Активизация деятельности учащихся при обучении физики

Борьба за действенность знаний должна начинаться у истоков этих знаний, т.е. с самого начала овладения учащимися фактическим материалом основ физики, в процессе изучения ими систематического курса физики.
Прежде всего, знания учащихся должны быть глубоко осмысленными и твёрдыми. Нельзя применять то, что нетвёрдо знаешь. В чём плохо разбираешься. Учащиеся должны хорошо понимать физическую сущность рассматриваемых явлений, закономерностей.
При отсутствии этих качеств знания оказываются формальными. Если ученик выучил формулировку того или иного физического закона, но не понимает физической сущности его, не видит в нём смысла, не находит связи с прежде выученным, то разумеется, не сможет использовать его в практических целях.
Например, при изучении понятия «массы» в 7 классе поясняются признаки понятия, т.к. уровень знаний учащихся не достаточен для осмысления определения. Но, не поняв физического смысла этих признаков, невозможно будет в 9 классе понять определение «массы».
Одна из основных причин слабого понимания сущности физических законов, понятий – малая активность учащихся во всём процессе классной работы, что является необходимым условием для сознательного усвоения ими изученного материала. Кроме того, при этом условии возможно наиболее эффективное разрешение задачи – привить учащимся навыки практической деятельности, развить у них умения применять свои знания в решении практических задач.
Малая активность учащихся при изучении нового материала благоприятствует такая организация урока, при которой изучение нового материала производится почти исключительно в форме рассказа учителя. Такое построение урока не может обеспечить активное участие всего класса (или большей его части), т.к. доля участия учеников не может быть большой. Учащиеся неизбежно оказываются в роли только слушателей. При изучении нового материала между учителем и учащимися должен существовать, возможно, больший контакт.
Поэтому, изучая новый материал, нецелесообразно вести урок лекционно. Учитель должен не только вести за собой в своих рассуждениях и во всей своей работе класс, но и вовлекать учащихся в активную вместе с ним работу. Таким образом привлекать учащимся начальные навыки самостоятельного логического мышления, навыки последующей самостоятельной работы.
Активное участие в изучении нового материала может быть обеспеченно такой постановкой занятий, при которой изучение идёт при совместном разрешении тех вопросов, проблем, которые возникают перед учителем и учащимися в связи с прежде изученным материалом. Осуществление такой организации изучения материала может идти следующим образом:
Надо создать у учащихся перспективу в предстоящей им работе. (В этом случае лучше всего, опираясь на ранее изученный материал, поставить перед учащимися новую проблему, подлежащую разрешению.)
Необходимо наметить пути и способы разрешения выдвинутой проблемы. (С помощью учащихся.)
После того, как будет создана перспектива в работе, можно приступить к совместному разрешению той задачи, которая логично возникает перед учителем и классом. Например, урок изучения нового материала по теме «Закон Архимеда», 7 класс. Приступая к изучению темы, можно предложить учащимся вспомнить о давлении жидкости на погруженное в неё тело и с помощью учителя прийти к вопросу: «Как давит жидкость на погруженное в неё тело правильной формы (например, формы куба)?» на доску проецируется чертёж:


а) -------------------- e f- --------------------
в с б) b c

а d a d




Чертёж б) конечный чертёж, который проецируется последовательными этапами.
Классу ставится вопрос: «Как велика сила давления, производимая жидкостью на левую грань бруска ab «слева направо»?» Опираясь на знания прошлого урока, учащиеся дадут ответ, после чего следует второй вопрос о силе давления на грань куба cd «справа налево». После этого делается вывод (можно позволить учащимся сделать его самим, а затем скорректировать): тело будет сжиматься с боков, но эти силы не будут заставлять тело тонуть или всплывать, т.к. глубина их погружения одинакова, следовательно, и силы, действующие на них, одинаковы и направлены в прямо противоположные стороны. Затем, следует вопрос о том, как велика сила давления на грань bc «сверху в низ». Лучше всего на чертеже показать вертикальный столб жидкости befc рядом с кубом. После этого следует вопрос о силе давления на грань куба ad «снизу вверх». Она равна весу вертикального столб жидкости aefd. На чертеже штриховка второго столба сделана в ином направлении, чем первого, что даёт возможность видеть: штриховка на части столба befc по объёму равна их разности. Класс делает вывод, что давление жидкости на куб снизу больше, чем сверху.
Логические выводы, полученные в результате разрешения поставленных проблем, можно проверить экспериментально. В процессе опыта неизбежно возникает вопрос: «На сколько больше эти силы?» В результате учащиеся выясняют: на столько, на сколько весит вытесненная телом жидкость.
Итогом всей работы становится вывод, который является законом Архимеда.
Путь от теории к опыту позволяет изучить новый материал, исследуя новую проблему. В этом случае учащиеся являются не только слушателями, а активными участниками разработки возникшей перед ними проблемы, развивая исследовательские навыки. Таким же исследовательским методом можно провести урок от опыта к теории, но этот путь лучше всего применять в старших классах.
Активизация деятельности учащихся на первых порах идёт с большим трудом. Одна из причин – мало времени. Учитель должен хорошо знать всех своих учеников. Во время урока необходимо держать в поле зрения весь класс, и участи в разборе нового материала необходимо согласовывать со знаниями и индивидуальными особенностями учеников.
Например, основную мысль может подать наиболее сильный человек, а при обсуждении необходимо привлекать всех учащихся.
Активизировать же деятельность учащихся возможно и на других этапах урока, а так же и на уроках других типов, при выполнении домашних заданий. Например, работа с кроссвордами при закреплении темы или раздела, написание мини - сочинений, сказок или рассуждений, выполнение домашнего эксперимента, Интернет – уроки, презентация темы или раздела и т.д.
Активизируя деятельность учащихся на уроке, его нужно организовать так, чтобы структура урока обеспечивала:
Проверку подготовки учащихся к разрешению проблемы; изучение нового материала требует от учащихся хорошего знания материала предыдущего урока, поэтому в начале урока следует проверить знания учащихся;
Привлечение учащихся к выдвижению новой проблемы;
Установление путей и способов разрешения выдвинутой проблемы учителем вместе с учеником;
Разрешение вместе с учащимися выдвинутой на данном уроке проблемы;
Привлечение учащихся к анализу полученных результатов;
Проверка усвоения учащимися нового материала.
Для достижения успеха, работая по данной проблеме, выше предложенным способом необходимо обратить внимание на инновационные педагогические технологии (и использовать их элементы): технология проблемного обучения (Луи де Бройля).
Согласно этой технологии учитель, создавая проблемную ситуацию, направляет учащихся на её решение, организует поиск решения. Таким образом, ребёнок ставится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации – это акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование индивидуального подхода.
Методические приёмы создания проблемной ситуации:
Учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им найти способ его разрешения.
Сталкивает противоречие практической деятельности.
Излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос.
Предлагает классу рассмотреть явление с различной позиции.
Побуждает обучаемых делать сравнение, обобщение, выводы из ситуаций, сопоставлять факты.
Определяет проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские).
Для реализации проблемной технологии необходимо:
Отбор самых актуальных, сущностных задач.
Определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы.
Построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических пособий и руководств.
Личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ребёнка.






















Самообразование учащихся

Часто мы, взрослые, ловим себя на том, что многого не успеваем в жизни. Намечаем важные планы, даём себе слово выполнять их, но уходят день за днём, а мы так и не успеваем сделать то, что наметили. Почему так получается? Да потому, что целеустремлённость, пунктуальность – удел далеко не всех. Так, же, как и собранность. Учеными доказано, что особенно интенсивно приобретаются знания в детские годы – порастающий человек накапливает их столько, сколько потом едва ли приобретает за всю жизнь. И настолько же человек обкрадывает себя, если он в детстве не научится собранности, культуре в работе. Что могут сделать сами ребята. Чтобы улучшить организацию своего труда? Но, что значит уметь работать, точнее, уметь учиться?
Умение беречь время – главный фактор труда. Время учебное, затраченное на подготовку уроков дома, и отведённое на отдых. Кроме того, надо правильно планировать свой труд, использовать рациональные приёмы и навыки, облегчающие работу. В качестве основы обучения школьников. Умению учиться должна лежать система нот школьников. Её главные задачи схематично можно было бы изложить сам:
Уметь рассчитывать время и наиболее продуктивно использовать режим дня.
Уметь ставить перед собой цель, выделять главное, планировать работу, осуществлять самоконтроль.
Уметь создавать благоприятные условия для работы.
Уметь использовать различные источники информации (учебные, энциклопедии, справочники, телевидение, Интернет и т.д.)
Память можно совершенствовать, воспитывать. Точно так, как мы воспитываем волю, характер, как тренируем и закаляем тело. Ученые говорят. Что каждый человек в известном смысле слова по природе свое гений. Но у каждого человека уже в детстве разная память. Это результат, как правило, семейного воспитания. Почему у одного ученика хорошая память, а другого плохая? А можно ли плохую память превратить в хорошую? Эти вопросы волнуют, конечно же, и учителей, и родителей, и самих ребят.
Тому, кто решил улучшить свою память, необходимо знать, что развитие памяти дело непростое, нужно и терпение, и настойчивость, и последовательность.
Нельзя думать, что сегодня начал развивать свою память, а завтра или даже через
месяц-два уже достиг нужных результатов. Не преувеличу, если скажу, что развитие памяти – дело всей жизни. Это первое требование. И второе, запоминать надо всё на долго. Лёгкое, поверхностное отношение к услышанному, прочитанному ухудшает работу памяти. Восприятие окружающего по принципу «в одно ухо влетело – в другое вылетело» приносит только вред, не воспитывает память, не развивает умственные способности. Это доказано многими экспериментами. Один норвежский психолог, например, предложил двум группам учащихся выучить один и тот же материал, при этом предупредил их, что одну группу учащихся он будут спрашивать на следующий день, а вторую через две недели. И оказалось, что лучшие знания у тех учащихся, которые учили в расчёте на длительное время. Эти правила составляют одну сторону развития памяти. Но есть другая, не менее важная сторона. Заучивание всегда должно быть осмысленным. Чем лучше ученик проник в смысл текста, разобрался в нём, тем увереннее он идёт к цели.
Ученик, скажем, читает текст и понимает о чём идёт речь. Это хорошо, но этого мало. Одно дело просто понять, а другое дело понять так, чтобы потом правильно воспроизвести прочитанное.
Читая текст, необходимо находить в нём подходящие смысловые опоры, т.е. такие слова или фразы, которые не только сами хорошо запоминаются, но и будут отражать суть прочитанного. Это, как бы, заголовки, которые ученик сам расставляет в тексте.
Но, вот прочитан текст и найдены смысловые опоры. А дальше что? Необходимо постараться пересказать материал. Отметить, что запомнилось с первого раза, а что ускользнуло из памяти, что не было воспроизведено. Некоторые ученики читают раз, два или три раза, но избегают пересказа – это не правильно. Установлено, что пересказ текста своими словами даёт намного лучше результат, чем его многократное прочтение. Необходимо придерживаться правила, не просто читать, но и самому себе пересказывать прочитанное.
Конечно, немаловажное значение для запоминания имеет и режим работы и отдыха. Каждый сам может определить наиболее подходящий режим, но надо обязательно учитывать, что многочасовая работа вредна и непродуктивна. После 40 – 45 минут труда необходим 10 -15 минутный перерыв.
Если ученик решил тренировать свою память, то ему нужно помочь определиться в трёх требованиях, без которых невозможно достигнуть цели:
Во-первых, он должен понять, что тренировка памяти - процесс длительный и постоянный.
Во-вторых, при заучивании необходима максимальная сосредоточенность, внимательность к тому, что учишь.
В-третьих, нужно развивать слуховую память.
Повторение является лучшим способом тренировки памяти. Но и оно бывает разным: можно повторить прочитанное предложение, можно абзац, можно станицу, а можно главу. Заучивать материал необходимо в определённом объёме, слишком большой материал запоминается так же плохо и как слишком малый. Важное значение при повторении имеет фактор времени: одно дело повторить прочитанное сразу же, другое на следующий день или через неделю.
Наиболее целесообразными промежутками времени между запоминанием и повторением учёные считают следующие: через 15-20 минут, через 8-9 часов и через 24 часа. Лучше всего, если ученик приучил себя делать повторение перед сном, а так же утром на свежую голову. С того самого дня, когда ученик начнёт выполнять все требования, начнётся и тренировка памяти.
Особым специфическим видом человеческой деятельности является наше взаимодействие с миром знаний. Значение познавательной деятельности в настоящее время всё более возрастает. Активность личности может проявиться в полной мере – и здесь большую роль играет самообразование, когда мы сами по своей инициативе, с увлечением обогащаем свои знания. Те, кто всерьёз занимается самообразованием, знают, что поиски новых источников информации по интересующим вопросам – активный творческий процесс. Очевидно, будить эту благородную страсть в ребёнке легче и удобнее всего родителям. И личным примером, и тем, что, выбрав момент, как бы невзначай подсунуть художественную книгу, предварительно может быть заинтриговать, вместе с ребёнком «утонуть» в мире Интернет - технологий.
Исследователи, педагоги озабочены падение читаемости, в особенности у молодёжи. Как относительный процесс – это неизбежно. Поскольку появляются новые формы массовой информации, время на их потребление приходится находить за счёт старых. Если мы не научим любить и понимать литературу, то из других источников информации ребёнок возьмёт лишь какие-то крохи. Современный человек едва ли не захлёбывается в потоке информации, она поступает к нему отовсюду. Поэтому ребенку трудно обойтись без опытного наставника, родителям следует, как можно внимательнее относиться к увлечениям своих детей, в ряде случаев поддерживать, но иногда – тактично ограничивать. Хочется подчеркнуть особую роль книги. Книга - не только источник знаний, она расширяет наш словарный запас.
Основная цель самообразования – совершенствование личности.
Самообразование задаёт человеку множество вопросов: как начать, где взять, с кем посоветоваться, чему отдать предпочтение и т.д.?
Огромную роль в самообразовании играет человеческое общение, наши контакты с людьми. Конечно, учить детей общению – это, прежде всего, общаться с ними и одновременно давать им пример взаимоотношений с окружающими людьми.
Влияние методов обучения на организацию учебных занятий, на работоспособность и качество знаний учащихся.

В руководствах по педагогике и дидактике приводят различную классификацию методов обучения в зависимости от того, какой существенный признак положен в её основу. Взяв в основу классификации источника, из которого учащиеся приобретают знания и умения, все методы можно разделить на три большие группы: словесные, наглядные и практические.


























Две группы охватывают методы, с помощью которых учащиеся приобретают знания и умения логически мыслить. Третья группа охватывает методы, помогающие не только приобретению учащимися знаний, но так же и выработке у них практических умений и навыков в работе с приборами, схемами, чертежами, компьютерными программами.
Каждый из методов обучения имеет свои особенности и приводит к положительным результатам в определённых условиях при решении или иных учебно-воспитательных задач. Ни один метод нельзя считать универсальным, пригодным для решения любых задач. Условием успешного решения сложных и разнообразных задач, поставленных перед преподаванием физики в современной школе, служит применение различных методов обучения.
Разнообразие методов обучения – необходимое условие всестороннего развития учащихся. На практике ни один из методов не используется «в чистом виде» изолировано от других, а применяется в сочетании с другими. Например, словесные методы обучения применяются в сочетании с демонстрацией опытов, а практические методы сочетают со словесными методами. Важное значение имеет правильное сочетание методов, при котором достигают наиболее эффективного решения поставленных перед уроком задач.
Так, например, при изучении физических законов в 7-8 классах целесообразно сочетание метода эвристической беседы с демонстрацией опыта (закон Паскаля, Архимеда и др.), при изучении устройства сложных приборов – сочетание объяснений учителя с демонстрацией приборов и использование схем, презентации работы прибора, а при изучении не сложных приборов (например, плавких предохранителей, электрических ламп накаливания) – сочетание работ с учебником и раздаточным материалом. При выборе методов обучения следует учитывать цели и задачи урока, содержание учебного материала, характер изложения его в учебнике, возрастные особенности учащихся, особенности состава класса, наличие оборудования.
Рассмотрим словесные методы обучения.
Беседа – такой метод обучения, при котором учитель, опираясь на имеющиеся у учащихся знания, практический опыт и демонстрации, презентации, с помощью вопросов приводит к пониманию
·и усвоению новых знаний. при изложении материала методом беседы происходит диалог между учителем и учеником. В 7-8 классах в преподавании физики метод беседы – один из основных методов изучения нового материала и контроля качества знания учащихся. Его применяют:
При формировании физических понятий в сочетании с демонстрацией, презентацией опытов и наглядных пособий.
При изучении физических законов в сочетании с демонстрацией, презентацией опытов и фронтальным экспериментом.
При выявлении сущности физических явлений (в сочетании с опытом).
При повторении ранее пройденного материала.
При выяснении путей решения поставленной проблемы.
При проверки качества усвоения материала, изученного на данном уроке.
В указанных случаях метод беседы является основным, а все остальные подсобными. Он позволяет в данных случаях лучше, чем другие вызвать интерес ученика, активизировать его деятельность.
Рассказ – это последовательное, образное изложение материала учителем, не прерываемое диалогом, применяемое с целью:
Ознакомления учащихся с историей изобретений и открытий физических законов, с биографиями выдающихся учёных и изобретателей.
Ознакомления с достижениями и перспективами развития науки.
Ознакомления с применением изучаемых физических явлений и законов, приборов и технических устройств в науке и технике.
Описания явлений, наблюдаемых в природе и технических установках.
В первых из двух приведённых случаев рассказ – это единственно возможный способ устного изложения материала. Метод бесед здесь неприменим, так как у учащихся отсутствует запас знаний, на основе которых могла развернуться бы беседа. Метод рассказа позволяет в данном случае дать ученикам цельное представление по изучаемому вопросу и вызвать к нему интерес, желание получить дополнительные сведения из дополнительных источников (научно-популярная литература, Интернет), активизировать его деятельность.
В остальных случаях рассказ можно сочетать с беседой. В начале беседы учитель должен выяснить, что знают учащиеся по данному вопросу, затем приведя в систему имеющие знания, дополнить и углубить их своим рассказом. Метод рассказа применяется в сочетании с демонстрацией, презентацией опытов и наглядных пособий. Рассказ должен быть чётким, логически последовательным, образным, эмоциональным.
Объяснение - это последовательное, строгое в логическом отношении изложение учителем наиболее сложных вопросов курса. Этот метод применим, когда нужно доказать, обосновать, объяснить. В преподавании физики этот метод применяют:
При изучении принципов устройства и действия приборов.
При раскрытии сущности физических явлений на основе наиболее общих физических теорий.
При объяснении физических свойств тел на основе об атомно–молекулярном строении вещества и электронной теории.
При изучении сущности физических законов и выяснении связи между ними.
При изучении сущности технологических процессов. Основанных на физических явлениях и законах.
Объяснение обеспечивает прочное усвоение материала, если оно сопровождается применением средств наглядности. Объяснение можно сочетать с методом беседы, чтобы привлечь внимание учащихся, проверить ход мыслей, понимание объясняемого материала.
Лекция. Метод лекции применим главным образом в старших классах.
Лекцию обычно рассчитывают на целый урок. Она характеризуется большой научной строгостью изложения. Этот метод требует устойчивого внимания, высокого уровня развития абстрактного мышления, умения записать по ходу лекции основные идеи, выводы формулировки законов, формулы.
Резкий скачок в развитии современного общества, технический прогресс привели к повышению требования к уровню интеллектуального развития учащихся. Потребности, возникшие в результате появления новых концепций, привели к появлению в школьной программе новых предметов. Постоянное увеличение объёма обновлённых знаний, необходимость увеличения темпа усвоения учебно-образовательного материала, внедрение новых интенсивных педагогических технологий привели нас к поиску новых способов обучения, которые давали бы существенную экономию времени и сил при переработке непрерывно возрастающего объёма информации. К одному из таких способов относятся коммуникативно-информационные технологии. В частности использование компьютерных программ на уроках (тесты, презентации, компьютерные уроки и т.д.). В этом случае материал обучаемому преподносится в строго логической последовательности, небольшими частями и тут же осуществляется контроль за его усвоением. Такое обучение включает следующие основные элементы: логическую структуру курса, обучающий алгоритм курса, компьютерный учебник. Для обучения применяются уроки, из которых исключены всё второстепенное, выделяются основные темы и разделы, подразделы, которые дробятся на дозы, более мелкие, чем параграфы соответствующих учебников.
Информацию, содержащую в очередной дозе, учащийся получает с помощью компьютерного учебника. К конце каждой дозы поставлен контрольный вопрос. Если учащийся понял данную очередную дозу и дал на контрольный вопрос правильный ответ, то он может перейти к проработке следующей дозы. Если ответ не правильный, то учащемуся даются дополнительные пояснения, после которых он возвращается к вопросу. Благодаря немедленной обратной связи удаётся устранить лишние затраты времени и добиться усвоения материала. У учащихся создаётся уверенность в своих силах, повышается его активность. Темп подачи информации согласуется с индивидуальными способностями каждого ученика. Процесс обучения удаётся максимально индивидуализировать.
Однако описанная организация учебного материала имеет свои недостатки: трудно обеспечиться целостность восприятия учащихся материала, мешает возможность обучающего видеть перспективу в изучаемом материале, многочисленные связи.
Этот способ обучения может быть внедрён только параллелью с усилием роли учителя в учебном процессе и в сочетании с использованием традиционных методов обучения. Вместе с тем, использование компьютерных пособий освобождает учителя от некоторых малопроизводительных видов труда (опрос, проверка контрольных работ), высвобождает ему время для творческой работы.



Комплексное использование средств обучения на уроках физики.

Основной формой организации учебных занятий по физике является урок с постоянным составом учащихся и определенным расписанием занятий. Это форма занятий позволяет сочетать работу класса в целом и отдельных групп учащихся, для воспитания в коллективе и для коллектива. На уроке представляется возможным применять разнообразные методы обучения. При всем разнообразии форм работы учащихся на уроке руководящая роль остаётся за учителем. Учитель планирует и организует весь учебный процесс по предмету. Он систематически излагает материал сам и вместе с тем учит детей самостоятельно добывать знания из книг и других источников, приучает к самостоятельным, письменным и экспериментальным, исследовательским, проектным работам, применяя при этом демонстрацию опытов, приборов, проведение экскурсий в природу, в научно-исследовательские лаборатории и музеи. Сочетание разнообразных форм организации учебных занятий наиболее полно отвечает задаче всестороннего развития личности учащихся, выявлению их интересов, формированию творческих способностей, активизации деятельности. В последние годы найдены такие формы учебных занятий по физике, как факультативные и элективные занятия, обобщающие семинары, конференции и практикумы.
Однако основной формой организации учебных занятий является урок. Урок - решающее звено в учебном процессе, и качество знаний учащихся по предмету зависит прежде всего от научно-методического уровня каждого урока и всей системы уроков в целом, для успешного преподавания физики необходимо комплексное использование средств обучения: демонстрационного эксперимента, наглядных пособий, технических средств обучения, лабораторного оборудования, коммуникативно–информационные средства обучения.
Эксперимент в школьном курсе физики - это отражение научного метода исследования, присущего науке физике. Изучение явлений на основе физического эксперимента способствует формированию научного мировоззрения учащихся, более глубокому усвоению физических законов, повышает интерес школьников к изучению предмета. Школьный физический эксперимент делится на два вида: демонстрационный, выполняемый в основном учителем и лабораторный, выполняемый учащимися. Демонстрационный эксперимент необходим, когда требуется активное руководство за ходом мысли учащихся при изучении явлений и законов. В программе по физике указан обязательный минимум демонстрационных опытов к каждой теме. При проведении демонстрационного эксперимента можно преследовать различные цели: наблюдение того или иного явления, проверка выдвинутой гипотезы, выявление физических закономерностей и проверка вытекающих из них следствий. Особое внимание учителя должно быть обращено на исследования, которые раскрывают сущность законов, физических гипотез и теорий. Например, классические опыты Эрстеда, Фарадея. Большое значение имеют проблемные опыты.

Должное внимание следует уделять демонстрациям, поясняющим
принципы действия технических установок или приборов, физическую сущность технологических процессов. Основные методические требования к демонстрации опытов: наглядность, доступность, научная достоверность. Для успешного преподавания физики необходимы не только демонстрации опытов, но и применение на уроках различных наглядных пособий. Наглядные пособия создают у учащихся необходимые образы явлений, машин и приборов, активизируют мышление, поддерживают внимание и интерес к изучаемому, оживляют учебный процесс, активизирует деятельность учащихся и тем самым способствуют лучшему усвоению материала. К наглядным пособиям относятся объемные пособия (модели, коллекции, макеты); графические наглядные пособия (таблицы, плакаты, монтажи, диаграммы, графики). В настоящее время широко распространено использование на уроке коммуникативно-информационных средств обучения (компьютерные уроки (развивающие, обучающие, контролирующие знание учащихся и т.д.), анимационные демонстрации опытов, Интернет – уроки.
Остановимся на некоторых пособиях отдельно.
Модели. В тех случаях, когда нельзя показать в натуре прибор или установку используют объемною модель как наиболее близкое подобие оригинала. Например, тепловые и электрические двигатели, гидравлический пресс. Некоторые модели выполнены из органического стекла (модель водопровода, модель водяного отопления - можно сделать на занятиях кружка). Если нужно показать внутреннее устройство применяют модели-разрезы, например двигатель внутреннего сгорания. Группу наглядных пособий составляют кинематические схемы, в них имеются движущиеся элементы, с помощью которых можно показать движение частей механизма, например движение клапанов и поршня в водяных насосах. Сюда же относятся электрифицированные схемы. Есть модели без движущих частей - это макеты, например модель кристаллической решетки.
Макеты имеют ограниченное применение, их значение нельзя переоценивать. При изучении ряда тем применяют коллекции различных материалов, например, "Виды топлива", "Кристаллы", "Проводники и изоляторы", "Плавкие предохранители". Для демонстрационных целей коллекции лучше оформлять на панелях, для фронтальных лабораторных работ коллекции оформляют в небольших коробках, коллекции ценны тем, что они включают натуральные объекты.
Графические наглядные пособия. Таблицы, плакаты служат для ознакомления учащихся с устройством приборов, с внешним видом и работой машин и технических сооружений. Применяют анимационные, настенные и раздаточные, графические наглядные пособия. Особую группу составляют таблицы, показывающие учащимся, как нужно пользоваться тем или иным измерительным прибором.
Такие таблицы вывешиваются на уроках, когда учащиеся работают с измерительными приборами. Они помогают учащимся контролировать свои действия. В кабинете полезно иметь настенные таблицы физических констант и вывешивать их при изучении соответствующих вопросов. Многие можно изготовить силами учащихся с использованием компьютерных программ Microsoft office. Хранить таблицы лучше всего по разделам, используя электронные насители. Необходимо иметь серию портретов учёных в кабинете физики.
Одним из наглядных средств выражения функциональной зависимости между величинами являются графики. Работа с графиками способствует развитию функционального мышления школьников.
Учителю и учащимся на уроках физики необходимо уметь:
Делать простейшие "художественные" зарисовки приборов и установок.
Выполнять схематические рисунки объектов в проекции.
Чертить схемы с условными обозначениями приборов.
Вычерчивать графики и диаграммы.
Уметь пользоваться программами Microsoft office.
В преподавании физики раньше широко применялось такое средство, как проецирование непрозрачных предметов и рисунков на экран с помощью эпидиаскопа. Эпипроекцию использовали, когда нужно увеличить рисунок, а также для проецирования мелких деталей и приборов, например, при рассматривании устройства плавких предохранителей. Эпипроекцию удобно было использовать при анализе ошибок учащихся в записях и зарисовках, допущенных в тетрадях по физике, а также при анализе контрольных работ.
С помощью эпидиаскопа легко можно было изготавливать схемы больших размеров. Широко на уроках физики применялось проецирование на экран прозрачных картин – диапозитивов. В школах есть комплекты диапозитивов, например, "Тепловые двигатели", "Завоевание космоса" и др.
В настоящее время всю эту работу можно проделывать, используя мультимедийные презентации. Применяя программу Microsoft office Power Point, учащиеся самостоятельно могут изготовить наглядные пособия различного вида, тем самым они не только расширяют свои знания по предмету, но и развивают свои навыки работы с компьютером.
Кино. Кино отличается необычайной наглядностью, благодаря динамике событий, проецируемых на экран. В своей работе учитель может использовать готовые обучающие фильмы, которые сейчас можно приобрести в специализированном магазине, а так же может их составить либо самостоятельно, либо с помощью учащегося, используя программу Windows Movie Maker. Однако киносеансы не должны заменять демонстрации опытов, самостоятельные работы уч-ся, непосредственных наблюдений в природе и технике. Кинофильмы не нужны там, где задачу проще и лучше разрешают наглядные пособия.
Активизацию работы учащихся на уроке во время просмотра фильма осуществляют разными путями:
Перед показом ставят ряд вопросов, на которые уч-ся должен ответить после просмотра фильма.
Учащиеся опрашиваются после просмотра фильма.
Школьникам предложить объяснить явление, которое они увидят в фильме.
Учащиеся должны объяснить, сделать вывод после просмотра физического эксперимента.
К наглядным пособиям по физике следует отнести и такие технические средства, как телевидение и Интернет.
Особое место среди научно-технических средств имеет телевидение. Под руководством "телевизионного учителя" уч-ся могут совершить экскурсии на атомные электростанции, подводные лодки, в крупные научные лаборатории, на промышленные предприятия.
Интернет – технологии. Современная действительность характеризуется тем, что практически все сферы образования переориентируются на использование высоких технологий и творческого потенциала человека.
Более подробно остановимся на использовании Интернет – технологий в исследовательской деятельности учителей и учащихся.















Этимология слова «исследование» показывает, что под этим типом деятельности подразумевается нечто «из следа», т.е. восстановление некоторого порядка вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования:
Постановка проблемы.
Изучение разной информации по данной проблеме.
Выбор методов исследования и практическое овладение ими.
Сбор собственного материала.
Формулировка выводов.
Для проектной деятельности характерны те же самые этапы проведения исследования, только на этапе сбора собственного материала возможно проведение каких-либо экспериментальных практических работ.
Ученические исследования чаще бывают исследовательскими работами, реже проектно-исследовательскими. Последние можно применять для разработки или усовершенствования школьных наглядных пособий.
















Источником информации для проведения исследований разного уровня можно использовать ресурсы сети Интернет. Учащиеся не только учатся поиску информации, но и обучаются правилам и навыкам навигации в информационном пространстве, позволяющем находить, анализировать необходимую информацию для проведения исследовательских работ, а так же для самообразования.
Важный аспект использования Интернет – технологий – это
Интернет-общение. Учащиеся могут принимать участие в переписке по электронной почте, участвовать в конференциях, семинарах и т.д. в режимах on-line, of-line.






























































Методы обучения

Наглядные: демонстрация наглядных пособий (действующих моделей и установок, схем, чертежей, рисунков), презентации (урока, эксперимента), компьютерные уроки.

Словесные: изложение материала учителем (лекции, рассказ, объяснение), беседа, работа с книгой (учебник, справочники, учебное пособие и т.д.).

Практические: исследовательские, экспериментальные и практические работы, проекты, работа с раздаточным материалом, тесты, упражнения (решение задач, построение графиков и работа с ним, работа с кинематическими схемами).

Большинство исследований, самостоятельно проводимых детьми, являются спонтанными и неосознанными. Для того чтобы сделать детские исследования стройными, систематизированными и методологически грамотными, надо включать исследовательскую деятельность учащихся в образовательный процесс школы.
Н. В. Новожилова,
кандидат педагогических наук.


С функциональной точки зрения главной целью учебного исследования является приобретение учащимися навыков исследования как универсального способа освоения действительности через повышение мотивации к учебной деятельности и активизации личностной позиции в образовательном процессе, основой которых является приобретение субъективно новых знаний.
Н. В. Новожилова, кандидат
педагогических наук.



15