Изобразительно-выразительные средства языка ( памятка для анализа текста при подготовке к ЕГЭ в 11 классе)


Изобразительно-выразительные средства языка( памятка для анализа текста при подготовке к ЕГЭ в 11 классе) Подготовила учитель русского языка и литературы МКОУ «Лаптево - Логовская СОШ»Сидорина Валентина Николаевна Содержание 1 часть: Тропы( троп – употребление слова в переносном значении).2 часть: Фигуры речи( обобщённое название стилистических приёмов).3 часть: План лингвистического анализа.4 часть : Несколько советов при определении стилей и типов речи. ???. В баснях или сказках глупость, упрямство, трусость людей показаны через образы животных . Такие образы носят общеязыковый характер.Вспомните, например, басню И.А.Крылова « Ворона и Лисица». Кто из них воплощает человеческую глупость, а кто хитрость? ??? – приём, основанный на преувеличениях. 1)Глаза громадные, как прожекторы.2) В бамбуковой заросли мяукал кот, заблудившийся в этих необъятных джунглях. ??? – предельное преувеличение 1) Этот градоначальник был с фаршированной головой. ( Из « Истории одного города Салтыкова-Щедрина.) ??? – насмешка, осмеяние , содержащее оценку. 1)Откуда, умная, бредёшь ты, голова?2) Ноздрёв был в некотором отношенииисторический человек. ??? – средство, основанное на преуменьшении, противоположное гиперболе. 1) Талии у девиц были никак не толще бутылочной шейки.2) Такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить. ??? – скрытое сравнение. 1) Со снопом волос твоих овсяных отоснилась ты мне навсегда.2) Звёзды пересыпались белыми зёрнами.3) Покатились глаза собачьи золотыми звёздами в снег. ??? ( переименовывать) – сближение по смежности (её нельзя переделать в сравнение) 1) От этого происшествия ахала вся Московская улица.2) « Я три тарелки съел».3) И вы, мундиры голубые, и ты, им преданный народ.4) Эй, борода! Как проехать к Плюшкину?5) Вся деревня над ним смеялась. ??? – изображение неодушевлённых предметов, как живых 1) Плакаты кричали о Победе.2) О чём ты воешь, ветер ночной?3) Телеграф гудел свою скучную песню. ??? – средство, при котором предмет. Явление заменяется признаком 1) Это был царь зверей.( Лев)2) Будем же заботиться о братьях наших меньших.3) Унылая пора! Очей очарованье! ??? – обозначение целого через часть, замена родового понятия видовым 1) Все флаги в гости будут к нам.2) Там стонет человек от рабства и цепей.3)Швед, русский колет, рубит, режет… ??? – сопоставление одного явления или понятия с другим 1) Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит.2) Они лежали как мёртвые.3) Ракета, точно разбившись о небо, с треском рассыпалась. ??? – образное определение 1) И мы в твоих стихах, поэт, не разгадали младенческой печали.2) Наступил синий, тягучий рассвет.3) На нас, дымясь, спускалось разъярённое небо. Ответы : 1.Аллегория 8.Олицетворение2.Гипербола 9.Перифраза3.Гротеск 10.Синекдоха4.Ирония 11.Сравнение5.Литота 12.Эпитет6.Метафора7.Метонимия Стилистические фигуры речи Это обобщённое название стилистических приёмов, в которых слово, в отличие от тропов, не обязательно выступает в переносном значении. ??? – повторение звуков, слов или словосочетаний в начале стихотворных строк; единоначатие Люблю тебя, Петра творенье,Люблю твой строгий, стройный вид… (А.Пушкин)Задремали звёзды золотые,Задрожало зеркало затона… ( С.Есенин) ??? – приём контраста, противопоставления явлений и понятий, подбор анонимов Ты и убогая,Ты и обильная,Ты и могучая,Ты и бессильная,Матушка Русь! ( Н. А.Некрасов)Я вижу печальные очи, я слышу весёлую речь. ???– постепенность действий, событий и т.д. по возрастающей или убывающей значимости Не жалею, не зову, не плачу, Всё пройдет, как с белых яблонь дым… ( С.А.Есенин)Час, и другой, и третий продолжалась переправа. ( А.К.Толстой) ???– перестановка, иной порядок в предложении, чем это установлено грамматикой Швейцара мимо он стрелой взлетел по мраморным ступеням… ( А.С.Пушкин)Роняет лес багряный свой убор,Сребрит морооз увянувшее поле… ( А.С.Пушкин) ??? – намеренное повторение одного и того же слова Как пошли наши ребятаВ красной гвардии служить –В красной гвардии служить -Буйну голову сложить! ( А. Блок) ??? –построение предложений по одной схеме Мне казалось, что деревья и молодая трава спали. Казалось, что даже колокола звонили не так громко и весело.Гляжу на будущность с боязнью,Гляжу на прошлое с тоской… ( М. Ю. Лермонтов) ??? – фигура, предоставляющая читателю догадку, о чём идёт речь Поедешь скоро ты домой:Смотри ж… Да что?Моей судьбой, сказать по правде,Очень никто не озабочен. ( М.Ю.Лермонтов) ??? –сочетание не сочетающихся по смыслу слов «Мёртвые души».В глазах мелькнуло выражение весёленького сумасшествия.Честный вор, бесчувственная эмоциональность, больное счастье, хилый силач, богатый нищий и т.д. ??? – намеренный пропуск во фразе какого - либо слова, вид умолчания Мы сёлы - в пепел,Грады – в прах,В мечи – серпы и плуги. ( В. Жуковский)Только ты люби меня. А уж я тебя буду –до последней волосиночки. ( А. Иванов) ??? – приём повторения согласных звуков Шипенье пенистых бокаловИ пунша пламень голубой. ( А.С.Пушкин) ??? – приём повторения гласных звуков Скучна мне оттепель:Вонь, грязь, весной я болен… ( А.С.Пушкин) Ответы : 1.Анафора 8.Оксюморон2.Антитеза 9.Эллипсис3.Градация 10.Аллитерация4.Инверсия 11.Ассонанс5.Лексический повтор6.Синтаксический параллелизм7.Умолчание План лингвистического анализа I. Тема.II. Идея.III. Форма:1. Стиль текста;2. Тип текста;3. Композиция4. Лексические средства выразительности; 5. Стилистические фигуры речи;6. Синтаксический строй ( способ связи предложений в тексте, преобладание сложных или простых предложений и др.) Несколько советов при определении стилей речи В научных стилях авторская мысль передаётся ясно, точно, логично, без эмоций.Публицистический стиль, напротив, эмоциональный, т. к. автору важно передать информацию и эмоционально воздействовать на читателя.В текстах художественного стиля для понимания авторской мысли важен подтекст, глубинный смысл высказывания. Несколько советов при определении типов речи В описательных текстах информация раскрывается через описание значимых частей предмета и его свойств. Вы должны увидеть все составляющие описание.В повествовательных необходимо проанализировать последовательность событий, поступков героев, сформулировать идею автора. Текст чаще всего бывает комбинированный, а не однородный В рассуждении пишущий обсуждает ту или иную проблему, выдвигает свои утверждения ( тезисы), аргументирует их, делает выводы. Вывод напоминает тезис, часто расширяя его.Учтите, такие тексты строятся авторами свободно. Найдите авторский тезис, аргументацию, вывод, оцените авторскую точку зрения и постройте своё аргументированное суждение. Используемая литература 1) Т.Ю.Угроватова « Русский язык. 34 урока подготовки к ЕГЭ». Москва «Эксмо» 2007 г.2) Русский язык. Экспресс – репетитор для подготовки к ЕГЭ». Авторы: Т.И. Максимович, И.А. Пугачёв.Издательство «Астрель» 2008 г.3) « Пособие для подготовки к экзаменам . Сочинение, отзыв, эссе» .Автор Е.Ю.Махницкая. Издательство «Феникс»2005 г