Классный час на тему Умей договариваться и понимать









Классный час



Подготовила и провела:
Новикова Н.Н.
Тема: « Умей договариваться и понимать»

Цели:
- учить детей анализировать конфликтные ситуации; развивать эмоциональную устойчивость в ситуациях проявления агрессии; формировать адекватные формы поведения и коммуникативные навыки; развивать умение снимать эмоциональное напряжение.
- познакомить учащихся со способами выхода из конфликтных ситуаций.
Ход урока

1. Актуализация опорных знаний.

Учит.: - Ребята, как вы понимаете тему нашего занятия? (Договариваться и понимать). А для чего нам ребята, нужны эти умения?
(Умения договариваться с людьми, понимать их, нам нужны для успешного общения). А кто из вас знает, что такое общение?
(Общение- это способ узнать личность другого человека и проявить свою собственную). А как вы думаете ребята, может ли человек прожить, ни с кем не общаясь? Почему для людей так важно общение? (Без общения человек не может. Все люди связаны друг с другом: общаясь, мы передаем информацию, получаем её, договариваемся, объясняем, т. е. взаимодействуем, общаемся). А можно сказать, что, понимая речь человека, мы его понимаем? Его чувства, его поступки?
( Выслушать ответы детей)
(Учитель предлагает послушать рассказ.)
Лучший друг
Оставил Коля свой самокат во дворе, а сам ушел обедать.
Не успел поесть, как видит: на его самокате Вовка Луков катается. Рассердился Коля и во двор побежал. «Сейчас, думает, отлуплю Вовку. Чтоб чужие вещи без спроса не брал». Подскочил к нему сердитый, даже кулаки сжал. А Вовка увидел его и сказал мальчику, который рядом стоял:
- Знакомься, Игорек, это мой самый лучший друг Коля.
Смутился Коля, разжал кулаки и неожиданно для себя сказал:
-Что же вы на самокате-то не катаетесь?..
(Ю. Ермолаев)
(Далее беседа по содержанию)
- Можно ли назвать Колю и Вову друзьями? Почему?
- Из-за чего рассердился Коля?
- Какое желание возникло у Коли, когда он увидел, что Вова взял без спроса его самокат?
- А у вас были случаи, похожие на тот, что описан в рассказе?
- Что вы чувствовали в этой ситуации?
- Что вам хотелось сделать?
- Как вы считаете, стоит ли драться, ссориться из-за того, что кто-то взял без разрешения вашу вещь?
- Как вы считаете, дети сумели понять друг друга и договориться?
- Какие советы дали бы вы друзьям в подобном случае?

Учит.: –Ребята, давайте разберем вот такую проблемную ситуацию
Проблемная ситуация.
Приходит мальчик Антошка домой, он чем-то расстроен.
Мама обращает внимание на Антошку: - Что случилось? Ты чем-то расстроен? Антошка рассказывает маме свою историю.
Антошкина история
- Сегодня я вышел во двор и увидел, как ребята играли в убегалки-догонялки.
- Можно мне с вами поиграть? - спросил я ребят. - Чур, буду убегалка!
- Нет уж, - ответили ребята, - если хочешь, чтобы мы тебя приняли в игру, сначала побудь догонялкой. Я обиделся и ушел. Но потом, когда оглянулся и увидел, как весело бегают ребята и как быстро превращаются в убегалку, мне стало грустно, я подумал, что обиделся зря, и решил вернуться...
- Но почему же ты грустишь? - Потому что я не вернулся, из-за того, что не знал, что сказать ребятам.
Учит.: - Давайте ребята разберем эту ситуацию. Как поступили бы вы?
- Как вы считаете, дети сумели понять друг друга и договориться?
- Какие советы дали бы вы ребятам в подобном случае?
(Учитель выслушивает высказывания детей)

3. Чтение рассказа В. Осеевой.
«Отомстила»
Катя подошла к своему столу и ахнула: ящик был выдвинут, новые краски разбросаны, кисточки перепачканы, на столе стояли лужицы бурой воды.
- Алеша! закричала Катя. - Алеша! И закрыла лицо руками, громко заплакала.
Алеша просунул в дверь круглую голову. Щеки и нос у него были перепачканы красками.
- Ничего я тебе не сделал! быстро сказал он.
Катя бросилась на него с кулаками, но братишка исчез за дверью и через раскрытое окно прыгнул в сад.
- Я тебе отомщу! кричала со слезами Катя.
Алеша, как обезьянка, вскарабкался на дерево и, свесившись с нижней ветки, показал сестре нос.
- Заплакала! Из-за каких-то красок заплакала!
- Ты у меня тоже заплачешь! кричала Катя. - Еще как заплачешь!
- Это я-то заплачу? Алеша засмеялся и стал быстро карабкаться вверх.
- А ты сначала поймай меня. Вдруг он оступился и повис, ухватившись за тонкую ветку. Ветка хрустнула и обломилась. Алеша упал. Катя бегом бросилась в сад. Она сразу забыла свои испорченные краски и ссору с братом.
- Алеша! кричала она. - Алеша!
Братишка сидел на земле и, загораживая руками голову, испуганно смотрел на нее.
- Встань! Встань!
Но Алеша втянул голову в плечи и зажмурился.
- Не можешь? испуганно спрашивала Катя, ощупывая Алешины колени.
- Держись за меня.
Она обняла братишку за плечи и осторожно поставила его на ноги.
- Больно тебе?
Алеша мотнул головой и вдруг заплакал.
- Что, не можешь стоять? спросила Катя.
Алеша еще громче заплакал и прижался к сестре.
- Я никогда больше не буду трогать твои краски... никогда... никогда... не буду!

Учит.: - Из-за чего Катя обиделась на Алешу? Как Катя отомстила брату?
- К чему привело желание Кати отомстить брату?
- Что чувствовала Катя, когда Алеша упал с дерева?
- Что чувствовал Алеша?
- Как бы вы поступили в этой ситуации?
(Учитель выслушивает детские мнения)
- Так что же значит правильно понимать?
- К чему может привести ситуация, когда люди друг друга не понимают?

4. Открытие нового знания.
Учит.: -Вернемся к нашему сюжету. Могла бы данная ситуация сложиться по- другому? Как нужно было поступить нашим героям? Они могли договориться друг с другом?
(Учитель выслушивает мнение детей)
Учит.: -Вы только что предположили, каким получилось бы общение, если бы Катя и Алеша понимали друг друга. Так что же значит «понимать других людей»?
(выслушать, войти в его положение, объяснить, что хочешь ты, договориться и т. д.)

Учит.: - Когда между людьми возникает непонимание, это ведет к ссоре. Возможно, они больше не захотят общаться, но могут и прибегнуть к силе. Ссора может перерасти в конфликт.
(Конфликт – столкновение, серьёзное разногласие, спор)

5.Расширение нового знания
Учит.: - Ребята, а можно ли обходиться без конфликтов? Чтобы понять это, я предлагаю вам игру «Трио».
Материалы: пустые коробки из-под обуви или небольшие куски коврового покрытия.
Учит.: - Я приготовила для вас сложную задачу, решая которую , вы можете показать насколько хорошо вы взаимодействуете друг с другом.
Для начала мне понадобятся две тройки игроков. Они должны встать в одну шеренгу плечо к плечу. Тот, кто стоит посередине, ставит ноги в две пустые коробки из-под обуви, одна коробка предназначена для его левой ноги, а другая – для правой. Двое других ребят ставят по одной своей ноге в те же коробки: стоящий справа ставит свою правую ногу в одну коробку с его левой ногой.Теперь все должны попробовать пройти несколько метров. Наверное, будет лучше, если они возьмут друг друга за плечи.
Учит.: - Что помогло добиться успеха?
- Смогли ли вы в своей команде договориться друг с другом?
-Что было труднее всего?
(Дети приходят к выводу, что договариваться трудно, каждый настаивает на своем, не хочет выслушать другого, не хочет уступить)
-Именно поэтому нам в жизни не всегда удается избежать конфликтов. И если конфликтующие стороны не могут договориться, может произойти и такое.
Компромисс
- Молодцы ребята! Действительно всё очень просто:
-нужно выслушать другого и постараться понять, что он хочет;
-объяснить, что хочешь ты.
-Ребята, запомните главное правило: спорщикам нужно успокоиться и выслушать друг друга без оскорблений и драки, конечно.

6. Итог
Учит.: - Ссоры и конфликты никогда не приносят ничего хорошего: человек теряет друзей, хорошее настроение, силы и время. Всё зависит от каждого из нас, от того, как мы смотрим на мир. Только стремясь понять другого, мы научимся решать наши споры и правильно общаться. Это и есть тот золотой ключик, который открывает дверь в замечательную жизнь.

7. Рефлексия
Учит.: - Я предлагаю вам ребята, уже сегодня, воспользоваться этим золотым ключиком: попробуйте каждый для себя составить несколько правил, как избежать конфликта.

«Умей договариваться и понимать»



Рисунок 215