Презентация по внеурочной деятельности Маленькая страна


ДЕТСКОЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО В ПРОЕКТЕ «Маленькая страна»Крюковой Т.А.учителя музыки МБОУгимназии №16 г. Химки«Музыкальное воспитание – это не воспитание музыкантов, а, прежде всего, воспитание человека». В. А. Сухомлинский Обоснование необходимости проекта В современном обществе особенно остро стоит проблема духовно-эстетического воспитания подрастающего поколения. Одним из вариантов такого решения является формирование музыкальной культуры ребенка в самом начале его жизненного пути. Музыка как вид искусства занимает особое место в процессе духовно-эстетического воспитания личности, так как особенно сильно воздействует на внутренний мир человека. В проекте «Маленькая страна» каждому обучающемуся предоставляется возможность приобщиться к жизненным национальным истокам – уникальной самобытной культуре наших предков. А это становится особенно актуальным в настоящее время, характеризующееся засильем низкопробной массовой культуры. Знакомство с лучшими образцами русского фольклора поможет решить задачи эстетического и нравственного воспитания учащихся, развития их творческих способностей. Цели и задачи проектаЦель проекта: Всестороннее духовно- нравственное развитие учащихся через восприятие лучших образцов народных, классических и популярных музыкальных произведений русских и зарубежных композиторов. Задачи:Дать начальное представление о фольклоре, как об источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы; Сформировать интерес к народной музыке, произведениям русских и зарубежных композиторов; Вооружить учащихся необходимым объемом теоретических знаний; Сформировать исполнительские умения и навыки игры на свирели; Привить навыки ансамблевого музицирования; Укрепить здоровье учащихся посредством игры на свирели. Здоровье сбережение в процессе игры на свирелиЗдоровье - состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней (по определению ВОЗ). В ходе обучения игре на свирели, ребенок овладевает приемами регуляции глубины и продолжительности вдоха и выдоха непроизвольно, в игровой форме. К тому же игра на музыкальном инструменте позволяет контролировать процесс правильного или неправильного дыхания: силы выдоха, длины выдоха или длина исполняемой фразы (для более старших детей). Подобная работа способствует профилактике стрессов у ребенка, поскольку короткий вдох и длинный выдох - это самое распространенное упражнение для снятия нервных перегрузок. Исполнительская практика на свирели требует удержания активного речевого органа в определенном положении. Подобное звукоизвлечение развивает силу мышечных сокращений, затормаживает сопутствующие содружественные движения , позволяет работать над развитием скорости и точности движений артикуляционного аппарата. Возраст и продолжительность занятийВозраст обучающихся – от 6 до 11 лет. Программа рассчитана на 3 года обучения. Занятия проводятся один раз в неделю по одному часу. 1-ый год – освоение инструмента, игра в ансамбле, начальный этап. 2-ой и 3-ий годы обучения – освоение инструмента, совершенствование исполнительских навыков, игра в ансамбле и в оркестре.Обучение детей игре на музыкальном инструменте ведется в двух главных и взаимосвязанных направлениях: техническом и художественном. Первое – овладение обучающимся техникой игры на свирели, как необходимым средством для достижения художественного результата. Второе – становление и развитие навыков художественного исполнения музыкальных произведений на основе изучения, освоения и практического применения художественно-выразительных средств. Этапы реализации проекта I ЭТАП Ознакомительно - диагностический. Анализ и оценка исходных музыкальных данных детей. У обучающихся определяется уровень понимания и умений игры на свирели, а также уровень развития основных способностей, связанных с игрой на инструменте. II ЭТАП: Тренировочно – развивающий.На этом этапе, обучение ведётся с учетом полученной информации о способностях обучающегося. В самом начале используется система: от игры к знакам. Ребятам дается право играть на инструменте без знаков на слух. Ученик должен освоить игровые отверстия, правильное звукоизвлечение. Если обучающемуся нужна дополнительная тренировка, он её получает в индивидуальном режиме. Затем переходим к знаковой системе, в которой выложена структура цифровой и ритмической основы. Знакомство с нотами происходит после того, как ребенок научился играть по слуху ,а также наблюдая за руками учителя. Благодаря приобретенным слуховым представлениям и двигательной моторике дети приходят к системе нот естественно ,через звуки ,а не наоборот, через систему знаков – к музыке. III ЭТАП: контроль и оценка. Проводится в форме концерта для обучающихся, родителей и всего школьного коллектива . По мере развития навыков форма игры на свирели усложняется, побуждая обучающихся актуализировать свои знания, вспомнить и сыграть те произведения, которые уже изучены, проводить аналогии, сравнения, делать обобщения и выводы. Этот этап как раз и дает нам возможность варьировать формы работы, которые и приводят к созданию разновозрастных групп. Итоги проектаПриобщение детей к исполнению музыки в школе помогает раскрыть перед ними прекрасный и удивительный мир звуков. По словам Карла Эрнста «обучая музыке маленьких детей, мы можем помочь восстановлению всего богатства чувств с помощью творчества, которое вовлечет их в поиски интересных звучаний».Играя на свирели, ребенок развивает и математические способности .Попадая на нужные отверстия ,он манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст. Музыка и язык – близнецы братья. Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке и в речи. Дети, играющие на свирели или скрипке ,пианино или валторне лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова ,быстрее усваивают грамматику. Список литературыАсафьев Б. В. О музыкально-творческих навыках у детей. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Изд. 2 – Л., 1973. Газарян С. В мире музыкальных инструментов. Книга для обучающихся старших классов. – М., 1989. Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца. – М., 1981. Э. Смелова. Свирель поет. Приложение к журналу «Хоровод». – М., 1980. А. И. Конч. Играем на свирели, рисуем и поем.Тетради №1,2. – М., 2005. Конч А.И., Трифоненкова Е. А., Хлад Ю. И.. Я играю на свирели, рисую и пою. Рабочая тетрадь №3. – М., 2003. Стрельникова А.Н. Дыхательная гимнастика.- М., 1995.