Рабочая программа по внеурочной деятельности Обучение смысловому чтению



Пояснительная записка
Исходными документами для составления рабочей программы явились:
1. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Бекасовской сош, реализующей программы согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ФГОС ООО (Приказ № 114-ОД от 27.08.2016г.),
3. Санитарно – эпидемиологических правил и нормативов СанПиН2.4.2.2821-10;
4. Устава школы;
5. Плана внеурочной деятельности школы на 2016-2017 учебный год.
6. Авторская программа М.В. Беденко «Обучение смысловому чтению».
Реализация программы обеспечена УМК:
1) М. В.Беденко «Смысловое чтение» (тетрадь – тренажёр) 4 класс, издательство Москва «ВАКО» 2016г.
2) О.Н. Крылова «Чтение. Работа с текстом» 4 класс, издательство Москва «ВАКО» 2015г.;
3) В.М. Беденко «Методические рекомендации к курсу «Смысловое чтение» 4 класс, издательство Москва «ВАКО» 2015г.;
4) В.Г. Ермакова «Дневник юного читателя» (ФГОС) 1 – 4 класс, издательство Москва «ВАКО» 2015г.;
5)В.М. Беденко «Блицконтроль скорости чтения и понимания текста» 4 класс, издательство Москва «ВАКО» 2015г.
Рабочая программа «Обучение смысловому чтению» имеет духовно-нравственную направленность и предназначена для организации внеурочной деятельности по обще-интеллектуальному направлению в 4 классе общеобразовательной школы.
Программа «Обучение смысловому чтению» прежде всего, направлена на обучение учеников критическому аудированию, пониманию, анализу, сравнению, изменению и генерации текстов как в устной, так и в письменной форме.
Данная программа является модифицированной, по уровню освоения - общеразвивающей, по цели обучения – познавательной, по содержанию однопрофильной, разработана в соответствии с требованиями к результатам внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО.
Актуальность программы.
Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения должны обеспечить младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создать основу для самообразования. Долгое время в практике обучения чтению в начальной школе усиленный акцент делался на наращивание темпов чтения и работу над правильностью чтения, а задаваемые по тексту вопросы проверяли лишь поверхностное усвоение содержания текста. Такая практика вырабатывала у учащихся беглое, но бессознательное чтение, которое не позволяло максимально извлекать и понимать информацию. Поскольку программы по учебным предметам ориентированы на умение преобразовывать информацию, представленную в различных формах, а одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы становится умение работать с различными источниками информации, то данная проблема является актуальной в современной школе, и решать её необходимо уже в начальной школе, где и должен закладываться навык смыслового чтения.
Новизна программы.
Новизна данной программы в том, что содержание программы модифицировано в контексте требований нового Федерального государственного стандарта, т.е. акценты смещены с освоения фундаментальных знаний по предмету на социализацию личности средствами современных знаний и технологий по направлению деятельности. Система работы, представленная в программе, позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, а также повысить учебную мотивацию детей и, самое главное, воспитать грамотного читателя. Для успешной социализации обучающихся добавлены инновационные педагогические технологии: исследовательский метод, метод проектов и проблемный метод. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.
Педагогическая целесообразность программы
Люди перестают мыслить, когда перестают читать». (Д. Дидро). Трудно не согласиться со словами Д. Дидро, жившего более 200 лет назад. Но за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему в российском обществе, как и во многих странах мира, сильно изменилось. Чтобы преодолеть эту негативную тенденцию, 2003 - 2013 годы объявлены ООН десятилетием грамотности, а в нашей стране разработана «Национальная программа поддержки и развития чтения в России». Программа ставит перед собой цель развития грамотности и культуры чтения в России, повышения интеллектуального уровня граждан страны, а, следовательно, и ее конкурентоспособности на мировой арене. Сроки реализации Программы – 2007 -2020 годы.
Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Когда ребенок действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
Осмысленность чтения предполагает формирование следующих умений:
-выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла;
-пользоваться сносками и школьным толковым словарем;
-отвечать на вопросы по содержанию словами текста;
-определять эмоциональный характер текста;
-выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;
-опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей;
-определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа из ряда предложенных;
-уметь прогнозировать содержание читаемого;
-осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;
-формулировать тему небольшого текста;
-работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку;
-выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;
-определять идею произведения путём выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;
-находить главную мысль, сформулированную в тексте;
-определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию, рисункам.
Работая с текстом ученики должны получить возможность научиться использовать формальные элементы текста (сноски, подзаголовки) для поиска информации, соотносить позицию автора с собственной точкой зрения, оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание, составлять письменные отзывы, высказывать суждение и подтверждать примерами из текста, а также выполнять творческие задания с опорой на эмоции, воображение, осмысление прочитанного.
Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет вычерпывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир. Всё большее количество детей приобщается к дополнительному чтению (высокий процент посещения библиотеки, ведение читательских дневников, обсуждение прочитанных книг на уроках), выполняют творческие задания, задают вопросы на интересующие темы и готовят сообщения по ним, а это позволяет сделать вывод о развитии любознательности и творческой активности.
Внеурочные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Цели и задачи курса.
Цель: формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.
Основные задачи: освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге (формирование интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы, общеучебных умений осознанно читать тексты, работать с различной информацией);
● овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой (формирование умений работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире);
● воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе (формирование умений понимать художественное произведение как особый вид искусства, определять его художественную ценность и анализировать средства выразительности, сравнивать искусство слова с другими видами искусства, находить сходства и различия используемых художественных средств, создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных);
● формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений (освоение основных нравственно-этических ценностей взаимодействия с окружающим миром, формирование навыка анализа положительных и отрицательных действий героев, событий), воспитание адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.
Формы работы могут быть разнообразные: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Общая характеристика курса
Программа курса «Обучение смысловому чтению» является структурным компонентом основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Бекасовская СОШ» и включена в содержательный раздел данной программы. Она разработана с учётом требований к результатам освоения ООП НОО и обеспечивает достижение планируемых результатов.
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального образования. В частности, в разделе метапредметных требований одной из ключевых компетенций является развитие познавательных универсальных учебных действий, составляющих одну из основ умения учиться.
По своей структуре курс является системным и сквозным курсом, предназначен для овладения смысловым чтением в различных предметных направлениях (окружающий мир, литературное чтение, русский язык, математика) и направлениях программы духовно-нравственного развития личности обучающихся. Содержание учебного материала курса, порядок его прохождения, соотношение теоретической и практической части определяется в соответствии с уровнем подготовки учащихся и возможностями учебного времени, объемом выделенных часов.
В содержании курса «Обучение смысловому чтению» предлагаются познавательные тексты, под которыми мы понимаем совокупность учебных, научных, научно-популярных, сказочных и информационных текстов – от параграфа в учебнике до инструкции по пользованию пылесосом включительно.
Данная программа основывается на использовании в образовательном процессе технологии развития критического мышления через чтение и письмо, благодаря использованию которой на уроках создается образовательная среда, в которой формируется компетентная личность, для которой характерны гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения; развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, самостоятельность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности; формирование культуры чтения; стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации. Вышеперечисленные умения являются компонентами таких ключевых компетентностей, как готовность к разрешению проблем, готовность к самообразованию, готовность к использованию информационных ресурсов, коммуникативная компетентность.
Для обучения работе с текстами соблюдаются некоторые условия:
1. Для развития умения находить информацию используются тексты научно – познавательного характера, соответствующего возрасту учащихся (из детских энциклопедий, природоведческого содержания), жизненные истории, СМИ.
2. Для того чтобы дети учились интерпретировать полученную информацию, тексты подбираются разных стилей, но схожих по содержанию: например, про муравья: «Стрекоза и Муравей» И.А. Крылова и В. Бианки «Как муравьишка домой спешил».
3. Попутно ведется работа над развитием речи учащихся (пересказы, создание собственных высказываний, словарный запас речи, её эмоциональность, правильность, точность и выразительность).
4. При работе с текстами учитывается мотивация учащихся и их способность быть читателем.
5. Разные по объему произведения позволяют учителю учитывать разноуровневую готовность учащихся.
Дифференцированный, индивидуальный подход в обучении является одной из основных черт современного начального образования. Необходимость дифференцированного подхода к работе обусловлена тем, что мы начинаем обучение детей разного уровня готовности к школе (читающие, не читающие) и разными индивидуальными особенностями.
В процессе обучения школьники будут такие тексты:
• понимать;
• анализировать;
• сравнивать;
• видоизменять;
• генерировать (создавать тексты под свои цели и задачи).
Место курса в учебном плане.
Всего за год в 4 классе предполагается 34 занятия, по 1 занятию в неделю.
Ценностные ориентиры содержания программы.
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма – любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества – осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.
В результате освоения программы кружка «Обучение смысловому чтению» обучающиеся 4 класса научатся:
Личностные результаты:
осознание важности чтения и литературы как средства познания окружающего мира и самого себя.
осмысление значимости литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
 усвоение основных нравственных норм и ориентация на их соблюдение.
осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия;
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
Обучающиеся научатся:
уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
уметь самостоятельно работать с новым произведением;
уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные:
Обучающиеся научатся:
прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные :
Обучающиеся научатся:
участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Планируемые предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
осознавать значимость чтения для личного развития;
формировать потребность в систематическом чтении;
использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Обучающиеся могут научиться:
находить книгу в открытом библиотечном фонде;
выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;
характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;
сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
пользоваться аппаратом книги;
овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
В результате работы с текстом учащиеся начальной школы приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
Выпускник научится:
• находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
• определять тему и главную мысль текста;
• делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
• вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность;
упорядочивать информацию по заданному основанию;
• сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;
• понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих
приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
• понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
• понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
• использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в
соответствии с целью чтения;
• ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
• работать с несколькими источниками информации;
• сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
Выпускник научится:
• пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
• соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
• формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
• сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
• составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ
Выпускник получит возможность научиться:
• делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
• составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
Выпускник научится:
• высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
• оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в текст е;
• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать
недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
• участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ
Выпускник получит возможность научиться:
• сопоставлять различные точки зрения;
• соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
Содержание, задачи, формы работы, описанные в Программе «Обучение смысловому чтению», выстроены в соответствии с основными задачами предмета «Обучение смысловому чтению» Базисного учебного плана, авторской методики Беденко М. В., тетради-тренажера «Формирование навыков смыслового чтения. Реализация метапредметных результатов.», Беденко М. В. 4 класс. -Москва,2013г.  и ориентированы на совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), а также способствуют более глубокому знакомству учащихся начальной школы с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы, на развитие нравственных и эстетических чувств младшего школьника.
Курс обеспечен тетрадью - тренажером для учащихся с 1 – 4 классы и методическими рекомендациями для учителя.
Данный курс направлен на то, чтобы подготовить и научить детей получать информацию и знания из текста. Самостоятельный анализ прочитанного - неотъемлемая часть современного обучения. Курс, состоящий из научно-популярных и информационных текстов составлен так, чтобы заинтересовать ребенка в том, что он читает. Вопросы и задания способствуют тому, что ребенок интуитивно выделяет суть прочитанного, учится отделять первое и второстепенную информацию. Вопросы составлены так, чтобы показать ход мышления, а не просто указать на номинально правильный ответ. Курс содержит ряд заданий, для выполнения которых нужно не только обобщить информацию одного текста, но и вернутся и увязать его с ранее прочитанным. Тексты самой разной природы позволяют подготовить юных мыслителей к заданиям, требующим творческого подхода.
В пособии представлены тексты двух видов: содержащие сказочные подробности (отмечены *) и предлагающие достоверную фактическую информацию. Конец каждого занятия отмечен знаком «колокольчик». Также немало отведено времени для модификации и генерации текстов. Работа с заголовками, создания кратких устных, а затем и письменных изложений учит ребенка не только воспринимать информацию, а и выражать свои мысли и знания в устной и письменной форме.
Речевая деятельность ( слушание, говорение, чтение письмо) – это основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности позволяет лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей младшего школьника.
В курсе обучения смысловому чтению реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом русского языка:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:
4) определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
5) приобщение к литературе как искусству слова;
6) приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.
Разделы программы:
Раздел «Виды речевой деятельности» включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения), письмо (культура письменной речи). Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя культуру общения (устного и письменного).
Аудирование (слушание) – это умение слушать и слышать, то есть адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).
Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения и выбор вида чтения; выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений, соответствующих смыслу текста.
Говорение (культура речевого общения) определяет специфические умения вести диалог, отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог с использованием правил речевого этикета, воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста.
Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи (на основе осмысления художественного произведения): текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения; создание собственных мини-сочинений (рассказ по картинке); написание отзыва.
Раздел «Виды читательской деятельности» включает в себя работу с разными видами текста. Эта работа предполагает формирование следующих аналитических умений: восприятие изобразительно-выразительных средств языка художественного произведения, научно-популярного текста; воссоздание картины жизни, представленной автором; установление причинно-следственных связей в художественном, учебном и научно-популярном текстах; понимание авторской позиции в произведении; выделение главной мысли текста. Предусматривает ознакомление ребенка младшего школьного возраста с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания чтения младшего школьника, которое обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области детской литературы: учет эстетической и нравственной ценности текстов, их жанрового и тематического разнообразия, доступности для восприятия детьми 7–10 лет, читательских предпочтений младших школьников.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.
Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность. Особое внимание уделяется созданию различных форм интерпретации текста.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного:
находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
определять тему и главную мысль текста;
делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность;
упорядочивать информацию по заданному основанию;
сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;
понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение;
характеризовать явление по его описанию;
выделять общий признак группы элементов);
понимать информацию, представленную разными способами:
словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
использовать различные виды чтения:
ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации
высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
сопоставлять различные точки зрения;
соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
Технология продуктивного чтения (формирования типа правильной читательской деятельности).
Существует единая для всех уроков технология чтения текста, основанная на природосообразной технологии формирования типа правильной читательской деятельности.
Сама технология включает в себя 3 этапа работы с текстом.
I этап. Работа с текстом до чтения
1.Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
2.Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения
1.Первичное чтение текста.
Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).
Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
2.Перечитывание текста.
Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).
Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
3.Беседа по содержанию текста.
Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.
4.Выразительное чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения
1.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2.Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
3.Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
4.Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Учебно-тематический план.
№ п\п Тема занятия Кол-во
часов
1. Русский народный фольклор -4 часа
1. «Золотой гусь» (сказка), «Ворон, волк и олень» (Дунганская народная сказка) 1
2. П. Ершов «Конёк- Горбунок», «Суд Соломона» пересказала В. Смирнова 1
3. «Аленький цветочек» (русская народная сказка), « Три поездки Ильи Муромца» (Былинный сказ) 1
4. П. Бажов «Серебряное копытце», «Голубика» (ненецкая сказка) 1
2. Друзья детства – 4 часа
1. Ю. Коваль. «Лабаз», Н. Сладков. «Двое на одном бревне». 1
2. И. Гарин – Михайловский. «Тёма и Жучка»,Г. Скребицкий. «Дружба». 1
3. С. Северный «Снегурочкин дом», А.Чехов. «До чего я исхудал…» 1
4. Н. Сладков «Приёмыш», В. Путилина. «Вишнёвая ветка». 1
3. О хороших людях – 4 часа.
1. Б. Житков. «Мангуста», Б. Житков. Рассказы. 1
2. А. Платонов. Отрывок, В. Катаев. «Сын полка» 1
3. Е. Осетров «Всем колоколам царь», А.А. Лиханов. «Мой генерал» 1
4. В. Бианки «Обыкновенный человек», В. Белов. Рассказы. 1
4. О наших сверстниках – 4 часа.
1. В. Осеева «Кто хозяин?», К. Ушинский. «Дети в роще» 1
2. М. Горький «Пепе», Г. Скребицкий. «Мальчик с пустым цветочным горшком». 1
3. Р. Киплинг «Братья Маугли», К.Чуковский. «Мужичок с ноготок». 1
4. «Три дочери» (ненецкая сказка), А. Гайдар «Совесть» 1
5. О природе – 4 часа.
1. М. Пришвин. «Золотой луг», В. Бианки. «Снежная книга» 1
2. В. Берестов «Почему я пишу о природе», Н. Сладков. «Бюро лесных услуг» 1
3. Г. Скребицкий «Сказка о весне», Т. Нуждина. «Клён» 1
4. А. Плешаков. «Луга и человек», Н. Надеждина. «Белые фонакрики» 1
6. Книги о животных – 4 часа.
1. А. Онегов «Встреча с волками», Г. Скребицкий. «Белая шубка» 1
2. Н. Сладков «ласточка и комар», С. Михалков. «Заяц - обманщик» 1
3. В. Берестов. «Аист и соловей», В. Астафьев. «Капалуха» 1
4. Э. Шим. «Как спят лошади», Ф.Д. Кривин. «Честное гусеничное» 1
7. Русская литература – 6 часов.
1. Н. Некрасов «Мороз – Красный нос», И. Тургенев. «Воробей» 1
2. В. Сухомлинский «Пусть будут Соловей и Жук», Л. Милёва. «Синяя сказка» 1
3. Г. Снегирёв «Енот-полоскун», Р. Баландин. «Чем удивительны гейзеры» 1
4. М. Пришвин «Лоси», Д. Мамин-Сибиряк. «В мастерской Володю…» 1
5. Б. Шергин «Шиш и трактирщица», Л. Толстой «Кавказский пленник». 1
6. И. Соколов- Микитов «над болотом», М. Пришвин. Рассказы. «Гаечки» 1
8. Зарубежная литература – 4 часа.
1. Р. Достян «Вскоре начались дожди…», Дж. Свифт. «Путешествия Гулливера» 1
2. Р. Рапсе. «Искры из глаз», С. Лагерлёф. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» 1
3. «Земляника под снегом» (Японская сказка), Братья Гримм. «Три пёрышка» 1
4. Д. Габе. «Черепаха», Г.Х. Андерсен. «Стойкий оловянный солдатик» 1
Итого 34
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ занятия Тема занятия Характеристика деятельности учащихся Планируемы сроки проведения Скорректированные сроки проведения
«Золотой гусь» (сказка), «Ворон, волк и олень» (Дунганская народная сказка)
Резиновый мяч*
Маленькие конфетки. Жужжащее чтение. Чтение текста про себя. Анализ структуры текста. Ответы на вопросы, составленные детьми. Чтение и установление, что правдиво, что вымышлено. Дискуссия и обсуждение. Составление текста – рассуждения. 01.09 – 09.09 П. Ершов «Конёк- Горбунок», «Суд Соломона» пересказала В. Смирнова
Свитера.
Игрушки из Японии.
«Очертя голову». Жужжащее чтение. Комментированное чтение. Деление текста на части. Постановка вопросов к тесту и поиск ответов на них. Составление рассказа – рассуждения. Беседа с сопровождением выборочного чтения текста. Анализ старинных оборотов речи. 12.09 – 16.09 «Аленький цветочек» (русская народная сказка), « Три поездки Ильи Муромца» (Былинный сказ)
В большом деле и без убытка*.
Глаза умнее мозгов. Жужжащее чтение. Чтение цепочкой. Чтение и установление, что правдиво, что вымышлено. Анализ текста. Пересказ текста по коллективно составленному плану. Чтение по ролям. 19.09 – 23.09
П. Бажов «Серебряное копытце», «Голубика» (ненецкая сказка)
«Замените меня Васей – он умнее!» Заколдованный круг. Жужжащее чтение. Комментированное чтение. Анализ структуры текста. Нахождение в тексте отрывков, которые помогут ответить на вопросы. Творческая работа по тексту. 26.09 – 30.09 Ю. Коваль. «Лабаз», Н. Сладков. «Двое на одном бревне».
Самоочищающиеся окна.
Хомяк и птицы*.
Сель.
Оптические иллюзии. Жужжащее чтение. Чтение текста про себя. Анализ текста по вопросам к тексту. Сжатый пересказ. Творческая работа. Чтение по ролям. 10.10 – 14.10 И. Гарин – Михайловский. «Тёма и Жучка»,Г. Скребицкий. «Дружба».
Гонки на верблюдах.
Слоны. Жужжащее чтение. Чтение цепочкой. Беседа с сопровождением выборочного чтения. Деление текста на части. Составление плана. Пересказ по плану. Творческая работа. 17.10 – 21.10
С. Северный «Снегурочкин дом», А.Чехов. «До чего я исхудал…»
Ушная раковина китайского императора.
Блин – символ солнца, вареник – символ луны. Жужжащее чтение. Просмотровое чтение. Анализ текста с опорой на вопросы к тексту. Творческая работа. Нахождение в тексте образных слов и описаний. Высказывание своих суждений. 24.10 – 28.10 Н. Сладков «Приёмыш», В. Путилина. «Вишнёвая ветка».
Антиквариат.
Ледяные пушки. Жужжащее чтение. Чтение цепочкой. Анализ текста, деление текста на части. Составление плана, пересказ по плану. Творческая работа. 24.10 – 28.10 Б. Житков. «Мангуста», Б. Житков. Рассказы.
Поплавать в воздухе. Жужжащее чтение. Комментированное чтение. Анализ текста, высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после чтения тексте. Деление текста на части. Составление плана, пересказ по плану. Творческая работа. 07.11 – 11.11 А. Платонов. Отрывок, В. Катаев. «Сын полка»
Запах газа.
Красная строка. Жужжащее чтение. Чтение текста про себя. Анализ текста, ответы на вопросы, выборочное чтение, составление вопросов к каждой части текста и ответы на них. Сжатый пересказ. 21.11 – 25.11 Е. Осетров «Всем колоколам царь», А.А. Лиханов. «Мой генерал»
Пуантилизм и пиксель. Жужжащее чтение. Чтение цепочкой. Анализ текста по вопросам. Определение идеи и главной мысли текста. Пересказ. Написание текста об особенностях техники Жоржа Сёра. 28.11 – 02.12
В. Бианки «Обыкновенный человек», В. Белов. Рассказы.
Большой автомобиль. Жужжащее чтение. Комментированное чтение. Анализ текста: чтение по абзацам, озаглавливание каждой части, определение идеи и главной мысли текста . Сжатое написание текста. 05.12- 09.12 В. Осеева «Кто хозяин?», К. Ушинский. «Дети в роще».
Ключ и замок.
Обезьянки на канате. Жужжащее чтение. Ознакомительное чтение. Анализ текста: многократное чтение текста, каждый раз с новым заданием, ответы на вопросы, составление своих вопросов к тексту. Текст – рассуждение «Какими умениями современный человек отличается от животных». 12.12 – 16.12 М. Горький «Пепе», Г. Скребицкий. «Мальчик с пустым цветочным горшком».
Железная ложка. Жужжащее чтение. Просмотровое чтение. Изучающее чтение. Составление вопросов по тексту и ответы на них. Творческая работа с текстом. Словесное рисование узоров на ложках. 19.12 – 23.12 Р. Киплинг «Братья Маугли», К.Чуковский. «Мужичок с ноготок».
Яд и лекарство. Жужжащее чтение. Комментированное чтение. Анализ текста: чтение по абзацам и выделение главной мысли и идеи каждой части, всего текста, ответы на вопросы. Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос. Письменное высказывание своих непосредственных суждений. Пересказ текста. 26.12 – 30.12
«Три дочери» (ненецкая сказка), А. Гайдар «Совесть».
Трескучие морозы.
В невесомости. Работа с заголовком текста. Антиципация – предвосхищение или смысловая догадка. Жужжащее чтение. Чтение текста про себя. Изучающее чтение. Анализ текста: выделение ключевых слов, критический анализ и оценка, высказывания своих непосредственных суждений по тексту, размышления и умозаключения, пересказ прочитанного. Составление текста – рассуждения. 11.01 – 13.01
М. Пришвин. «Золотой луг», В. Бианки. «Снежная книга».
Чей дом красивее*?
Подземные воды. Жужжащее чтение. Изучающее чтение. Чтение по ролям без слов автора. Словесное рисование иллюстраций к тексту. Придумывание своего заголовка к тексту. Текст- рассуждение по тексту «Подземные воды». 16.01 – 20.01 В. Берестов «Почему я пишу о природе», Н. Сладков. «Бюро лесных услуг».
Неожиданный результат*.
Обработка камня в жарких странах.
Музыкальный слух у кошки. Жужжащее чтение. Комментированное чтение. Анализ текста: чтение по абзацам, нахождение и запись ключевых слов, пересказ сказки. Чтение сказки по ролям без слов автора.
Текст – рассуждение. Сочинение сказки или правдивого рассказа о своём любимом животном. 23.01 – 27.01
Г. Скребицкий «Сказка о весне», Т. Нуждина. «Клён».
Обработка камня огнём.
Самолёт без лётчика.
Королевский голубой. Работа с заголовком текста. Антиципация – предвосхищение или смысловая догадка. Жужжащее чтение. Изучающее чтение. Анализ текста: выделение ключевых слов, критический анализ и оценка, высказывания своих непосредственных суждений по тексту, размышления и умозаключения, пересказ прочитанного. Составление текста – рассуждения по пословице. 30.01 – 03.02 А. Плешаков. «Луга и человек», Н. Надеждина. «Белые фонакрики».
Рыцари.
Я люблю весну. Жужжащее чтение. Изучающее чтение. Нахождение отрывка к иллюстрации. Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос. Составление и запись клятвы рыцаря. Беседа о весенних изменениях в природе. Составление и запись рассказа «Я люблю весну». Иллюстрирование своего рассказа. 06.02 – 10.02
А. Онегов «Встреча с волками», Г. Скребицкий. «Белая шубка».
Красивый пустоцвет*.
Из пушки на Луну. Жужжащее чтение. Комментированное чтение. Анализ текста по самостоятельно составленным вопросам. Словесное рисование картины к тексту. Текст – рассуждение: «Какого человека ты бы назвал пустоцветом?» высказывание своих непосредственных суждений о прочитанном. 13.02 – 17.02 Н. Сладков «ласточка и комар», С. Михалков. «Заяц - обманщик».
Тамплиеры.
Красный цвет – символ богатства. Жужжащее чтение. Чтение текста про себя. Словарная работа. Комментированное чтение. Нахождение в тексте отрывков, которые помогут ответить на вопросы. Нахождение в тексте предложения или отрывка, отражающего главную мысль произведения. Творческая работа. 27.02 – 03.03 В. Берестов. «Аист и соловей», В. Астафьев. «Капалуха».
В космос по канату.
«Непостоянен, как ветер». Жужжащее чтение. Просмотровое чтение. Нахождение в тексте отрывков, которые помогут ответить на вопросы. Нахождение в тексте предложения или отрывка, отражающего главную мысль произведения. Творческая работа. Чтение самого интересного места в произведении. 06.03 – 10.03
Э. Шим. «Как спят лошади», Ф.Д. Кривин. «Честное гусеничное».
Терминатор.
Пастеризованное молоко. Работа с заголовком текста. Антиципация – предвосхищение или смысловая догадка. Жужжащее чтение. Ознакомительное чтение. Нахождение в тексте отрывков, которые помогут ответить на вопросы. Реципация – мысленный возврат к прочитанному под влиянием новых мыслей, возникших в процессе чтения. сжатие текста. 13.03 – 17.03 Н. Некрасов «Мороз – Красный нос», И. Тургенев. «Воробей».
По воде или по воздуху?
Поезд или автомобиль?
«Вывести на чистую воду».
Пирамида Хеопса. Жужжащее чтение. Комментированное чтение. Нахождение в тексте отрывков, которые помогут ответить на вопросы. Работа с фразеологизмами. Нахождение их объяснений в тексте. Составление текста – повествования. 20.03 – 24.03
В. Сухомлинский «Пусть будут Соловей и Жук», Л. Милёва. «Синяя сказка».
Скидки и акции.
Два способа сделать мультфильм. Жужжащее чтение. Комментированное чтение. Чтение по абзацам, составление вопросов к каждому абзацу и ответы на них. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения. Выбор правильного ответа из нескольких предложенных . 27.03 – 31.03 Г. Снегирёв «Енот-полоскун», Р. Баландин. «Чем удивительны гейзеры».
Удачное плавание*.
Индюк не из Индии.
Мост к богатству. Жужжащее чтение. Чтение текста про себя. Изучающее чтение. Деление текста на части. Озаглавливание частей. Пересказ. Письменный ответ на вопрос, отражающий главную мысль текста. Высказывание своих непосредственных суждений при ответе на главный вопрос к тексту. 03.04 – 07.04 М. Пришвин «Лоси», Д. Мамин-Сибиряк. «В мастерской Володю…».
Паучок, который не знал, что такое осень*. Жужжащее чтение. Чтение цепочкой вслух. Чтение по ролям. Словесное рисование. Составление диафильма к тексту. Письменный ответ- повествование на вопрос текста. 17.04 – 21.04
Б. Шергин «Шиш и трактирщица», Л. Толстой «Кавказский пленник».
Зима – хлопотунья*.
Сказка о кроликах и сахарных клёнах. Жужжащее чтение. Изучающее чтение. Анализ текста: чтение по абзацам, составление вопросов к каждому абзацу и ответы на них. Чтение и выписывание слов для практического словаря и написания сочинений по теме «Зима». Закончи предложение по его началу. Чтение текста по ролям. Выбор правильного ответа из нескольких предложенных.
Составление и запись текста- рассуждения по его началу. 24.04 – 28.04 И. Соколов- Микитов «над болотом», М. Пришвин. Рассказы. «Гаечки».
Сказка о космических городах*.
Арбузный лимонад*. Работа с заголовком текста. Жужжащее чтение. Комментированное чтение. Выделение ключевых слов. Нахождение и чтение отрывков, помогающих ответить на вопросы. Выбор правильного ответа. Творческая работа. 01.05 – 05.05 Р. Достян «Вскоре начались дожди…», Дж. Свифт. «Путешествия Гулливера».
В большом деле нужны разные люди. Работа с заголовком до чтения текста. Жужжащее чтение. Чтение текста про себя. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль произведения. Составление текста- рассуждения. 08.05 – 12.05 Р. Рапсе. «Искры из глаз», С. Лагерлёф. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».
Такси – малютка*. Жужжащее чтение. Комментированное чтение. Анализ текста: составление вопросов к тексту и ответы на них, письменные ответы на вопросы к тексту. Составление текста – рассуждения по его началу. 15.05- 19.05 «Земляника под снегом» (Японская сказка), Братья Гримм. «Три пёрышка».
Богатый заяц*.
Канадский флаг.
Кленовый сироп. Жужжащее чтение. Чтение цепочкой. Высказывание своих суждений «Что нужно зайцу для счастья». Сжатие текста. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль произведения. 22.05 – 26.05 Д. Габе. «Черепаха», Г.Х. Андерсен. «Стойкий оловянный солдатик».
Почему на асфальте появляются ямы.
Озёра в воронках от бомб.
Станцевать на куполе парашюта. Работа с заголовком до чтения текста. Жужжащее чтение. Самостоятельное чтение. Критический анализ и оценка текста. Текст – описание. Нахождение и запись ключевых слов. Пересказ текста. 29.05 – 02.06 Переченьучебно-методического обеспечения образовательного процесса
1.Тетрадь-тренажер «Смысловое чтение», Беденко М. В. Авторская методика: 4-й класс.-Москва, ВАКО 2016 г
2. Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г. И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после //1
3. Абакумова, И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе (психолого-дидактический подход) [Текст] / И.В. Абакумова. – Ростов- н Д.: Изд-во Рост. Ун-та, 2003.
4.Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская.—М.:Просвещение,2008.
5. Гостимская Е.С. Внеклассное чтение М., 2005.
6. Детские книги
7.Экранно – звуковые пособия:
- Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений
- Видеофильмы
8. Технические средства обучения:
- Классная магнитная доска
- Мультимедийный проектор
- Компьютер
- Принтер струйный
- Интерактивная доска
12. Цифровые и электронные образовательные ресурсы:
- http:/umk-garmoniya.ru/literat/
- Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)http://school-collection.edu.ru- Детские электронные книги и презентации: http://viki.rdf.ru/- http://www.nachalka.com/- http://www.zavuch.info/- Электронные материалы 1-4 класс. – Режим доступа: http://umk-garmoniya.ru/about/edm-lit-1-4klass.ph
- Учительский портал: http://www.uchportal.ru/- Методический центр: http://numi.ru/13. Натуральные объекты
14. Демонстрационные объекты:
- Репродукции картин
- Портреты поэтов и писателей
Список литературы для 4 класса
Сказки: Русские народные сказки, Сказки народов мира, Тысяча и одна ночь.Библия в изложении для детей: Детская библия, Чуковский К.И. Вавилонская башняРусская литература 19 векаГоголь Н.В. Майская ночь, или УтопленницаЖуковский В.А. Спящая царевна.
Крылов И.А. БасниЛермонтов М.Ю. Ашик-Кериб. Бородино
Пушкин А.С. Руслан и ЛюдмилаТолстой Л.Н. Кавказский пленник
Тургенев И.С. МумуЧехов А.П. Ванька. МальчикиРодная природа в стихотворениях русских поэтов 19 векаВяземский П.А., Козлов И.И., Кольцов А.В., Некрасов Н.А.,  Никитин И.С., Тютчев Ф.И., Фет А.А. Языков Н.М.
Русская литература 20 века
Алексин А. В стране вечных каникулАстафьев В.П. Васюткино озеро
Белов В.И. РассказыБулычев К. Девочка с Земли
Бунин И.А. Детство. СказкаВелтистов Е.С. Приключения Электроника
Житков Б.С. Рассказы
Катаев В.П. Сын полка
Куприн А.И. Чудесный доктор. Мой полет.
Лиханов А.А. Мой генералПлатонов А.П. Волшебное кольцо. Солдат и царица. Неизвестный цветокПришвин М.М. Рассказы.
Зарубежная литератураГауф В. Сказки
Даррелл Дж. Говорящий свертокДефо Д. Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо
Линдгрен А. ПовестиТвен М. Приключения Тома Сойера. Приключения Гекльберри ФиннаЗа страницами вашего учебникаИльин М. Сто тысяч почемуЛевшин В.А. Нулик-Мореход. Путешествие по Карликании и  АльджебреСоколов Г.В. У юнги тоже сердце моряка
Книги серии «Я познаю мир»Книги серии «Узнай мир»
Журнал «Детская энциклопедия»
Лист коррекции.
Дата Содержание изменений Причины изменений Примечание