Обучение смысловому чтению в начальных классах


Обучение смысловому чтению
в начальной школе
Наталья Николаевна Мосичкина,
учитель начальных классов
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №16» г. Калуги
Читать и не понимать – то же, что совсем не читать.
Ян АмосКоменскийВ новых образовательных стандартах среди планируемых результатов освоения учебных программ, особое внимание уделяется умениям смыслового чтения и работе с текстом. Работа с информацией является составной частью всех учебных предметов в начальной школе в условиях реализации ФГОС. Как известно, текст является универсальным источником получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы. Поэтому для работы над текстом ученик должен овладеть УУД, которые он сможет успешно применять в любой образовательной области.
При исследовании значимости обучения чтению в образовании, воспитании и развитии детей, я обратилась к опыту учёных, педагогов-новаторов, работающих в этой области.
Образовательная система «Школа 2100» предлагает единую для всех уроков технологию продуктивного чтения, разработанную профессором Н.Н. Светловской, которую я с удовольствием применяю на уроках, т.к. она обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на различных этапах чтения.
Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии передачей ученику готового знания. Основными приёмами работы с текстом в данной технологии являются комментированное чтение и диалог с автором. А всю работу можно разделить на три этапа.
1 этап. Работа с текстом до чтения. Цель - развитие антиципации, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста.
Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании. Завершается этап постановкой цели: «Прочитаем текст, проведём диалог с автором, проверим наши предположения».
2 этап. Работа с текстом во время чтения. Цель - понимание текста на уровне содержания.
После того, как текст будет прочитан первый раз, в ходе перечитывания («медленного чтения») следует показать, каким мог бы быть диалог с автором. В этом случае нам помогает приём комментированного чтения.
3 этап. Работа с текстом после чтения. Цель - достижение понимания текста на уровне смысла.
1) Концептуальная (смысловая беседа по тексту). Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2) Знакомство с писателем.
3) Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия.
При работе с текстами прослеживаются межпредметные связи.
Учить чтению можно и нужно не только на уроках чтения, но и на всех других, где дети читают текст учебника.
Чтение предполагает восприятие и осмысление читаемого текста: нужно распознать основную мысль, извлечь ее из читаемого текста и отреагировать на нее соответствующим образом. Следовательно, учителю нужно научить школьника не только складывать из букв слова, но и осмысливать читаемое. Конечно, навыки чтения развиваются и совершенствуются на специальных уроках, предусмотренных программой начальной школы – уроках чтения. Но и по любому учебному предмету навыки чтения должны формироваться, развиваться и совершенствоваться. Это тексты в учебниках по русскому языку, математике, по курсу «Окружающего мира» и других учебниках.
Для того, чтобы понять текст, человек должен обладать определенными способностями, без которых он не сможет определить тему, основную мысль высказывания, представить содержание в виде схемы, плана, таблицы и т.п., уметь «перевести» прочитанное на свои слова.
В процессе восприятия текста читающий предвосхищает (осмысливает) развитие сюжета: запускается механизм антиципации. Ещё не зная содержания текста в целом, читающий стремится предугадать его содержание, поступки героев и т.п.
Такое умение читать может формироваться на всех уроках.
Математика. Завершающая стадия изучения темы. Предлагается прочитать текст из учебника, который называется «Дроби». Перед чтением постарайтесь представить, из каких частей он должен состоять (составить план в виде вопросов). После чтения текста предложить сопоставить предложения с текстом учебника.
Окружающий мир. Предстоит прочитать текст из учебника «Температура воздуха».
- О чем, по вашему мнению, будет рассказано в тексте?
- Запишите эти вопросы.
- После чтения текста расскажите, на какие вопросы получили ответы.
Т.к. это только 2 класс, механизм прогнозирования развит недостаточно, учитель должен помочь сформулировать вопросы.
3. Русский язык 4 класс. Дети уже знакомы с текстами об именительном и винительном падежах. Предлагается вспомнить их содержание и постараться определить, о чем будет рассказано в тексте «Родительный падеж». После чтения сопоставить свои предположения с содержанием текста.
Ещё пример подобных заданий. Детям предстоит прочитать текст об имени прилагательном.
- О чем, по вашему мнению, в нем будет рассказано?
- Какие сведения об имени прилагательном следует сообщить в учебном тексте, в котором дается характеристика части речи?
- После чтения сопоставьте свои предположения с содержанием текста. (Что упустили? Почему?).4. Чтение 1 класс. «Кто кого испугал?». Прогнозирование содержания по заглавию и иллюстрации.
- На чем плывут мальчики?
- Нравится ли им это занятие?
- Как называется текст?
- Кто же испугался? А кто испугал? (Предположения).
Что бы ответить на все и понять, нужно прочитать текст.
Подобные предтекстовые задания способствуют целенаправленному чтению материалов учебника, заставляют осмыслить его содержание более глубоко, приучают начинать процесс осмысления еще до чтения. При выполнении заданий такого типа главным является сам поиск, а не его результат: пусть предположения школьников не всегда точны, важнее их размышления, предположения, доказательства.
Нетрадиционные приёмы работы с текстом предлагает нам технология развития критического мышления.
Прием “Составление кластера”
Смысл приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания. Правила построения кластера очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда – это наша тема. Вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Система кластеров охватывает большее количество информации. Кластеры можно использовать на различных стадиях урока.
Прием “Верные и неверные утверждения”
Этот прием может быть началом урока. Учитель предлагает ряд утверждений по определенной теме. Учащиеся выбирают “верные” утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.
Прием “Знаю – хочу узнать – узнал” - это работа с таблицей.
При изучении темы на стадии вызова учащимся можно предложить разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы (это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения). После обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? Для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу. После изучения темы соотносят полученную формацию с той, что была у них в начале урока.
Прием “Написание синквейна”
Синквейн - самая легкая форма стихотворений по алгоритму. В переводе “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.
На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это тема синквейна. На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На четвертой строчке размещается фраза, состоящая из нескольких слов, с помощью которых ученик выражает свое отношение к теме. Пятая строчка – это слово – резюме, которое позволяет выразить личное отношение к теме, дает ее новую интерпретацию.
Прием “Ключевые слова”
Стадию вызова на уроке можно осуществить многими методами, в том числе и хорошо известными, например, "ключевые слова", по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.
Прием “Лови ошибку”
Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.
Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней: явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний; скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.
Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.
Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет вычерпывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.
Библиографический список
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.Технология продуктивного чтения: её сущность и особенности использования в образовании детей дошкольного и школьного возраста. - Москва: БАЛАСС, 2014Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Просвещение, 1986
Чиндилова О.В. Технология продуктивного чтения на разных этапах непрерывного литературного образования в ОС «Школа2100»: [Монография] //О.В. Чиндилова. – М.: БАЛАСС, 2010.
Светловская Н.Н.Обучение чтению и законы формирования читателя// Начальная школа. – 2003. - №1. - с.11-18.