Использование элементов игровых технологий при обучении биологии (презентация)


Использование элементов игровых технологий при обучении биологии. Выполнил: учитель МБОУСОШ №5 Величутин Д.А. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А.Сухомлинский Как достичь высоких результатов в образовательном процессе? Как повысить эффективность урока? Как сделать так, чтобы на уроке было интересно всем ученикам, чтобы каждый ребёнок был вовлечен в учебный процесс? На помощь учителю приходят игровые технологии. Актуальность использования игровых технологий: Игровые технологии формируют различные виды УУД: Универсальные учебные действия —  это совокупность способов действий ребенка, которые позволяют самостоятельно усваивать новые знания и умения, организовывать этот процесс. - коммуникативные УУД ( умение слышать, слушать, понимать партнера, выполнять согласованно совместные дела, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договориться, правильно выражать свои мысли); - познавательные УУД ( сравнивать, искать хитроумные решения, находить закономерности); - личностные УУД (фантазировать, проявлять интерес к окружающему миру, к себе, ориентировать на моральные нормы); - регулятивные УУД (планировать, оценивать правильность выполнения действий). Функции игр:1.Во время игр происходит одновременно игровая, учебная и трудовая деятельность.2.Игра требует от школьника знаний предмета.3.В игре ученик учится планировать свою работу, оценивать свой и чужой результаты.4.Во время игр, учащиеся не только получают новую информацию, они учатся обобщать, систематизировать, выделять главное, правильно использовать и применять эту информацию. Правила игр: 1) Учитель «ведущий» игры, который управляет всем процессом и подводит итоги. 2) Оценивают результаты игры, сами учащиеся.3) Игры должны иметь общую направленность и заканчиваться подведением итогов с обязательным выставлением оценок. 4)Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся. 5)Игра должна быть доступной, цель игры – достижимой, оформление – красочным. Обязательный элемент каждой игры – её эмоциональность. Игра должна вызывать удовольствие, весёлое настроение, удовлетворение от удачного ответа Виды игр1.Игра- упражнение2.Игра-поиск 3. Игра - соревнование 4. Игра – дидактическая сказка5.Познавательная игра – путешествие6.Сюжетно - ролевые игра Игра - упражнение  Игры могут проводиться как на уроке, так и во внеурочной учебной работе. Они занимают обычно 10-15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся. Это разнообразные кроссворды, ребусы, ботаническое и зоологическое головоломки, объяснения пословиц и поговорок о растениях и животных. Примеры игр – упражнений: Игра «Найди родственников». Вызванный  ученик получает карточку и подбирает к изображенному на ней объекту родственное по типу, классу, отряду, семейству растение или животное. Например, если на карточке изображено растение пшеницы, то ученик подбирает ряд других представителей семейства злаковых, и даёт общую характеристику семейства. После дополнительного вопроса по учебному материалу, он получает оценку или ученик берёт карточку, на которой изображено взрослое насекомое и оставлены пустые клетки. На карточке отдельно нарисованы схемы, показывающие различные стадии развития насекомых. Отвечающий ученик должен выбрать те изображения, которые относятся к данному насекомому, и рассказать о его биологических особенностях, значение в природе и народном хозяйстве. Игры-упражнения могут иметь место и при выполнении учащимися домашних заданий. Можно предложить им закончить решение головоломки или отгадывания кроссворда, начатых на уроке. Игра «Алфавит» Необходимо заранее заготовить полоски картона с буквами алфавита, заранее исключив такие, на которые нет ответа. Учитель предлагает записать название грибов, растений, животных или болезней на листе, приложив к нему картон с буквами алфавита. Например: на конкретные буквы алфавита - растения (ананас, арбуз, апельсин ит.д.), или по принципу игры «в города» (ананас – свекла – арбуз). Игры – загадки -уродилась я на славу: голова бела, кудрява. Кто любит щи – меня в них ищи (капуста, кочан – видоизмененная почка) -в десять одежек плотно одет, часто приходит к нам на обед. Но лишь за стол его позовешь, сам не заметишь как слезы прольешь. (лук, луковица –видоизменный подземный побег) -яркий, сладкий, налитой, весь в обложке золотой, не с конфетной фабрики, а с далекой Африки (Апельсин, сочный многосемянный плод – геспаридий или померанец) -модница крылатая, платье полосатое, ростом хоть и кроха, укусит – будет плохо (оса, отряд перепончатокрылые) Игра-поиск Игра «Умный и внимательный» Учащимся предлагается найти в рассказе, к примеру, «растения семейства Розоцветных», названия растений, которые вперемежку с растениями других семейств, встречаются по ходу рассказа учителя. Для проведения таких игр не требуется специального оборудования, они занимают мало времени, но дают хорошие результаты. Игра «Капитан Врунгель» (проводится в парах). Все учащиеся хорошо знают этого героя и за что его так зовут. Поэтому всегда с интересом встречают задание, в котором требуется составить рассказ с ошибками, который оформляется на отдельных листах и должен содержать 5-6 ошибок. Ученики обмениваются работами и выявляют в них ошибки. Работа оценивается с точки зрения биологической грамотности рассказа и правильности найденных ошибок. Игра – соревнование Конкурс на тему «Покрытосеменные растения».  Класс делится на две команды. 1 конкурс – «Загадки с грядки», команды отгадывают загадки о растениях изученных семейств. 2 конкурс – «Определи растение». Командам раздаются наборы растений (гербарии) с определительными карточками. Команды определяют растения, кто быстрее и правильнее, затем рассказывают, как проводилось определение. 3 конкурс – «Слушай, не зевай». У команд есть таблички с названиями семейств изученных растений. Учитель называет признаки – учащиеся поднимают табличку с названием семейства (или семейств). 4. конкурс – «Знаешь ли ты систематику растений». У команд таблички с таксономическими единицами. Учитель зачитывает различные биологические названия, учащиеся должны поднять карточку с нужным таксоном 5. конкурс – «Назови родственника». За 1 минуту необходимо написать как можно больше растений из семейства Сложноцветных. Затем команды зачитывают растения (по очереди), побеждает команда, которая последней назовёт растение. В конце игры подводятся итоги, выставляются оценки. В ходе этого урока дети очень активны, здесь от них требуется знание не только теории, но и умения применить свои знания на практике. Для победы в этом уроке необходимо объединение учащихся в команду, сплоченность, внимательность и дисциплина. Викторина «Самое…» Заготавливаются сигнальные карточки с цифрами (1,2,3.4). Класс делится на (2-4 команды). На экране высвечивается вопрос с вариантами ответов. Члены команды советуются между собой, потом капитаны команд поднимают сигнальные карточки. Помощник учителя фиксирует ответы. На экране затем высвечивается правильный ответ. Вопрос: самое важное вещество на планета – А)вода Б)минеральная соль В)белок Г)крахмал Ответ: вода Игра «Что?Где?Когда? (проводится в крайний урок каждой четверти). Класс делится на команды и отвечает на вопросы по темам которые они прошли за четверть. Игра – дидактическая сказка Эти сказки лучше вводить при объяснении нового материала. Здесь необходимо выбрать подходящих героев, повествование о которых включает новые понятия, термины. Примером может служить фрагмент сказки – повествования «Сказки про гидру» (7 класс) «На дне небольшого пруда, на стебле растения жила-поживала незаметная маленькая гидра. Была она одна-одинешенька. Но по этому поводу совсем не расстраивалась. Несмотря на внешнюю безобидность и непривлекательность. Гидра была настоящей хищницей. Целыми днями это животное терпеливо выжидало свою добычу – мелких пресноводных рачков личинок и насекомых и, если вдруг кто-то из них проплывал мимо, хватала их. Для этого у нее имелись щупальца вокруг рта. Иногда ей хотелось сменить обстановку и подвигаться. Вела она при этом как настоящая гимнастка: изогнув тело и прикрепившись щупальцами к поверхности, подтягивала к переднему концу тела подошву, затем повторяла шагающие движения. Кроме того, гидра умела кувыркаться – для этого поочередно прикреплялась к предметам то щупальцами то подошвой.»  Сказка – ложный рассказ  может быть использована при опросе, проведении проверочных работ. Для исправления неточностей в таком повествовании учащиеся должны владеть фактическим материалом по изучаемой теме. Примером подобной сказки может быть «Ложный рассказ об амебе» (7 класс) «Жила-была в почве амеба обыкновенная, была она небольшая, всего 50 сантиметров. А цветами переливалась от желтого до темно-красного. Форму имела постоянную, похожую на шарик или овал. Эта амеба была многоклеточна, все-все ее внутреннее пространство занимала цитоплазма. Она не могла двигаться, поэтому всегда находилась в покое. Иногда приходилось ей перемещаться – скакала обычно всем телом на 2-3 метра. Питалось животное рыбами и другими крупными беспозвоночными. Переваривание пищи происходило в желудке, а непереваренные остатки выбрасывались наружу в строго определенном месте. Дышала амеба всей поверхностью тела кислородом воздуха. Делилась сразу на четыре части, а неблагоприятные условия и зиму переносила впадая в спячку.» Познавательная игра - путешествие  Игра - путешествие обычно проводится после изучения темы или нескольких тем раздела с целью выявления уровня знаний учащихся. Игра – путешествие на тему «Розоцветные»  (6 класс)Двигаясь по определенному маршруту, учащиеся ищут клад.Станция первая «Загадкино» Отгадав загадки, вы узнаете, какие растения относятся к данному семейству.Станция вторая «Исследовательская» На каждую парту раздаются законсервированные в солевом растворе цветки сливы, малины, яблони, шиповника, препаровальные иглы, лупы. Необходимо подсчитать количество тычинок, пестиков, лепестков, чашелистиков и вывести общую формулу цветка.Станция третья «Внимание! Розыск» Каждой группе предлагается по четыре описания растения. Необходимо определить растение по описанию.Станция четвертая «Знайкино» Используя учебник и дополнительную литературу составить схему - значение розоцветных. Форма произвольная.В конце урока подводим итог:Мы завершили путешествие и добыли бесценный клад - знания! Игра путешествие на тему «Шляпочные грибы» Учащиеся, работая в парах, знакомятся со строением, многообразием и значением шляпочных грибов, побывав на станциях географической ,исследовательской, информационной и промышленной. Станция «Исследовательская»  - обучающиеся знакомятся со строением шляпочных грибов, выполняя лабораторную работу. Покидая станцию ребята закрепляют материал , отвечая на шуточные вопросы. Станция «Географическая» помогает выяснить условия, не обходимые для развития грибов, которые они сами называют. Станция «Промышленная» во время посещения которой мы совершаем виртуальную экскурсию в грибной цех. Во время экскурсии дети знакомятся с условиями выращивания грибов и их переработкой. На станции «Информационной» дети учатся различать съедобные и ядовитые грибы, отгадывают загадки о грибах, заполняют таблицу о   грибах-двойниках, и формулируют правила сбора грибов. Активизация во время игры – выражается в устных рассказах, вопросах и ответах. Работа в парах придает элемент соревнования, повышает познавательный интерес, развивает чувства коллективизма. Сюжетно -ролевая игра  Особенность игры состоит в том, что учащиеся исполняют роли, а сама игра наполнена глубоким и интересным содержанием, соответствующим определенным задачам, поставленным учителем. Это "Пресс-конференция", «Круглый стол» и др. Учащиеся могут исполнять роли специалистов сельского хозяйства, рыбоохраны, ученого, археолога и др. В процессе такой игры создаются благоприятные условия для удовлетворения широкого круга интересов, желаний, запросов, творческих устремлений. Таким образом, если рассматривать игру – как одну из технологий при обучении биологии, можно сделать следующие выводы: игра способствует свободному развитию личности ребенка в целом, обогащает его внутренний мир, способствует развитию наблюдательности, творческих способностей, изобретательности, самоутверждения, настойчивости, стремления к успеху. благодаря игровым технологиям педагогу удается решить очень важные проблемы обучения, а именно заинтересовать учащихся в освоении новых знаний, применить уже имеющиеся знания в конкретных ситуациях, и активизировать их познавательную деятельность. Литература: 1.Суматохин С.В. Виды чтения при обучении биологии / Биология в школе. – 2012. -№72.Суматохин С.В. Требования ФГОС к учебно-исследовательской и проектной деятельности / Биология в школе – 2013. - №53. Люлькович Е.А. Игровые технологии на уроках биологии. festival.1september.ru/articles/501888/.4. Ситникова М.И. Творческая самореализация субъектов образовательного пространства (текст): моногр. / М.И. Ситникова. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. – 320 с.5.Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии (текст) под ред Н.Е. Щурковой – М.: Новая шк., 1998 -207 с.6.Кулицкая Е.В. Дидактические сказки на уроках биологии (текст)/ Е.В.Кулицкая // Биология в школе. – 2005. - № 6. – С.45 - 47.7.Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе (текст) /Н.К.Смирнов/ – 2-е изд., испр. и доп. М.:АРКТИ, 2006. – 320 с.  Спасибо за внимание !!!