Урок русского языка на тему Повторение .Двусоставные предложения(8 класс)


Урок – кроссворд в 8 классе
Повторение по теме «Двусоставные предложения»
Тип урока : повторительно - обобщающий.
Цели урока :1)повторить члены предложения ;
2 ) уметь определять грамматические основы , различать второстепенные члены предложения и их виды ,отличать подлежащее от прямого дополнения , уметь правильно ставить знаки препинания в предложении .
Ход урока.
Эпиграф
Орлы мерцают вдоль опушки…
Нева , лениво шелестя , как Лета , льется .
След локтя оставил на граните Пушкин …
В. Набоков.
1.Вступительное слово учителя .
Сегодняшний урок будет посвящен увлекательной и полезной игре .
Если кроссворд будет заполнен правильно , то в выделенных клеточках
Вы прочитаете название вида предложения по наличию главных членов .
(Раздаются листочки с кроссвордами ).
Деятельность учителя Деятельность ученика
1.Вступительное слово учителя .
Сегодняшний урок будет посвящен увлекательной и полезной игре .
Если кроссворд будет заполнен правильно , то в выделенных клеточках
Вы прочитаете название вида предложения по наличию главных членов.
Всем Вам знакомы строчки Мороз и солнце ;день чудесный !
- Откуда они? Кто автор стихотворения ?
Назовите вид этого предложения по интонации .
Выразительно прочитайте , соблюдая правильную интонацию .
2 .Запишите под диктовку в тетрадях предложение
№2 №10 №6
Одна в глуши лесов сосновых давно , давно ты ждешь меня .
Подчеркнуть как члены предложения слова меня (№1),сосновых (№2),ты (№6),давно (№10), занесите в кроссворд под соответствующими номерами названия этих членов предложения .
3.Определите на слух вид предложения по наличию второстепенных членов предложения
Царь с царицею простился , в путь –дорогу снарядился .
-Запишите вид предложения в кроссворд под №3
-Какие еще виды предложений по наличию второстепенных членов вы знаете ?Устно приведите примеры .
Запись предложения на доске учеником , остальные в тетрадях Зимы ждала , ждала природа
В клеточки кроссворда под №4 запишите термин , которым обозначается подчеркнутая часть предложения
4.Только ли из подлежащего и сказуемого может состоять основа ?
5.Определите , к какой части речи относится слово бег в предложении Скользя по утреннему снегу , друг милый , предадимся бегу нетерпеливого коня .
- Чем осложнено предложение? Что выделяем запятыми? Каким членом предложения является слово бегу ?Запишите название этой части речи под №5
6. Запишите под диктовку предложение В темнице там царевна тужит , а бурый волк ей верно служит .
Поясните графически расстановку знаков препинания .
Запишите под №7 название части речи , перед которой поставили запятую.
- Ставится ли перед союзом а запятая в простом предложении?
7.Определите на слух вид предложения по цели высказывания , запишите под №8
Караул , лови , лови , да дави его , дави !
-Какие еще предложения по цели высказывания вы знаете ?
Запись на доске и в тетрадях Удивился старик , испугался .Подчеркнуть сказуемые . Назвать подчеркнутые группы членов предложения ,записать в клеточки под №11
8.Можно ли считать однородными определения голубыми и великолепными в предложении
Под голубыми небесами великолепными коврами ,
Блестя на солнце , снег лежит.
-Почему ?
9.-Запишите под диктовку предложение
Пора , красавица , проснись !
-Определите синтаксическую роль существительного красавица и запишите в клеточки под №9
-Почему в предложении две запятые ?
10.Запись под диктовку Герой , я не люблю тебя !
-Определите вид предложения по наличию основ и запишите в кроссворд под №12
11 .Запись на доске Сегодня мы вспомнили любимые __________ произведения ___ стихи сказки поэмы Пушкина .
-Расставьте знаки препинания , вспомните , как называется подчеркнутое слово с точки зрения его синтаксической роли и запишите под №13
Кроссворд разгадан , читаем .что получилось в выделенных клетках .
Какое предложение называется односоставным ?
В предложении , с которого начался урок , назовите односоставное
Итог урока .
- Из каких произведений взяты предложения для кроссворда ?
Оценки .Комментирование .
Работа с эпиграфом .Наблюдение за языком .
Д/з. :повторить теоретический материал , написать сочинение –миниатюру «Мой Пушкин»………..
Слушают учителя .
Отвечают на вопросы .
Восклицательное предложение.
Читают выразительно.
Записывают в тетрадях под диктовку , один ученик на доске.
Отвечают на вопросы .
Объясняют.
Заносят в кроссворд.
Записывают (распространенное).
Отвечают.
Ученик записывает на доске , остальные в тетрадях.
Основа ( заносят в кроссворд под №4).
Нет.Основа может состоять только из подлежащего или только из сказуемого.
Записывают название части речи в кроссворд под №5 .
Отвечают на вопросы.
Заполняют кроссворд.
Записывают предложение .
Записывают предложение.
Поясняют.
Заполняют кроссворд.
Ставится всегда : Не высокий , а низкий кустарник.
Отвечают на вопрос.
Записывают- побудительное.
Записывают – вопросительные , повествовательные.
Записывают , называют.
Нет .Относятся к разным словам.
Записывают предложение .
Определяют синтаксическую роль существительного красавица .
Объясняют .
Записывают –обращение
Записывают-обобщающее.
Записывают – односоставное
Мороз и солнце .День чудесный !
Ответы учащихся
Какой он , мой Пушкин ….
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13