О сотрудничестве и взаимодействии через групповую работу.



Барменкулова Сауле Сагындыковна СШ № 42 имени Е. Кашаганова Жамбылской области Кордайского района
План коучинг – сессии Барменкуловой С.С.
Тема коучинг – сессии: О сотрудничестве и взаимодействии через групповую работу.
Модуль Новые подходы обучения.
Ссылки, ресурсы Руководство для учителя.Видеоресурсы.Анкета.
Цель Расширить представление о сотрудничестве и взаимодействии через групповую работу.
Результаты обучения для учителей Уметь формировать группы и организовывать деятельность внутри группы;
Уметь эффективно применять принципы групповой работы в учебном процессе.
Ключевые идеи, значимые для занятия. Сотрудничество, групповая работа, взаимодействие.
Ход занятия
Этапы проведения занятия Время 90 минут Действия коуча Действия учителей
Психологический настрой 5 минут Занятие начинается с приветствия учителей процесса « Друзья по часам» Учителя дарят друг другу комплименты
Деление на группы 1 Распределяются на группы: способ – брелки разноцветные. Формирование групп
Вызов 5 минут ». Просмотр мультипликационного фильма «Коллективная работа Обсуждение
Побуждение 5 минут Вопросы:
Как вы думаете почему данные животные были сильные?
Нужна ли групповая работа?
Какая цель групповой работы?
А как дети должны работать в группе? Участники обсуждают, анализируют.делают выводы.
Задание№ 1.
17 минут Выработать правила работы в группе.
Создают постеры
Физминутка 2 мин « Кара жорга» Танцуют.
Задание № 2 15 мин Составить рецепт приготовления баурсаков. Распределение ролей в группах – наблюдатели. Обсуждают тему и оформляют красочный постер
Защита постера 10 мин. Защищают постеры.
Выступают наблюдатели
Вопросы:
-Насколько сложно было выработать единый рецепт?
- Учитывалось ли мнение каждого участника группы? Если нет, то почему?
- Соблюдались ли правила работы в группе?
- Кто из вас применяет такую форму работы на уроке?
- В чем заключается роль педагога во время работы в группе? Участники обсуждают, анализируют.делают выводы.
Систематизация знаний 7 мин Показ презентации «Групповое в» Просмотр презентации
Рефлексия 5 мин «Растущее дерево» предложила красные , жёлтые и зелёные яблоки Наклеивают соответствующие яблоки.

Рефлективный отчет коучинг – сессии.
Коллектив - это не какая-то безликая масса.
Он существует как богатство индивидуальностей.
В. А. Сухомлинский
Тема: О сотрудничестве и взаимодействии через групповую работу.
Цель:Расширить представление о сотрудничестве и взаимодействиичерез групповую работу.
Задачи: Раскрыть полноту аспектов групповой работы. Показать принципы взаимодействия участников групп.
В ходе работы на первом этапе «Лицом к лицу» курсов второго ( основного) уровня я увидела новые возможности формы групповой работы. Второй свойкоучинг – занятие я решила провести на тему: « О сотрудничестве и взаимодействии через групповую работу?»Основанием для данной темы послужило для меня «Руководство для учителя», где приведены следующие слова:« В любых ситуациях, где люди объединяются в группы, такое обучение предлагает способ установления сотрудничества друг с другом, при котором учитываются и выдвигаются на первый план умения и вклад отдельных членов группы. Члены группы разделяют и принимают ответственность за действия группы. Основополагающим принципом коллаборативного обучения является консенсус, формируемый посредством сотрудничества членов группы». Я пришла к выводу, что групповая работа на уроке необходима. Роль учителя в учебном процессе меняется. Знания на уроке он не передает в готовом виде, разрабатывает задания, при помощи которых ученики сами добывают знания. Групповая работа – это полноценная и самостоятельная форма организации в учебном процессе.
Моя цель при планировании коучинг – занятия: «Расширить представление о сотрудничестве и взаимодействии через групповую работу».Я хочу познакомить участников коучинг – занятия, как правильно организовывать деятельность учеников внутри группы, так как это влияет на результаты обучения и повышение мотивации на уроке.Я побеседовала с администрацией школы о проведении своего занятия и пригласила на коучинг учителей. Они с удовольствием пришли на занятие.
Своёкоучинг – занятие я начала с психологического настроя учителей по приему «Друзья на час» для создания позитивной эмоциональной установки и доверительного общения. В результате чего обстановка стала дружественной и теплой.

Формирование групп при помощи пазлов
Сформировались группы учителей при помощи пазлов.Чтобы показать важность и необходимость групповой работы, я предложила просмотреть мультипликационный фильм «Коллективная работа».Беседа, проходившая после просмотра, была бурной и насыщенной. Некоторые учителя считают, что групповая работа занимает много времени на уроке, но большинство согласны с тем, что в совместной деятельности появляются большие возможности для достижения общей цели.

Работа над постерами
Затем учителям предложила практическое задание: разработать правила работы в группе. Коллеги активно включались в работу. Все группы основными условиями коллективной работы считали умение слушать и слышать друг друга, взаимоуважение. Благодаря этой работе были выведены единые правила, но я реализовала основную цель – совместная работа над правилами сплотила группы, заставила прислушиваться к мнению коллег, высказывать и доказывать свою точку зрения.
Перед выполнением третьего заданияпроводилась физминутка по видеоролику «Кара жорга», которая подняла настроение у всех учителей. Педагоги с удовольствием подвигались, выполняя несложные ритмичные движения, просматривая ролик. В результате чего коллеги получили заряд бодрости на дальнейшую работу.

Защита постера
С целью закрепления и осмысления работы в группе через практическое применение я попросила коллег составить рецепт приготовления баурсаков. Я определила наблюдателя в группах для того, чтобы он контролировал работу всех членов группы. В каждой группе присутствовали женщины, поэтому каждая предлагала свой рецепт приготовления. Итогом данного задания стали красочно оформленные постеры, которые защищали спикеры. Каждая группа делилась своими маленькими женским секретами, в результате чего был выведен совместно самый лучший рецепт приготовления, который с удовольствием был записан всеми учителями. Многие отметили, что о некоторых секретах слышат впервые, и с удовольствием воспользовались советами предложенными на коучинге. Наблюдатель оценил работу каждого и пришел к выводу: групповая работа дала возможность высказаться каждому, даже самые скромные с удовольствием делились своими тайнами и маленькими секретами. В ходе беседы были поставлены следующие вопросы:
-Насколько сложно было выработать единый рецепт? Соблюдались ли правила работы в группе? Учитывалось ли мнение каждого участника группы? Если нет, то почему?Кто из вас применяет такую форму работы на уроке?В чем заключается роль педагога во время работы в группе?
Учителям было предложено выразить свое отношение к коучингу через прием « Дерево настроения». Красные яблоки символизировали отличное настроение, зеленые яблоки – хорошее настроение и желтые означали, что коучинг не понравился, в результате чего на «Дереве настроения» висели красные яблоки, что означало успешность проведения коучинга.

Рефлексия
Мне было интересно узнать мнение учителей к концу коучинга о значении групповой работы.На этапе рефлексии они заполняли анкеты: « Изучили ли вы что – то новое в период проведения занятия?» Педагогами были даны комментарии: «Оқушыларды бағалаудағы бағаны әділ бағалаудын оқушыларға әсері» «Признаете ли Вы данные цели соответствующими Вашими потребностям?»Комментарий: «Келісемін»
Я пришла к выводу, что все считают групповую форму работы эффективным процессом на уроке. Учителя убедились на собственном опыте, что в работе участвуют все члены группы, активизируется мыслительная деятельность, повышается уверенность в себе, в своих силах. И при этом повышается интерес к изучаемому предмету и, как следствие, повышение качества знаний.
Я думаю, что цели и задачи второгокоучинг – занятия были выполнены.Проанализировав занятие, могу отметить, что учителя стали увлеченными, активными, отстаивали свои мнения, принимали участие в коллективных обсуждениях. И главное для меня, что я смогла убедить их в новых подходах обучения. Они готовы применить в практику идеи семи модулей, с которыми я постаралась их познакомить. Я поняла, что такая форма работы востребована и она вызывает очень большой интерес.
Я, как коуч, испытала различные трудности: нехватка времени для качественного проведения занятия; неполное объяснение требований к оформлению постеров. При дальнейшей работе необходимособлюдать время проведения каждого этапа занятия, продумывать более точные формулировки заданий группам.

Список литературы:1.Программа курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан. 2 уровень.
2.«Настольная книга учителя-коуча».Жартынова.Ж.А., Касымова. А.А., Корнилова. Т.Б., Оракова.А.Ш. Алматы,2014.
Курсы повышения квалификации педагогических работников
Республики Казахстан
Второй (основной) уровень
1 поток
Рефлексивный отчет о коучинговой практике
Выполнила: Барменкулова. С.С.
учитель русского языка и литературы
Тренер: Рсалдинова А.К.
АО НЦПК «Өрлеу», г.Алматы
Я работаю учителем русского языка и литературы в средней школе 17 лет. Состав нашей школы в большинстве творческий, заинтересованный в профессиональном росте. На вопрос «Заинтересованы ли вы в своем профессиональном росте?» все коллеги отвечали положительно.
В данный момент я прохожу трехмесячные курсы повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан в городе Алматы, осваиваю модули и подходы по системе Кембриджского Университета. После окончания первого этапа курсов «Лицом к лицу» в период практике была поставлена задача провестикоучинг – занятие в школе с коллегами, апробировав модули обучения. Программа второго уровня содействует овладению учителями навыками, позволяющие познакомить коллег с новыми подходами в преподавании, при помощи процессов коучинга и менторинга.
«Коучинг–процесс, предоставляющий возможности для совершенствования обучения, тем самым повышая степень его результативности.»[Руководство для учителя, стр. 232]. И я думаю, что процесс коучинга является решением проблемы оказания помощи, как молодым, так и опытным коллегам. Данный процесс будет продуктивен, если «действия коуча направлены на формирование конкретных навыков подопечных». Коуч принимает на себя стать помощником и стать наставником для коллег. В результате подопечный будет обеспечен идеями и подходами для повышения своего профессионального потенциала. Коучи будут содействовать учителям в улучшении их практической деятельности»(Руководство, стр 231). Поставленные вопросы, приведет к тому, что и в практике коуча, и в практике подопечных произойдут изменения, которые положительно скажутся на процессе обучения.
Я выбрала 2 темы коучинг-занятий, которые опирались на два из семи модуля Программы, и были направлены на решение задач, стоящих перед учителями моей школы, а именно: повышение познавательной активности и качества знаний учащихся. Первая тема коучинг–занятия : «Влияют ли психологические барьеры на процесс обучения?», вторая тема: «Может ли формативное оценивание влиять на познавательную активность школьников?».
Коучинг- занятия я проводила на каникулах, так как моя школа работает в две смены.
Во время проведения коучингов я столкнулась с такой проблемой, как учителям не хотелось идти на коучинг, сказались загруженность работой, скептицизм к нововведениям. Но чтобы поддержать меня на коучинг учителя пришли.
На коучинге были учителя разного возраста, с разными взглядами на процесс обучения, преподающие разные предметы, и многие из педагогов относились со скептицизмом к новым методам и подходам Программы, даже хорошо не зная модули Программы. Передо мной стояла трудная задача: разноуровневое общество нужно было в конце коучинг-занятия превратить в коллектив единомышленников, который, выслушивая друг друга, сопоставляя разные точки зрения, способен найти решение поставленной проблемы. А также мне хотелось, чтобы у коллег возникло бы желание принять предложенные Программой методы и подходы к обучению и применять хотя бы некоторые из модулей в своей практике.
Я думаю, что цели и задачи, которые я поставила перед собой, мне удалось реализовать. В этом помогло и планирование по новой методике, и актуальность представленной информации и нестандартная подача материала.
Коучинг-занятия имели свою специфическую планировку, помогающую реализовать поставленные цели. Включая психологический настрой, физминутки, групповую работу над постерами и их защиту, рефлексию в виде взаимооценивания и самооценивания – все это проводилось на базе организации исследовательской работы над материалами семи модулей и показало свою эффективность. Я постаралась как можно полнее задействовать материал семи модулей. В фокусе наблюдения были темы двух модулей, рассматривалось формативное оценивание из модуля «Оценивание обучения и оценивание для обучения» и психологические барьеры обучения из модуля «Новые подходы к обучению». Но в подаче материала я использовала ИКТ, включая в коучинг - занятие слайдовые презентации и показ видеоматериалов, а также критическое мышление. Так структура урока – это вызов, осмысление, рефлексия, и в работе над постерами использовались инструменты критического мышления: синквейн, диаграмму Венна, «Дерево предсказания», «Метод радуги», не обошлось и без диалогового обучения, я старалась создать исследовательскую беседу на основе коллаборативного взаимодействия групп. Коллегам такие формы работы понравились. После занятий прошло обсуждение коучинга. Присутствовавшие давали только положительные оценки, выражали желание узнать побольше и подробнее по предложенным модулям, также высказывали желания использовать отдельные моменты в практике своей работы. Особенно коллегам понравилась групповая работа с использованием взаимооценивания. Учителя пришли к общему мнению: применять ее нужно как можно чаще, так как данный вид работы положительно влияет на каждого ученика, повышает его познавательную активность, мотивирует на работу. Так же коллеги согласились с тем, что необходимо менять подходы к обучению и выразили желание внести изменения в практику преподавания.
А в анкете все положительно ответили на вопрос «Вдохновило ли вас данное занятие на внесение изменений в собственную практику преподавания?». И на вопрос «Какие именно изменения?» указали следующее: «Применение разнообразия в подаче информации», «Представление ответов группы в разных видах», «Составление постеров, когда каждый старался поделиться своей идеей», «Положительный настрой в преподавании. Преодоление барьеров», «Применение оценивания по критериям» и др. Самой ценной для меня стала запись в анкете: «В началекоучинга совершенно не было настроения. В конце – радость от деятельности». Я увидела, что своей цели я достигла: поменялось не только отношение к коучингу, скептицизм поменялся на позитив, но появилось и желание действовать, что-то менять.
После проведения коучинг–занятий, анализа анкет и видеоматериалов я поняла, что в занятии важно все. Подбор материала, его подача, четко продуманная формулировка вопросов высокого порядка, направленных на анализ, синтез, оценку, а потом уже и применение. Вопросы теперь к следующим занятиям я буду обдумывать тщательнее. Очень важным моментом является и создание обстановки сотрудничества, желания что-то изменить, попробовать новое, отойти от наработанных стереотипов. С детьми здесь проще: они быстрее откликаются на нововведения, сразу готовы пробовать. А учителям нужно присмотреться, проанализировать, «прощупать» и я бы сказала, что «заразиться» новыми идеями. И этому способствует та коллаборативная обстановка, которую необходимо создавать и поддерживать на протяжении всего коучинг-занятия. И я пришла к выводу, что оптимально, когда на коучинг- занятие приходит 10-15 коллег, заинтересованных, творческих, тогда работа продуктивна и результативна. Но это требует и от коуча большого напряжения: нужно подобрать и проработать больше материала, нужно быть готовым к разному повороту событий, суметь ответить на разные вопросы, соорентироваться и что-то поменять в проведении коучинга, чтобы создать активный и продуктивный процесс взаимодействия. Учить учителей, наверное, самое сложное занятие. Нужно самому многое перепробовать, переосмыслить, и самое главное быть готовым не только учить, но и учиться.
И я думаю, что одного коучинга по формативному оцениванию явно недостаточно. Поэтому я планирую провести следующий коучинг по взаимооцениванию и коучинг, посвященный созданию коллаборативной среды при групповой работе. Эти темы важны для коллег моей школы.
На занятии присутствовали члены школьной администрации, которые выразили надежду, что новые методы и приемы будут успешно использоваться на практике, «приживутся» в школьном коллективе и приведут к повышению познавательной активности и повышению качества знаний и преподавания.
Литература:
1.Руководство для учителя. Второй (основной) уровень. Издание третье. 2014г.
2.Программа для учителя. Второй (основной) уровень. Издание третье. 2014г.
.