости. Также Сухомлинский развивал теоретические и прикладные аспекты нравственно-эстетического воспитания средствами природы.
Большое значение эстетическому воспитанию учащихся придавал и Антон Семенович Макаренко, заметивший, как важно пробудить у детей и подростков стремление утверждать красоту в школе, дома, всюду, где они проводят свое время, занимаются делом или отдыхают; детей следует шире привлекать к тому, чтобы они создавали эстетическую обстановку в школе, в классе, в квартире. Очевидцы, побывавшие в руководимых Макаренко учебно-воспитательных учреждениях, рассказывали об обилии цветов, о сверкающем паркете, зеркалах, белоснежных скатертях в столовых, идеальной чистоте в помещениях.
Зарубежные педагоги также не обходили стороной вопрос об эстетическом воспитании учащихся. Например, Мария Монтессори среди важнейших задач обучения и воспитания называла развитие способности эстетического восприятия культурной среды, поэтического и музыкального слуха, чувства цвета, ритма, формы, музыкального слуха детей, ритмики их движений и т.д.
Вопросы творчества, проблемы развития творческих способностей в процессе художественно - эстетической деятельности освещаются в исследованиях Л. С. Выготского, Е. И. Игнатьева, А. Н. Леонтьева, Н. С. Лейтеса, С.Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева и др.
Теоретические вопросы активизации творческой деятельности освещаются в психолого - педагогических научных работах В. С. Кузина, Н. Н. Ростовцева, Е. В. Шорохова, Н. С. Боголюбова и др.
Эти ученые отмечают, что художественно – эстетическая деятельность является благоприятной сферой для развития основных компонентов творческих способностей – интеллектуальной инициативы, поисковой активности и направленности на самосовершенствование в окружающем мире.
Таким образом, научное осмысление эстетического воспитания проходило сложный путь в различных исторических условиях. Большинство педагогов сходится во мнении, что эстетическое воспитание, являясь одним из компонентов целостного педагогического процесса, призвано сформировать у школьников стремление и умение строить свою жизнь по законам красоты.

1.2 Эстетическое воспитание личности в современных условиях
В настоящее время под эстетическим воспитанием понимается процесс формирования и развития эстетического эмоционально - чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности. Оно реализуется и приобретает ценность при самообразовании, саморазвитии личности. В эстетическое воспитание принято включать направление, содержание, формы воспитательной и методической работы, ориентированные на эстетические объекты реальности и их свойства, вызывающие эстетические эмоциии оценки.
На данном этапе к целям эстетического воспитания и образования относятся: развитие готовности личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве или действительности; совершенствование эстетического сознания; формирование творческих способностей в области художественной, духовной и физической культуры.
Эстетическое воспитание должно быть направлено на раскрытие эстетического сознания личности (чувств, оценок, вкусов, суждений, идеалов, ценностей, взглядов), ее потребностей, оценочных, эстетических отношений и их реализации в поведении, предпочтениях и деятельности (восприятии, оценивании, сотворчестве и самостоятельном творчестве, рефлексии, анализе). В современных условиях среди приоритетных выделяются такие направления эстетического воспитания, как развитие непрерывного художественного образования, формирование музыкальной культуры воспитанников, театральное воспитание и образование, развитие литературных способностей и т.д.
Одной из центральных задач общеобразовательной и профессиональной школы на современном этапе является развитие у учащихся чувства прекрасного, формирование у них здорового художественного вкуса, умения понимать и ценить произведения искусства и литературы, красоту и богатство окружающего нас мира, родной природы.
В современной педагогике искусства художественно - эстетическое развитие считается важнейшей характеристикой духовного облика личности. От его полноты зависят интеллигентность человека, творческая направленность его устремлений и деятельности, особая одухотворенность отношений к миру и другим людям.
Современные образовательные модели, формирующие основы художественной культуры, новые педагогические технологии дают возможности для интеллектуального и личностно - духовного развития школьников. Современное изобразительное искусство значительно расширило свои границы: кино, телевидение, фотография, компьютерный дизайн и анимация, видео и многое другое активно вошли в нашу жизнь. Понятие синтеза культуры означает сегодня такую работу воображения, которая объединяет в себе творческое мышление и знания на качественно новом уровне.
Наиболее эффективные виды и формы воспитательных мероприятий следующие: предметные уроки (урочная); беседа, просмотр учебных фильмов (урочная, внеурочная, внешкольная); экскурсии на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей; посещение музеев, выставок (внеурочная, внешкольная); посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, ярмарок, фестивалей народного творчества, тематических выставок (внеурочная, внешкольная); проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров (внеурочная, внешкольная); участие в художественном оформлении помещений (внеурочная, внешкольная);
Педагогическую деятельность, направленную на создание творческой среды, отличает ряд признаков: внимательное отношение к необычным вопросам и необычным идеям, демонстрация их ценности; предоставление обучающимся большей самостоятельности; создание свободной, непринужденной учебной обстановки.
Следует отметить, что творческий потенциал связан с практической деятельностью человека и оценивается в зависимости от того, как он влияет на эту деятельность. Реализация творческого потенциала каждого ученика находится внутри него самого и выносится вовне через самореализацию личности. Творческий потенциал каждого ученика реализуется в полной мере только в том случае, если художественно – эстетическая деятельность направлена на активизацию эмоциональных, чувственных, душевных ресурсов ребенка.
Особое значение в связи с вышесказанным приобретает организация процесса формирования творческого потенциала учащихся в условиях дополнительного образования и подразумевает следующие педагогические условия:
- сотрудничество педагога и обучающихся;
- использование заданий, предполагающих раскрытие творческого потенциала учащихся за счет предоставления им свободы в принятии самостоятельных решений;
- создание творческой, благожелательной атмосферы или иными словами психологического климата (совокупность условий, определяющих благоприятный климат для актуализации потенциала всех участников художественно – эстетической деятельности) [4];
- организацию индивидуальной ситуации успеха (целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом) [5];
- создание ситуации «импровизации» (ее можно назвать творчеством «навзрыд» (Б. Пастернак), мгновенной удачей ума (Б. Ахмадулина), логической и психологической моделью творческого процесса, так как импровизация как форма первотворчества представляет собой умение сфокусировать силы души и ума и запасы памяти, это высшая художественная непринужденность, в которой «рука как бы сама ведет мысль и созданное фиксируется, подхватывается и оценивается автором лишь постфактум») [6].
Эта методическая модель целенаправленного формирования творческого потенциала учащихся должна быть основана на глубоком изучении законов творчества, фаз творческого процесса, условий развития креативности; необходимо учитывать индивидуально – психологические особенности учащихся, а этому предшествует диагностика изобразительных умений и творческих способностей детей, поскольку в каждом задании ставятся учебные и творческие задачи.
При соблюдении этих педагогических условий возникает необходимость комплексного подхода при формировании творческого потенциала учащихся. Таким образом, определив психолого - педагогические составляющие художественно – эстетической деятельности, мы можем рассмотреть систему дополнительного образования как наиболее соответствующую для развития творческих способностей детей, так как она позволяет на основе свободного выбора видов и направлений деятельности, личностно - ориентированного и личностно - деятельностного характера художественно - эстетической деятельности реализовать идею постоянного развития учащегося и формирования его творческого потенциала, а значит, его адаптивных, инновационных, эвристических способностей, знаний, навыков и умений, без которых прогресс личности становится практически недостижимой задачей.


















Глава III. Формирование эстетической культуры учащихся  3.1 Формирование эстетической культуры средствами искусства. Изобразительное искусство.
Художественный потенциал человека, его эстетические возможности с наибольшей полнотой и последовательностью проявляются в искусстве; «искусство- это время и пространство, в котором живет красота человеческого духа». Порожденное человеческим трудом, искусство на определенном историческом этапе обособляется от материального производства в специфический вид деятельности как одна из форм общественного сознания. Искусство воплощает в себе все особенности эстетического отношения человека к действительности.
Учебный план общеобразовательной школы включает дисциплины художественного цикла - литературу, музыку, изобразительное искусство. Эстетическое развитие личности средствами искусства в педагогике принято называть художественным воспитанием. Обращаясь непосредственно к произведениям искусства, оно требует развития в человеке умения правильно воспринимать явления красоты. Это не значит, что он должен стать художником-профессионалом или специалистом-искусствоведом. Речь идет о формировании так называемой базовой культуры личности. Помимо знания ряда художественных произведений, человек должен приобрести некоторый объем сведений из области теории и истории того или иного вида искусства. Такое обогащение непосредственных художественных впечатлений знанием законов искусства и мастерства художника отнюдь не убивает, как это иногда утверждают, эмоциональности восприятия. Напротив, эмоциональность эта усиливается, углубляется, а восприятие становится более осмысленным. 
Одним из средств приобщения учащихся к художественной культуре является преподавание изобразительного искусства. Оно призвано развивать у школьников художественное мышление, творческое воображение, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности. Это, в свою очередь, требует научить детей основам изобразительной грамоты, сформировать у них умение пользоваться выразительными средствами рисунка.
Учебный предмет художественного цикла в школе
· «Изобразительное искусство» знакомит учащихся не только с живописью, графикой и скульптурой, составляющими группу изобразительных искусств, но и с архитектурой и декоративным искусством.
Среди существующих искусств пять перечисленных занимают особое место. В содержание предмета «Изобразительное искусство» вводится одновременно восприятие и изучение произведений изобразительного искусства, освоение изобразительной грамоты, развитие творческого отношения к действительности и детское художественное творчество. Занятия изобразительным искусством развивают умение видеть, наблюдать, дифференцировать, анализировать и классифицировать эстетические явления действительности. Они формируют эстетическое чувство, умение любоваться красотой реальной действительности и произведений искусства. Они делают человека художником. Изобразительное искусство дает детям развитие психических свойств, умение творчески и эстетически подходить к решению жизненных задач.
Программа формулирует следующие задачи преподавания изобразительного искусства: развитие понимания явлений окружающей действительности; формирование практических навыков художественной деятельности; систематическое и целенаправленное развитие зрительного восприятия, чувства цвета, композиционной культуры, пространственного мышления, фантазии, зрительного воображения и комбинаторики, умение выражать в отчетливых образах решение творческих задач (иллюстрации, конструирование); воспитание активного эстетического отношения к действительности и искусству, умения практически применять художественные способности в процессе трудовой, учебной и общественной деятельности.
Таким образом, главная цель изобразительного искусства в школе
· духовно обогатить ребенка, научить проникновению в эстетическую сущность произведения искусства.
Изобразительное искусство как комплексный предмет объединяет познание самих художественных произведений, элементы искусствознания, теории изобразительной деятельности, освоение навыков практического изображения, изобразительной грамоты и творческого самовыражения. В педагогической практике нами используется учебник изобразительного искусства В. С. Кузина и Э. И. Кубышкиной. По данному комплекту знакомство ребёнка с изобразительным миром искусства происходит как с одной из сторон жизни человека. В процессе уроков дети не только учатся наблюдать, рассматривать, знакомятся с творчеством художников, народных мастеров, но и сами периодически «становятся» этими художниками. Страницы учебника и рабочей тетради помогают достичь маленькому художнику высоких результатов своего труда. Этому во многом способствует теоретический материал учебника, позволяющий обучить детей азбуке изобразительного искусства. Создавая по-своему оригинальные «продукты» творчества учащиеся осваивают способы работы различными художественными материалами, используемыми художниками разных видов изобразительного искусства (живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, дизайна), знакомятся с физическими и художественно-выразительными свойствами этих материалов. В процессе знакомства с творчеством профессиональных художников и народных мастеров дети осваивают образный язык, основные законы изображения, необходимые приёмы правильного использования живописных и графических работ.
В течение учебного года у учащихся формируются функциональные художественные навыки, позволяющие им не только на словах и образах осваивать изобразительное искусство, но и отражать его в своей жизни. Оформление выставок, изготовление подарков и сувениров к праздникам, коллективных коллажей является не только средством глубокого и осознанного усвоения учащимися изобразительных навыков, но и средством воспитания нравственности, любви к Родине, уважения к труду профессиональных художников и народных мастеров. Рабочие тетради помогают организовать работу не только на уроке, но и удовлетворить потребности ребенка в рисовании в любое удобное для него время (в группе продленного дня, дома с родителями). Основами реалистического изображения ученики овладевают благодаря обучению их таким средствам художественной выразительности, как фактура материала, цвет-линия-объем, светотональность, ритм, форма и пропорция, пространство, композиция.
Произведения изобразительного искусства, помогая познавать жизнь человека и природы, развивают не только зрительное восприятие, но и фантазию. В картине, скульптуре запечатлено мгновение, один момент в цепи событий. И зритель с помощью своего воображения оживляет картину, видит за ней события, характеры, образы в их динамике.
Что касается живописи, то можно сказать, что рассматривание картин является таким же сложным способом эмоционально-эстетического влияния, как и музыка; это углубленное познание вещей, и что особенно важно познание мира чувств. При этом существует множество картин, которые школьник должен рассматривать и в детстве, и в отрочестве, и в ранней юности, так как в настоящем искусстве нет ничего элементарного, и каждый раз человек видит в них что-то новое. Повторное рассматривание картин обогащает, развивает эмоциональную память, воспитывает то, что можно назвать обостренностью восприятия красоты. Благодаря повторному восприятию изобразительное искусство входит в духовную жизнь школьника, поэтому с каждым новым периодом интеллектуального, эмоционального и эстетического развития в воспитание включаются все новые произведения живописии в то же время повторно рассматриваются картины, рассмотренные ранее.
Большое внимание необходимо уделять тем произведениям живописи, в которых отражен человек с его сложным и многогранным духовным миром. Искусство должно быть источником познания мира чувств. Это правило эстетического воспитания особенно важно в познании живописи и изобразительного искусства вообще. Портретная живопись являет собой исключительно сильное средство интеллектуального, эмоционального и эстетического воспитания. Одной из самых тонких и самых трудных проблем воспитательной работы является развитие эмоциональной чувствительности и чуткости к мыслям и чувствам другого человека. Картины и скульптурные произведения с этой точки зрения составляют целую школу эмоционально-эстетического воспитания.
Важно обеспечить непосредственное ознакомление учащихся с выдающимися произведениями русского, советского, зарубежного изобразительного искусства и архитектуры, научить понимать выразительный язык художника, неразрывную связь содержания и художественной формы, воспитать эмоционально-эстетическое отношение к произведениям искусства. С целью формирования у учащихся представлений о жизненности искусства с ними проводят занятия: «Искусство видеть. Ты и мир вокруг тебя», «Искусство вокруг нас», «Ты и искусство», «Каждый народ - художник», «Изобразительное искусство и мир интересов человека», «Декоративно-прикладное искусство и жизнь человека».
Таким образом, художественное воспитание играют большую роль в жизни школьников, в формировании у детей эстетических идеалов, их художественного вкуса, эстетического отношения к действительности и искусству. Учитывая эстетическую сущность самого искусства и то, что именно программы по предметам художественного цикла ставят перед собой задачи эстетического развития ребенка, можно сделать вывод, что в рамках школьной программы искусство является основным средством эстетического воспитания.


3.2 Эстетическое восприятие природы
Природа - ничем не заменимый источник прекрасного. Она дает богатейший материал для развития эстетического чувства, наблюдательности, воображения. Красота природы играет большую роль в воспитании духовного благородства, воспитывает в душе подростка способность ощущать, воспринимать тонкости, оттенки вещей.
Взаимосвязь восприятия человеком природы и его внутреннего мира В.А. Сухомлинский сформулировал следующим образом: «Природа является источником добра, ее красота влияет на духовный мир человека только тогда, когда юное сердце облагораживается высшей человеческой красотой добром, правдой, человечностью, сочувствием, непримиримостью ко злу Притупление чувства человеческого достоинства ведет к тому, что человек не видит красоты природы» [7; 499]. Красота природы как средство эмоционального, эстетического и морального воспитания звучит только в общей гармонии всех средств духовного влияния на личность. Она является для школьника прежде всего школой культуры эстетического восприятия. Красота природы воспитывает утонченность чувств, помогает ощущать красоту человека.
Эмоционально-эстетические богатства, приобретенные в процессе общения с природой в годы детства, в подростковом возрасте входят в духовную жизнь как одна из глубочайших человеческих потребностей, а познание красоты природы порождает жажду познания все новых и новых источников эстетических богатств.
Огромную роль эстетического восприятия природы подчеркивал К.Д.Ушинский: "воспитательное влияние природы, которое каждый более или менее испытывал на себе, которое с такой живостью выражается почти в каждой вымышленной и истинной биографиимало оценено в педагогике" [3; 389]. Он же отмечал роль естественных наук в эстетическом воспитании школьников, отмечая, что они дают многостороннее развитие всем духовным способностям: сближая человека с природой, они наполняют его воображение бесконечно разнообразными впечатлениями и формами, развивая глубокое чувство красоты.
Эстетическое отношение к природе формирует нравственное отношение к ней. Природа, не являясь носителем общественной морали, в то же время учит ребенка нравственному поведению благодаря гармонии, красоте, вечному обновлению, строгой закономерности, пропорциям, разнообразию форм, линий, красок, звуков. Дети постепенно приходят к пониманию того, что добро в отношении к природе заключается в сохранении и приумножении ее богатства, в том числе красоты, а зло состоит в нанесении ей ущерба, в ее загрязнении.
В процессе формирования эстетической культуры учащихся важная роль принадлежит курсам биологии и географии, которые в значительной мере строятся на непосредственном изучении и наблюдении явлений природы. Во время экскурсий и прогулок на природе у детей обостряется эстетическое видение ее красоты, развиваются воссоздающее воображение и образное мышление. Во время тематических экскурсий ученики выполняют различные задания: делают наброски и зарисовки с натуры, фотографируют любимый уголок, собирают материалы для коллекций, находят отмершие ветки, корни, наплывы на деревьях, используя их для поделок и миниатюрной скульптуры. Педагогам следует чаще обращаться к произведениям писателей, композиторов, художников, воспевших красоту природы. Учащимся можно предложить для обсуждения следующие вопросы и задания: найдите и прочтите любимые вами описания лесов, полей, степей, рек, озер, гор; выпишите понравившиеся вам высказывания о природе; чему вас учит общение с природой; опишите любимый уголок природы; как высебе представляете основные правила поведения в природе; попробуйте отобразить своивпечатления о природе в стихах, рассказах, рисунках, поделках. Также воспитаниюэстетического отношения к природе активно способствуют беседы и конференции по произведениямхудожественной литературы, посвященным природным явлениям, животным, растениям ит.д. Даже на уроках истории можно уделять внимание данному вопросу,например, при изучении какого-либо исторического события ученикам предлагается представитьместность, природу и время года, когда это происходило.
Необходимо отметить, что в эстетическом и эмоциональном воспитании недопустимы дидактизм, искусственное умиление красотой. Только искреннее увлечение воспитателя красотой природы может вызвать отклик у детей и зажечь огонек эстетических чувств в их душах.
3.3 Детское творчество
Творчество является могучим стимулом духовной жизни человека. Творческое вдохновение человеческая потребность, в которой личность находит счастье. Переживая духовное удовлетворение от того, что он творит, человек по-настоящему ощущает, что он живет. Без творчества невозможно представить жизнь школьников. Они стремятся выразить себя, и выразить не только в результатах своей учебы, но и во внутреннем духовном мире; быть не только пассивными потребителями духовных благи ценностей, но и творцами. Творчество начинается там, где интеллектуальные и эстетические богатства, освоенные, добытые ранее, становятся средством познания, освоения, преобразования мира, при этом человеческая личность словно сливается со своим духовным достоянием.
Важнейшим первоисточником творчества как самовыражения и самоутверждения личности является слово. Творческое вдохновение, которое переживается уже в детские годы, начинается с того, что слово как духовное богатство личности становится строительным материалом, из которого ребенок что-то создает.
Формирование художественно-творческих способностей требует особой методики. Начиная с самого раннего возраста, необходимо предоставить возможность для развития художественно-творческих способностей детей, чему способствуют работа кистью, красками, мелками, карандашами, резанье ножницами, склеивание, складывание бумаги, работа с тканью, деревом, природным материалом.
Важно своевременно обнаружить природные задатки, склонности ребенка (путем наблюдения, проверки слуха, зрительного восприятия), стимулировать творческую деятельность детей, закреплять достигнутый успех постоянной тренировкой, постепенно усложнять виды деятельности в процессе овладения новыми умениями и навыками. При этом надо помнить, что занятия музыкой, хореографией, рисованием и т.д. лишь тогда обогащают ученика эстетически и нравственно, когда они приносят ему радость. Существенным условием успеха служит и объективная оценка художественного творчества детей.
Таким образом, к средствам эстетического воспитания школьников относятся эстетическое восприятие природы, искусство и творческая деятельность. Среди средств эстетического воспитания главное место занимает искусство как наиболее универсальное, концентрирующее в образно-эмоциональной форме интерпретацию всех эстетических сторон действительности, природы, труда, сознания, игры, отношений людей и самого человека. Обращение к искусству как средству эстетического воспитания требует сохранения его целостного воздействия на воспитанников, установки на его восприятие, раскрытия специфики авторского видения мира в произведениях искусства, характера творческой индивидуальности.
Глава Ш. Практическая часть
Сегодня проблема эстетического воспитания, развитие личности, формирования ее эстетической культуры – одна из важнейших задач, стоящих перед школой. Это процесс целенаправленного воздействия на ребенка. Формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее – задача эстетического воспитания. Эстетическое воспитание - это формирование эстетических вкусов и идеалов личности, развитие способностей к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного. Разнообразные творческие занятия учащихся способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности. На своих уроках, я обращаю внимание на эстетическое воспитание школьников посредством эстетизации среды школы. На уроках изобразительного искусства мы с ребятами выполняем различные тематические панно, которыми оформляем кабинеты, коридоры, фойе и рекреации школы. В процессе выполнения такой работы дети приобщаются к прекрасному и с трепетом относятся к вещам, сделанными своими руками. Не секрет, что первое время были случаи, когда ребята портили работы, но со временем сами же их реставрировали, дорабатывали, добавляли что-то новое.
Если ребенка с первого класса и до окончания школы окружают вещи, отличающейся красотой, целесообразностью, простотой, то в его жизнь сознательно входят такие критерии, как целесообразность, упорядоченность, чувство меры, т.е. критерии, которые позднее определяют вкусы и потребности человека.
После каждого раздела по изобразительному искусству мы проводим выставку в кабинете ИЗО, где ребята становятся и зрителями и экскурсоводами.
Сегодня очень важно, чтобы ребята, выходя из стен школы, могли создавать своими руками разные интересные творческие работы, так как после окончания школы это им помогло бы и в выборе профессии, да и даже в заработке. Поэтому ребята знакомятся с новыми материалами в искусстве, с новыми технологиями.
Как уже было ранее отмечено, показателем результативности эстетического воспитания служит уровень развития эстетического сознания школьников, их творческое отношение ко всему освоенному кругу эстетически ценных предметов, явлений, художественных произведений. Для выявления уровня развития эстетической воспитанности младших школьников, мною был проведен опрос среди учащихся 3 класса. Данные, полученные в результате опроса, предположительно позволят объективно оценить уровень эстетического сознания школьников и предложить пути его коррекции. Школьникам было предложено дать определения таким понятиям, как: красота, безобразие, уродство, совершенство и гармония. За основу были взяты толкования слов, описанные в словаре С. И. Ожегова:
Безобразие – некрасивая внешность, уродство [8, 40].
Гармония – согласованность, стройность в сочетании чего-нибудь [8, 114].
Красота – совокупность качеств, доставляющих наслаждение взору, слуху; все красивое, прекрасное [8, 269].
Совершенство – полнота всех достоинств, высшая степень какого-нибудь положительного качества [8, 659].
Уродство – очень некрасивая внешность [8, 745].
В процессе исследования, нами было опрошено 15 учащихся, из них на вопрос «Что такое красота?» смогли ответить 54%, «Что такое безобразие?» - 46%, «Что такое уродство?» - 54%, «Что такое совершенство?» - 44% и «Что такое гармония?» - 48%.
В силу вышесказанного можно сделать вывод, что в данном классе средний уровень эстетической воспитанности. Более половины детей имеют узкий кругозор, практически ко всем понятиям они подходят с точки зрения оценки внешности человека, и очень немногие говорят о красоте и гармонии в природе.
В данном классе необходимо продолжать работу по развитию художественного вкуса, эстетических ценностей и потребностей. Нужно проводить больше бесед и мероприятий, способствующих развитию эстетической воспитанности учащихся.
Необходимо помнить, что подлинная эстетическая воспитанность проявляется в наличии эстетического идеала и подлинного художественного вкуса, органически соединенных с развитой способностью к воспроизведению, любованию, переживанию, суждению и художественно-эстетическому творчеству.
Необходимо начинать эстетическое воспитание с эстетического общения. Тактичная передача воспитателем его мироотношений, эстетических вкусов, идеалов в процессе развивающего обучения и воспитания оказывает тонкое формирующее воздействие на становление эстетического сознания воспитанников. Учитель должен акцентировать внимание на эстетических сторонах науки, изучаемого предмета, давать эстетическую оценку изучаемым явлениям. Личность учителя имеет очень большое значение для эстетического воспитания школьников, поэтому учитель должен помнить, что его общая культура, педагогический такт, речь, эстетика манер, одежды, прически могут стать образцом эстетического поведения учащихся. Развитию познавательных интересов, индивидуальных склонностей учащихся в области прекрасного, способствуют факультативы и кружки по искусству, эстетике и искусствознанию.
Необходимо уделять внимание такому направлению внеклассной работы по эстетическому воспитанию, как развитие детской художественной самодеятельности. Этому способствуют хорошо поставленное сольное и хоровое пение, выразительное чтение, драматизация, внеклассные занятия по изобразительному искусству. Активизируют учащихся и различные формы творческого соревнования: смотры юных талантов, художественные конкурсы, эстафеты искусств.
Рекомендуется проводить беседы, экскурсии, организовывать походы в музеи, выставочные залы, театры; совершать экскурсии на природу, организовать в школе или классе уголок живой природы.











Заключение
Итак, в данной работе на основе анализа педагогической литературы мы познакомились с понятием эстетического воспитания школьников. Также мы изучили основные средства формирования эстетической культуры учащихся, к которым относятся эстетическое восприятие природы, творчество и искусство - наиболее универсальное средство эстетического развития.
Действительно, средства искусства, используемые в учебно-воспитательном процессе, являются эффективным средством эстетического воспитания младших школьников. На наш взгляд, реализуя полноценное эстетическое воспитание ребенка в младшем школьном возрасте, учитель обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал. Опытные педагоги, зная это, способны посредством искусства воспитать подлинные эстетические качества личности: вкус, способность оценивать, понимать и творить прекрасное. На наш взгляд, реализуя полноценное эстетическое воспитание ребенка в младшем школьном возрасте, учитель обеспечивает становление в будущем такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.
Таким образом, развитие творческого потенциала требует сочетания множества соответствующих условий и факторов, главным из которых является присутствие творческой доминантной цели, которая реализуется при наличии необходимых качеств: познания, владения интеллектуальными, творческими и физическими двигательными навыками. Еще одним необходимым условием для развития творческих способностей является разнообразие форм и видов деятельности, в которых человек участвует.






Список использованной литературы
1 Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 176 с.
2 Лихачев, Б. Т. Педагогика: курс лекций / Б. Т. Лихачев. – М. : Юрайт-Издат, 2003. – 607 с.
3. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. М.: Просвещение, 1968
4 Лошакова, Т. Ф. Педагогическое управление процессом создания комфортной среды в образовательном учреждении / Т. Ф. Лошакова. – Екатеринбург, 2001.
5 Белкин, А. С. Ситуация успеха: книга для учителей / А. С. Белкин. – Екатеринбург, 1997.
6 Рунин, Б. М. Психология импровизации. Психология процессов художественного творчества / Б. М. Рунин – Ленинград, 1980.
7. Сухомлинский В.А. Избранные произведения: В 3-х томах. Т.1. М.: Педагогика,1979.
8 Ожегов, С. И. Словарь русского языка: ок. 57 000 слов / под ред. докт. филол. наук, проф. Н. Ю. Шведовой. – М. : Русс. яз., 1982. – 816 с.
9. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. М.: Просвещение, 1981.
10. Система эстетического воспитания школьников / под ред. С. А. Герасимова.
· М. : Педагогика, 1984.
· С. 264











13PAGE 14215