Выступление Эстетическое воспитание младших школьников на уроках изобразительного искусства


Эстетическое воспитание младших школьников на уроках изобразительного искусства
Подготовил: Дворцов О.Н.
Учитель ИЗО I категории
МБОУ «Рунгинская СОШ
Буинского муниципального района
Республики Татарстан»
с.Рунга - 2011
Содержание
1. Введение.
2. Эстетическое воспитание: понятие, задачи, пути осуществления.
3. Возрастные особенности развития познавательной сферы младших школьников.
4. Реализация учителем изобразительного искусства задач эстетического воспитания младших школьников в процессе обучения.
5. Направления эстетического воспитания младших школьников на уроках. изобразительного искусства
6. Заключение.
7. Список литературы.
1.Введение.
Роль эстетического воспитания в формировании личности, ее всестороннем развитии трудно переоценить. Уже в древности отмечали значение красоты в жизни и деятельности человека. Исключительно велико и многообразно влияние искусства как важнейшего элемента красоты и эстетического отношения к действительности на человека. Оно способствует развитию сознания и чувств личности, ее взглядов и убеждений, большую роль играет в формировании нравственности, создает условия для духовного возвышения человека.
Эстетическое освоение действительности человеком не ограничивается одной лишь деятельностью в области искусства: в той или иной форме оно присутствует во всякой творческой деятельности. Другими словами, человек выступает художником не только тогда, когда он непосредственно создаёт произведения искусства, посвящает себя поэзии, живописи или музыке. Эстетическое начало заложено в самом человеческом труде, в его деятельности, направленной на преобразование окружающей жизни и самого себя. Эстетическое развитие личности начинается в раннем возрасте. Очень трудно формировать эстетические идеалы, художественный вкус, когда человеческая личность уже сложилась. Необходимо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей школьного возраста, начиная с начальных классов. В связи с этим возрастает роль учителей, которые, осуществляя образовательный процесс, компетентно решают воспитательные задачи, в том числе задачи эстетического воспитания младших школьников.
2. Эстетическое воспитание: понятие, задачи, пути осуществления
В самом общем виде эстетическое воспитание можно определить как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить "по законам красоты".
Понятие "эстетическое воспитание" органически связано с термином "эстетика", который происходит от греческого слова "эстезис" - чувственный. Слово это в качестве названия определенной науки было впервые введено немецким теоретиком искусства Баумгартеном. Его труд "Эстетика" был опубликован в 1750 году. С того времени эстетика стала целой отраслью научных знаний. Но сама эстетика зародилась значительно раньше: ее истоки уходят в глубокую древность. Уже на заре цивилизации у человека развилась способность чувствовать красоту окружающих его предметов.
Эстетическое воспитание обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного. Но в эстетике это прекрасное связано с искусством, с художественным отражением действительности в сознании и чувствах человека, с его способностью понимать прекрасное, следовать ему в жизни и творить его. В этом смысле сущность эстетического воспитания состоит в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни, на выработку эстетических понятий, вкусов и идеалов, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства.
Понятие "эстетическое воспитание" является самым общим в теории эстетического воспитания. Оно включает в себя ряд зависимых от него понятий. Среди них следует отметить: эстетическое развитие, эстетический вкус, эстетический идеал, эстетическое чувство.
Эстетическое развитие - процесс целенаправленного становления в ребенке сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического восприятия, творческого воображения, эмоционального переживания, а также формирования духовных потребностей.
Эстетический вкус - способность человека к оценке предметов, явлений, ситуаций с точки зрения их эстетических качеств. Существенным компонентом в проявлении вкуса является эстетический идеал.
Эстетический идеал - целостный, социально обусловленный, конкретно-чувственный образ, являющийся воплощением представлений людей о совершенстве красоты в природе, обществе, человеке, искусстве.
Эстетическое чувство - субъективное эмоциональное переживание эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира. Эстетическое чувство выражается в духовном наслаждении или отвращении, сопровождающем восприятие и оценку предмета в единстве его содержания и формы. Развитие и воспитание эстетического чувства направлено на формирование у воспитанников эстетического идеала и усвоения ими эстетических норм и оценок.
Задачами эстетического воспитания являются:
1. Формирование эстетического сознания, включающего в себя совокупность знаний по основам эстетики, мировой и отечественной культуры, способность понимать и отличать подлинно прекрасное в искусстве, народном художественном творчестве, природе, человеке от суррогата.
2. Формирование эстетических чувств, вкусов; педагогически корректное противодействие дезориентирующим влияниям псевдокультуры; развитие мотиваций (потребностей, интересов) и способностей к художественно-творческой деятельности.
3. Формирование способов художественно-творческой деятельности; поддержка одаренных детей: выработка опыта (умений и навыков) организации среды обитания, труда, учения с учетом эстетических норм и потребностей.
Не менее важной стороной содержания эстетического воспитания является его направленность на личностное развитие учащихся. Прежде всего, необходимо формировать у учащихся эстетические потребности в области искусства, в постижении художественных ценностей общества. Важнейшим элементом содержания эстетического воспитания является развитие у учащихся художественных восприятий. Эти восприятия должны охватывать широкую сферу эстетических явлений. В частности, необходимо научить школьников воспринимать прекрасное в различных видах искусства, в природе, в окружающей жизни и в поведении людей.
Существенным компонентом эстетического воспитания является овладение знаниями, связанными с пониманием искусства и умением выражать свои суждения (взгляды) по вопросам художественного отражения действительности. С этим связано формирование у учащихся преставлений и понятий о специфике отражения этой действительности в различных видах и жанрах искусства, выработке умения анализировать содержание и нравственно-эстетическую направленность искусства.
Большое место в содержании эстетического воспитания занимает формирование у учащихся художественного вкуса, связанного с восприятием и переживанием прекрасного. Нужно научить школьников чувствовать красоту и гармонию подлинного произведения искусства, проявлять художественную взыскательность, а также стремление к повышению культуры поведения.
Важным содержательным компонентом эстетического воспитания является приобщение учащихся к художественному творчеству, развитие их склонностей и способностей к музыке, изобразительному искусству и литературе. Л. Н. Толстой высказывал убеждение в том, что у каждого ребенка есть разнообразные потребности в художественном творчестве, которые необходимо развивать и использовать в целях воспитания.
Эстетическое воспитание само по себе осуществляется лишь в тесном единстве со всеми другими видами воспитания. Например, умственное воспитание учащихся, если оно проводится полноценно, не должно отрываться от нравственного и эстетического воспитания, иначе оно просто перестанет быть воспитанием, сведется к натаскиванию, зубрежке.
Эстетическое воспитание не может осуществляться без идейно-политических, интеллектуальных и моральных критериев. Будучи явлением идеологического порядка, оно по сути своей выполняет определенную конкретно историческую, социальную функцию.
Единство эстетического и интеллектуального определяется тем, что эстетическое отношение человека к действительности базируется на познании. Эстетическое воспитание неотделимо от таких интеллектуальных чувств как любопытство, любознательность, интерес. Мало того, и дальнейшее, более углубленное развитие эстетического восприятия не обходится без интеллектуальных элементов.
Движения мысли, разнообразные идеи и связанные с ними ассоциативные представления неотделимы от эстетического чувства, когда оно становится содержательным. Это тем более так, что эстетическое освоение связано с удовольствием от проникновения в глубину содержания предмета, оно является результатом своеобразного творческого познания.
Все школьное обучение в целом имеет своей общей задачей сформировать гармонически развитую личность. Каждый учебный предмет выполняет при этом свою особую функцию, дает знания в определенной области, развивает те или иные способности, раскрывает перед школьниками какую-то сторону действительности.
Таким образом, учебная деятельность – один из путей осуществления эстетического воспитания. Потенциалом эстетического воспитания младших школьников обладают многие учебные дисциплины: изобразительное искусство, музыка, окружающий мир, литературное чтение и технология.
3. Возрастные особенности развития познавательной сферы младших школьников
Осуществляя эстетическое воспитание, необходимо знать и учитывать возрастные особенности развития познавательной сферы младших школьников.
Мышление является наиболее сложным познавательным психическим процессом, свойственным только человеку. Мышление - очень сложная и многосторонняя психическая деятельность, и характеристика его не может быть простой и однозначной.
Различают три основных вида мышления: предметно-действенное, наглядно-образное и абстрактное. Предметно-действенное мышление – вид мышления, связанный с практическими действиями над предметами. Наглядно-образное мышление – это вид мышления, который опирается на восприятие или представления. Этот вид мышления характерен для дошкольников и отчасти детей младшего школьного возраста. Абстрактное мышление, по преимуществу характеризующее старших школьников и взрослых, - это мышление понятиями, лишенными непосредственной наглядности, присущей восприятию и представлениям.
Дети мыслят очень конкретно и склонны понимать все буквально, поэтому в занятиях с младшими школьниками надо остерегаться всяких переносных значений. Если нужно дать детям известные общие положения, их обязательно надо конкретизировать каким-нибудь примером, иллюстрацией и т.д. То же относится к новым понятиям: они должны иллюстрироваться опытом ребенка, картинами, наглядными пособиями и т.д.
Для понимания необходимы знания, но отдельные, отрывочные знания еще не все для понимания. Надо связать эти знания так, чтобы стал понятен смысл целого.
Младший школьник склонен к наглядному мышлению. Оно очень помогает ему в понимании, так как один образ, одна картина может сразу охватить то, для чего порой требуется длинный ряд фраз.
Ученику начальных классов нелегко даются временные и особенно причинные связи. У младших школьников недостаточно развита логика. Дети могут не понимать: 1) отдельных фактов, 2) связи между ними, 3) доказательств и объяснений. В первом случае причиной непонимания является просто незнание: если я чего-либо совершенно не знаю, я его, конечно, не понимаю. Связь между факторами ребенок понимает, если ее легко увидеть или мысленно проследить. Доказательств ребенок часто не понимает, т.к. у него слабо развито логическое мышление. Причинные объяснения ему легче, если они идут от причины к действию или если объясняются намерением, целью, притом близкой к тем, которые ставят себе дети.
В младшем школьном возрасте продолжается развитие восприятия. Восприятие превращается во все более целенаправленный и управляемый процесс. Однако у младшего школьника легко увидеть некоторое своеобразие восприятия. Оно вызвано в значительной мере ошибками в познании пространства. Ошибки в узнавании геометрических тел свидетельствуют о низком уровне ориентировки детей в формах. Так же дети легко путают объемные тела с плоскими формами. Причина тут одна - отсутствие специального обучения детей видению предмета в третьем измерении, которое познается, прежде всего, с помощью осязания, в процессе моделирования, конструктивной деятельности.
Многие первоклассники, списывая к себе в тетрадь с доски или из книги буквы и цифры, делают типичные ошибки. Чаще всего они пишут зеркально, т.е. переворачивают знак, пропускают или добавляют элементы, сливают два знака. Подобные ошибки имеют общую причину: слитность воспринимаемого знака. Ребенок схватывает лишь общий вид знака, но не видит его элементов, структуры, пространственных отношений этих элементов.
В младшем школьном возрасте существенно развивается и специальный вид восприятия - слушание. У школьников слушание становится не только средством, но и видом его учебной деятельности. Слушание включено в любой урок, т.к. все действия школьника, его успех, а значит и отметка, в первую очередь зависят от его умения слушать объяснения и указания учителя. Кроме того, дети слушают с критической направленностью ответы, решения, объяснения своих одноклассников. Слушание, как и чтение, становится своеобразной формой умственной деятельности детей.
Восприятие любого предмета и его изображения есть отражение целого во взаимоотношении составляющих его частей. Эти отношения целого и части изменчивы и подвижны. Любой процесс восприятия предмета как целого требует вычленения его признаков, сторон, частей (анализ) и установления связей между ними (синтез). Такая мыслительная деятельность наиболее отчетливо выступает в восприятии сложного содержания: картины, текста, восприятие которых требует понимания, т. е. является формой сложной умственной деятельности.
Процесс развития восприятия сюжетной картины проходит три уровня: перечисления, описания и истолкования. Эти уровни свидетельствуют о различной степени понимания ребенком данного ему содержания и зависят от: а) структуры картины; б) степени близости ее сюжета опыту ребенка; в) формы поставленного вопроса; г) общей культуры ребенка, умения наблюдать; д) развития его речи.
Развитие восприятия есть переход от слитного, фрагментарного восприятия ребенком предметов к расчлененному, осмысленному и категориальному отражению вещей, событий, явлений в их пространственных, временных причинных связях. С развитием восприятия изменяется и его структура, его механизм. Все большую роль начинает играть слово как средство анализа и обобщения воспринимаемого содержания.
Внимание не является психическим процессом. Это психическое состояние личности, выраженное в сосредоточенности на чем-то. Внимание выражает отношение человека к определенному объекту. Различают три вида внимания в зависимости от того, что является причиной его возникновения.
1. Непроизвольное (первичное) внимание привлекается ярким, неожиданным, сильным раздражителем.
2. Если школьник интересуется чем-то (книгами, фильмами и т. д.), то его внимание привлекают и удерживают те предметы или явления, которые удовлетворяют этот интерес. Это вторичное непроизвольное внимание. Оно не требует от ученика усилия, привлекается самим предметом, но не его яркостью или необычностью, а содержанием, отвечающим направленности, интересам этого ученика.
3. Произвольное внимание направляется волевым усилием человека, осознанием необходимости быть внимательным.
Каждому учителю известно, что нельзя строить повседневную работу на волевом произвольном внимании детей, тем более на первых этапах обучения. Оно требует большого нервного напряжения и оказывается очень трудным для маленьких учеников. Следует ориентироваться на 2-ой вид внимания, который поддерживается интересом, - на послепроизвольное, вторичное внимание.
Оно возникает там, где дети должны думать над своей работой, искать способы решения, находить сходное и разное, известное в новом и уже знакомом, разбирать и делать выводы, рассуждать и доказывать. Словом, внимание поддерживается активной мыслительной деятельностью. Если она интересна и продуктивна, она "держит" внимание детей, не требуя от них большого нервного напряжения. Но не все в учебной деятельности интересно, и у детей надо понемногу формировать способность к волевому сосредоточению.
Основными качествами внимания являются его объем, концентрация (сила сосредоточения) и устойчивость (длительность сосредоточения). Объем внимания - это количество объектов, которые человек может одновременно "схватить" с одинаковой ясностью. У ребенка объем внимания мал. Поэтому, если ему приходится сразу ознакомиться с двумя новыми буквенными или цифровыми знаками, с двумя сходными картинами или близкими по смысловому содержанию стихотворениями, происходит "спутывание" воспринимаемых объектов. В этом случае очень целесообразно ввести прием сравнения.
Концентрация внимания характеризует силу сосредоточения человека и определяется той силой нового раздражителя, которая необходима для погашения прежней доминанты и создания новой. У маленьких школьников сила сосредоточения невелика.
Всем учителям известно, как долго, с неослабевающим вниманием дети могут слушать интересный и доступный их пониманию рассказ. Но вместе с тем учителям также хорошо известна быстрая отвлекаемость внимания маленьких школьников, трудности сосредоточения на чем-то неинтересном, но нужном, тем более на длительное время - рассеянность детей. Быть рассеянным - значит не уметь надолго сосредоточиться на чем-то одном. Одна из наиболее часто встречающихся причин рассеянности детей - их легкое и быстро появляющееся утомление. Оно наступает особенно быстро при выполнении трудной, неинтересной и однообразной работы.
Условиями организации учебной деятельности с детьми являются: хороший темп урока и продуманная его организация; четкость, доступность и краткость пояснений, инструкций, указаний учителя; максимальная опора на активную мыслительную деятельность детей; бережное отношение учителя к вниманию детей; разнообразие видов и форм работы; включение в учебную деятельность всех учеников.
Память ребенка отличается большой пластичностью, что создает благоприятные условия для быстрого пассивного запечатления материала и его легкого забывания. С развитием ребенка память приобретает избирательный характер: ребенок лучше и на большой срок запоминает то, что ему интересно, и использует этот материал в своей деятельности.
Развитие памяти выражается в том, что:
а) увеличивается объем запоминаемого;
б) нарастает полнота, системность и точность воспроизводимого материала;
в) запоминание все чаще опирается на смысловые связи, что обеспечивает ученику возможность свободно оперировать приобретенными знаниями в разных условиях, обеспечивает больший объем запоминания и длительность сохранения;
г) память приобретает произвольный характер;
д) дети осваивают рациональные способы заучивания.
Развитие памяти ребенка повышает возможности развития его воображения. Предвосхищение результата собственного действия является началом развития воображения. Формируясь на основе подражания и собственной активности ребенка, воображение из воспроизводящего, фрагментарного становится все более творческим, логичным и богатым.
В процессе общего развития ребенка деятельность памяти становится все более управляемой. Развивается произвольная память. Непроизвольное запоминание сохраняет свое значение.
Деятельность памяти и воображения изменяется и в зависимости от тех мотивов, которые побуждают ребенка к усилию: запоминанию и припоминанию воспринимаемого материала, к созданию нового рисунка или сочинения. Подражательная и непроизвольная деятельность превращается в творческую, которой ребенок научится управлять, подчиняя ее принятой задаче.
Выделяют различные типы памяти в зависимости от того, что человек запоминает успешнее и как он предпочитает запомнить. Наиболее существенные различия проявляются между наглядно-образным и словесно-логическими типами памяти. Кто-то лучше запоминает наглядные образы предметов и событий, а кто-то мысли, выраженные в словах.
С особенностями запоминания связаны особенности восприятия и осмысливания детьми различного учебного материала.
Память заключается в запоминании, сохранении и последующем узнавании и воспроизведении того, что было в прошлом опыте ребенка. Каждый ученик запоминает и воспроизводит материал по-разному. И не только лучше или хуже, а именно по-своему, ибо существуют большие индивидуальные различия памяти. Она может быть хорошей по отношению к одним предметам, явлениям и плохой по отношению к другим. Некоторые дети прекрасно запоминают стихи и очень слабо математические формулы, правила, а другие - наоборот. Одни школьники могут быстро вспомнить выученное и дать нужный ответ, другие не могут скоро и легко воспроизвести то, что когда-то запомнили.
Словесно-логическая память выражается в преимущественном запоминании и воспроизведении теоретических положений, словесных формулировок. Образная память тесно связана с воображением.
У одних детей более развито зрительное запоминание, они нуждаются в зрительном восприятии того, что нужно запомнить. Другие лучше запоминают то, что услышали или сами прочитали вслух. В процессе школьного обучения ребенку нужна и словесно-логическая, и образная, и слуховая, и зрительная память. Важно знать, какая память у ребенка слабее, чтобы развить ее.
Развить память любого типа помогает заинтересованность материалом (ребенок запоминает не все в равной степени, а по преимуществу то, что для него существенно важно), положительное отношение к запоминаемому. Хуже всего запоминается то, что безразлично. То, что понравилось, хочется запомнить. Желание запомнить, активная позиция школьника способствует развитию его памяти. Поэтому для развития памяти ребенка полезны не только и не столько специальные упражнения на запоминание, а побуждение интереса к знаниям, к отдельным учебным предметам, развитие положительного отношения к ним.
Воображение - это познавательный процесс, который состоит из создания новых образов, на основе которых возникают новые действия и предметы. Основная функция воображения - преобразование опыта. По степени самостоятельности воображения и оригинальности его продуктов различают два вида воображения – воссоздающее и творческое.
Воссоздающее воображение – это представление новых для человека объектов в соответствии с их описанием, чертежом, схемой. Этот вид воображения используется в самых различных видах деятельности. В учении он играет особо важную роль.
Усваивая учебный материал, выраженный в словесной форме (рассказ учителя, текст учебника), учащийся должен представить себе то, о чем идет речь; например, вообразить себе моря, озера, горы, незнакомые растения, животных. Только на знания опирается воссоздающее воображение. Если знания недостаточны, то и представления могут быть искаженными: так, некоторые дети представляют мамонта высотой с четырехэтажный дом.
Чтобы создать у учащихся правильные представления о новом учебном материале, надо не только эмоционально, но и ясно и точно рассказывать о нем. С этой же целью важно дополнять словесную информацию наглядным материалом. Опора на наглядный материал всегда помогает работе воссоздающего воображения – воссозданный образ становится более точным, он более правильно воспроизводит реальную действительность.
В отличие от воссоздающего воображения творческое воображение есть самостоятельное создание новых образов в процессе творческой деятельности. Творческая деятельность – это деятельность, которая дает новые, впервые создаваемые, оригинальные продукты, имеющие общественное значение: открытие новых закономерностей в науке, изобретение новых машин, создание произведений искусства, литературы и т. п.
Без достаточно развитого воображения не может успешно протекать учебная работа школьника. Чем больше будет участвовать воображение во всех познавательных процессах школьника, тем более творческой будет его учебная деятельность.
Учителю необходимо знать возрастные особенности психологического развития школьников для успешного построения учебной деятельности детей.
Таким образом, можно сделать вывод, что сущность эстетического воспитания состоит в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни, на выработку эстетических понятий, вкусов и идеалов, развитие творческих задатков детей.
Эстетическое воспитание может осуществляться через приобщение к художественно-творческой деятельности в учреждениях общего и дополнительного образования, культуры и т. п., а также в учебной деятельности и в разнообразных формах и видах внеучебной воспитательной работы. В основном задачи эстетического воспитания в образовательном процессе начальной школы решаются с помощью таких школьных предметов, как музыка, изобразительное искусство, литературное чтение, окружающий мир и трудовое обучение. Осуществляя эстетическое воспитание, учителю необходимо учитывать возрастные особенности развития мышления, восприятия, памяти, воображения детей и строить воспитательный процесс в соответствии с этими особенностями.
4. Реализация учителем изобразительного искусства задач эстетического воспитания младших школьников в процессе обучения
Возможности эстетического воспитания на уроках изобразительного искусства весьма широк и разносторонен. В программе «Изобразительное искусство и художественный труд» Б.М.Неменского предусматривается решение таких задач, как развитие фантазии, воображения, творческого, технического и художественного мышления.
Важным условием для осуществления эстетического воспитания на уроках изобразительного искусства является органическая связь с некоторыми другими предметами начальной школы. Например, литературное чтение: тема, сюжет, композиция, развитие чувства прекрасного и др.; музыка: ритм, темп, эмоциональный настрой, положительная энергия, создание художественного образа и др. Таким образом, осуществляя систему эстетического воспитания на уроках изобразительного искусства, необходимо широко использовать межпредметные связи.Анализ программы «Изобразительное искусство и художественный труд» Б.М.Неменского позволяет выделять ряд требований к урокам. Соблюдение данных требований направлено на оптимизацию учебной деятельности школьников и на успешную реализацию задач эстетического воспитания на уроках изобразительного искусства в начальных классах.
Прежде всего, необходимо учитывать возрастные особенности учащихся младших классов: быстрая утомляемость, потеря интереса при неудаче и соответственно снижение внимания. Поэтому, выбирая темы для выполнения работ, желательно спланировать объем работы на один урок, если же времени требуется больше, дети заранее должны знать, какая часть работы останется на второй урок.
На уроке должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию задумки в изображение или в изделие. Причем на теоретическую часть урока, которая должна быть организована в динамичной, веселой, захватывающей форме с элементами игры, лучше отвести втрое меньше времени, чем на практические действия, а самостоятельные практические работы должны вестись неторопливо, обеспечивая формирование необходимых умений и навыков на должном уровне.
Следует обязательно опираться на жизненный опыт ребенка, приобретенный в дошкольных учреждениях, а также и в домашних условиях.
На каждом этапе обучения необходимо закреплять навыки культуры труда:
· правильно организовывать рабочее место, подобрать материалы, выбрать инструменты, расположить так, чтобы удобно было ими пользоваться, - работаешь правой рукой, клади справа; работаешь левой рукой, клади слева;
· соблюдать порядок на рабочем месте в процессе всего урока; выполнять изображения качественно, аккуратно (чисто, красиво), точно, доводить начатое дело до завершения;
· экономично расходовать материалы, рационально использовать инструменты, приспособления, время, силы;
· строго выполнять правила безопасной работы инструментами и приспособлениями;
· постоянно контролировать правильность выполнения задания;
· находить ошибки и по возможности исправлять их.
Сначала нужно обучать выполнению заданий точно по образцу, рисунку – такие задания способствуют развитию произвольного внимания, наблюдательности, памяти. Затем рекомендуется побуждать детей вносить изменения в цвет, форму, размер, их количество, декоративность, а также и конструкцию. Это повышает самостоятельность мышления, оказывает влияние на развитие фантазии, творчества. При этом следует усилить внимание и к качеству выполнения заданий: точность композиции, аккуратность при изображении или моделировании, эстетичность оформления всей работы.
Изображение по тематическому заданию способствует развитию представлений, фантазии. Большое значение при создании тематических композиций имеют задания по условию – ребенок должен самостоятельно находить решения декоративных и художественных задач, отвечающих заданному условию, что воздействует на развитие сообразительности, смекалки. Изображая по замыслу, ребенок сам ставит перед собой задачи и находит правильные их решения. Такие задания дают возможность развитию декоративных способностей и художественного творчества.
.
5. Направления эстетического воспитания младших школьников на уроках изобразительного искусства
Следует выделить основные направления эстетического воспитания младших школьников на уроках изобразительного искусства:
1) создание благоприятных условий для работы;
2) постановка цели работы;
3) выбор объекта работы;
4) эстетический анализ выполненной работы.
Рассмотрим содержание данных направлений деятельности учителя.
Значительную часть своего времени дети проводят в школе, и то, в каких условиях они занимаются, в частности на уроках изобразительного искусства, оказывает серьезное влияние на их развитие. Эти условия неразрывно связаны с организацией коллективной и индивидуальной работы детей и всегда положительно или отрицательно влияют на нее. Своими успехами в работе дети во многом обязаны правильно организованным условиям работы. Кроме того, сама по себе рабочая среда – это богатейший источник эстетических воздействий на ребенка – активный воспитатель.
Первое и необходимое условие – просторный и светлый класс. В таком помещении дети с удовольствием работают над отражением художественной действительности. При хорошей освещенности рабочего места меньше утомляются глаза, заметно повышается активность ребят и их успехи в работе. Чтобы решить проблему освещенности, недостаточно поставить мощные светильники или иметь в классе большие окна. Гораздо важнее добиться равномерности и мягкости освещения: резкий свет не менее утомляет и беспокоит, чем слабый. Равномерность освещения хорошо обеспечивает рассеянный свет. Здесь могут помочь обыкновенные оконные занавески. Например, занавески фисташкового цвета. Ослепительные лучи солнца падают на парты. Дети щурят глаза и с трудом выполняют задание. Учитель предлагает задернуть занавески – лучи рассеиваются, наполняя комнату мягким светом.
Заботясь о хорошем освещении классных комнат, нельзя забывать о цвете. Немало света в помещении добавляют или крадут краски, которыми покрашены стены, мебель. Самым светоносным цветом является белый. Белая поверхность отражает 80% падающего на него света. Но вряд ли можно положительно относиться к увлечению белым цветом. Ведь каждый цвет, помимо того, что он усиливает или ослабляет освещенность, оказывает еще и определенное, к тому же весьма сильное и неодинаковое воздействие на человека. Одни цвета действуют благоприятно, другие неблагоприятно. Одни – успокаивают, другие – возбуждают.
Есть большое число удачных цветовых сочетаний. Гармоничны сочетания трех цветов (триады): красный – синий – желтый, оранжевый – синий – желто-зеленый, зеленый – фиолетовый – желтый. Близкие по тону цветовые оттенки также могут давать гармоничные сочетания: светло-желтые и оранжевые, оранжевые и красные, красные и фиолетовые. Можно использовать сочетания производных от одного цвета, например: темно-голубой со светло-голубым, темно-зеленый со светло-зеленым и т.д. Хорошо выглядят пары дополнительных цветов: различные оттенки желтого и синего, оранжевого и голубого, красного и зеленого.
Все это нельзя не учитывать при покраске классных помещений. Дать рациональное цветовое решение классного помещения – значит обеспечить одно из важнейших условий труда, один из существенных факторов эстетического воздействия.
Эстетика рабочего места, предполагающая высокое качество инструментов, оборудования, материалов и культуру их содержания и использования – следующее эстетическое условие труда школьников. Требования, которым должны отвечать инструменты с точки зрения эстетического воспитания:
1. Прежде всего, инструмент (карандаш, кисть, ножницы, линейка и т.п.) должен доставлять удовольствие, пробуждать положительные эмоции своим внешним видом.2. Инструмент должен быть удобен. Этим качеством он оказывает положительное эстетическое воздействие на детей. Если инструмент удобен, то учащийся с удовольствием работает, его действия его точны, ритмичны, производительны, успеха он достигает легко, без лишнего напряжения. Неудобен инструмент – труд несет школьнику огорчение, гасит интерес к заданию, не дает желаемого результата.
3. Не меньшую роль играет качество оборудования (баночек для клея и для воды, коробочек для обрезков бумаги и т. д.). Оборудование, как и инструмент, должно быть красивым и удобным. Для этого совсем не обязательно быть ему дорогостоящим. Какое-то оборудование дети могут изготовить сами.
Мало обеспечить себя инструментом, оборудованием, материалами, надо научиться культурно с ними обращаться, т. е. трудиться так, чтобы на парте был порядок, чтобы все было под руками и ничего не мешало работе. Каждого младшего школьника следует убедить в мысли, что уважающий себя и свой труд человек должен уделять внимание содержанию рабочего места, что культура рабочего места делает труд не только приятнее, но и успешнее.
Правильно организованные условия работы не только оказывают непосредственное эстетическое воздействие на младших школьников, способствуют достижению детьми высоких результатов в их занятии, но и активно формируют лучшие их навыки и привычки, которые столь необходимы для них в любой сфере деятельности – и в учебе, и в труде.
Следующее направление – постановка цели труда. Как правило, труд младших школьников носит учебно-воспитательный характер. Поэтому учитель обязательно продумывает, какие новые знания, умения, навыки, какие качества должны приобрести дети, выполняя очередной рисунок, композицию или поделку.
Уроки изобразительного искусства в основном связаны с изображением окружающей действительности. Привлечение внимания детей к выбранному изображению, демонстрация объекта с установкой на его изображение – это постановка предметной цели работы. При постановке предметной цели работы нельзя ограничиваться названием объекта предстоящей работы, а следует демонстрировать ещё завершенную, т.е. конечную работу, которая помогает детям конкретно, точно представить цель своего работы.
Педагогическая задача при постановке эстетической цели – создать у школьников эстетическое отношение к объекту выполняемой работы и пробудить (а если оно возникло в момент предварительных наблюдений, то укрепить) стремление к созданию красивой работы. Раскрытие этой цели следует начинать с демонстрации изображения-образца.
Как известно, эстетическое восприятие конкретно-чувственное. В сфере прекрасного нет и не может быть абстракций. То, что недоступно чувственному восприятию, что мы не можем непосредственно видеть или слышать, остается за пределами нашей эстетической оценки. Именно поэтому нельзя пренебрегать демонстрацией изображения-образца. Оно рассчитано на побуждение переживаний школьников, вызванных созерцанием красивой работы, мастерски сработанной человеком. Во время постановки эстетической цели иногда полезно развернуть перед детьми яркие перспективы оценки результатов работы. Немалое значение имеют разъяснения детям, почему надо делать свои работы красивыми, например:
- Красиво делать значит окружать себя красивыми вещами, которые доставляют радость и наслаждение. Недаром говорят: красиво делать – красиво жить. Чтобы принести больше радости себе и людям – делай вещи красиво!
- Говорят, человек творит по законам красоты. Это значит, что бы он ни делал, он старается сделать красиво. Если ты хочешь стать настоящим человеком, в любое дело стремись вносить красоту.
- Даже в самом маленьком деле можно стать великим художником, если к делу относиться с любовью, творчески.
- Лучшая характеристика труженика – это предмет, сделанный его руками. Все прекрасное в человеке, прежде всего, раскрывается в труде. Ты покажи, как ты сделал,- я скажу, кто ты.
- Помни, ты тогда научишься понимать и ценить красоту предметов, тогда воспитаешь в себе высокий вкус, когда создашь по-настоящему красивый предмет. Ведь вкус лучшим образом развивается в труде, в труде по созданию красивых предметов. Делай красиво – разовьешь вкус!
Таким образом, постановка цели работы может и должна быть использована как фактор эстетического воздействия на младших школьников. Всесторонне раскрытая цель выступает перед школьниками зримой и интересной. Характер постановки цели работы накладывает свою печать и на характер работы детей. Чем ярче, увлекательнее цель, тем содержательнее и результативнее конечная работа младших школьников.
Эстетическое воспитание на уроках изобразительного искусства в значительной мере связано и с выбором объекта будущей работы. Это первый этап подготовки детей к выполнению задания, первый шаг эстетического воздействия на них. Разумеется, эффективность его будет зависеть от того, насколько педагогически правильно учитель его организует, насколько активно привлечет школьников к участию в выборе объекта, какие требования предъявит к намеченному для изображения объекту. Очень важно активно включать самих учащихся в выбор объекта изображения. Это не только усиливает интерес учащихся к намеченным для изображения рисункам, но и становится актом общения детей с красотой окружающего мира, пробуждая эстетическое отношение к действительности и, в частном, к намеченному для изображению объекту. Участие детей в выборе объекта изображения может быть различным: беседы о рисунках (о сюжетах), которые хочется изобразить на уроке, коллективный анализ письменных ответов учащихся на вопрос: "Что бы ты хотел (как бы ты хотел) нарисовать на уроках изобразительного искусства?"
Мало привлечь школьников к выбору объекта изображения, необходимо помочь им подобрать такой объект (сюжет) для выполнения, который смог бы служить источником эстетического воздействия на всех последующих этапах художественно процесса, возбуждал бы активность и желание проверить творческие способности, воспитывал вкус.
Объекты изображений способствуют эстетическому воспитанию младших школьников на уроках изобразительного искусства в том случае, если они отвечают определенным требованиям.
Во-первых, объекты детского труда располагают различными возможностями эстетического воздействия на учащихся. Рассмотрим две группы изображений: изображения, различные по назначению, сложности, но одинаковые по мастерству исполнения, и изображения, одинаковые по назначению и различные по качеству выполнения.
Если учитель продемонстрирует неприглядный образец, наспех изображенный на мятой бумаге с изломами с неудачным применением графических или живописных материалов, то это не вызывает у детей интереса к предстоящей работе, не пробуждает эстетического настроения. Под эстетическим настроением понимается эмоционально приподнятое состояние, вызванное созерцанием красивого предмета или успешной деятельностью по созданию его. В другой раз, посвященной этой же теме урока, если продемонстрировать привлекательный образец, аккуратно выполненный, дополненный разнообразными деталями, то на школьников он произведет сильное впечатление, с увлечением они возьмутся за дело. На всех этапах работы у детей будет чувствоваться их горячее стремление к эстетическим результатам труда. Два образца, одинаковые по назначению, оказывают различное по силе воздействие на школьников: один порождает безразличие и нетребовательность к своей работе, другой заинтересованность и увлеченность, воспитывает вкус и стремление к высоким конечным результатам труда.
Следовательно, образцы конечных работ имеют различные возможности эстетического воздействия на школьников в зависимости от своего внешнего вида. Но это не все. Эти возможности различны и в зависимости от характера изобразительного процесса, которой они предполагают.
Во-первых, по своей технологии выполняемая работа должна соответствовать уровню развития детей, чтобы изображение его не было слишком легким или слишком трудным, чтобы процесс труда не представлял из себя ни бездумной игры, ни бесплодного мученичества, чтобы он был и напряженным и в то же время плодотворным и радостным. Если задание окажется слишком легким, оно не вызовет необходимого напряжения интеллектуальных и физических сил ребенка, а значит, лишит его возможности эффективного развития, радости созидания, творчества в процессе художественной деятельности. Напротив, если оно окажется чрезмерно трудным, школьник потеряет веру в свои силы, в успех дела. Это погасит его интерес и творческое настроение, что недопустимо при эстетическом воспитании.
Во-вторых, объекты труда должны быть разнообразными – таково следующее требование. Дети младшего школьного возраста не любят делать "одно и то же". Только разнообразные и содержательные работы способны возбуждать и поддерживать интерес к работе. В классах, где уделяется изобразительному искусству значительное внимание, дети, как правило, живо интересуются тем, что они будут рисовать, с энтузиазмом встречают новую работу и, наоборот, пассивно и неохотно включаются в процесс изображения, если приходится повторять однажды выполненное задание.
В-третьих, все изображенные на уроках рисунки или выполненные поделки или хотя бы часть из них, но самых лучших, следует применять в практике – в школе или дома. Можно готовить работы для выставок, для подарков, а может быть и для реализации. Нельзя допускать чтобы работы детей просто создавались «для папки» или пылились на полке. Это результат одностороннего внимания к выработке у учащихся лишь каких-то умений и навыков по выполнению тех или иных операций.
Труд для других, для общества активно способствует формированию эстетического отношения к общественной направленности труда, побуждает стремление своей работой принести пользу и красоту людям. Наоборот, работа для себя или по «обязательству» не только лишает труд общественной направленности, но и формирует эгоистические тенденции в развитии школьников.
Осуществляя систему эстетических воздействий на младших школьников на уроках изобразительного искусства, следует выделить в этом процессе и такой этап, как эстетический анализ объектов работы, т. е. рассмотрение его с точки зрения того, что в нем является предметом нашего эстетического отношения.
Задача эстетического анализа – дать развернутую эстетическую оценку работе (рисунку, поделке и т.п.) в словесной форме. Значение этого этапа не вызывает сомнений, так как при этом школьник учится четкому выражению своего эстетического суждения о работе. Формулируя свое высказывание, он стремится глубже осмыслить особенности выполняемой работы, сущность своего отношения к нему. К тому же, систематически выражая свое суждение, он активно упражняет свой эстетический вкус и, постоянно сравнивая свою оценку с оценкой других, особенно с оценкой учителя, учащийся обогащает свои представления о красоте предметов.
Все это, в конечном счете, активно способствует формированию желаемого эстетического идеала у школьника. Кроме того, значение эстетического анализа изделия-образца бесспорно и в другом плане, в плане достижения высокого качества результатов труда: вооружая детей более точным и осмысленным представлением о красоте объекта труда, он делает цель работы более ощутимой и доступной, он укрепляет возникшее стремление к высокому результату труда.
При эстетическом анализе следует привлекать внимание школьников к тем особенностям работ (репродукций), благодаря которым мы считаем их прекрасными. Какие это особенности? Те, в которых наиболее ярко запечатлелись творческие способности человека-созидателя. "Под красотой, - писал в свое время Горький, - понимается такое сочетание различных материалов, а также звуков, красок, слов, которое придает созданному, сработанному человеком-мастером форму, действующую на чувство и разум как сила, возбуждающая в людях удивление, гордость и радость перед их способностью к творчеству".Эстетический анализ предмета можно успешно провести, если он будет прост и доступен младшим школьникам. Поэтому в начале работы учитель должен привлечь внимание детей к красоте формы, материала, отделки, не вникая в составляющие их компоненты. Только позднее приступить к постепенному их вычленению. Знакомя детей с некоторыми терминами, не нужно требовать от них обязательного оперирования ими, а заботиться о том, чтобы школьники при эстетической оценке предметов не упускали из виду явлений, обозначенных этими терминами.
Эстетический анализ может быть различен с точки зрения форм участия в нем школьников. Наиболее эффективным методом обучающего эстетического анализа следует считать беду с детьми, опирающуюся на максимальную активность учащихся. Беседы можно строить по-разному: или продумывать серию наводящих вопросов и, получая ответы на них, подводить детей к правильному пониманию красоты изображения, или перед школьниками ставить один вопрос: "В чем проявляется красота рисунка?" - и, корректируя, дополняя, развивая мысли учащихся, достигать необходимой глубины анализа изображения.
Большого внимания заслуживают различные формы самостоятельного анализа. Каждый учащийся на занятии высказывает свое мнение. Ребята дополняют выступающих. После высказываний учащихся учитель коротко резюмирует все сказанное.
Коллективный анализ, как правило, многогранно раскрывает красоту изделий, изображений, но иногда трудно установить, насколько глубоко видит эту красоту каждый учащийся. С этой целью полезно практиковать письменные самостоятельные анализы. Они выполняются чаще всего во внеурочное время. Каждый учащийся имел возможность не спеша проверить свои способности к эстетическому анализу, выразить на бумаге свои суждения. Знакомясь с детскими работами, учитель видит глубину суждений каждого воспитанника. Разумеется, учитель должен не только знакомиться с письменными анализами, но, опираясь на них, продолжать целенаправленно воздействовать на школьников.
Эстетический анализ изображений на уроках изобразительного искусства имеет определенное место, он вполне доступен младшим школьникам и педагогически весьма эффективен. Благодаря эстетическому анализу объекта труда дети, во-первых, приступают к изображению очередного рисунка с ярким и развернутым представлением своей задачи. Это помогает им не только наметить пути создания красивой работы, но и на всех этапах создания рисунка предъявлять к себе повышенные требования. Во-вторых, систематически вникая в красоту урочных работ, в красоту отдельных изображений окружающего мира, младшие школьники воспитывают в себе интерес к прекрасному, эстетические вкусы, они развивают себя эстетически.
Таким образом, чтобы достичь хороших результатов в эстетическом воспитании младших школьников, нужно правильно организовывать уроки изобразительного искусства, с учетом требований по всем рассмотренным направлениям деятельности учителя. При этом можно достигнуть больших, продуктивных результатов в развитии творческого мышления младших школьников. Самый продуктивный вид развития творческого мышления и эстетического развития ребенка вообще – это свободное творчество или творчество по собственному замыслу. Ребенок должен создать замысел будущей работы, для чего необходима очень сложная преобразующая деятельность детского мышления и воображения, носящая творческий характер.
Для выработки у детей творческого видения необходимо постоянно воздействовать на их чувства эмоциональными стимулами, проявлять заботу о том, чтобы уроки изобразительного искусства наполняли души детей радостью познания нового, удивлением своими творческими способностями. Труд детей на таких уроках всегда будет носить творческий характер и постоянно доставлять радость и эстетическое наслаждение.
6. Заключение
Сущность эстетического воспитания состоит в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни, на выработку эстетических понятий, вкусов и идеалов, развитие творческих задатков детей.
Эстетическое воспитание может осуществляться через приобщение к художественно-творческой деятельности в учреждениях общего и дополнительного образования, культуры и т. п., а также в учебной деятельности и в разнообразных формах и видах внеучебной воспитательной работы. В основном задачи эстетического воспитания в образовательном процессе начальной школы решаются через такие дисциплины, как музыка, изобразительное искусство, литературное чтение, окружающий мир и трудовое обучение. Осуществляя эстетическое воспитание, учителю необходимо учитывать возрастные особенности развития мышления, восприятия, памяти, воображения детей и строить воспитательный процесс в соответствии с этими особенностями.
Эстетическое воспитание младших школьников на уроках изобразительного искусства осуществляется по следующим основным направлениям: создание благоприятных условий труда; постановка цели занятия; замысел объекта изображения; эстетический анализ предметов. К благоприятным условиям прежде всего относятся: гигиенические условия - просторный, светлый класс, цветовое решение; эстетика рабочего места - высокое качество инструментов, оборудования, материалов. Постановка цели занятия должна быть использована как фактор эстетического воздействия на младших школьников. Чем ярче и увлекательнее цель, тем результативнее работы школьников. Объекты занятий (изображения, поделки) должны отвечать ряду требований: привлекательный внешний вид, насыщение процесса изобразительными операциями, колорит, соответствие уровню развития детей, разнообразие объектов труда и дальнейшее применение работ. В процесс эстетического анализа предмета должны быть включены все учащиеся.
7.Список литературы
1.Алексеев С.С. О цвете и красках. – М.: Искусство, 2003.
2.Гончаров, И. Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности / И. Ф. Гончаров. – М.: Педагогика, 1986. – 128 с.
3.Ермолаева-Томина Л.Б. Развитие креативности на занятиях изобразительным искусством. Сб. методических трудов. Совершенствование методики преподавания художественно-творческих дисциплин.-М., 2002.
4.Лабковская, Г. С. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: кн. для учителя / Г. С. Лабковская. - М.: Просвещение, 1983. - 304 с.
5.Основы эстетического воспитания: пособие для учителя / под ред. Н. А. Кушаева. – М.: Просвещение, 1986. – 240 с.
6.Талызина, Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: кн. для учителя / Н. Ф. Талызина. - М.: Просвещение, 1988. - 175 с.
7.Шадрина, И. М. Развитие художественного воображения на уроках художественного труда / И. М. Шадрина // Начальная школа. – 2000. - №4. - с. 84-87.
8.Эстетическое воспитание в школе / под ред. Б. Т. Лихачева. - М.: Педагогика, 1980. - 136 с.
9.Изобразительное искусство и художественный труд в начальной школе: система преподавания уроков ИЗО в 1-4 классах по программе Б.М.Неменского/ сост. А.Г.Александрова, Н.В.Капустина.-Волгоград: Учитель, 2006.