Интенсификация учебно-познавательной деятельности учащихся на основе использования современных информационно-коммуникационных технологий


Евтушенко А.Г.
Интенсификация учебно-познавательной деятельности учащихся на основе использования современных информационно-коммуникационных технологий
Проявлять самостоятельность, познавать новое, проверять свои знания – это естественная потребность учащихся, но она далеко не всегда удовлетворяется, что не способствует закреплению положительной мотивации, превращению ее в устойчивые внутренние стимулы. В современных условиях возникает необходимость преумножать средства активизации, объективно их оценивать, выявлять то положительное, что оказывает влияние на самостоятельную познавательную деятельность учащегося.
Формированию познавательных мотивов способствуют все средства совершенствования учебного процесса. Об этом говорят работы многих педагогов-дидактов: Бабанского Ю. К., Скаткина М. Н., Махмутова М. И., Лернера И. Я., Пидкасистого П. И. и др. Несомненно, информационные технологии обучения являются одним из путей активизации познавательной деятельности учащихся.
Применение информационных технологий совершенствует все виды познавательных мотивов, прежде всего широкие познавательные мотивы: интерес к знаниям, к содержанию и процессу учения. В той мере, в какой ученик участвует в поиске и обсуждении разных способов решения проблемы, разных путей его проверки, у него, безусловно, совершенствуются и учебно-познавательные мотивы — интерес к способам добывания знаний. Становятся более зрелыми и приемы целеполагания учащихся.
Сами по себе информационные технологии не осуществляют образовательной функции. Только при определенной системе применения ИКТ в процессе обучения учащихся можно говорить о наличии информационной технологии обучения.
Для чего же используются информационно-коммуникационные технологии на уроках биологии и химии, какие цели и задачи можно решить, применяя информационную технологию обучения?
На уроках биологии и химии ставятся следующие цели, решаемые посредством ИКТ:
Интенсификация учебного процесса.
Активизация познавательной деятельности учащихся.
Развитие образовательных компетенций:
исследовательской компетенции: развитие с помощью педагогических программных средств исследовательских, аналитических умений учащегося;
мотивационных компетенций: связаны с внутренней мотивацией, интересами, индивидуальным выбором личности (способность к обучению, изобретательность, навыки адаптироваться и быть мобильным, умение достигать успехов в жизни, интересы и внутренняя мотивация личности, практические способности, умения делать собственный выбор).
коммуникативной компетенции:
4. Обогащение понятийного аппарата: повышение уровня умений работать с информацией различных источников, баз данных.
Осуществление самообразования.
Формирование информационной культуры.
Использование информационных технологий для активизации познавательной деятельности на уроках биологии и химии может происходить на различных этапах урока и типах уроков.
Эффективность образовательного процесса в информационном пространстве на уроках биологии и химии можно проследить через различные виды деятельности ее участников:
использование электронных учебников;
учебные презентации;
слайд-тестирование;
компьютерные тренажеры;
компьютерные тесты и др.
Уроки, на которых применяются информационные технологии вполне обычные уроки, за исключением того, что на одном из этапов урока используется персональный компьютер.
Например, одной из форм проверки знаний выступают задания различного уровня сложности из электронного учебника. Учащимся намного интереснее выполнять задания за компьютером, и это стимулирует их интерес к обучению. Электронный учебник обеспечен видеоматериалами и частично озвучен, имеет интересное графическое оформление (карты, схемы, рисунки, диаграммы). Электронное учебное пособие активизирует учебно-познавательную деятельность и дает возможность самостоятельно без помощи учителя изучать материал, расширять свой кругозор. Внедрение в учебный процесс современных информационных компьютерных технологий обеспечивает единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения.
Благодаря мультимедиа-технологиям учебный материал представлен ярко и увлекательно в виде разнообразных носителей информации, что способствует мотивации учебной деятельности школьников. В этом случае обучение строится в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности и интереса.
Программные средства позволяют быстро создать компьютерные слайды, тем самым оживить урок и сделать его доступным для восприятия.
Например, при знакомстве с новым материалом на уроках может быть создано электронное сопровождение в виде презентации, на которой будут отражены основные понятия, схемы, алгоритм применения закона.
На уроках закрепления это может быть информационная поддержка предмета в виде цифрового образовательного ресурса по химии, электронного тренажера («Формула», «Репетитор по биологии»), с помощью которого учащийся не только сможет применить свои знания в процессе практической деятельности, но и увидеть свой результат.
На вводных уроках важен яркий визуальный ряд, который можно создать с помощью библиотеки электронных наглядных пособий или образовательных ресурсов сети Интернет.
Использование цифровых образовательных ресурсов на уроке контроля позволяет организовать проверочную работу, при которой ученик не только получает отметку и оценку своих знаний, но и анализ всего хода выполнения работы (количество правильных и неправильных ответов, на какие правила была допущена ошибка, какой материал необходимо повторить и т.д.)
В 2011/2012 учебном году мной был создан дистанционный курс по теме «….». Для нас это был новый проект, который включал в себя кропотливый труд по изучению и освоению инструментальной среды Moodle, по разработке комплекса упражнений и тестовых заданий, по поиску и отбору теоретического и практического материала, оптимально подходящего для внедрения в электронный курс. Таким образом, погружаясь в новую образовательную среду, участники образовательного процесса повышали свою информационную компетентность и совершенствовали навыки творческой конструкторской деятельности, что является основанием развития медиатворчества.
Таким образом, использование информационных технологий на уроках химии необходимо и целесообразно, позволяет разнообразить и комбинировать средства воздействия на обучающихся, повышает положительную мотивацию обучающихся к учению, качественно изменить самоконтроль и контроль результатов обучения, своевременно корректировать и обучающую деятельность, и деятельность учения.
Использование ИКТ в образовании радикально меняет существенную систему обучения. Организация учебного процесса становится индивидуализированной, позволяет ориентировать его на каждого обучаемого.
Литература:
Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. М.: Центр «Педагогический поиск», 2003.
Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 2004.
Гиплаев Д.А., Белкин П.Ю. Информационная методическая среда. Пособие для специалистов системы РКЦ-ММЦ. – М.: ЗАО «Е-Паблиш», 2006.
Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб: КАРО, 2005