Программа обучения правилам дорожного движения Дорожная азбука


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 12»
ПРОГРАММА
«Дорожная азбука»
для начальных классов
(Возрастной диапазон 7 – 10 лет).
-14668598425
Автор: Михайлова Анна Ивановна,
учитель начальных классов
г. Нижневартовск
2015 год
Оглавление:
Паспорт программы………………………………………………………….3
Пояснительная записка………………………………………………………5
Таблица тематического распределения часов……………………………...5
Цель программы……………………………………….……………………..6
Задачи программы……………………………………………………………6
Содержание обучения………………………………………………………..6
Методы и средства обучения………………………………………………..6
Реализация программы «Дорожная азбука»………………………………..6
Планируемые результаты……………………………………………………7
Формы контроля уровня достижений планируемых результатов,
критерии оценивания………………………………..……………………….8
Формы контроля и учета достижений обучающихся………………..…….8
Календарно-тематический поурочный план
учебного курса «Дорожная азбука» в 1 классе……………………………10
Календарно-тематический поурочный план
учебного курса «Дорожная азбука» во 2 классе………………………….13
Календарно-тематический поурочный план
учебного курса «Дорожная азбука» в 3 классе……………………………17
Календарно-тематический поурочный план
учебного курса «Дорожная азбука» в 4 классе……………………………21
Литература…………………………………………………………………...25

Паспорт Программы
Наименование программы Программа «Дорожная азбука» для начальных классов.
Основание для разработки программы В условиях все более интенсивного дорожного движения увеличивается число дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних, основными причинами которых является недисциплинированность учащихся, незнание ими правил дорожного движения или несоблюдение их.
Автор программы Михайлова Анна Ивановна – учитель начальных классов.
Юридический адрес учреждения 628611, Российская Федерация, Тюменская область,
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра,
г.Нижневартовск, ул. Нефтяников, д. 66 А
Телефон 45–95–55, 89129339095
Цель программы Предупреждение и снижение детского дорожно – транспортного травматизма.
Задачи программы
Образовательные
повысить у учащихся уровень знаний по Правилам дорожного движения;
помочь учащимся усвоить требования разделов Правил дорожного движения для пешеходов и велосипедов;
оказать содействие учащимся в выработке навыков по оказанию первой медицинской помощи.
Развивающие:
развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
способствовать развитию у учащихся таких умений, как быстрота реакции, внимательность, наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, самообладание, находчивость.
Воспитательные:
воспитать у учащихся дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге;
выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику;
сформировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Сроки реализации программы Четыре года
Ступень обучения Начальное общее образование (1 – 4 классы)
Количество часов 135 ч
1 класс – 33 ч; 2 класс – 34 ч;
3 класс – 34 ч; 4 класс – 34 ч.
Направление социальное
Уровень базовый
Место проведения Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №12»
Контроль за реализацией программы Контроль осуществляется один раз в четверть в соответствии с планом школьного мониторинга (проверка журналов; маршрутных листов «школа – дом»; проведение диагностических работ по теории ПДД; анализ сводок ГИБДД по случаям ДДТТ).
Ожидаемые результаты Сокращение количества ДТП с участием обучающихся.
Повышение уровня теоретических знаний по ПДД (100 % выполнение программных требований; увеличение качества диагностических работ).


Пояснительная записка
Актуальность проблемы
В условиях интенсивного дорожного движения увеличивается число дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних, основными причинами которых являются недисциплинированность учащихся, незнание ими Правил дорожного движения или несоблюдение их.
Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека.
Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.
Изучение Правил дорожного движения существенно расширяет возможность воспитания грамотного пешехода и позволяет значительно уменьшить дорожно-транспортный травматизм среди детей и подростков.
В соответствии с вышеизложенным предлагается данная программа, обеспечивающая полный курс пропедевтических мероприятий для учащихся начальной школы.
Реализация данной программы возможна при интегрировании с предметами: окружающий мир, литературное чтение, технология, изобразительное искусство, физическая культура.
Обязательными принципами в подготовке детей к безопасному участию в дорожном движении должны быть:
взаимодействие учреждений образования с социально– педагогической средой;
учет возрастных, психофизиологических особенностей и индивидуальных качеств личности детей и подростков.
Таблица тематического распределения часов.
№п.пСодержание раздела, темы Количество часов 1 класс Количество часов 2 класс Количество часов 3 класс Количество часов 4 класс
1 Дорожная грамота. 10 10 10 10
2. Транспортные средства. 3 3 3 6
3 Здравствуй, дорога! (Общие правила) 3 3 3 6
4 Наш друг – светофор. 3 3 3 3
5 Правила дорожного движения. 10 10 10 4
6 Дорожные знаки 4 5 5 5
  Итого 33 34 34 34
Цель программы: предупреждение и снижение детского дорожно – транспортного травматизма.
Задачи программы:
Образовательные
повысить у учащихся уровень знаний по Правилам дорожного движения;
помочь учащимся усвоить требования разделов Правил дорожного движения для пешеходов и велосипедов;
оказать содействие учащимся в выработке навыков по оказанию первой медицинской помощи.
Развивающие:
развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
способствовать развитию у учащихся таких умений, как быстрота реакции, внимательность, наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, самообладание, находчивость.
Воспитательные:
воспитать у учащихся дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге;
выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику;
сформировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Содержание обучения.
Содержание данного курса включает теорию и практику безопасного поведения человека на улицах и дорогах, а также в общественном транспорте. Реализация данной программы рассчитана на 4 года обучения в начальной школе и позволит обучающимся получить систематизированное представление об опасностях на дороге и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека, выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей.
Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий.
Так как программа больше всего уделяет внимания пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью рекомендуется использование таких форм проведения занятий, как выступление агитбригаты, театрализованное представление, КВН, рейд, выпуск стенгазет, встреча с работниками ГИБДД, конкурс, викторина, игра.
Методы и средства обучения:
Словесные – рассказ, объяснение, беседа.
Наглядные – показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов, презентаций.
Практические – выполнение практических заданий в тетрадях, игровые ситуации, с помощью которых проверяется знание ПДД, решение задач, кроссвордов, тестирование, экскурсии по городу (поселку) с целью изучения программного материала.
Реализация программы «Дорожная азбука» способствует:
умственному развитию – учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;
нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям;
эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом;
трудовому воспитанию – учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям (с помощью родителей);
физическому воспитанию – на каждом занятии с детьми и подростками проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.
Планируемые результаты
Достигнутый уровень усвоения информации определяется не только системой опроса учащихся, но и по их реальному поведению на дороге, а также при самостоятельном разборе различных дорожных ситуаций.
В процессе изучения программы будут сформированы:
личностные УУД:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учёбе;
- установка на здоровый образ жизни;
- способность к самооценке
регулятивные УУД:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- способность принимать и сохранять цели предстоящей учебной деятельности, поиска способов её осуществления;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- устанавливать причинно-следственные связи
познавательные УУД:
- осуществлять анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков;
- проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
- ориентироваться в материале: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы, определять круг своего незнания;
- отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в разных источниках;
- подробно пересказывать прочитанное или прослушанное, составлять простой план;
- наблюдать и делать самостоятельные простые выводы
коммуникативные УУД:
- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
- читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное;
- выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
- не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций
предметные УУД:
учащиеся должны знать
название, назначение и расположение на дорогах дорожных знаков, дорожной разметки;
дорожную разметку на проезжей части ив местах остановок маршрутных транспортных средств;
условия, обеспечивающие безопасность пешеходу на дорогах в населённых пунктах и вне населённых пунктов (загородных дорогах);
опасные и безопасные для пешеходов участки дорог в микрорайоне или городе в целом;
значение сигналов светофора для транспорта и пешеходов;
виды автомашин специального назначения и особенность их движения;
положения регулировщика, соответствующие сигналам светофора для участников дорожного движения;
виды перекрёстков;
значения сигналов, подаваемых водителями транспортных средств: звуковые, световые, рукой;
наиболее характерные и частые ошибки в поведении пешеходов на дорогах, приводящие к ДТП;
должны уметь
выбирать безопасные места и определять условия, обеспечивающие безопасность при переходе проезжей части дороги, железнодорожного переезда;
определять виды перекрёстков в районе расположения школы, дома;
пользоваться общественным транспортом, выполняя правила безопасного поведения пассажиров при входе, выходе и во время движения, находясь в салоне общественного транспорта;
выполнять условия, обеспечивающие безопасность, на остановке маршрутных транспортных средств;
выполнять требования сигналов регулировщика и водителей транспортных средств.
В ходе занятий по изучению и пропаганде Правил дорожного движения учащиеся должны сформулировать такие качества, как самостоятельность, аккуратность, дисциплинированность, ответственность.
Формы контроля уровня достижений планируемых результатов, критерии оценивания
Знания учащихся оцениваются так же, как и по остальным предметам. Во время ответов дети должны не только рассказать само правило, но и привести примеры его использования при передвижении по дорогам.
Текущий контроль по ПДД можно осуществлять как в устной, так и в письменной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся в форме самостоятельной работы. Работа для текущего контроля состоит из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка усвоения определённого навыка. Источник материалов для тестирования: Тошева Л.И. «Основы безопасности дорожного движения», 1-4 классы. – с.150 – 191.
Формы контроля и учета достижений обучающихся
Обязательные формы и методы контроля Иные формы учета достиженийтекущая аттестация итоговая (четверть, год) аттестация урочная деятельность внеурочная деятельность
- устный опрос
- письменная самостоятельная работа
- тестовые задания
- графическая работа
- доклад
- творческая работа
-диагностическая контрольная работа
-анализ динамики текущей успеваемости
- участие в выставках, конкурсах, соревнованиях
- активность в проектах и программах внеурочной деятельности
- творческий отчет
- портфолио
- анализ психолого-педагогических исследований
Тематический контроль по ПДД в начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются условные вопросы программы (виды дорожной разметки, дорожные знаки и др.). За такую работу выставляется отметка по следующим критериям:
"5" - работа выполнена без ошибок, приведены примеры с оценкой поведения участников дорожного движения;
"4" - одна ошибка и 1-2 недочета; 2 ошибки или 4 недочета; примеры без оценки поведения участников дорожного движения;
"3" - 2 -3 ошибки и 1 -2 недочета;3 - 5 ошибок или 8 недочетов; примеры неудачны, отсутствует или неверна оценка поведения участников дорожного движения;
"2" - 6 и более ошибок; примеры неверны, отсутствует оценка поведения участников дорожного движения.

Календарно-тематический поурочный план
учебного курса «Дорожная азбука»
в 1 классе
№ п/п Тема урока Оборудование
Виды деятельности обучающихся.
Формы контроля
(к разделу) Требования к уровню подготовки обучающихся
по ФГОС (УУД)
(к разделу)
1. Что такое безопасность? Презентация «На пути в школу», набор табличек «Дорожные знаки»;
рабочие тетради, цветные карандаши Пересказывать и понимать тексты и графические изображения о правилах дорожного движения.
Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений.
Описывать увиденные дорожные ситуации.
Характеризовать поведение участников дорожного движения.
Формы контроля:
- устный опрос;
- письменная самостоятельная работа;
- творческая работа
Исследовать (на основе непосредственных жизненных наблюдений) связи поведения участников дорожного движения и частотой ДТП.
Проводить групповые наблюдения во время практических занятий.
Различать дорожные знаки и дорожную разметку.
Группировать дорожные знаки по назначению.
Анализировать дорожную обстановку.
Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных дорожных ситуациях (в городе, за городом, в транспорте).
Формы контроля:
- устный опрос;
- письменная самостоятельная работа;
- творческая работа;
- доклад
Оценивать конкретные примеры поведения на дороге.
Приводить примеры различных дорожных ситуаций.
Определять виды перекрёстков.
Сравнивать и различать сигналы светофора, регулировщика и водителей транспортных средств.
Характеризовать условия, обеспечивающие безопасность при переходе дорог.
Составлять рассказ по итогам практического занятия (тренинга).
Формы контроля:
- устный опрос;
- письменная самостоятельная работа;
- творческая работа
Проводить групповые наблюдения во время экскурсий по микрорайону и в тренажёрный класс.
Моделировать и оценивать различные ситуации поведения на дороге ив транспорте.
Различать формы поведения, которые допустимы на дороге и в транспорте.
Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, взрослыми.
Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека в условиях дорожного движения.
Формы контроля:
- устный опрос;
- доклад;
- письменная самостоятельная работа;
- творческая работа;
- контрольная работа
Личностные
принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
осознание ответственности человека за общее благополучие;
этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Основы безопасности дорожного движения»;
способность к самооценке;
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметныенавыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
умение ставить и формулировать проблемы;
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
установление причинно-следственных связей.
Регулятивные
использование речи для регуляции своего действия;
адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями задачи.
Коммуникативные
В процессе обучения дети учатся:
работать в группе, учитывать мнения партнеров;
ставить вопросы;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные
учащиеся должны знать
название, назначение и расположение на дорогах дорожных знаков, дорожной разметки;
значение сигналов светофора для транспорта и пешеходов;
виды автомашин специального назначения;
положения регулировщика,;виды перекрёстков;
значения сигналов, подаваемых водителями транспортных средств;
наиболее характерные и частые ошибки в поведении пешеходов на дорогах, приводящие к ДТП;
должны уметь
выбирать безопасные места при переходе проезжей части дороги;
определять виды перекрёстков;
пользоваться общественным транспортом;
выполнять требования сигналов регулировщика и водителей транспортных средств.
2. Город, район, где ты живешь? Презентация «Дорожные знаки», набор табличек «Дорожные знаки»;
рабочие тетради, цветные карандаши 3. Улица полна неожиданностей. Презентация «Дорожная разметка», рабочие тетради, цветные карандаши 4. Безопасность на улице. Презентация «Правила поведения на улице», набор табличек «Дорожные знаки»;
рабочие тетради, цветные карандаши 5. Безопасный путь в школу (практические занятия). Презентация «Перекрёстки»; рабочие тетради, цветные карандаши 6. Как правильно переходить дорогу (практические занятия): разбор конкретный ситуаций. 7. Как правильно переходить дорогу (практические занятия): разбор конкретный ситуаций. 8. Светофор и его сигналы.
Презентация «Наш друг – светофор»; рабочие тетради, цветные карандаши 9. Сигналы регулирования дорожного движения. Презентация «Сигналы регулировщика», макет жезла; рабочие тетради, цветные карандаши 10. Знакомство с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Пешеходная дорожка», «Движение переходов запрещено» и другие. Презентация «Будь внимателен!»; рабочие тетради, цветные карандаши
11. Практическое занятие «Дружим мы со знаками» Маршрутные листы с заданиями для групп 12. Город в котором с тобой мы живём, можно по праву сравнить с букварём! Презентация с фотографиями опасных мест города;
рабочие тетради, цветные карандаши 13. Викторина на тему: «Зачем нужно знать правила безопасного поведения на дорогах». Презентация «Будь внимателен!»; рабочие тетради, цветные карандаши 14. Правила поведения в общественном транспорте. Презентация «Мы - пассажиры»; рабочие тетради, цветные карандаши 15. Правила поведения в общественном транспорте. 16. Игра по мультсборнику.
Презентация «Внимание - дорога!»; рабочие тетради, цветные карандаши 17. Где можно и где нельзя играть? Выставка плакатов, изготовленных учащимися 18 «Осторожно! Плохая погода»
Презентация «Осторожно! Гололёд!» 19 Безопасные места для детей. Презентация «Подземный переход» 20 Знакомство с транспортом города Презентация «Внимание - дорога!»; рабочие тетради, цветные карандаши 21 Транспорт, его движение при подходах к школьному зданию.(трамвайная линия, маршрут автобуса). Презентация «Внимание - дорога!»; рабочие тетради, цветные карандаши
22 Виды перекрестков.
Презентация «Перекрёстки»; рабочие тетради, цветные карандаши 23 Перекрестки микрорайона школы. 24 Практическое занятие «Я у перекрестка». Использование доски «Азбука дорожного движения» 25 Движение на дорогах города. Презентация «Внимание - дорога!»; рабочие тетради, цветные карандаши 26 Элементы улиц и дорог Использование доски «Азбука дорожного движения» 27 Урок-игра « Поле чудес» 28 Проектная работа по теме: «Общественный транспорт». 29 Тесты на знание ПДД. 30 Причины ДТП. Использование доски «Азбука дорожного движения» 31 Праздник « Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения!» 32 Викторина «В гостях у Светофорчика». 33 Проектная работа по теме: «Дорожные знаки» 34 Работа над ошибками.
Безопасность на дорогах в летние каникулы
Календарно-тематический поурочный план
учебного курса «Дорожная азбука»
во 2 классе
№ п/п Тема урока Оборудование
Виды деятельности обучающихся.
Формы контроля
(к разделу) Требования к уровню подготовки обучающихся
по ФГОС (УУД)
(к разделу)
1. Вводное. Повторение изученного в 1 классе. Презентация «На пути в школу», набор табличек «Дорожные знаки»;
рабочие тетради, цветные карандаши Пересказывать и понимать тексты и графические изображения о правилах дорожного движения.
Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений.
Описывать увиденные дорожные ситуации.
Характеризовать поведение участников дорожного движения.
Формы контроля:
- устный опрос;
- письменная самостоятельная работа;
- творческая работа
Исследовать (на основе непосредственных жизненных наблюдений) связи поведения участников дорожного движения и частотой ДТП.
Проводить групповые наблюдения во время практических занятий.
Различать дорожные знаки и дорожную разметку.
Группировать дорожные знаки по назначению.
Анализировать дорожную обстановку.
Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных дорожных ситуациях (в городе, за городом, в транспорте).
Формы контроля:
- устный опрос;
- письменная самостоятельная работа;
- творческая работа;
- доклад
Оценивать конкретные примеры поведения на дороге.
Приводить примеры различных дорожных ситуаций.
Определять виды перекрёстков.
Сравнивать и различать сигналы светофора, регулировщика и водителей транспортных средств.
Характеризовать условия, обеспечивающие безопасность при переходе дорог.
Составлять рассказ по итогам практического занятия (тренинга).
Формы контроля:
- устный опрос;
- письменная самостоятельная работа;
- творческая работа
Проводить групповые наблюдения во время экскурсий по микрорайону и в тренажёрный класс.
Моделировать и оценивать различные ситуации поведения на дороге ив транспорте.
Различать формы поведения, которые допустимы на дороге и в транспорте.
Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, взрослыми.
Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека в условиях дорожного движения.
Формы контроля:
- устный опрос;
- доклад;
- письменная самостоятельная работа;
- творческая работа;
- контрольная работа
Личностные
принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
осознание ответственности человека за общее благополучие;
этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Основы безопасности дорожного движения»;
способность к самооценке;
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметныенавыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
умение ставить и формулировать проблемы;
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
установление причинно-следственных связей.
Регулятивные
использование речи для регуляции своего действия;
адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями задачи.
Коммуникативные
В процессе обучения дети учатся:
работать в группе, учитывать мнения партнеров;
ставить вопросы;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные
учащиеся должны знать
название, назначение и расположение на дорогах дорожных знаков, дорожной разметки;
значение сигналов светофора для транспорта и пешеходов;
виды автомашин специального назначения;
положения регулировщика,;виды перекрёстков;
значения сигналов, подаваемых водителями транспортных средств;
наиболее характерные и частые ошибки в поведении пешеходов на дорогах, приводящие к ДТП;
должны уметь
выбирать безопасные места при переходе проезжей части дороги;
определять виды перекрёстков;
пользоваться общественным транспортом;
выполнять требования сигналов регулировщика и водителей транспортных средств.
2. Безопасный путь из школы домой. Презентация «Дорожные знаки», набор табличек «Дорожные знаки»;
рабочие тетради, цветные карандаши 3. Улицы с односторонним и двусторонним движением. Презентация «Дорожная разметка», рабочие тетради, цветные карандаши 4. Правила перехода улицы. Презентация «Правила для пассажиров», набор табличек «Дорожные знаки»;
рабочие тетради, цветные карандаши 5. Проектная работа по теме: «Безопасный путь домой» Презентация «Перекрёстки»; рабочие тетради, цветные карандаши 6. Дорожные знаки, их виды. Презентация «Дорожные знаки»; рабочие тетради, цветные карандаши 7. Викторина «Дорожные знаки в загадках и стихах». 8. Проектная работа по теме: «Дорожные знаки» 9. История возникновения светофора. Презентация «Наш друг – светофор»; рабочие тетради, цветные карандаши 10. Виды и сигналы светофора. Презентация «Будь внимателен!»; рабочие тетради, цветные карандаши 11. Викторина «Красный, жёлтый, зелёный». 12. Виды транспорта. Работа с доской «Азбука дорожного движения» 13. Правила поведения в общественном транспорте. Презентация «Будь внимателен!»; рабочие тетради, цветные карандаши 14. Правила ожидания транспорта на остановке. Презентация «Мы - пассажиры»; рабочие тетради, цветные карандаши 15. Правила перехода дороги при высадке из транспорта. Презентация «Мы - пассажиры», задания для групп; рабочие тетради, цветные карандаши 16. Проектная работа по теме: «Общественный транспорт». 17. Тесты на знание ПДД. Работа с доской «Азбука дорожного движения» 18. Причины ДТП. Сводка о ДТП в городе за последний год, карточки для групп с примерами дорожных ситуаций, выставка плакатов, изготовленных учащимися. 19. Где можно и где нельзя играть. Сводка о ДТП в городе за последний год, карточки для групп с примерами дорожных ситуаций, выставка плакатов, изготовленных учащимися. 20. Зимние забавы. Где можно кататься на санках и коньках. Презентация «Будь внимателен!»; рабочие тетради, цветные карандаши 21. Движение по улице группами. Презентация «Будь внимателен!»; рабочие тетради, цветные карандаши 22. Разбор дорожных ситуаций. Работа с доской «Азбука дорожного движения» 23. Экскурсия по зимнему городу. Просмотр видеоролика. 24. Проектная работа по теме: «Зимняя дорога» Рабочие тетради, цветные карандаши
25. Игра по ПДД «Подскажи словечко» 26. Обобщающее занятие. Письмо-обращение к водителям и пешеходам. 27. Музыкальный перекрёсток. Стихи и песни по ПДД. Работа с доской «Азбука дорожного движения» 28. Экскурсия на улицы города. Просмотр видеоролика. 29. Проектная работа по теме: «Дорожные ситуации». Рабочие тетради, цветные карандаши 30. Праздник «Зелёный огонёк» Работа с доской «Азбука дорожного движения» 31. А знаешь ли ты, что такое правостороннее движение? Презентация «Движение по улицам города» 32. А знаешь ли ты, что такое Автозавод? Просмотр видеоролика 33. Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах. Рабочие тетради, цветные карандаши 34. Итоговое тестирование. Работа с доской «Азбука дорожного движения»

Календарно-тематический поурочный план
учебного курса «Дорожная азбука»
в 3 классе
№ п/п Тема урока Оборудование
Виды деятельности обучающихся.
Формы контроля
(к разделу) Требования к уровню подготовки обучающихся
по ФГОС (УУД)
(к разделу)
1. Детский дорожно-транспортный травматизм. Безопасные маршруты «Дом – школа – дом»
Презентация «На пути в школу», набор табличек «Дорожные знаки»;
рабочие тетради, цветные карандаши Пересказывать и понимать тексты и графические изображения о правилах дорожного движения.
Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений.
Описывать увиденные дорожные ситуации.
Характеризовать поведение участников дорожного движения.
Формы контроля:
- устный опрос;
- письменная самостоятельная работа;
- творческая работа
Исследовать (на основе непосредственных жизненных наблюдений) связи поведения участников дорожного движения и частотой ДТП.
Проводить групповые наблюдения во время практических занятий.
Различать дорожные знаки и дорожную разметку.
Группировать дорожные знаки по назначению.
Анализировать дорожную обстановку.
Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных дорожных ситуациях (в городе, за городом, в транспорте).
Формы контроля:
- устный опрос;
- письменная самостоятельная работа;
- творческая работа;
- доклад
Оценивать конкретные примеры поведения на дороге.
Приводить примеры различных дорожных ситуаций.
Определять виды перекрёстков.
Сравнивать и различать сигналы светофора, регулировщика и водителей транспортных средств.
Характеризовать условия, обеспечивающие безопасность при переходе дорог.
Составлять рассказ по итогам практического занятия (тренинга).
Формы контроля:
- устный опрос;
- письменная самостоятельная работа;
- творческая работа
Проводить групповые наблюдения во время экскурсий по микрорайону и в тренажёрный класс.
Моделировать и оценивать различные ситуации поведения на дороге ив транспорте.
Различать формы поведения, которые допустимы на дороге и в транспорте.
Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, взрослыми.
Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека в условиях дорожного движения.
Формы контроля:
- устный опрос;
- доклад;
- письменная самостоятельная работа;
- творческая работа;
- контрольная работа
Личностные
принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
осознание ответственности человека за общее благополучие;
этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Основы безопасности дорожного движения»;
способность к самооценке;
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметныенавыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
умение ставить и формулировать проблемы;
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
установление причинно-следственных связей.
Регулятивные
использование речи для регуляции своего действия;
адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями задачи.
Коммуникативные
В процессе обучения дети учатся:
работать в группе, учитывать мнения партнеров;
ставить вопросы;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные
учащиеся должны знать
название, назначение и расположение на дорогах дорожных знаков, дорожной разметки;
значение сигналов светофора для транспорта и пешеходов;
виды автомашин специального назначения;
положения регулировщика,;виды перекрёстков;
значения сигналов, подаваемых водителями транспортных средств;
наиболее характерные и частые ошибки в поведении пешеходов на дорогах, приводящие к ДТП;
должны уметь
выбирать безопасные места при переходе проезжей части дороги;
определять виды перекрёстков;
пользоваться общественным транспортом;
выполнять требования сигналов регулировщика и водителей транспортных средств.
2. История возникновения Правил дорожного движения
Презентация «Дорожные знаки», набор табличек «Дорожные знаки»;
рабочие тетради, цветные карандаши 3. Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка. Перекрестки и их виды Презентация «Дорожная разметка», рабочие тетради, цветные карандаши 4. Сигналы, регулирующие дорожное движение
Практическая работа на тренинговой площадке:
Как правильно перейти улицу без светофора Презентация «Правила для пассажиров», набор табличек «Дорожные знаки»;
рабочие тетради, цветные карандаши
5. Дорожные знаки и их группы
Презентация «Перекрёстки»; рабочие тетради, цветные карандаши 6. Виды транспортных средств. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств Презентация «Перекрёстки»; рабочие тетради, цветные карандаши 7. Ожидание общественного транспорта. Посадка и высадка пассажиров Презентация «Перекрёстки»; рабочие тетради, цветные карандаши 8. Обязанности пассажиров
Проверочная работа по теме:
Обязанности пассажиров Презентация «Наш друг – светофор»; рабочие тетради, цветные карандаши 9. Правила перехода улиц и дорог после высадки из общественного транспорта Презентация «Сигналы регулировщика», макет жезла; рабочие тетради, цветные карандаши 10. Скрытые опасности на дороге. Дорожные «ловушки» Презентация «Будь внимателен!»; рабочие тетради, цветные карандаши 11. Движение пешеходов по тротуарам улицы и обочине дороги. Правостороннее движение  транспортных средств и пешеходов Маршрутные листы с заданиями для групп
12. Правила перехода улиц и дорог. Одностороннее и двустороннее движение
Проверочная работа по теме: Как правильно перейти улицу со светофором и без светофора Презентация с фотографиями опасных мест города;
рабочие тетради, цветные карандаши
13. Правила безопасности при переходе железнодорожных переездов Презентация «Будь внимателен!»; рабочие тетради, цветные карандаши 14. Причины несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах Презентация «Мы - пассажиры»; рабочие тетради, цветные карандаши 15. Что делать при ЧС на дорогах Презентация «Мы - пассажиры», задания для групп; рабочие тетради, цветные карандаши 16. Велосипед и дорожное движение. Презентация «Внимание - дорога!»; рабочие тетради, цветные карандаши 17. Игра: «Регулировщик движения» Работа с доской «Азбука дорожного движения» 18. Транспорт – каким ты был раньше? Презентация «История транспорта» 19. Каким был первый транспорт? 20. Что такое «огненная тележка»? 21. Конкурс поделок «Транспорт прошлого». 22. Итоговое занятие. «Азбука дорог». Рабочие тетради, цветные карандаши
23. Тормозной путь транспортных средств. 24. Условия безопасности при пользовании общественным транспортом. Работа с доской «Азбука дорожного движения»
25. Проектная работа по теме: «Общественный транспорт». 26. Тесты на знание ПДД. Рабочие тетради, цветные карандаши. 27. Причины ДТП. Сводка о ДТП в городе за последний год, карточки для групп с примерами дорожных ситуаций, выставка плакатов, изготовленных учащимися. 28. Когда ты становишься водителем. Презентация «Внимание - дорога!»; рабочие тетради, цветные карандаши 29. Железнодорожный переезд. Презентация «Внимание - дорога!»; рабочие тетради, цветные карандаши 30. Государственная автомобильная инспекция. Встреча с инспектором дорожного движения. 31. Экскурсия на предприятие. 32. Повторение изученного в 3 классе. Рабочие тетради, цветные карандаши 33. Праздник «Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения!» Сводка о ДТП в городе за последний год, карточки для групп с примерами дорожных ситуаций, выставка плакатов, изготовленных учащимися. 34. Работа над ошибками.
Безопасность на дорогах в летние каникулы Сводка о ДТП в городе за последний год, карточки для групп с примерами дорожных ситуаций, выставка плакатов, изготовленных учащимися
Календарно-тематический поурочный план
учебного курса «Дорожная азбука»
в 4 классе
№ п/п Тема урока Оборудование
Виды деятельности обучающихся.
Формы контроля
(к разделу) Требования к уровню подготовки обучающихся
по ФГОС (УУД)
(к разделу)
1. Безопасность пешеходов Презентация «На пути в школу», набор табличек «Дорожные знаки»;
рабочие тетради, цветные карандаши Пересказывать и понимать тексты и графические изображения о правилах дорожного движения.
Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений.
Описывать увиденные дорожные ситуации.
Характеризовать поведение участников дорожного движения.
Формы контроля:
- устный опрос;
- письменная самостоятельная работа;
- творческая работа
Исследовать (на основе непосредственных жизненных наблюдений) связи поведения участников дорожного движения и частотой ДТП.
Проводить групповые наблюдения во время практических занятий.
Различать дорожные знаки и дорожную разметку.
Группировать дорожные знаки по назначению.
Анализировать дорожную обстановку.
Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных дорожных ситуациях (в городе, за городом, в транспорте).
Формы контроля:
- устный опрос;
- письменная самостоятельная работа;
- творческая работа;
- доклад
Оценивать конкретные примеры поведения на дороге.
Приводить примеры различных дорожных ситуаций.
Определять виды перекрёстков.
Сравнивать и различать сигналы светофора, регулировщика и водителей транспортных средств.
Характеризовать условия, обеспечивающие безопасность при переходе дорог.
Составлять рассказ по итогам практического занятия (тренинга).
Формы контроля:
- устный опрос;
- письменная самостоятельная работа;
- творческая работа
Проводить групповые наблюдения во время экскурсий по микрорайону и в тренажёрный класс.
Моделировать и оценивать различные ситуации поведения на дороге ив транспорте.
Различать формы поведения, которые допустимы на дороге и в транспорте.
Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, взрослыми.
Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека в условиях дорожного движения.
Формы контроля:
- устный опрос;
- доклад;
- письменная самостоятельная работа;
- творческая работа;
- контрольная работа
Личностные
принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
осознание ответственности человека за общее благополучие;
этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Основы безопасности дорожного движения»;
способность к самооценке;
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметныенавыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
умение ставить и формулировать проблемы;
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
установление причинно-следственных связей.
Регулятивные
использование речи для регуляции своего действия;
адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями задачи.
Коммуникативные
В процессе обучения дети учатся:
работать в группе, учитывать мнения партнеров;
ставить вопросы;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные
учащиеся должны знать
название, назначение и расположение на дорогах дорожных знаков, дорожной разметки;
значение сигналов светофора для транспорта и пешеходов;
виды автомашин специального назначения;
положения регулировщика,;виды перекрёстков;
значения сигналов, подаваемых водителями транспортных средств;
наиболее характерные и частые ошибки в поведении пешеходов на дорогах, приводящие к ДТП;
должны уметь
выбирать безопасные места при переходе проезжей части дороги;
определять виды перекрёстков;
пользоваться общественным транспортом;
выполнять требования сигналов регулировщика и водителей транспортных средств.
2. Детский дорожно - транспортный травматизм Презентация «Дорожные знаки», набор табличек «Дорожные знаки»;
рабочие тетради, цветные карандаши 3. Остановочный путь. Презентация «Дорожная разметка», рабочие тетради, цветные карандаши 4. Скорость движения. Презентация «Правила для пассажиров», набор табличек «Дорожные знаки»;
рабочие тетради, цветные карандаши 5. Нерегулируемые перекрестки Презентация «Перекрёстки»; рабочие тетради, цветные карандаши 6. Поездка в общественном транспорте Презентация «Наш друг – светофор»; рабочие тетради, цветные карандаши 7. Перевозка детей в транспорте 8. Игра « Поездка по Саратову» 9. Проектная работа по теме: « Культура поведения в транспорте и на улице». Рабочие тетради, цветные карандаши
10. Дорожная разметка и ее предназначение. Презентация «Будь внимателен!»; рабочие тетради, цветные карандаши 11. Труд водителя. За рулем – хороший человек. Маршрутные листы с заданиями для групп 12. Оборудование автомобилей спец.приборами. Презентация с фотографиями опасных мест города;
рабочие тетради, цветные карандаши 13. Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах. Презентация «Будь внимателен!»; рабочие тетради, цветные карандаши
14. Безопасность на дорогах ради безопасности жизни. 15. Урок-экскурсия по улицам города 16. Пусть утро будет ясным. 17. Конкурс рисунков и сочинений по теме: « Заглянем в будущее». Работа с доской «Азбука дорожного движения» 18. Современный транспорт. Презентация «История транспорта» 19. Современный транспорт. 20. Виды транспорта. 21. Значение номерных знаков 22. Правила поведения в транспорте. Мероприятие «Я пассажир». Рабочие тетради, цветные карандаши
23. Железная дорога. 24. Что такое ДТП? Работа с доской «Азбука дорожного движения» 25. Причины возникновения ДТП 26. Создание буклета «Помни, пешеход!» Рабочие тетради, цветные карандаши. 27. В стране дорожных знаков 28. История возникновения дорожных знаков Презентация «Внимание - дорога!»; рабочие тетради, цветные карандаши 29. Дорожные знаки и их группы Презентация «Внимание - дорога!»; рабочие тетради, цветные карандаши 30. Мероприятие: «Я знаток дорожных знаков» Встреча с инспектором дорожного движения. 31. ГИБДД и ДПС 32. Государственная инспекция безопасности дорожного движения Рабочие тетради, цветные карандаши 33. Дорожно-патрульная служба Сводка о ДТП в городе за последний год, карточки для групп с примерами дорожных ситуаций, выставка плакатов, изготовленных учащимися. 34. Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах. Сводка о ДТП в городе за последний год, карточки для групп с примерами дорожных ситуаций, выставка плакатов, изготовленных учащимися Литература:
Программа для системы дополнительного образования детей “Безопасность дорожного движения”, под редакцией П.В.Ижевского, авторы: В.А.Лобашкина, Д.Е. Яковлев, Б.О.Хренников, М.В.Маслов. Москва. “Просвещение”,2009 г.
Пособие для учащихся “Безопасное поведение на улицах и дорогах”, 1–4 кл., пособие для учащихся общеобразовательных учреждений под редакцией П.В.Ижевского, авторы: П.В. Ижевский, Б.О.Хренников, И.В.Александрова, М.В.Маслов.
Учебная книжка – тетрадь для 1 класса “Дорожная безопасность”, авторы: Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2008 г.
Учебная книжка – тетрадь для 2 класса “Дорожная безопасность”, авторы: Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2008 г.
Учебная книжка – тетрадь для 3 класса “Дорожная безопасность”, авторы: Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2008 г.
Учебная книжка – тетрадь для 4 класса “Дорожная безопасность”, авторы: Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2008 г.
Учебно – методическое пособие “Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника”, авторы:Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2007 г.
Методическое пособие “Профилактика детского дорожно– транспортного травматизма”, автор: Е.А.Козловская.Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2007 г.
“Игровой модульный курс по ПДД, или школьник вышел на улицу”, 1–4 класс, автор: В.И.Ковалько. Москва. “Вако”, 2008 г.
“Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению правил дорожного движения”, авторы:В.Е.Амелина и др. Москва. “Глобус”, 2008 г.
134302586360

Магнитно-маркерная доска