КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗДЕЛУ «СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ»



МБОУ ДОД РР ДЮТЦ Тур



Конспект урока


«Ориентирование. Стороны горизонта.»












Тема: «Ориентирование. Стороны горизонта.»

Цель урока: сформировать умения и навыки определять стороны горизонта, азимут и пользоваться компасом.
Задачи:
-систематизировать умения в определении сторон горизонта, работе с картой, планом и компасом;
- научить ориентированию на местности по местным признакам и по азимуту.
Воспитательные задачи: воспитание интереса к предмету, способность находить правильные решения, а также осознание учащимися значимости, того как необходимо в жизни ориентирование.
Тип урока: урок – игра.
Оборудование: тесты для индивидуальной работы «Компас», кроссворд, топографический план местности, компасы, рулетка, транспортиры, рабочие тетради, компьютер, мультимедийная презентация – кроссворд «Компас».
Ход урока.
Организационный момент.

Туристы: Мы идем – нас ведут, нам ведь хочется,
До привала еще далеко,
Лучик солнца в ущелье полощется,
Где – там далеко, далеко.
Учитель: А что у вас , ребята в рюкзаках?
Что за устройство у вас в руках?
Турист 1: Есть у меня, друзья с собой тушенка,
Морковь, лук, тушенка, пшенка.
Турист 2: А у меня с собой спальный есть мешок,
Залег в него – и сразу на бочок.
Еще – смотрите – есть планшет и карта,
И книга «Дети капитана Гранта».
Турист 1: В руках у нас, конечно, компас,
Куда угодно выведет он нас.
С компасом дружим мы везде:
В снегах на суше и в воде,
По азимуту дружно ходим вместе,
Стоп. Мы кажется на месте.
Учитель: Ребята, вы ей Богу, оптимисты. Кто вы?
Туристы: Экологи– туристы.
Учитель: Посмотрите, какие молодцы ребята – туристы. Они самостоятельно путешествуют. Но для того, чтобы путешествовать нужно знать стороны света, уметь ориентироваться на местности, а также определять азимут.
Ребята, тема сегодняшнего нашего урока «Ориентирование. Стороны горизонта. «

Цель урока: сформировать умения и навыки определять стороны горизонта, азимут и пользоваться компасом.
Задачи:
-систематизировать умения в определении сторон горизонта, работе с картой, планом, компасом;
- научить ориентированию на местности по признакам и по азимуту.
Воспитательные задачи: воспитание интереса к предмету, способность находить правильные решения, а также осознание учащимися значимости, того как необходимо в жизни ориентирование.
Проверка домашнего задания.
Изучение нового материала:
- Ориентирование;
- Азимут;
- Работа с компасом;
3. Закрепление:
- индивидуальная работа учащихся;
- практическая работа «Работа с планом местности».
4. Подведение итогов, выводы, получение оценок.
5. Домашнее задание.
II. Проверка домашнего задания.
Туристы: Ребята, мы были в соседнем селе и ученик , который изучил по экологии тему «План местности» написал вам письмо. Он просит вас расшифровать свое послание.
Учитель: Замечательно, вот мы и посмотрим как вы знаете прошлую тему урока. Замените условные знаки словами и поймете, что вам хотел сообщить Вася.
Карта – задание. «Дорогой друг! От (станции) путь к нашему лагерю шел через (лес), который переходи в (редкий лес). Мы шли мимо (оврага), по (лугу). Через 15 минут мы подошли к (реке), которую перешли через (мост). От него подошли к нашей (школе). Вася.»
Молодцы, вы справились с заданием.
- Что такое план местности ( Небольшой участок земной поверхности, изображаемый при помощи условных знаков).
- Какие виды масштабы вы знаете? (Численный, именной, линейный).
III. Изучение нового материала.
Девочка Женя: Лети, лети лепесток через запад на восток, через север, через юг, возвращайся сделав круг, лишь коснёшься ты земли, быть по - моему вели»
Учитель: Ребята, посмотрите кто это к нам пришел?
Ученики: Это Женя из сказки «Цветик семицветик».
Учитель: Женя, ты опять попала на северный полюс?
Женя: Нет, мама послала меня в булочную, которая находиться на севере от нашего дома, а я не знаю стороны света, вот и заблудилась.
Учитель: Как хорошо, что ты попала к нам, ведь тема нашего урока «Стороны горизонта. Ориентирование». Ребята, мы поможем Жене найти дорогу домой?
Ученики: Да, поможем.
Учитель: Умение знать и находить стороны горизонта называется ориентирование. (Записать определение в тетрадь).
А какие стороны горизонта вы знаете?
Ученики: Юг, восток, север, запад.
Учитель: Правильно, это основные стороны горизонта. Если стать лицом на север, то позади будет юг, справа – восток, а слева запад.
Но есть еще и промежуточные:
- между севером и востоком - северо – восток,
- между востоком и югом – юго – восток,
- между югом и западом - юго – запад,
- между западом и севером – северо – запад.
-Ребята, как найти дорогу Жени домой, если булочная находиться от ее дома на север?
Ученики: Необходимо двигаться на юг.
Учитель: Если вы вошли в лес по направления на запад. В каком направлении выходить назад из леса?
Ученики: На восток.
Учитель: Вы прошли 1 км. На юг, а затем на северо – запад еще 1 км. В каком направлении вы от начала маршрута?
Ученики: На восток 1 км.
Учитель: Молодцы, правильно. А теперь мы познакомимся с азимутом. Азимут – это угол между направлением на север и какой либо точной на местности, измеряемый в градусах. (Записать определение в тетрадь). Величину азимута определяют от севера по ходу часовой стрелки.
Азимут на:
- север – о
· и 360
·
- севоро – восток -45
·
- восток - 90
·
- юго – восток-135
·
- юг – 180
·
- юго – запад – 225
·
- запад -270
·
- северо – запад -315
·
Задание: Определите азимут на: колодец, дерево, реку, овраг, сад.
Ученики: Азимут на:
- колодец – 45
·
- дерево -135
·
- река- 180
·
- овраг – 225
·
- сад -315.
Скажите, а какой прибор поможет нам ориентироваться на местности?
Ученики: Компас.
Учитель: Правильно. Компас был изобретен в Китае во II тысячи лет назад.
Давайте ознакомимся с памяткой работы с компасом.
Установите компас на ровную поверхность.
Смотрите, чтобы буква с совпала с темным концом магнитной стрелки.
По шкале определите величину угла от 0 до нужного предмета.

Давайте определим, а где у нас север?
Давайте станем все лицом на север. Что у нас будет позади? Что справа и слева?
Ученики: Позади – юг, слева – запад, справа восток.
Учитель: А теперь давайте познакомимся с ориентированием по местным признакам
- Снег тает быстрее на северном склоне холма,
- Больше грибов и лишайников с северной стороны деревьев,
- Гуще ветви деревьев с южной стороны,
- Вход в православный храм находится на востоке.
А вы знаете какие либо способы ориентироваться?
Ученики: Солнце встает на востоке, а садится на западе. На севере находится Полярная Звезда.
Учитель: Да на ночном небе нужно найти Большую медведицу, от нее Малую медведицу, а на конце ковша у нее находится Полярная звезда, которая всегда укажет на север

Ученики: А еще можно ориентироваться по часам.
Учитель:
Направьте стрелку часовую
На солнце, в точку золотую,
Меж стрелкой и цифрой час,
Есть угол; важен он для нас.
Делите угол пополам,
И сразу юг найдете там.
Учитель: А теперь каждый из вас получает тесты на тему «Компас»
. ( Индивидуальная работа учащихся).
Тест по теме «Компас»
Выбери правильный ответ
1.Что такое компас?
А) прибор для определения температуры
Б) прибор для определения направления ветра
В) прибор для определения сторон горизонта
Г) прибор для определения расстояний

2. Из каких частей состоит компас?
А) корпус, магнитная стрелка, предохранитель, шкала
Б) стеклянная трубка с жидкостью и шкала
В) пружина и шкала со стрелкой
Г) штырь и крутящаяся на ветру стрелка

3. Что нужно сделать, чтобы воспользоваться компасом?
А) положить на ровную горизонтальную поверхность
Б) повесить на стену
В) встряхнуть

4. Какое направление указывает стрелка компаса?
А) синий конец стрелки север, красный юг
Б) синий конец стрелки юг, красный север
В) синий конец стрелки запад, красный восток
Г) синий конец стрелки восток, красный запад

5. Как определить стороны горизонта по местным природным признакам?
Найди ошибку:
А) у отдельно стоящих деревьев ветви с южной стороны обычно длиннее и гуще, чем с северной
Б) у березы кора с южной стороны белее и чище, чем с северной
В) мхов и лишайников больше на южной стороне камней и лишайников
Г) снег весной быстрее тает на склонах, обращенных к югу

Вы все молодцы.
IV. Закрепление.
Туристы: Ребята вот вы уже можете ориентироваться на местности, находить направление и азимут, работать с компасом и картой. У нас есть старая карта, которую оставили кровожадные пираты. По этой карте можно найти сокровища. Вы готовы?
Ученики: Готовы.
Учитель: Ребята вам необходимо разделиться: один ученик читает карту, другой переводит масштаб, третий определяет направление по компасу, четвертый измеряет расстояние на местности рулеткой. Счастливого вам пути.
(Учащиеся и учитель выходят на улицу. Учащиеся работают с картой, компасом, рулеткой и находят сокровища) Ответ: Стать на крыльце школы лицом на восток. Пройти 30 м., повернуть на юг. Пройти еще 30 м. Повернуть на запад, пройти 12 м. Искать сокровища.
Возвратится в класс.
Учитель: Ребята я вижу вы нашли свое сокровище. Что же это?
Ученики: Учебник экологии.
Учитель: У нас осталось время разгадать кроссворды.
1.Кроссворд.
Кроссворд- презентация на мультимедийной доске.
2.Кроссворд.
Вопросы:
По горизонтали:
1.На плане на север указывает.
2. Если стать лицом на север, то позади будет .
3. Угол между направлением на север и какой либо точкой местности.
4. Полярная звезда находиться на .
5. Прибор для определения направления.
6. Умение находить стороны горизонта
По вертикали:
Название плана местности
2. Масштаб бывает.
Сторона горизонта
Сторона горизонта.
Ответы на кроссворд.
По горизонтали:
Стрелка,
Юг,
Азимут,
Север,
Компас,
Ориентирование.
По вертикали:
7.Топографический,
8. Именной,
9. Восток,
10 Запад.

Учитель: Какие вы молодцы. А теперь давайте сделаем выводы по сегодняшнему уроку.
Ученики: Ориентирование на местности означает умение правильно определять свое местонахождение. Умение правильно двигаться по сторонам света и азимуту, умение работать с компасом, картой, планом. Ориентирование помогает в незнакомой местности.
Учитель: Скажите а кому из литературных героев помогло ориентирование?
Ученики: Детям капитана Гранта, летчику Маресьеву из «Повесть о настоящем человеке».
Учитель: А кому еще необходимо ориентирование?
Ученики: Все географические открытия связаны с ориентированием, все путешествия, поездки, походы.
Учитель: Вы сегодня все молодцы. Особенно хочется отметить
V. Домашнее задание: вопросы своим друзьям. Уметь находить стороны горизонта на местности.
И в конце хочется закончить наш урок стихотворением.
Выверен старый компас,
Получены карты и сроки.
И выточен на штурвале
Лавины предательский след
Счастлив тот, кому знакомо щемящие чувство дороги,
Где ветер рвет горизонты и раздувает рассвет.
















13PAGE 15


13PAGE 14115