Урок Литературного чтения И. Бунин «Листопад»


Урок  Литературного чтения  
Тема урока: И. Бунин  «Листопад»
Тип урока: изучение нового материала
Цель: Создать условия для глубокого целостного восприятия и осмысления учениками поэтического текста.
Задачи урока: 
совершенствовать умения  учащимися анализировать лирическое стихотворение;
продолжать совершенствовать учащимися навык сознательного, правильного, выразительного чтения;
обогащать словарный запас обучающихся; 
развивать у учащихся умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному;
 закреплять знания учащихся о средствах художественной выразительности;
воспитывать любовь учащихся к родной природе и бережное отношение к ней;
совершенствовать умение учащихся работать в паре и оценивать товарища;
развивать  мыслительные операции учащихся, делать умозаключения;
Учить строить монологические высказывания;
Формы работы, используемые на уроке: 
 индивидуальная, групповая, парная, фронтальная.
Материальное обеспечение (оборудование):
учебник «Литературное чтение». 4 кл., автор. Л. Ф. Климанова;
фрагмент фильма по теме И. А. Бунин «Листопад»;
Компьютер, карточки для групповой работы
Ход урока
I. Организационный момент
– Сегодня у нас гости, а когда в доме гости, считается – это праздник. Давайте улыбнемся нашим гостям, пожелаем друг другу хорошего настроения и начнем урок.
- Отгадайте загадку:
Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...
(Осень)
– Да это осень, а какие слова вам помогли отгадать загадку (листопад бывает осенью).
– Кто догадался, о чем мы будем говорить на уроке? (Об осени) 
ІІ. Проверка домашнего задания
1.- А теперь вы сами представите свою осень. Вы получили задание: подобрать стихотворение об осени и проиллюстрировать его. 
 1)Поздняя осень. Грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели,
Только не сжата полоска одна
Грустную думу наводит она
                                   (Николай Алексеевич Некрасов)
2)Вот на ветке лист кленовый,
Нынче он совсем как новый!
Весь румяный, золотой,
Ты куда, листок, постой?
                              (В.Берестов)
3)Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
                                ( Константин Бальмонт)
4) Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу…
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу
                         (А. Майков)
5) Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В лазурь и в золото одетые леса….    (А.С. Пушкин)
 
Иллюстрации вывешиваются на магнитную доску.
–Ребята, у вас прекрасные работы, у каждого своя осень. Мы учимся быть хорошими вдумчивыми читателями
ІІІ .Изучение нового материала 
1.Объявление темы урока
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым поэтическим произведением, а каким, вы сами сейчас назовете, если правильно соберете из рассыпанных букв слова.(Работа в группах. Дети собирают слова И. Бунин. «Листопад».
Наши ребята подготовили небольшие проекты о жизни и творчестве И.А.Бунина. Внимательно слушайте и запоминайте, вам эти знания пригодятся для того, чтобы написать синквейн «И.Бунин».
 
 
2.Выступление учащихся (сопровождается слайдами презентации).
Волкова Ярослава:
-Мы   расскажем о поэте, чьё стихотворение мы будем читать сегодня.
Иван Алексеевич Бунин родился 10 октября 1870 года в Воронеже. Отец Бунина жил широко, беззаботно, и разорившись, семья Буниных переехала в имение Орловской губернии неподалёку от города Елец. Бунин детство провёл в этом месте, среди природной красоты полей. Начальное образование в жизни Бунина было получено дома. Первые стихи Бунина написаны в семилетнем возрасте.
Солокова Александра:
  - В 10 лет его зачислили в Елецкую мужскую гимназию. Однако он не закончил её, вернувшись домой, потому что за обучение платить было нечем. Дальнейшее образование в биографии Ивана Бунина было получено благодаря старшему брату Юлию. Первое стихотворение было напечатано, когдаИвануАлексеевичуисполнилось17лет.                                                             Долбнева Дарья:
- Писал Бунин не только стихи, но и прозу: рассказы, повести. Ранние его стихи посвящены картинам средней полосы России. Целую поэму, отрывок из которой мы будем читать, посвятил Бунин осенней природе. Эта поэма является драгоценным вкладом в литературу, которая в 1903 году принесла Бунину Пушкинскую премию Петербургской академии наук и всеобщую славу. Он хорошо знал иностранные языки, много переводил .Болгарская Дарья:
 - Литературная судьба складывалась удачно. Он много писал, и его произведения сразу же получили известность. В январе 1920 года писатель, вместе с женой, покинул Россию и стал жить во Франции. В 1933 году он первым из русских писателей был удостоен Нобелевской премии, дважды был награжден премией им А.С. Пушкина. В возрасте 83 лет, 8 ноября 1953 года, он умер в Париже.
 
3. Первичное восприятие стихотворения.
-Я предлагаю вам послушать это стихотворение в профессиональном актерском исполнении в сопровождении просмотра фильма И.Бунин. Листопад
(Дети слушают стихотворение и просматривают фрагменты фильма)
– Чем понравилось вам это стихотворение?
- Какие чувства вызвало стихотворение? 
 - Какой вы увидели Бунинскую осень?
 -  Стихотворение называется «Листопад». Что для вас слово листопад?
Вызов
- В конце урока, после тщательного анализа стихотворения, вы попробуете определить главную мысль этого стихотворения, его идею .4. Чтение стихотворения с анализом произведения
а) Словарная работа.
( Перед уроком в классе вывешиваются незнакомые слова из стихотворения на белых листочках, и их лексическое значение на голубых листочках)
Терем - в Древней Руси: высокий богатый дом с покатой крышей, с надворными постройками; жилое помещение в верхней части такого дома.
Лиловый - светло-фиолетовый цвет, напоминает цвета сирени или фиалки
Багряный - чистый, яркий алый цвет
Лазурь - один из оттенков голубого цвета,  цвет неба в ясный день.
Вдова - одинокая женщина, у которой умер муж.
Завороженный - от слова ворожить
( колдовать)
Завороженный тишиной - околдованный тишиной леса
б)Чтение стихотворения по строфам (Игра «Продолжай, не зевай!», чтение стихотворения рядами.
в). Анализ стихотворения
– С чем автор сравнил лес? ( С расписным теремом)– Что общего между теремом и лесом? (Как стена, оконца, резьба, вышки, лес похож на деревянный терем и своим запахом. И в новом деревянном тереме, и в лесу пахнет дубом и сосной)Терема строили в Древней Руси. В них жили князья, бояре, цари. Сохранились каменные терема, но наши предки чаще строили деревянные и украшали их резьбой.– Стихотворение начинается и заканчивается сравнением: «Лес, точно терем расписной…»Найдите другие сравнения.Эти сравнения помогают лучше представить тесное многоцветье, яркий праздник природы.– Почему слово осень поэт пишет с заглавной буквы? (Здесь это слово подобно имени хозяйки лесного терема)– Как поэт называет осень? (Тихой вдовой)– Кого называют вдовой? (Женщину, муж которой умер)– Грустят вдовы, грустит осень. Как вам кажется, о чем она грустит? (О том, что скоро исчезнет красота)Здесь Бунин использует поэтический прием – олицетворение.Олицетворение – наделение предметов, явлений природы чувствами, настроением, способностями, характером человека.– Как можно догадаться, читая стихотворение, что осенняя красота леса – последняя, недолговечная? (Играет последний мотылек, молчание леса – мертвое)– Почему стало так тихо в лесу осенью? (Спрятались насекомые, улетели птицы)– Какие слова помогают представить лесную тишину? (Вступает тихою вдовой, мотылек замирает, мертвое молчание)– Что нарушает тишину? (Листика шуршанье)– Прочитаем строки так, чтобы зашуршали листья. А читать  как будем – громко или тихо?

– Обратите внимание на то, что поэт трижды употребляет слово сегодня. Прочитайте все предложения, в которых есть это слово.– Почему поэт несколько раз повторил это слово?(потому что осень непредсказуема, завтра может все измениться, этот солнечный денек может быть последним. Поэт хочет, чтобы мы ценили осенний солнечный денек и любовались красотой осеннего леса).– Как мы будем читать это стихотворение – быстро или медленно? (Не торопясь)– Почему не следует торопливо читать это  стихотворение? (Чтобы передать любование неподвижным лесом).– Какую половину стихотворения будем читать громче, а какую – тише?– Почему вторую половину следует читать тише? (Потому что именно там поэт говорит о мертвом молчании).– Будем читать вторую половину стихотворения так, как будто мы боимся спугнуть замершего мотылька, как будто и нас заворожила тишина осеннего леса, расставление партитуры.
5. Физкультминутка под музыку
Ветер тихо клен качает,Вправо, влево наклоняет,Раз – наклонИ два – наклон,Зашумел листвою клен.Ветер тихо клен качаетИ листочки обрывает.Листья желтые летят,В нашем парке листопад.
6. Упражнения в выразительном чтении стихотворения
Работа в паре
– Ни один человек, обладающий душой и способный чувствовать, не сможет не заметить те чудеса, которые происходят в природе с наступлением осени.
– Сейчас вы в паре прочитаете стихотворение выразительно, обратите внимание на паузы, на выделение сравнений более громким голосом, соблюдая знаки препинания.
(Дети читают стихотворение с расставленной партитурой, упражняются в чтении парой)
Чтение стихотворения в паре на конкурс
7. Творческая   работа в группах.
1 группа.
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над светлою поляной.
Лес, точно терем расписной,
Березы желтою резьбой
Веселой, пестрою стеной
Как вышки, елочки темнеют,
 Блестят в лазури  голубой,
То там, то здесь в листве сквозной
А между кленами синеют
Просветы в небо, что оконца.
Задание. Собери стихотворение
(учащиеся собирают рассыпанные строки четверостишия, взятого из стихотворения)
2 группа.
Задание. Проталинки.
(учащиеся выписывают пропущенные слова в четверостишие с использованием учебника)
Лес пахнет дубом и ___________,
За лето высох он от солнца,
И осень тихою __________
Вступает в пестрый терем свой.
Сегодня на пустой _________
Среди широкого двора
Воздушной ___________ткани
Блестят как нить из серебра.
Сегодня целый день ________
В дворе последний мотылек
И, словно ________лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый ___________теплом.
ІV.Итог урока
 Определение темы и авторской идеи произведения.
- О чём это стихотворение? (Об осени, о красоте осенней природы)
- А как вы думаете, для чего Бунин написал это стихотворение?( -Чтобы обратить наше внимание на красоту природы, заставить нас ею любоваться, выразить свои чувства и настроение, своё душевное состояние, свою любовь к природе.)
- Определите авторскую идею этого стихотворения. (Автор этим стихотворением воплотил идею того, что в природе, как и в жизни человека, все изменчиво и не вечно. Нужно наслаждаться красотой природы, жизнью сейчас, в данный момент, потому что завтра все может измениться.
 - Правильно. Молодцы.
V. Рефлексия
1.Составление синквейна на выбор «Осень» или «И. Бунин»
(Дети зачитывают свои работы)
1. Что? Осень
2.Какая она? Золотая, щедрая
3.Что делает? Раскрашивает, завораживает , восхищает.
4. Осень – прекрасная пора года.
5. Осень- « очей очарованье».
1. Кто? И.Ф. Бунин
2. Какой он? Талантливый, внимательный (Русский, наблюдательный.)
3.Что делал? Творил, подмечал, сочинял.( Печатался, переводил, создавал. )
4. И. Бунин – удивительный поэт.( Лауреат литературной премии.)
5. И Бунин – патриот своей страны.
Работа над тестом по стихотворению И.А. Бунина «Листопад»
 1.Кто главный герой этого стихотворения?
а)Лес. б)Поляна. в) Опушка.
2. С чем сравнивает поэт лес?
а) С теремом. б )Со сказкой. в) С парком.
3.Какие  деревья автор увидел в осеннем лесу?
а) Берёзы, елочки, клёны. б) Яблони, груши, сливы. в) Липы, ясени, сосны.4  С чем автор сравнивает просветы в небо?
  а) Что оконца. С окнами. б) С облаками. в) С синевой.
5.Кто хозяйка терема?
а).Осень. б) Красота. в) Тишина.

- Активно работая на уроке каждый, из вас внёс вклад  в достижение поставленных задач - научиться видеть красоту природы,  узнать об отношении автора стихотворения к родной природе, определить авторскую идею. Жизнь природы изменчива. Она полна интересных событий и достойна того, чтобы о ней было рассказано доброжелательно и красиво. Вот так, как в произведении И.А. Бунина "Листопад”.
– Оцените себя, выбирая начало фразы на доске.
 сегодня я узнал…  было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… 
XII. Домашнее задание на выбор
•  Выучите наизусть стихотворение
• Выберите понравившиеся фрагменты стихотворения и проиллюстрируйте их,  сопроводите свой рисунок  текстом   наизусть –
Оценивание учащихся, коллективное составление иллюстрации к стихотворению И.А. Бунина «Листопад»
ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ СТАРОБЕШЕВСКОГО РАЙОНА КОМСОМОЛЬСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2
АДМИНИСТРАЦИИ СТАРОБЕШЕВСКОГО РАЙОНА
План- конспект урока
по литературному чтению
в 4 классе
Разработала
учитель начальных классов
специалист первой категории
Хохлова Елена Алексеевна
2016 г.