Реферат на тему Эстетическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 654 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА «ХОРЕОГРАФИЯ» КИРОВСКОГО РАЙОНА САНКТ- ПЕТЕРБУРГА





«Реферат»

Тема: Эстетическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства









Выполнил: учитель изобразительного искусства
Смирнова Анна Вячеславовна









Санкт-Петербург
2016
Оглавление стр.
1.Введение. 3-4 2.Формирование эстетического воспитания в развитии учащихся. 5
2.1. Влияние природы на эстетическое воспитание учащихся. 6-7
3. Восприятие цвета учащимися. 8
4. Восприятие природы учащимися. 9
4.1. Формировании эстетического воспитания у учащихся в восприятии 10-11
произведений искусств.
5. Эстетическая культура как интегральное личностное образование. 12-13
6.Заключение. 14-15
7.Приложение. 16-25
8. Используемая литература. 26.


















Введение
Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ребенку интересен мир, но непонятен и, он начинает его изображать. В начале это бессмысленные штрихи и линии, со временем в процессе рисования приходит осмысление, и рука ребенка выводит очаровательные образы родного пейзажа. «В период детства мышление, мыслительные процессы связаны с яркими, наглядными предметами окружающего мира. Эмоциональная насыщенность восприятия – это духовный заряд детского творчества».1
Живопись является хорошим началом в понимании гармонии природы детьми. Произведения, изображающие природу, ненавязчиво раскрывают перед детьми восхитительный мир, воспитывают бережное отношение к ней. В самом слове «живопись» заключается характеристика этого искусства: живо писать - создавать живые картины реального мира. Духовный мир ребенка – это мир его чувств. Пейзажная живопись вызывает интерес детей, приносит им чувство радости, создает настроение, снимает чувство страха – обеспечивает эмоционально – психологическое благополучие.
Художественное восприятие произведений живописи начинает формироваться в младшем возрасте. Анализ особенностей восприятия различных жанров живописи детьми показывает, что пейзаж как самостоятельный жанр или как фон в тематической картине особенно сильно воздействует на детей, на их эмоциональную сферу. Основываясь на эмоциональном восприятии живописи, можно постепенно обогащать развитие у ребенка художественного вкуса и эстетического воспитания.
Искусство пейзажа обращено к сфере наших чувств, и глубокий смысл произведения раскрывается постепенно. Выразительность живописи создается, прежде всего, цветом. Живопись – это искусство цвета. Именно цвет, колорит, в котором написано произведение, ощущается зрителем и рождает чувство сопереживания. Таким образом, живопись – вид изобразительного искусства, произведения которого отражают действительность, и является одним из средств познания природы.
При общении с искусством ребенок, участвует в этом общении как личность и реализует через искусство систему отношений с действительностью, включая сюда эмоциональное переживание. Пейзаж, как один из ярких направлений изобразительного искусства обязательно должен входить в учебную программу формирования художественной культуры школьников. Восприятие пейзажной живописи является эффективным средством развития эстетической культуры школьников. Если систематически проводить практические занятия с учащимися по восприятию пейзажной живописи, то развитие эстетического воспитания и формирование эстетической культуры школьников будет проходить более эффективно.






















2. Формирование эстетического воспитания в развитии учащихся.

Природа - эффективное средство эстетического воспитания учащихся. Эстетическое воспитание средствами природы не ограничивается лишь формированием у школьников способности чувствовать, любить, понимать природу. Его задача гораздо шире: воспитание и формирование у детей нравственных понятий и убеждений. Природа обогащает опыт, наводит на глубокое осознание разнообразных явлений, рождает стремление обосновать свои суждения и оценки, повышает любознательность и наблюдательность, развивает умение «видеть» и «слышать» красоту, способствует углубленному познанию мира. Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Школьный возраст - возраст развития научного мышления и усвоения основ научного знания. Восприятие картин у детей школьного возраста проходит ряд стадий: стадия перечисления, стадия описания, стадия интерпретации. Эти уровни свидетельствуют о различной степени понимания ребенком данного ему содержания и зависят: от структуры картины, от степени близости ее сюжета опыту ребенка, от формы поставленного вопроса, от общей культуры ребенка, умения наблюдать, от развития его речи. Поэтому ребенок может показать одновременно разные уровни восприятия картин.
Ребенок это целый мир, творческий мир. Предоставляя ребенку, возможность рисовать, взрослый открывает путь к его самовыражению. Уникальными средствами для творчества являются также занятия с глиной, бумагой для вырезания. Истоки воспитания творческой личности лежат в эмоциональном опыте раннего детства. Для ребенка красота и доброта всегда идут рядом, поэтому развитие эстетических чувств у него начинается с восприятия красоты. В процессе постепенного знакомства с материальной и духовной культурой, дети также начинают переживать эстетические эмоции при восприятии произведений искусства.





Влияние природы на эстетическое воспитание учащихся.
Общность законов природы и творчества не случайна. Она прослеживается психологами и исследователями начальных этапов культуры как характерная черта дополнительного мышления, проявляющаяся, в частности, в метаморфичности языка первобытного человека. Метафора возникла из потребности сопоставлений и сравнений, их первых попыток человека осмыслить мир, в котором он живет. Это был мир природы, и первобытный человек, пытаясь освоить непонятный, а порою враждебный мир природных явлений сопоставлял неведомое с тем, что ему было хорошо известно. Метаморфичность является одним из критериев художественной ценности произведения и в наши дни. Природа, таким образом, была и остается мощным источником художественного воображения.
Вернон Ф., обращая внимание на помехи, препятствующие формированию творческого потенциала, называет отсутствие достаточного количества чувственных впечатлений в детском возрасте. Современный ребенок не проходит естественного этапа дифференцировки ощущений. Он испытывает огромные перегрузки и находится в атмосфере постоянного «шума», который обрушивается на его зрительный и слуховой анализаторы. Это притупляет способность к различению слабых раздражителей. Как следствие этого постепенно обедняется фон представлений ребенка – источник работы воображения. Это свойство определяет способность к предвосхищению на основе воспринятых, но не осознанных впечатлений, столь важную в любом виде творчества. Важно научить ребенка всматриваться, вслушиваться в мир природы, воспитывать у него культуру ощущений еще в дошкольном возрасте, обращая его внимание на цвет неба, оттенки красок в осеннем лесу, фиксируя его на природных звуках, запахах, изменениях форм и красок. Творческое восприятие тесно связано с метаморфичностью мышления. Задача взрослых направить восприятие ребенка по пути творческого освоения мира природы. Для этого надо ставить перед ни соответствующие задачи. Во что можно превратить этот сук? Как передать в движении настроение, которое вызывает весеннее утро? А осенний мелкий дождик?
Общение с животными – развивает эмпатию, сопереживание миру живого, а тем самым формирует эстетическую позицию, воспитывает культуру чувств. Природа, воздействуя на человека, организует его направленность, чувство причастности к тому окружению, в котором он существует. В этом случае формируются и его эстетические чувства, и чувство ответственности за этот мир, который вырастил и обогатил человека. Таким образом, восприятие природы способствует развитию эстетического воспитания у учащихся и является неиссякаемым источником творчества.
Ушинский К.Д. писал: Одним из наиболее доступных источников красоты, является природа. «Я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которой трудно соперничать педагогу».1 Нужно привлечь внимание учащихся неповторимым картинам родных мест, научить видеть в пейзаже близкий и дальний план, замечать неприметные на первый взгляд штрихи изменения палитры в течение суток, цветовое и звуковое своеобразие времен года.
Эмоционально-эстетическое отношение к природе углубляется в процессе знакомства с искусством. Образы природы – это не простое воспроизведение натуры, а выражение мыслей и чувств художника. Пейзажная лирика, живопись, музыка в разной степени способны раскрыть душу самой природы и мир человеческих переживаний. Произведения изобразительного искусства помогают познать жизнь человека и природы, развивают не только зрительное восприятие, но и фантазию.







Восприятие цвета учащимися.
«Цвет должен выражать живущее в нас понимание сущности жизни»; «Цвет не средство внешнего описания, а средство душевного выражения»; «То, что я изображаю, я люблю или ненавижу. Этим определяется цвет» - так говорят о цвете выдающиеся живописцы.1 В произведениях искусства цветовой образ является могучим средством создания нужной эмоциональной атмосферы, выявлением мироощущения автора, его отношения к изображаемому. Цвет в произведении - это главное средство, с помощью которого художник создает художественный образ, добивается нужного впечатления. Цвет, колорит, гамма - первое, что воспринимает наш глаз в картине. Еще не зная сюжета, действия или психологического состояния персонажей картины, мы улавливаем ее эмоциональный строй, ее тональность, мажорную или минорную ноту, возникающую из определенного сочетания красок. Краска - это всего лишь сырой материал; сама по себе она ничего не изображает, тогда как цвет и колорит отражают реальный мир. С помощью красок живописец не только воссоздает реальный цвет предметов, но и добивается впечатления их плотности, весомости, материальности или, наоборот, воздушной легкости, прозрачности. Живопись способна передать тончайшие зрительные впечатления человека: серебристый блеск росы, едва уловимую игру света и тени в зеленой листве.
Цвет, колорит являются важными средствами выразительности в изобразительном искусстве. В исследованиях известного психолога Мухиной В.С. отмечено, что при изображении приятных событий дети предпочитают теплые тона, а неприятных - холодные. Исследователи детского рисунка отмечают, что дети, осваивая цвет, начинают использовать его однозначно. Земля - черная, небо - синее, солнце - желтое. То есть цвет не перестает быть выражением отношения ребенка к объекту или предмету, а служит лишь средством обозначения предмета.
Выбор цвета, его колористическая ценность, интенсивность позволяет юному художнику подчеркнуть идею избранного сюжета, подчас предельно отразить свое собственно эмоциональное, психологическое отношение к изображаемому.
4. Восприятие природы учащимися.
Дети, с которыми ведут работу по развитию их видения окружающего мира, оказываются способными к элементарному, художественному и эстетически осмысленному восприятию и переживанию произведений живописи. Первостепенной школой, подготавливающей человека к восприятию искусства, является природа. Природа составляет постоянное окружение человека, ту естественную среду, в которой он живет и которая накладывает существенный отпечаток на его жизнь Природа напоминает человеку о нем самом и в силу этого является для человека предметом эстетических переживаний.
Восприятие природы, как чувство красоты вообще, не является врожденным. Его надо развивать, и развивать с раннего возраста, так как богатейшая природа сама по себе еще не обеспечивает развитие. При условии правильного воспитания, ребенок 6-7 лет может реагировать на красивые явления в природе, выделяя как красивое не только отдельные предметы, но и явления в целом.
Большие возможности для формирования эстетического воспитания предоставляет знакомство с природой, особенно, когда это сочетается с изучением произведений искусства. Искусство поможет увидеть прекрасное в природе, а природа научит видеть, слышать и понимать произведения искусства.









4.1. Формировании эстетического воспитания у учащихся в восприятии произведений искусств.
Езикеева В.А. подчеркивает, что «среди произведений русского реалистического искусства прошлого, можно выбрать картины, доступные пониманию детей младшего школьного возраста. Это главным образом пейзажная живопись».1 По ее наблюдениям, дети, воспринимая пейзаж, дают точное описание изображенного, передают настроение, воспринимают различие тоновых оттенков. В пейзаже есть знакомые детям предметы и явления природы, поэтому они лучше воспринимают. Пейзаж - жанр живописи, художественное произведение, в котором предметом изображения является либо естественная, либо измененная человеком природа. Пейзаж - это не случайно выбранный художником уголок природы или города. Его выбор обусловлен состоянием погоды, освещенностью, временем суток, настроением художника. Художник не фотографирует, а обобщает и творит образы природы. Воспроизводя реально существующий пейзаж, подлинный художник, хочет он того или нет, неизбежно накладывает на него печать своего личного видения, личного взгляда и отношения. Поэтому в пейзаже всегда незримо присутствует человек, сам художник с его мировосприятием. Художественная ценность таких произведений заключается в том, что мы можем взглянуть на мир глазами живописца, увидеть его по-новому. Искусство обращается, прежде всего, к сфере наших чувств, и глубокий смысл произведения раскрывается лишь постепенно, но уже первое наше впечатление содержит частицу этого смысла.
Процесс восприятия произведений искусств - это и процесс общения с художником, с его поколением. Общение, как один из механизмов, реализующих отношения между людьми, ярко представлен в искусстве. Не случайно за процессом восприятия произведений изобразительного искусства закрепился термин «общение с искусством». Это общение обогащает современного человека, развивает его духовные потребности.

«Мы рассматриваем живописные полотна, слушаем симфонии, читаем романы и поэмы, останавливаемся перед величественными зданиями, воспринимаем театральные спектакли. И эти разные явления обозначаются – искусством».1 Искусство во все века занимает большое место в общественной жизни. Оно вливается в нашу жизнь с первых дней рождения с песнями матери, сопровождает нас в горе и радости. Искусство отражает окружающую нас жизнь, выступает как явление духовной культуры. Искусство и эстетика взаимосвязаны, они влияют, развивают и дополняют друг на друга.
Живописные пейзажные картины учат детей видеть по-настоящему природу, понимать ее красоту. Пейзажная живопись раскрывает ребенку красоту окружающего его мира, а вместе с тем в образе природы выражает чувства и переживания людей. Пейзажная картина дает возможность выразить свое отношение к миру. Природа сближает людей, часто рождает у них сходные настроения, раздумья, переживания. Поэтому произведения живописцев очень близки и понятны, хотя человек в пейзажной картине нередко отсутствует.
Большие возможности для формирования эстетических чувств, эстетической культуры предоставляет знакомство с природой, особенно, когда это сочетается с изучением произведений искусства. Искусство поможет увидеть прекрасное в природе, а природа научит видеть, слышать и понимать произведения искусства.









5. Эстетическая культура как интегральное личностное образование.
В формировании духовного мира школьников, их эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств важнейшее значение имеет искусство, и, прежде всего изобразительное искусство, охватывающее целый комплекс художественно-эстетических отношений личности к окружающей действительности.
Эстетика - это наука о прекрасном, об особенностях познания и преобразования мира “по законам красоты”, об общих закономерностях искусства, художественного творчества и эстетического воспитания человека.
Эстетическая культура личности - это совокупность ее способностей чувствовать, переживать и преобразовывать природу, общественную жизнь и самого человека по законам красоты, открывающим путь наиболее полного гармонического раскрытия всех сущностных сил человека. Процесс эстетического развития личности начинается с формирования у каждого воспитуемого с потребности и способности эстетического восприятия. Задача эстетического воспитания состоит в формировании способностей художественного и эстетического восприятия, таких качеств личности, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими. Воспитать и развить потребности и способности ребенка, которые превращают его в активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его «по законам красоты».
Художественное воспитание – процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у детей формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умения понимать его, наслаждаться им и способность творить в искусстве.
Приобщение ребенка к искусству должно иметь одной из важных целей постижения законов мастерства больших художников, которое обеспечило эстетическое совершенство их творений. Понимание этих законов развивает эстетическое сознание личности, помогая ей более глубоко проникать в тайны строения художественных произведений, осознанно наслаждаться ими, и одновременно заставляет прилагать мерки этого мастерства к собственной деятельности.
Эстетическая культура содействует нравственному совершенствованию, формирует оптимистическое мировосприятие, активную позицию в освоении духовных ценностей; способствует воспитанию целостной гармонической личности. Сущность эстетической культуры человека не в наличии набора стереотипов отношения к красоте, а в готовности и способности к художественно-эстетическому восприятию, переживанию, осмыслению и творчеству.
Таким образом, можно сделать вывод, что индивидуальная эстетическая культура, представляющая собой комплекс специфических личностных свойств в их неразрывном сцеплении, взаимопроникновении, гармоничном единстве и целостности, является интегральным, суммированным критерием высокого уровня общей культуры человека.


















6. Заключение.
Представление о «прекрасном» выражается в основном через изображение природы. С раннего возраста необходимо воспитывать у ребенка положительное отношение к изобразительному искусству. В школьном возрасте активизируется интерес к искусству. Учащиеся очень «гибки» в развитии, что является наиболее продуктивным для работы.
Детское восприятие прекрасного почти не зависит от принятых условностей, моды и идеалов эпохи. Эта зависимость приходит вместе с образованием, социализацией детской жизни. Красота любого предмета, явления воспринимается ребенком непосредственно. Необходимо развивать присущее человеку с детства непосредственное восприятие красоты.
Природа - эффективное средство эстетического воспитания школьников. Эстетическое воспитание средствами природы не ограничивается лишь формированием у школьников способности чувствовать, любить, понимать природу. Природа обогащает опыт, наводит на глубокое осознание разнообразных явлений, рождает стремление обосновать свои суждения и оценки, повышает любознательность и наблюдательность. Природа развивает умение «видеть» и «слышать» красоту, способствует углубленному познанию мира.
Наиболее эффективным методом в развитии эстетического воспитания у школьников является художественная деятельность, особенно на основе взаимодействия и синтеза искусств. Взаимосвязь произведений изобразительного искусства, стихотворений, музыки на занятиях по рисованию способствуют развитию эстетического воспитания у учащихся. Важнейшими условиями развития эстетического воспитания (природы) является учет возрастной психологии, дифференцируемый психолого-педагогический подход к ним, мобилизация эмоционально-ассоциативных и апперцептивных факторов, направленная психолого-педагогическая подготовка.
Разработанное тематическое планирование факультатива «Загадки природы» для младшего школьного возраста решает в некоторой степени проблему развития эстетического воспитания учащихся.
Общение с природой – одно из важнейших условий гармонического развития личности и роль природы (пейзажа) в развитии эстетической культуры школьного возраста. С помощью явлений природы человек способен выразить самые сокровенные чувства. Природа – несомненный объект удивления и восхищения.




























7. Приложение.

В дополнение к вышесказанному я привожу разработанный блок занятий для младших школьников. "Загадки природы"
Занятия проводятся 1-2 раза в неделю, так как необходима систематическая и планомерная работа по развитию эстетического чувства у детей младшего школьного возраста. На занятиях необходимо использовать кроме произведений пейзажной живописи стихотворения, музыку, возможны прогулки. При комплексном воздействии можно достичь хороших результатов.
Изучение тем разделено на блоки в соответствии с сезонными изменениями в природе: осень, зима, весна, лето. Кроме индивидуальной работы каждого ребенка предусмотрена коллективная практическая работа, работа в парах, это объединяет учащихся в поиске и умении находить компромиссы в поставленной перед ними задачи (проблеме).
Цель заданий: на основе работы с произведениями пейзажной живописи способствовать формированию эстетического воспитания у детей младшего школьного возраста средствами изобразительного искусства.
Направления развития:
- развивать способность у детей видеть красоту в реальной действительности;
- формировать художественный вкус, творческие способности;
- воспитывать нравственное, эстетическое отношение детей к явлениям окружающего мира;
- познакомить детей с пейзажной живописью и художниками;
- расширять словарный запас учащихся;
- научить устанавливать взаимосвязь между цветовой гаммой и передачей настроения в произведении;
- дать знания о техниках написания пейзажа.

Вследствие обучения учащиеся приобретают знания:
- понятия пейзаж, живопись, пейзажная живопись и т.п.;
- историю развития и возникновения пейзажной живописи;
- о правильном и бережливом отношении к природе;
умения:
- сочетать цвет и настроение, передавать настроение цветом;
- правильно компоновать в листе изображение;
- работать в разных техниках;
- определять состояние и характер природы при помощи цвета;
- применить полученные знания и умения в жизни.

Тематическое планирование занятий «Загадки природы»:

1. Красавица осень.
2. Сказка о золотой осени.
3. Осенний листопад.
4. Путешествие в осенний лес.
5. Загадки осени (дыханье осени: пахнет дубом и сосной – портрет дерева).
6. Осенние дни.
7. Осеннее утро.
8. Осенний вечер
9. Какая Осень ночью.
10. Природное состояние осени (дождь, ветер, листопад).
11. Природа вся полна последней теплоты!
12. Лес, точно терем расписной (праздник осени).
13. Осенний пейзаж.
14. Волшебница зима.
15. Снежинки в небе (первый снег).
16. Солнечные пятна на снегу.
17. Зимние гости (снегири).
18. «Принакрылась снегом, точно серебром» (изображение березы).
19. Зимняя сказка.
20. Паутинки на снегу (следы зверей).
21. Зимний праздник.
22. Настроение зимы (вьюга, снегопад, метель ).
23. Волшебные узоры.
24. Весна – утро года.
25. Путешествие в весну.
25. Весенняя капель.
27. Первый весенний луч.
28. Первый весенний вестник (мать-и-мачеха, грач).
29. Весенние звуки в лесу.
30. О чем мечтает весеннее дерево? (портрет дерева).
31. «Кругом вода журчит, сверкает»
32. Поэзия весны.
33. Майский день.
34. У красавицы Невы (праздник в городе).
35. Летний, жаркий день.
36. После дождя.
37. Летний вечер тих и ясен.
38. Ранний час восхода солнца.
39. Фарфоровые колокольчики.
40. Портрет дерева.
41. Полевые цветы (на лугу).
42. Лето красное.

Пример занятий.

Тема занятия: Путешествие в весну.
Направления развития:
- учить наблюдению за состоянием природы;
- развивать способность чувствовать красоту природы;
- формировать интерес к окружающему миру;
- воспитывать бережливое отношение к природе.
Оборудование: репродукция И.Левитана «Март», акварельные краски,
альбомный лист, кисть, вода.
Содержание занятия:
1. Прогулка.
Постановка учебной задачи. Организованное наблюдение за природой с целью переноса полученных знаний (сравнений) в свою практическую работу, формирование способности видеть красоту в реальной действительности.
- Мы отправляемся на прогулку в уголок природы. Идем в парк. Вокруг зеленеющая, молодая трава, щебет птиц. Красиво! Остановимся на тропе, недалеко от нас поляна. Осмотрелись вокруг. Что же мы видим? (перечисляем.) Леса, речка, небо, деревья можно назвать одним словом – природа.
- Что здесь кажется красивым, интересным и загадочным? (учитель читает стихи).
- Какие деревья? Что можно сказать о них? Какой цвет неба, травы, деревьев мы видим? Вдохните весенний воздух, какой он?
Осуществление причинно-следственных связей между прогулкой и рассматриванием репродукции в классе.
2. Смотрим репродукцию И. Левитан «Март».
- Какое название вы дадите этой работе?
- Какие образы, мысли, чувства возникают у вас?
Первый весенний месяц несет в природе обновление. Это радостное пробуждение природы поможет нам увидеть все заново. Вспомните, что вы чувствовали на прогулке?
Учитель читает стихи, например, Б. Пастернака
- Что вы представили? Какие цвета?
- Что отобразил поэт в своем стихотворении. И как об этом говорит художник И. Левитан?
3. Работа с репродукцией «Март». Разбираем композицию картины.
- Что изображено? Что самое яркое? Что можно сказать? Какие краски использует художник? Вспомним нашу прогулку ?
- От этого снега нам тепло или холодно? Почему? Что хотел этим нам показать художник? Какие цвета использует художник при написании деревьев, земли . Какое настроение передает нам картина? Что главное в картине и как это показал художник? Нравится ли вам эта репродукция? Почему?
-Художник создает красивые работы.
Вы сейчас будете выступать в роли художника.
4. Вам предстоит создать свою картину, свой весенний пейзаж, в котором вы постараетесь отразить радость прихода весны.
В процессе творческой работы звучит мелодия «Звуки природы».
5. В подведение итогов, учащиеся по желанию рассказывают о своих работах. Устраивается выставка работ.

Тема занятия: Весенняя радость.
Направления развития:
- развивать способность наблюдать;
- почувствовать весеннюю радость природы, полюбоваться природой;
- развивать способность к эмоционально-чувственному восприятию;
Оборудование: фотографии с изображением времени года – весна, репродукция И Левитана «Весна – Большая вода», альбомный лист, вода, кисть, гуашь.
Содержание занятия:
1. Прогулка (наблюдения).
Постановка учебной задачи во время наблюдения за природой.
Чтение стихотворения Ф. Тютчева «Весенние воды»:
Еще в полях белеет снег, Мы молодой весны гонцы,
А воды уж весной шумят – Она нас выслала вперед!»
Бегут и будят сонный брег, Весна идет, весна идет!
Бегут и блещут и гласят И тихих, теплых майских дней
Они гласят во все концы: Румяный, светлый хоровод
«Весна идет, весна идет! Толпится весело за ней!..
- О чем стихотворение? Какие цвета в нем присутствуют?
- Какие изменения происходят в природе? Чему радуется природа весной?
Весна прокладывает себе путь в неустанной борьбе. Что это за борьба? Почему природа радуется весне?
2. Работа со стихотворением Ф. Тютчева «Весенние воды» и фотографиями.
- Какое настроение вызывает стихотворение?
- Какую картину можно нарисовать, если закрыть глаза?
– Какие строки из стихотворения подходят к фото?
- С чем можно сравнить этот лес?
- Какие можно вспомнить сказки, стихи, музыку, глядя на этот лес?
- Какое настроение вызывает этот От чего такое настроение? Как автор показал радость?
3. Смотрим репродукцию И. Левитана «Весна – Большая вода».
- Что изображено? Что самое яркое? Что можно сказать о этой работе? Какие краски использует художник?
-О чем рассказывает нам художник в работе? Почему природа рада весне?
4. В своей работе (работа гуашью) вы постараетесь отобразить всю радость природы.
5. В подведение итогов учащиеся анализируют работы.


Тема занятия: Первый весенний луч.
Направления развития:
- показать яркость и многообразие мира природы через ее состояния;
- учить изображению передачи характера при помощи цвета;
- наблюдать за изменением состояния неба, солнца,
- изучить новый способ работы с акварелью – по сырому.
Оборудование: разрезанные на части репродукции с изображением «падающих» весенних лучей солнца и т.п., репродукции, акварельные краски, альбомный лист, вода, кисть.
Содержание занятия:
1. Художественное слово учителя.
- На земле по-прежнему лежит снег, да и мороз иной раз ударит не хуже, чем в декабре. И все-таки, если присмотреться попристальней, на декабрьскую пору это не похоже. Кончилась вьюга, метель, выглянуло солнышко, и сразу весной повеяло. Посмотрите, как ослепительно светит солнце. Свет от него густой и золотистый. Лучи от солнца греют лицо и руки. Небо синее-синее, и по нему, словно белые комья ваты, раскинулись пушистые облака
2. Наблюдение за состоянием неба и солнца. (объявление темы занятия). На этом этапе занятия можно повести конкурсы: кто больше знает загадок про небо и солнце, разгадывание загадок, чтение пословиц и поговорок .
- Чем так хорош и первый весенний луч? Почему ему рада природа?
3. Работа по командам.
Учащиеся собирают из разрезанных открыток картину.
- Какое настроение вызывает у вас эта репродукция? Почему?
- Что можно сказать об этом солнышке? Какое оно? Какие цвета можно использовать при его написании?
4. Смотрим и анализируем репродукции художников.
5. Вам предстоит создать свою картину, где первые весенние, солнечные лучи играют по проталинкам, по ручейкам. Работа выполняется акварелью по сырому.
6. В подведение итогов учащиеся рассказывают о выполненной работе.

Тема занятия: Портрет дерева.
Направления развития:
- показать эмоциональное восприятие природы человеком, ее воз действие на наши чувства,
- развивать творческое воображение, фантазию,
- формировать способность комбинировать зрительные и слуховые впечатления путем свободного ассоциирования, создавая образ,
- любоваться красотой окружающего мира.
Оборудование: репродукции П. Синьяк «Сосна», Н. Гончарова «Рябина», И. Левитан «Дуб»; литературный ряд – Ф. Тютчев «Ива», А. Фет «Ива» (стихотворения написаны на доске), альбомный лист, восковые мелки.
Содержание занятия:
1. Беседа.
Беседа, постановка учебной задачи. У каждого дерева, как и у человека, свой облик, свой характер. Береза застенчива и нежна, дуб могуч, клен праздничен. Расскажите о других деревьях, отметив их характерные черты (можно собрать гербарий из листвы и продолжить разговор в классе).
2. Смотрим репродукции. П. Синьяка «Сосна», Н. Гончаровой «Рябина», И. Левитана «Дуб».
- Опишите, что изображено. Как ты думаешь, что это за дерево, старое или молодое? Представь себя там, «в картине», будто бы ты стоишь под этим деревом, что ты чувствуешь? Какое у тебя настроение? Дерево – живое существо, способное думать, чувствовать, переживать Опиши эти чувства. Чем отличается состояние природы в это репродукции от предыдущей?
- Как выражено художником это состояние природы?
- Чем похожи и различаются просмотренные репродукции?
3. Работа со стихотворениями Ф. Тютчева «Ива», А Фета «Ива».
- Каждое дерево воспринимается и описывается поэтами, художниками по-разному. Мы прочитаем 2 стихотворения (записаны на доске) и постараемся увидеть это дерево глазами поэтов (как поэты описывают ивушку).
Ф. Тютчев «Ива» А. Фет «Ива»
Что ты клонишь над водами, Ветви сочные дугою
Ива, макушку свою? Перегнулись над водою,
И дрожащими листами, Как зеленый водопад;
Словно жадными устами, Как живые, как иглою,
Ловишь беглую струю?... Будто споря меж собою,
Листья воду бороздят.
Вопросы к стихотворениям:
- О чем стихотворения? Какое настроение осталось после прочтения?
- Как автор говорит о иве, какая она? Опиши.
- Какую цветовую гамму можно выбрать для 1-го и 2-го стихотворения?
4. В творческой работе учащиеся выполняют восковыми мелками портрет дерева (на выбор). Создание работы происходит под музыкальное сопровождение (шум ветерка и пение птиц в лесу).
5. В выставке учащиеся комментируют свою работу.

Тема занятия: У красавицы Невы (праздник в городе).
Направления развития:
- учить ценить красоту своего города,
- развивать способность видеть красоту,
- формировать способность анализировать увиденное,
- воспитывать эстетическое отношение к окружающему.
- познакомить с ярким и богатым миром Санкт-Петербурга,
- показать, что вся жизнь человека с раннего детства связана с искусством,
- дать понятие о городском пейзаже.
Оборудование: иллюстрации с изображением достопримечательностей нашего города (Петропавловский собор на фоне салюта, вид на Исаакиевский собор со стороны набережной, украшенные праздничные набережные и т.п.), репродукции Ф.Я. Алексеев «Вид на стрелку Васильевского о-ва от Петропавловской крепости», гуашь, вода, кисть, альбомный лист.
Содержание занятия:
1. Беседа.
Постановка учебной задачи. С произведениями искусства мы встречаемся всегда и везде: в музеях, на природе, в своем доме, на улицах города.
- Какие произведения искусства вы видели на улицах своего города?
- Что кроме памятников, также на улицах можно встретить? (природа – городской пейзаж).
- Как изменяется облик города, когда приближается праздник? Сегодня мы изобразим праздничный город, праздничный Санкт-Петербург. Какой праздник приближается? (9 мая). Что это за праздник?
2. Работа с иллюстрациями, репродукциями.
- Что можно рассказать об этих зданиях?
- Чем отличаются иллюстрации от того, что мы видим каждый день на улицах города?
- Чем интересны для нас эти изображения? (город украшен, салют, флаги, парады). Расскажи о событии, которое происходит.
- Что и как еще украшают люди к празднику в городе?
3. Работа со стихотворением С. Скаченко «Праздник на Неве».
Как вода прохладой дразнит Посмотри –проносит быстро
В этот жаркий майский час. Катер невская вода!
На Неве сегодня праздник: Наш Исакий шлем начистил
Корабли в гостях у нас. И горит как никогда.

Кораблям Нева знакома. Ветры Балтики прохладны,
Позади штормят моря. Ветры флаги теребят.
На Неве они, как дома, Вид Невы такой нарядный -
Здесь отдали якоря. Даже львы – и те не спят.
- О чем стихотворение? Как автор говорит о городе, природе?
- Какую картину вы себе представили?
- Какие цвета можно использовать для написания такой картины? Почему? Когда вы были в праздничном городе с родителями, что больше всего понравилось, запомнилось?
4. В своей работе вы изобразите праздничный город, праздничный Санкт-Петербург. Работа осуществляется на основе собственных впечатлений, и полученных знаний. Главная задача детей – передать праздничное настроение города, преображение природы в этот момент.
5. В подведение итогов учащиеся рассказывают о своей работе.
- Как ты отобразил праздничность, красоту в своей работе? С помощью чего? - Какое название у твоей работы? Почему?


















8. Используемая литература.

1.Учимся видеть прекрасное. / Составитель Белкина Э.Б. Киев: РМК, 1991. – 48 с.
2.Розенвассер В.Б. Беседы об искусстве. М.: Просвещение, 1979. – 183 с.
3.Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей: Форма, цвет, звук. Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.
4.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991. - 93 с.
5.Крупник Е.П. Психологическое воздействие искусства на личность. М.: ИП РАН, 1999. – 240 с.
6.Восприятие изобразительного искусства школьниками : Сборник научных трудов; Редкол. Юсов Б.П. М. : АПН СССР, 1988. - 130 с.
7. Горяева Н.А. В мире искусства. М.: Просвещение, 1991. - 159 с.
8 . Волков Н.Н. Восприятие картины. М.: Просвещение, 1969. - 32 с.
9. Киселев В.И. Как понимать картину. Пермь: Кн. изд., 1961. -38 с.
10. Ковтун Е.Ф. Как смотреть картину. Л., ЛГ ПИМП РСФСР, 1960. - 96 с.
11. Урванцев Л.П. Психология восприятия цвета. Ярославль: ЯГУ,1981.-65 с.
12. Шуртакова Т.В. Эстетическое восприятие живописи учащимися. Казань: Издательство Казанского Университета, 1972. - 72 с.
13. Эстетика и пути творчества./ Под ред. Ванслова В.В. М.: Изобразительное искусство, 1977. - 288 с.
14. Поспелов Г.Н. Искусство и эстетика. М.: Искусство, 1984. – 325 с.
15. Самохин В.Н. Эстетическое восприятие. М.: Мысль, 1985. –208 с.



























































1 Алиев А.А. Человеческая психология и искусство. Фрунзе: Кыргызстан, 1980. – с. 163.
1 Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Из юношеского дневника. М. С. 94
1 Рисунок. Живопись. Композиция. Сост. Н.Н. Ростовцев, С.Е. Игнатьев, Е.В. Шорохов. М.: Просвещение, 1989. – с.128
1 Езикеева В.А. Художественное воспитание средствами изобразительного искусства. Художественное воспитание в детском саду. М.: Учпедгиз, 1957, с.93.
1 Кожинов В. Виды искусства. М., 1960, с.3









13PAGE 15


13PAGE \* MERGEFORMAT14215