Презентация на тему Приемы обучения смысловому чтению на уроках


«Приёмы обучения смысловому чтению на уроках при формировании познавательных учебных действий»Выполнила:Учитель начальных классовГБОУ ООШ №15Рябова Т.А. Без чтения нет настоящего образования,     нет,  и не может быть ни вкуса, ни слога,   ни многосторонней шири понимания                                                                                                                                                                                                                                                                                                     А.Герцен                                                                                                                 Особенности восприятия текстов младшими школьникамиФрагментарность, отсутствие целостности восприятия текста;Слабость анализа и синтеза прочитанного;Зависимость от небольшого жизненного опыта;Яркость переживаний, непосредственность и эмоциональность;Превалирование интереса к содержанию речи, а не к речевой форме;Недостаточно полное и правильное понимание изобразительно-выразительных средств речи;Преобладание репродуктивного уровня восприятия Этапы становления навыка чтения у начинающего чтецаАналитический этап  характеризуется тем, что все три компонента (восприятие, произнесение и осмысление) обучения чтению разорваны между собой – признак его - это слоговое чтение. Обычно происходит на этапе обучения грамоте.Синтетический этап предполагает, что все три компонента происходят одновременно. На этом этапе ребёнок начинает читать целыми словами. Главным признаком перехода на этот этап является наличие при чтении интонирования. Этап автоматизации -  техника чтения доведена до автоматизма и не осознаётся чтецом. Все интеллектуальные усилия направлены на осознание содержания читаемого и его формы: идея произведения, его композиция, художественные средства. На этом этапе дети имеют самостоятельную эмоциональную реакцию на прочитанное произведение, есть желание поделиться впечатлениями без дополнительных вопросов учителя, самостоятельно обсудить прочитанное. Приёмы, способы реализации озвученных методикОбязательные ежедневные упражнения в чтении;Индивидуальный, с учётом психологических особенностей ребёнка, отбор текстов;Систематичная работа учителя по предупреждению ошибок при чтении детей, а также система их исправления;Специально организованное чтение про себя (шёпотом, беззвучное), которое может быть организованно не ранее, чем с третьего класса, так как это совершенно иная информация, передаваемая на зрительный анализатор, что происходит совершенно иначе. Работа над правильностью и беглостью чтения.Приёмы, представляющие собой два направления:Использование специальных тренировочных упражнений, совершенствующих зрительное восприятие, развитие артикуляционного аппарата, регуляцию дыхания. Применение при чтении художественных произведений принципа многочтения Работа над сознательностью чтения           Сознательность чтения или, как мы привыкли думать понимание прочитанного,  в методике представляется в двух аспектах:1.Применительно к технике чтения: Приёмы реализации Приём зеркального чтения: кот – ток, рот – тор, мама – амам; приём устраняет привычные штампы, формирует произвольность регуляции движения глаз Придумай продолжение. Чтение только одинаковой части слов части слов: рыболов, птицелов, мухолов, бобров, комаров; мыслительная линия проходит посередине слова, точность произнесения первой половины необязательнаПриём пропуска буквы (чтение пунктирно написанных букв), не обязательно орфографического содержанияЧтение строчек с прикрытой верхней основой. Это создаёт игровую мотивацию и развивает творческое мышление, тренируя зрительную и кратковременную память Коллективное прочтение повторяющихся лёгких слов или фраз: мяу-мяу, баю-баю, мы хотим, как поросята – хрюкать. Такой приём раскрепощает сознание ребёнка и позволяет ощутить себя участником процесса.Поиск в тексте заданных слов. Часто это пословицы, потешки, загадки. Такие слова повторяются без изменений, но искать их в тексте придётся, прочитывая его по нескольку раз. Это даст возможность уловить мысль, изложенную в тексте.Восполнение пропуска слов в предложениях с подсказкой их некоторых букв. Подсказка производится несколькими буквами, однозначно их определяющими: где ты была с.г…я, киска? У к.р.л..ы у английской! Такой приём помогает сочетать совершенствование техники чтения с развитием гипотетических навыков. 2. Применительно к чтению в широком понимании Приёмы реализации:Приём чтения через слово нового или известного текста вносит разнообразие в урок, оживляет его, пробуждает детей с минимальными мозговыми дисфункциями и поворачивает их к темпу работы класса. Способствует развитию глазодвигательной активности.Быстрое многократное произнесение предложений. Скороговорка и организация соревнования в группах – вот возможность реализации этого приёма. Прекрасное упражнение для артикуляционного аппарата.Приём театральной маски – это возможность не только скрыть себя от ошибки, но и, выбирая себя  персонажем, проиграть, проговорить, проартикулировать текст автора. Возможность выразить собственное мнение по поводу прочитанного.Допиши фразу. Пословицы, поговорки, загадки, а также народные приметы и природные явления. Это не только чтение, это обобщение собственного жизненного опыта. Художественное произведение -это «как окно, через которое мы должны показать ребёнку ту или другую сторону жизни. Недостаточно, чтобы дети поняли произведение, а надобно, чтобы они его почувствовали» К.Д.Ушинский Использованная литератураАвтореферат кандидата педагогических наук Мали Любови Дмитриевны по теме: «Методика обучения младших школьников основным видам творческих работ на уроке чтения» Москва 1985 годКлиманова Л. Обучение чтению в начальных классах//Школа 2007Львов М.Р., Горецкий В.Г. Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.:2000Федеральный образовательный стандарт начального общего образования. М., Просвещение 2010Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических институтов под редакцией Ю.К.Бабанского. – 2-е издание, дополненное и переработанное. – М.:Просвещение 1988. – с385-409