Рабочая программа по иЗО для обучающихся с умеренной умственной отсталостью. 5-7 класс





Рабочая программа
по изобразительной деятельности
для обучающихся
с умеренной умственной отсталостью
5-7 классы








Программу составил:
учитель
изобразительного искусства
Туманова
Дина Владимировна











2015-2016 учебный год




Пояснительная записка

Настоящая программа составлена на основе Базисного регионального учебного плана образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (с умеренной умственной отсталостью.
Учитывая уровень обученности учащихся 6 класса, максимальное развитие познавательных процессов, индивидуально-дифференцированный подход, рабочая программа составлена на основе «Программы обучения детей с умеренной и выраженной умственной отсталостью в 5-9 классах» Т.Б. Башировой (2011).
Рабочая программа по рисованию представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку; основное содержание; требования к уровню подготовки учащихся.
Структурно и содержательно программа построена с учётом особенностей познавательной деятельности учащихся: развития восприятия, внимания, памяти, мышления.
Программа построена по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования на весь курс обучения. Концентрическое расположение материала, когда одна и та же тема изучается в течение нескольких лет, создаёт условия для постепенного наращивания сведений по теме (поэтапность). Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями, отрабатывать необходимые умения.

Общая характеристика учебного предмета

Рисование - один из предметов программы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющий важное значение в плане развития и воспитания учащихся, коррекции их познавательной деятельности. Занятия по рисованию оказывают положительное влияние на формирование целенаправленной деятельности. В ходе уроков по данному предмету у учащихся развиваются аккуратность, настойчивость, самостоятельность в работе.
Основной целью программы является всесторонняя педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья и определяется необходимостью реализации прав детей на образование.
Задачами обучения являются:
-формирование положительного эмоционального отношения к изобразительной деятельности;
-формирование потребности в отражении действительности доступными изобразительными средствами (рисунок, аппликация, лепка, конструирование);
- формирование умения соотносить получаемые изображения с реальными объектами, явлениями, событиями;
- содействие развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
- развитие восприятия основных свойств и отношений изображаемых объектов;
-обогащение, уточнение и закрепление представлений о предметах и явлениях окружающего мира;
- совершенствование мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, координации движений обеих рук;
-воспитание адекватного отношения к результатам собственной деятельности и деятельности других, формирование основ самооценки.
Уроки рисования состоят из трех разделов: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы.
Во время занятий рисованием используются различные упражнения, направленные на выделение величины, формы и цвета предметов, различение цветов. Очень важно научить детей различать основные цвета, находить в классе предметы заданного цвета.
Большое место отведено работе с трафаретами (шаблонами). Они представляют собой различные геометрические фигуры, овощи, фрукты, а также буквы и цифры. Работа по обводке и раскрашиванию букв и цифр позволяет лучше запомнить их.
Большая роль отводится обучению детей раскрашиванию. Для них характерна крайне небрежная раскраска, когда штрихи наносятся линиями в различных направлениях и выходящими за контур рисунка и т. д. Здесь важным моментом является индивидуальный показ учителем приёмов раскрашивания.
На уроках декоративного рисования дети под руководством учителя составляют простейшие узоры в полосе, круге, квадрате и т.д. учатся также различать цвета, по возможности красиво сочетать их, рисовать орнаменты в определённом порядке. Причём вначале дети учатся составлять и раскрашивать орнаменты из геометрических фигур, а затем из растительных форм. При составлении узоров в полосе из геометрических форм или растительных, деление полосы на одинаковые части учащиеся пользуются трафаретом.
Большое место при проведении рисования с натуры занимает тщательный анализ объекта. С помощью учителя дети внимательно рассматривают предмет, определяют его форму и цвет. Учащиеся тренируются в проведении горизонтальных, вертикальных и наклонных линий, учатся изображать хорошо знакомые предметы, определять пространственное расположение объектов, относительно друг друга (справа, посередине, слева, вверху, внизу), передавать окраску предметов.
С целью совершенствования познавательной деятельности учащихся используются на уроке предметы, которые дети могут анализировать: строительный конструктор, кубики, мозаика, с помощью которых составляются различного вида постройки.
В уроки рисования на темы входит изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование сказок. На уроках тематического рисования дети рассматривают и пересказывают по вопросам содержание картин, изображающих времена года, даты календаря, различные детские сказки. Учащиеся изображают очень простые по форме предметы, раскрашивают их. Педагог подробно объясняет и показывает: что следует нарисовать, где и в какой последовательности. При этом вводит в свою речь слова, обозначающие пространственные отношения предметов.
Уроки рисования тесно связаны с другими предметами, и в частности с уроками письма и предметно-практической деятельности.
В тематическом планировании курса предусматриваются: уроки изучения нового материала, комбинированные, обобщающие уроки, практические работы, экскурсии.
В процессе обучения рисованию используются следующие методы и приемы:
- предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога рисунков, картин, специально подобранных народных игрушек, картинок и т. п.;
- действия с контурными изображениями, использование приемов наложения и обводки шаблонов, трафаретов для создания целостного образа изображаемого предмета;
- выполнение изображений с натуры после предварительного тактильного и зрительного обследования, «прорисовывания»;
- соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;
- наблюдения на прогулках и экскурсиях за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами для последующего изображения их в процессе рисования, лепки, аппликации, конструирования;
- обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для последующего более точного изображения на уроках рисования.
С целью повышения эффективности уроков тематического рисования особое внимание уделяется развитию речи учащихся. С помощью учителя дети описывают предмет, рассказывают о последовательности работы над рисунком, дают отчёт о проделанном. Кроме того, используется художественное слово - стихи, загадки и др.
Важным элементом урока является музыка. Она создает особый эмоциональный настрой, способствует ритмической организации процесса рисования, усиливает выразительность создаваемых изображений и связывает их с игрой.

Место предмета в учебном плане
Согласно содержанию РУП специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (с умеренной и выраженной умственной отсталостью) общеобразовательных учреждений VIII вида Иркутской области, на рисование в 6 классе, по объёму обязательного минимума при шестидневной рабочей неделе, отводится 68 часов (2 часа в неделю).

Учебно-методический комплекс
Для подготовки и проведения уроков развития речи, экскурсий используются следующие методические пособия:
Афанасьева Л.В., Гордеюк Т.Н. Особенности образовательного процесса в классах коррекции: технологии, уроки развития. - Волгоград: Учитель, 2010.
Вайнерман С.М., Большов А.С., Силкин Ю.Р. и другие. Сенсорное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству.
Головина Т.Н. К вопросу о коррекционной работе с цветом в младших классах вспомогательной школы.// Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе / Под ред Ж.И. Шир, Т.Н. Головиной.- М.,1997.
Грошенков И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида.- М., 2002.
Изобразительное искусство в начальной школе: обучение приёмам художественно-творческой деятельности./ Сост. Павлова О.В. - Волгоград: Учитель, 2008.
Классные часы. 5-6 классы. В мире прекрасного./ Сост. Ромашина Н.Ф. - Волгоград: Учитель, 2008.
Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2007.
Порте Пьер Учимся рисовать от А до Я/ пер. с фр. Э.А. Болдиной. (Серия из 6 книг). - М.: ООО «Мир книги», 2004.
Программа обучения детей с умеренной и выраженной умственной отсталостью в 5-9 классах». В 2ч. Ч.2./ сост. Баширова Т.Б.; Иркутский институт повышения квалификации работников образования» - Иркутск: Изд-во ГОУ ВПО ИГПУ, 2011.
Саккулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду.- М., 2001.
Хохрина В.Т. Дидактические основы урока во вспомогательной школе. Учеб. Пособие. - Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2000.
Шалаева Г.П. Учимся рисовать растения. - М.: АСТ, 2009.
Эстетическое воспитание во вспомогательной школе/ Под ред. Т.Н. Головиной.- М., 1972.





Содержание программы
68 часов (2 часа в неделю)

Декоративное рисование. Учить детей рисовать узоры из геометрических и растительных элементов в полосе (закладка для книг); с помощью учителя соблюдать определенную последовательность; развивать необходимые навыки в работе с цветными карандашами (по возможности ровная штриховка орнамента с соблюдением контура).
Примерные задания.
Декоративное рисование ягодного орнамента в полосе (виноград, смородина); цветочного орнамента в круге; узора из геометрических форм в квадрате, узора в круге с применением осевых линий и использованием, декоративных переработанных форм (стрекоза и цветок тюльпана), симметричных форм: «Насекомые – бабочка, стрекоза, божья коровка». Иллюстрирование сказки «Золотая рыбка» (техника «пальчиком»), «Сказочная жар-птица». Составление сказочного изображения из частей реалистического способом аппликации «Избушка на курьих ножках».
Рисование с натуры. Совершенствовать умения учащихся передавать в рисунке форму хорошо известных предметов; соблюдать с помощью учителя последовательность выполнения рисунка, правильно подбирать цвета, закреплять понятия по величине предметов.
Примерные задания.
Рисование с натуры «Наливные яблочки» (форма и цвет объекта), «Костёр рябины красной» в технике «мазка» (окраска осенних листьев), несложных натюрмортов, состоящих из овощей, фруктов, (огурец, помидор, морковь, апельсин, лимон, яблоко, груша), «Арбуз и его долька» (величина объекта), вазы несложной конфигурации с цветами (техника «по-мокрому»), весенних цветов несложной формы «Ромашка, фиалка» (техника «мазка»), грибов (лисички, подберёзовики), насекомых «Божья коровка, стрекоза» (стилизация изображения), детской игрушки «Медвежонок» (геометрические фигуры: круг, овал), цветочного горшка, круглого объекта с перспективой «Аквариум с рыбкой», объёмного предмета конической формы (детская раскладная пирамидка), «Ветка мимозы» (в технике «по-мокрому» сразу кистью), Рисование различных видов транспорта (автомобиль, самолет).
Рисование на тему. Совершенствовать у учащихся умения отражать свои наблюдения; правильно передавать величину предметов; соблюдать пространственное положение предметов относительно друг друга; адекватно использовать цвета.
Примерные задания.
Рисование на темы: «Вспомним лето» - признаки времени года, его краски (тёплые и холодные тона), «Зимние развлечения» (работа с использованием манной крупы), «Белые лебеди на пруду» (работа с цветом в технике «от пятна»), «Дождь в городе» (в технике «по-мокрому» сразу кистью), «Добрая и злая бабочка» (поиск цветовых сочетаний), «Праздник в городе. Салют», «Вот и лето пришло!». Рисование по представлению детей и с использованием наглядных средств: «На собаках по снегу».

Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках изобразительного искусства заключается в следующем:
коррекции познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
развитии аналитических способностей, умений сравнивать,
обобщать; формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать свои действия;
коррекции ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения аппликации.
развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения.

Примерное содержание предмета
Содержание программы отражено в пяти разделах: «Подготовительный период обучения», «Обучение композиционной деятельности», «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»; «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи», «Обучение восприятию произведений искусства».
Программой предусмотриваются следующие виды работы:
рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему; декоративное рисование.
лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу, по памяти, воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции;
выполнение плоскостной и полуобъемной аппликаций (без фиксации деталей на изобразительной поверхности («подвижная аппликация») и с фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу, представлению, воображению; выполнение предметной, сюжетной и декоративной
ипликации;
проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картины художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного искусства.


Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
- определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей,
- сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой;
- устанавливать последовательности выполнения рисунка;
- отличать основные цвета и адекватно их использовать;
- при рисовании предметов симметричной формы использовать среднюю (осевую) линию;
- передавать объем предметов доступными детям средствами;
- рисовать узоры из геометрических фигур;
- находить в классе предметы заданного цвета;
- рисовать на заданную тему;
- употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки и отношения;
- анализировать свой рисунок и рисунок товарища.


Учащиеся должны знать:
- способы размещения элементов рисунка на листе бумаги;
- способы построения узора в полосе, круге, прямоугольнике;
- виды шаблонов и трафаретов;
- правила работы в различной технике (рисунок пальцем и ладошкой, рисунок «по мокрому», рисунок «мазком» или «штрихом»);
- способы получения различных оттенков цвета.














Календарно-тематическое планирование уроков изобразительной деятельности
Класс: 5-7классы
Для обучающихся с умеренной умственной отсталостью
Учитель: Туманова Дина Владимировна
Количество часов: всего 68 ч., в неделю 2 часа
Тематическое планирование составлено на основе «Программы обучения детей с умеренной и выраженной умственной отсталостью в 5-9 классах». В 2ч. Ч.2 / сост.: Т.Б. Баширова. Иркутский институт повышения квалификации работников образования. - Иркутск, 2011.












Календарно-тематическое планирование . 5 класс
5 класс
1 четверть
с натуры осенних листьев. Беседа по картине И. Хруцкого «Цветы и плоды» или др. Рисование узора в полосе из веток с листочками. Рисование с натуры ветки дерева с простыми по форме листьями (например, ветка вишнёвого дерева). Рисование на тему «Парк осенью».
Беседа по картинам об осени (И.Левитан. «Золотая осень», В.Поленов. «Золотая осень»).
Рисование с натуры предметов различной формы и цвета (яблоко, груша, огурец, морковь). Рисование с натуры морских сигнальных флажков (3 – 4 флажка на одном листе). Рисование с натуры досок (с узором) для резания овощей. Рисование шахматного узора в квадрате.
2 четверть
Рисование геометрического орнамента в квадрате. Рисование с натуры игрушечного домика.
Знакомство с работами гжельских мастеров. Узор для гжельской тарелки (тарелка – готовая форма).
Рисование с натуры будильника круглой формы.Рисование с натуры двухцветного мяча. Рисование узора в полосе (снежинки и веточки ели).
Беседа по картинам на тему «Зима пришла» (И.Шишкин. «Зима», К.Юон. «Русская зима» или др.).
Рисование на тему «Нарядная ёлка».
3 четверть
Рисование узора на рукавичке (выкройка вырезается из бумаги – готовая форма). Рисование симметричного узора по образцу. Рисование на тему «Ёлка зимой в лесу». Рисование с натуры молотка. Рисование с натуры несложного по форме инструмента (например, шпатель, напильник с ручкой, ручные вилы и т.п.). Рисование с натуры теннисной ракетки.
Беседа по картинам К.Юона «Конец зимы», «Полдень» или др.
Рисование на тему «Мой любимый сказочный герой». Декоративное рисование – оформление поздравительной открытки к 8 марта. Рисование по образцу орнамента из квадратов. Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.
4 четверть
Рисование узора из растительных форм в полосе.
Беседа по картинам о весне (И.Левитан. «Март», А.Саврасов. «Грачи прилетели», Т.Яблонская. «Весна» и др.).
Рисование с натуры весенней веточки. Рисование на тему «Дерево весной».
Рисование орнамента из квадратов (крышка для коробки квадратной формы).
Рисование на тему «Праздник Победы» (праздничный салют).
Декоративное рисование на тему «Нарисуй любой узор в квадрате» (квадрат – готовая форма). Рисование с натуры цветов.
Беседа по картинам на тему «Разноцветные краски лета» «А.Куинджи. «Берёзовая роща», А.Пластов.«Сенокос» или др.).
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
- правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от пространственного расположения изображаемого;
- самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги;
- ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме;
- правильно распределять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;
- делить лист на глаз на две и четыре равные части;
- анализировать с помощью учителя строение предмета; -
- изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности;
рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате (по образцу);
- в рисунках на темы изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов выше; изображать близкие предметы крупнее дальних, хотя и равных по величине;
- различать и называть цвета и их оттенки;
- узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства;
анализировать свой рисунок с помощью учителя.






№ п/п
Название тем и разделов
Дата проведения
Коррекция
Оборудование
Знания, умения и навыки

1
Основные цвета. Нарисуем зеленую травку и цветы (1ч)


Образцы рисунков
Уметь различать цвета , рисовать линии и предметы разной формы

2
Рисование предметов разной величины (1ч)


геометрические фигуры: круг, квадрат, овал, прямоугольник
Уметь различать цвета , рисовать линии и предметы разной формы

3
Рисование прямых линий в разных направлениях (столбы, косой дождик, высокие горы).(1ч)


Образцы рисунков
Уметь различать цвета , рисовать линии и предметы разной формы

4
Рисование прямых вертикальных и горизонтальных линий (лесенка, шахматная доска, окошки.) (1ч)


Образцы рисунков
Уметь различать цвета , рисовать линии и предметы разной формы

5
Рисование дугообразных линий (дым идет, по волнам, скачет мячик) (1ч)


Образцы рисунков
Уметь различать цвета , рисовать линии и предметы разной формы

6
Рисование замкнутых круговых линий (клубок ниток, цепочка).(1ч)


Образцы рисунков
Уметь различать цвета, рисовать линии и предметы разной формы

7-8
Игровые графические упражнения. Шары. (2ч)


Раздаточный материал
Уметь различать цвета, рисовать линии и предметы разной формы

9-11
Рисование предметов округлой и овальной формы. Овощи(3ч)





Муляжи фруктов и овощей
Уметь различать цвета, рисовать линии и предметы разной формы

12-13
Мои учебные принадлежности. (2ч)


Образцы рисунков
Уметь различать цвета, рисовать предметы разной формы

14-15
Рисование по опорным точкам: дом, лесенка. (2ч)



Образцы рисунков
Уметь рисовать предметы по опорным точкам

16-17
Рисование по опорным точкам кораблик. (2ч)


Образцы рисунков
Уметь рисовать предметы по опорным точкам

18-19
Рисование по клеткам геометрических узоров в полосе. (2ч)


Образцы
орнамента
Уметь рисовать по клеточкам несложные узоры

20-21
Рисование по шаблону круга. Построение внутри его квадрата.
(2ч)


Раздаточный материал
Уметь делить круг на 4 части.

22-23
Рисование несложных по форме предметов (флажки, бусы)
(2ч)


Флажок, бусы
Уметь рисовать по клеточкам несложные узоры

24-25
Рисование в полосе узора (веточка ели). (2ч)


Образцы рисунков
Уметь рисовать по клеточкам несложные узоры

26-27
Рисование по памяти новогодних игрушек.(2ч)


Новогодняя игрушка
Уметь рисовать по памяти(после показа) несложные по форме елочные игрушки

28-29
Рисование с натуры зимних вещей (шарф и вязаная шапочка). (2ч)


Шарф, шапка
Уметь свободно, без напряжения проводить от руки линии

30
Рисование на тему «Снеговик» (1ч)


Образцы рисунков
Уметь пользоваться трафаретами - мерками

31-32
Рисование геометрического орнамента с образца по опорным точкам (2ч)


Образцы
орнамента
Уметь рисовать предметы по опорным точкам

33-34
Рисование с натуры игрушки – светофора.(2ч)


Светофор, образцы рисунков
Уметь передавать в рисунке основные его свойства

35
Рисование с натуры связки воздушных шаров.(1ч)


Воздушные шары
Уметь передавать в рисунке основные его свойства

36-37
Беседа на тему «Дымковские узоры». Составление в полосе узора для закладки.(2ч)


Наглядные пособия. Образцы рисунков.
Уметь сравнивать предметы по форме, цвету, величине

38-39
Рисование узора для открытки ко дню 8 Марта.(2ч)


Образцы рисунков
Уметь размещать элементы рисунка на листе бумаге

40-41
Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала.(2ч)


конструктор
Уметь размещать элементы рисунка на листе бумаге

42-43
Рисование по замыслу «Что бывает круглое?» (2ч)


Образцы рисунков
Уметь передавать в рисунке основные его свойства

44-45
Рисунок к сказке «колобок» («Колобок катится по дорожке») (2ч)


Образцы рисунков
Уметь узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений

46-47
Декоративное рисование – узор в круге. (2ч)


Образцы
орнамента
Уметь рисовать в круге несложные узоры

48-50
Тематический рисунок «Я ракету нарисую» (3ч)


Образцы рисунков
Уметь выполнять тематический рисунок

51-53
Геометрический узор в полосе из треугольников. (3ч)


Образцы
орнамента
Уметь свободно, без напряжения проводить от руки линии

54-56
Рассматривание дымковской игрушки «Жар-птица», иллюстраций к сказке П. Ершова «Конек – Горбунок». (3ч)


Картины
Уметь выделять в предмете указанные свойства

57
Рисование с натуры праздничного флажка. (1ч)


флажок
Уметь рисовать с натуры заданный предмет

58-59
Рисование узора в полосе растительных элементов. (2ч)


Раздаточный материал
Уметь свободно, без напряжения проводить от руки линии

60-61
Рисунок к сказке «Три медведя» (три чашки разной величины и расцветки) (2ч)


Образцы рисунков
Уметь размещать элементы рисунка на листе бумаги

62
Лепка из пластилина (1ч)


Образцы фигур
Уметь лепить геометрические фигуры

63-64
Лепка из пластилина. Лепим овощи и фрукты. (2ч)


Муляжи овощей
Уметь сравнивать предметы по форме, цвету, величине

65-66
Лепим из пластилина.
Лепим животных – ежик. (2ч)


Рисунок ежика
Уметь лепить с натуры заданный объект

67-68
Лепим из пластилина. Медвежонок. (2ч)
Выставка готовых работ из пластилина, оценивание работ


Рисунок медвежонка
Уметь лепить с натуры заданный объект.



Календарно-тематическое планирование. 6 класс

Программа рассчитана на 1 год обучения (68 часов). В 6 классе уроки проводятся по 2 часа в неделю, в соответствии с количеством учебных часов, отведенных базисным планом.
  Программа предназначена для воспитания положительных навыков и привычек, воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствует формированию личности учащихся.
Цель данной программы :
- способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развитии у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
-находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие; -содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
- ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
-исправлять недостатки и совершенствовать зрительно - двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
-дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
- знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально- эстетическое отношение к ним;
-развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь Программой предусмотрены четыре вида занятий: - декоративное рисование - рисование с натуры - рисование на темы
- беседы об изобразительном искусстве
На уроках декоративного рисования учащихся знакомятся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования в быту. Учащие получают сведения о применении узора, знакомятся с резьбой по дереву, стеклом и другими предметами быта. Краткие беседы о декоративно - прикладном искусстве с показом изделий народных умельцев, учебных таблиц и репродукций помогают в определенной степени формированию у учащихся эстетического вкуса.
Рисованию с натуры обязательно предшествует наблюдение изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. Основная задача обучения рисованию с натуры - научить детей рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов. Вырабатывать у учащихся потребность постоянно сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю(осевую) линию, а также пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка.
Содержанием уроков рисования на темы являются изображение явлений окружающей
жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений.
Задачи: правильно передавать зрительное соотношение величин предметов, учитывать в рисунках видимое уменьшение дальних предметов, усвоить правило загораживание одних предметов другими.
Беседы об искусстве- важное средство нравственного и художественно-эстетического воспитания учащихся. В 3 классе занятия ограничиваются рассматриванием изделий народных мастеров, репродукций художественных произведений.
Обогащается словарь и развивается речь. 
Формы работы на уроке: 
-дидактические игры;
-занимательные упражнения
-создание увлекательных ситуаций.
Основные приёмы:
- сравнение
-классификация и дифференциация
Основные методы:
1.  Словесные методы (объяснение, рассказ, беседа
2.  Наглядные методы (наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия -иллюстрации, репродукции, методические схемы и таблицы, методические пособия, педагогический рисунок; наблюдение и восприятие живой натуры, изучение её качеств и свойств, особенностей формы, цвета, фактуры и т.д.).
3.  Практические методы (конкретные практические действия).
По окончанию учебного года
Учащиеся должны уметь:
- правильно располагать лист бумаги в зависимости от пространственного расположения изображаемого;
-самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посередине листа;
- ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме;
- правильно распределять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;
- делить лист на глаз на две и четыре равные части;
- анализировать с помощью учителя строение предмета;
- изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности; - рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и в квадрате
- в рисунках на темы изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов - выше; изображать близкие предметы крупнее дальних, хотя и равных по величине;
- анализировать свой рисунок с помощью учителя, отмечать в работе достоинства и недостатки.





Разделы  и темы уроков
Дата проведения
Коррекция

Знать, уметь
Вид контроля

1
1 четверть – 16 часов.













Рисование с натуры осенних листьев.
Беседа по картине.
Рисование узора в полосе из  листочков.
Рисование на тему «Парк осенью».
Беседа по картинам об осени (И.Левитан «Золотая осень», В.Поленов «Золотая осень».)
Рисование с натуры предметов различной формы и цвета (яблоко, груша, огурец, морковь)
Рисование с натуры досок (с узором) для резания овощей.
Рисование с натуры сигнальных флажков (3-4 фл. На одном листе)


Уметь определять предмет по форме. цвету.
Уметь проводить прямые линии, делить на равные  части, составлять узор.
Уметь отличать от других времен года уметь располагать на рисунке сравнивать с натуры
Уметь располагать на рисунке сравнивать с натуры.
Индивидуальная работа

Дифференцированная работа
Индивидуальная работа

Дифференцированная работа

2
2 четверть – 14 часов.










Рисование с натуры шахматного узора в квадрате.
Иллюстрирование рассказа прочитанного учителем.
Знакомство с работами гжельских мастеров. Узор для  гжельской тарелки.
Рисование с натуры будильника круглой формы.
Рисование с натуры  двухцветного мяча
Рисование узора в полосе (веточки ели и снежинки)
Беседа по картине на тему «Зима» русская зима рисование зимнего пейзажа.  


Уметь рисовать квадрат и делить его на части.
Уметь в рисунке изображать услышанное.
Узнавать гжельскую работу.
Уметь применять осевую линию
Уметь самостоятельно выбрать цвет и правильно закрашивать
Уметь рисовать узор в полосе
Уметь рассказывать о содержании картин
Индивидуальная работа
Дифференцированная работа
Индивидуальная работа

Дифференцированная работа

Индивидуальная работа

Дифференцированная работа

3
3 четверть – 22 часа.

















Рисование узора в рукавичке.
Рисование симметричного узора по образцу.
Рисование на тему  «Ёлка зимой в лесу»
Рисование с натуры молотка.
Рисование с натуры детской лопатки.
Рисование поздравительной открытки ко Дню Защитника Отечества.
Рисование на тему «Мой любимый сказочный герой»
Декоративное рисование оформление поздравительной открытки к 8 Марта.
Рисование по образцу орнамента из квадратов
Рисование с натуры постройки из  элементов строительного материала
Рисование с натуры игрушки с натуры .



Уметь рисовать квадрат и делить его на части.
Уметь в рисунке изображать увиденное.
Уметь применять осевую линию
Уметь самостоятельно изображать тематические объекты (звезда), выбрать цвет и правильно закрашивать
Уметь рисовать узор в круге и квадрате
Уметь рассказывать о рисовании с натуры предмета
Индивидуальная работа
Дифференцированная работа
Индивидуальная работа

Дифференцированная работа


Индивидуальная работа

Дифференцированная работа

4
4 четверть – 18 часов.















Рисование узора из растительных форм в полосе.
Беседа по картинам о весне (И.Левитан «Март», А.Саврасов «Грачи прилетели») рисование с натуры весенней веточки.
Рисование на тему «Деревья весной»
Рисование орнамента из квадратов
Рисование на тему «Листок календаря к празднику 1 Мая»
Рисование на тему «Праздник Победы»
Рисование с натуры яблоневого куста с цветами
Беседа по картине Т.Яблонской «Весна»
Рисование на тему «Весна» рисование весенних цветов


Уметь рисовать в полосе
Уметь рисовать с натуры
Уметь рисовать деревья
Уметь рисовать орнамент из квадратов
Формировать умение оформлять праздничную открытку
Формировать умение оформлять праздничную открытку
Рисовать с натуры сравнивать уметь использовать весь лист
Рисовать с натуры.
Сравнивать
Индивидуальная работа

Дифференцированная работа
Дифференцированная работа

Дифференцированная работа

Индивидуальная работа

Индивидуальная работа



Всего: 68 часов









Тематическое планирование. 7 класс

Дата проведения
коррекция



Раздел/Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Вид контроля


















1
Рисование на тему: «Вспомним лето» - признаки времени года, его краски (тёплые и холодные тона)
1
Комбинированный
Индивид. работа



2
Беседа о натюрморте
1
Урок усвоения новых знаний
Дифференцир. работа



3
Рисование с натуры «Наливные яблочки» (форма и цвет объекта)
1
Комбинированный
Индивид. работа



4
Рисование с натуры ветки рябины «Костёр рябины красной» в технике «мазка»
1
Урок усвоения новых знаний
Дифференцир. работа



5
Рисование с натуры ветки рябины «Костёр рябины красной» (окраска осенних листьев)
1
Комбинированный
Индивид. работа



6
Рисование несложных натюрмортов (ваза с фруктами)
1
Урок усвоения новых знаний
Дифференцир. работа



7
Рисование несложных натюрмортов (посуда)
1
Комбинированный
Индивид. работа



8
Рисование с натуры грибов (лисички, подберёзовики)
1
Комбинированный
Индивид. работа



9
Рисование с натуры грибов (лисички, подберёзовики)
1
Комбинированный
Индивид. работа



10
Декоративное рисование ягодного орнамента в полосе (виноград, смородина)
1
Урок усвоения новых знаний
Дифференцир. работа



11
Декоративное рисование ягодного орнамента в полосе (виноград, смородина)
1
Комбинированный
Индивид. работа



12
Рисование с натуры вазы несложной конфигурации
1
Урок усвоения новых знаний
Дифференцир. работа



13
Рисование с натуры вазы несложной конфигурации с цветами (техника «по-мокрому»)
1
Урок усвоения новых знаний
Дифференцир. работа



14
Рисование с натуры вазы несложной конфигурации с цветами (техника «по-мокрому»)

1
Комбинированный
Индивид. работа



15
Рисование с натуры цветов «Одуванчики» (техника «мазка»)
1
Урок усвоения новых знаний
Дифференцир. работа



16
Рисование с натуры цветов «Астра, тюльпан» (техника «мазка»)
1
Комбинированный
Индивид. работа



17
Декоративное рисование цветочного орнамента в круге
1
Урок усвоения новых знаний
Дифференцир. работа










18
Декоративное рисование цветочного орнамента в круге
1
Комбинированный
Индивид. работа



19
Рисование с натуры предметов комбинированной формы (настольная лампа).
1
Комбинированный
Индивид. работа



20
Рисование с натуры предметов комбинированной формы (столярные инструменты).
1
Комбинированный
Индивид. работа



21
Рисование с натуры насекомых «Божья коровка» (стилизация изображения)
1
Урок усвоения новых знаний
Дифференцир. работа



22
Рисование с натуры насекомых «Божья коровка» (стилизация изображения)
1
Комбинированный
Индивид. работа



23
Рисование игрушки-неваляшки (техника «пальчиком»).
1
Урок усвоения новых знаний
Дифференцир. работа



24
Рисование игрушки-неваляшки (техника «пальчиком»).
1
Комбинированный
Индивид. работа



25
Рисование с натуры детской игрушки «Медвежонок» (геометрические фигуры: круг, овал)
1
Комбинированный
Дифференцир. работа



26
Рисование с натуры детской игрушки «Медвежонок» (геометрические фигуры: круг, овал)
1
Комбинированный
Индивид. работа



27
Рисование с натуры цветочного горшка
1
Комбинированный
Индивид. работа



28
Рисование с натуры круглого объекта с перспективой «Аквариум с рыбкой»
1
Урок усвоения новых знаний
Дифференцир. работа



29
Рисование на тему «Снег пушистый» (техника «от пятна»)
1
Комбинированный
Индивид. работа



30
Рисование на тему «Новый год» (работа с использованием манной крупы)
1
Комбинированный
Дифференцир. работа



31
Рисование новогодней открытки.

1
Комбинированный
Индивид. работа



32
Рисование новогодней открытки.

1
Комбинированный
Индивид. работа



33
Рисование с натуры насекомых «Бабочка»
1
Комбинированный
Индивид. работа










34
Рисование с натуры насекомых «Бабочка»
1
Комбинированный
Индивид. работа



35
Декоративное рисование узора из геометрических форм в квадрате.
1
Урок усвоения новых знаний
Дифференцир. работа



36
Декоративное рисование узора из геометрических форм в квадрате.
1
Комбинированный
Индивид. работа



37
Рисование по представлению «На верблюдах по пустыне»
1
Урок усвоения новых знаний
Дифференцир. работа



38
Рисование по представлению «На верблюдах по пустыне»
1
Комбинированный
Индивид. работа



39
Аппликация «Орнаменты народов мира»
1
Комбинированный
Индивид. работа



40
Аппликация «Орнаменты народов мира»
1
Комбинированный
Индивид. работа



41
Рисование с натуры объёмного предмета конической формы (детская раскладная пирамидка)
1
Комбинированный
Дифференцир. работа



42
Рисование с натуры объёмного предмета конической формы (детская раскладная пирамидка)
1
Комбинированный
Индивид. работа



43
Рисование дымковской и городецкой игрушек
1
Комбинированный
Индивид. работа



44
Декоративное рисование узора в круге с применением осевых линий (стрекоза и цветок тюльпана)
1
Урок усвоения новых знаний
Дифференцир. работа



45
Декоративное рисование узора в круге с применением осевых линий (стрекоза и цветок тюльпана)
1
Комбинированный
Индивид. работа










46
Рисование с натуры «Ветка мимозы» (в технике «по-мокрому» сразу кистью)
1
Урок усвоения новых знаний
Дифференцир. работа



47
Рисование с натуры «Ветка мимозы» (в технике «по-мокрому» сразу кистью)
1
Комбинированный
Индивид. работа



48
Рисование с натуры любимой игрушки (по выбору уч-ся)
1
Комбинированный
Индивид. работа



49
Рисование с натуры любимой игрушки (по выбору уч-ся)
1
Комбинированный
Индивид. работа



50
Рисование с натуры объёмного прямоугольного предмета (часы с прямоугольным циферблатом). повёрнутого к учащимся углом
1
Урок усвоения новых знаний
Дифференцир. работа



51
Рисование с натуры объёмного прямоугольного предмета (часы с прямоугольным циферблатом), повёрнутого к учащимся углом
1
Комбинированный
Индивид. работа



52
Составление сказочного изображения из частей способом аппликации «Избушка на курьих ножках»
1
Урок усвоения новых знаний
Дифференцир. работа



53
Составление сказочного изображения из частей способом аппликации «Избушка на курьих ножках»
1
Комбинированный
Индивид. работа



54
Рисование на тему «Весна пришла» (в технике «по-мокрому» сразу кистью)
1
Урок усвоения новых знаний
Дифференцир. работа



55
Рисование на тему «Весна пришла» (в технике «по-мокрому» сразу кистью)
1
Комбинированный
Индивид. работа



56
Иллюстрирование сказки (по выбору учащихся)
1
Урок усвоения новых знаний
Дифференцир. работа



57
Иллюстрирование сказки (по выбору учащихся)
1
Комбинированный
Индивид. работа



58
Иллюстрирование басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица»

1
Комбинированный
Индивид. работа



59
Иллюстрирование басни И. А. Крылова (по выбору учащихся)
1
Комбинированный
Индивид. работа



60
Декоративное рисование симметричных форм: «Насекомые – бабочка, стрекоза, божья коровка»
1
Урок усвоения новых знаний
Дифференцир. работа



61
Декоративное рисование симметричных форм: «Насекомые – бабочка, стрекоза, божья коровка»
1
Комбинированный
Индивид. работа



62
Рисование на тему «Праздничный город»
1
Комбинированный
Индивид. работа



63
Рисование на тему «Добрая и злая бабочка» (поиск цветовых сочетаний)
1
Урок усвоения новых знаний
Дифференцир. работа



64
Рисование на тему «Добрая и злая бабочка» (поиск цветовых сочетаний)
1
Комбинированный
Индивид. работа



65
Рисование с натуры весенних цветов несложной формы
1
Комбинированный
Дифференцир. работа



66
Рисование с натуры весенних цветов несложной формы
1
Комбинированный
Индивид. работа



67
Рисование на тему «Летний отдых»
1
Комбинированный
Индивид. работа



68
Выставка работ
1
Урок обобщения



Основные знания и умения учащихся
Учащиеся должны

знать
уметь

- способы размещения элементов рисунка на листе бумаги;
- способы построения узора в полосе, круге, прямоугольнике;
- виды шаблонов и трафаретов;
- правила работы в различной технике (рисунок пальцем и ладошкой, рисунок «по мокрому», рисунок «мазком» или «штрихом»);
- способы получения различных оттенков цвета.
- правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от пространственного расположения изображаемого;
- ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме;
- правильно распределять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;
- анализировать с помощью учителя строение предмета;
- рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате (по образцу);
- в рисунках на темы изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов - выше; изображать близкие предметы крупнее дальних, хотя и равных по величине;
- различать и называть цвета и их оттенки;
- узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного.



Заголовок 215