Урок русского языка Слово. Лексическое значение слова. 5 класс


Разработка урока
Учителя русского языка и литературы МБУ СОШ № 56 г.о.Тольятти Мальковской Наталии Николаевны
1.Дидактическое обоснование
Предмет: русский язык
Класс: 5
Тема урока: Слово. Лексическое значение слова.
Дидактическая цель: создать условия для усвоения детьми новых знаний
Тип урока: урок открытия новых знаний
Формы организации познавательной деятельности учащихся: коллективная, работа в парах.
Цели урока:
- сформировать представление о способах определения лексического значения слова;
- сформировать способность определять лексическое значение слова;
- развивать умение работать с толковым словарем;
- уметь различать слова и формы слова, вычитывать разные виды информации;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему), анализировать, сравнивать, делать выводы.
Оборудование урока:
Мультимедийный комплект, презентация, фигурки с изображением тучки и солнышка, выставка словарей.
2.Технологическая карта
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников Формирование УУД
1.Организационный момент Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. Включение в деловой ритм.
Задание: выбрать из предложенных фигурок (тучка или солнышко) ту, которая соответствует вашему настроению. На доске магнитом закрепляется фигурка, которую выбрало большинство ребят.
Задание ученикам: на протяжении всего урока ставить простым карандашом на полях своей тетради «+» за каждый свой правильный ответ или выполненное задание.
2.Актуализация изученного, подведение к теме урока 1.Мы познакомились с такими разделами русского языка, как фонетика, синтаксис и пунктуация.
- Что изучает фонетика?
- Что изучает синтаксис?
- Что изучает пунктуация?
- Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним разделом русского языка. Попробуйте самостоятельно сформулировать тему урока. Отгадайте загадку:
«Всему название дано – и зверю, и предмету, вещей вокруг полным-полно,
А безымянных - нету! И все, что может видеть глаз,- над нами и под нами, - и все, что в памяти у нас,- обозначено… »
Мы с вами не до конца озвучили тему урока. Давайте исследуем слово и выявим то, без чего оно (слово) не состоится.
2.Чтение стихотворения.
Ложка – это ложка, ложкой суп едят.
Кошка – это кошка, у кошки семь котят.
Тряпка – это тряпка, тряпкой вытру стол. Шапка – это шапка, оделся и пошел.
А я придумал слово. Смешное слово – плим.
Я повторяю снова – плим, плим, плим.
Вот прыгает и скачет плим, плим, плим.
И ничего не значит плим, плим, плим.
- Удалось ли герою стихотворения «придумать» новое слово? Можно ли назвать «плим» словом?
- Значение – важнейший признак слова! Без него нет слова и не может быть! Смысл слова и есть лексическое значение. Значит, мы сегодня познакомимся с такими понятиями в русском языке, как «Лексикология», «Лексика» и лексическим значением слова.
Лексикология – раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка. Лексика – словарный состав языка. (Чтение параграфа.)
- Где можно найти лексическое значение слова? (Обращаем внимание на выставку словарей.) Фонетика изучает звуки речи.
Синтаксис изучает словосочетания и предложения.
Пунктуация изучает расстановку знаков препинания.
Словами. (запись темы в тетрадь.)
Нет, потому что у слова «плим» нет лексического значения. Оно ничего не значит, не имеет смысла!
Дописывают тему урока.
Сообщение ученицы о словах и словарях.
В толковом словаре. Познавательные УУД:
1.Вычитывать разные виды информации.
2.Анализировать, сравнивать, делать выводы.
3.Формулирование основного вопроса урока. Постановка проблемы. Презентация. Слайд № 2. Учащиеся пытаются разрешить проблему «Что такое слово?» через сравнение слова и его формы, опираясь на знания из начальной школы: слова отличаются по значению, а формы слова имеют одинаковое значение.
- Давайте попробуем определить проблему урока.
Ворон к ворону летит, Ворон ворону кричит
- Объясните, что понимают дети под словом в каждом случае? А как бы вы ответили на вопрос «Что нужно понимать под словом?». Как называют в русском языке слова: ВОРОН, ВОРОНУ, К ВОРОНУ?
Сформулируйте проблему урока.
Решение проблемы. Слайды № 3-4 Запись предложения в тетрадь.
Лексическое значение слова.
Формы одного и того же слова.
Проблема: «Чем отличается слова от форм слова?» Регулятивные УУД:
1.Высказывать предположения на основе наблюдений.
2.Формулировать вопрос (проблему) урока.
4.Физкультминутка Раз – подняться, подтянуться. Два – согнуться, разогнуться. Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре – ноги шире. Пять – руками помахать. Шесть – за стол тихонько сесть. Выполнение упражнений. 5.Открытие новых знаний Составление схемы (см. слайд 4). Слово имеет лексическое и грамматическое значение. Лексическое значение слова изучает лексикология, грамматическое значение – морфология. Запись в тетрадь для правил. Познавательные УУД:
1.Искать пути решения проблемы.
2.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
3.Извлекать информацию из видеоряда (слов, графических и цветовых обозначений, рисунков).
4.преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему).
6.Развитие умений 1. Работа со слайдом № 6
Можно ли подобрать другие слова с таким же лексическим значением?
А с таким же грамматическим значением? Приведите примеры.
Вывод: лексическое значение – индивидуально, а одно и то же грамматическое значение может быть у многих слов. (Поставьте «+» те, кто верно сформулировал вывод.)
2. Работа в парах и по группам. Слайд № 7. Задание: дать лексическое значение словам, обменяться с соседом по парте тетрадями и проверить по толковому словарю в учебнике.
1 ряд – сувенир, жюри, земля.
2 ряд – маяк, пурга, кроссворд.
3 ряд – гнездо, флейта, рысь.
(Поставьте «+», если все правильно.)
3. Упр. 327 (самостоятельная работа).
Ответы детей.
Ворон – большая всеядная птица с блестящим черным оперением. Грач – птица с черным, отливающим в блеск оперением.
Работа в парах. 1.Владеть навыками обработки информации в режиме продуктивного чтения.
7. Рефлексия Слайд № 8
- Назовите ключевые слова урока.
- Какова была цель урока?
- Что еще нового о словах и значениях слов вы узнали?
- Как бы вы могли оценить свою работу на уроке? Посчитайте количество ваших «+».
- В чем были сложности?
- Что нужно делать, чтобы успешно решать задачи, поставленные на уроке? Ответы детей. Регулятивные УУД:
1.Соотносить цели и результаты своей деятельности.
2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
8. Домашнее задание Слайд № 9.
Подготовить презентацию на компьютере (подобрать рисунки к словам).
Упр. 332