Презентация по литературе на тему: Изобразительно-выразительные средства языка 11 класс


Изобразительно-выразительные средства языка Путь к любой карьере усыпан цветами красноречия. (А.П.Чехов) Для более полной, точной, яркой и образной передачи своих мыслей, чувств и оценок автор текста может использовать различные средства языковой выразительности. Выразительность – употребление таких языковых средств, которые позволяют усилить впечатление от высказывания, воздействуют на разум и чувства. Тропы и фигуры речи(средства художественной выразительности) Троп (греч. tropos) означает 'поворот, оборот речи'. Это изменение основного значения слова, перенос названия с традиционно обозначаемого предмета или явления на другой, связанный какими-то смысловыми отношениями с первым. Фигура (лат. figure — образ, вид), напротив, — форма речи, а не поэтического мышления: она не вносит ничего нового, расширяющего наше художе­ственное познание. Ее главное назначение — усилить впечатление от чего-либо, сделать его более ярким Тропы и фигуры речи(средства художественной выразительности ТРОПЫМетафораОлицетворениеЭпитетСинекдохаМетонимияСравнениеЛитотаГиперболаИронияСарказм ФИГУРЫГрадацияАнафораЭпифораОксюморонИнверсияБессоюзие (асиндетон)Многосоюзие (полисиндетон)Эллипсис ТРОПЫ Эпитеты-художественное определение:Постоянные (добрый молодец)Изобразительные (лиловые сумерки)Лирические (прощальный свет)Сложные (светло-пушистая снежинка)Метафорические ( смелая снежинка) Сравнение Сравнения- это способ описания или характеристики природы, человека и т.д. через сходство. Присоединяются словами как, будто, точно, словно.И листочки бегут по дорожкеСловно жёлтые мышки от кошки. В.Орлов Метафора Метафора -скрытое сравнение, в основе которого лежит переносное значение слова,союз отсутствует.Вытянув серебряные крыльяЧерез весь широкий небосвод,Вёл вожак в долину изобильяСвой немногочисленный народ. Н.А.Заболоцкий Олицетворение Олицетворение- частный случай метафоры уподобление неживого живому.Солнышко утром в колодезь озёрГлянуло-месяца нет….. С.ЕсенинВокруг меня кольцо сжимается,Неслышно подползает сон…. В.В.Ходасевич Метонимия Метонимия- перенесение значения на основе замены названия явления, понятия другим, неразрывно связанным в нашем сознании с представлением об этом явлении Я три тарелке съел! И.Крылов Вся Ивановская площадь шеи вытянула…… Р. Рожденственский Синекдоха Синекдоха-перенесение значения на основе количественной связи, сближения части и целого, использование ед.числа вместо множественного и наоборот. Все флаги в гости будут к нам, И запируют на просторе…. А.С.Пушкин Аллегория Аллегория- образное иносказание, образ условен, подразумевается иное. Волк - злоба, лиса -хитрость, осел - упрямство ("Волк и ягненок" И. А. Крылова). Гипербола Гипербола- художественное преувеличение.Река крови, море смеха. Литота Литота – художественное преуменьшение.«Ниже тоненькой травиночки надо голову клонить» Ирония Ирония- выражение насмешки или лукавства посредством иносказания. Слуга влиятельных господ,     С какой отвагой благородной     Громите речью вы свободной     Всех тех, кому зажали рот.                                 (Ф.И. Тютчев) Перифраз Перифраз- - троп; замена одного слова описательным выражением, передающим смысл «царь зверей» - вместо «лев» Гротеск Гротеск-изображение людей и явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде и основанное на резких контрастах и преувеличениях.    Взъярённый на заседание врываюсь лавиной,  Дикие проклятья дорогой изрыгая.  И вижу: сидят людей половины.  О дьявольщина! Где же половина другая?                               (В. Маяковский) Фигуры Анафора-повторение начальных слов, строки, строфы или фразы. Ты и убогая,      Ты и обильная,      Ты и забитая,      Ты и всесильная,      Матушка-Русь!…                   (Н.А. Некрасов) Антитеза Антитеза-стилистическая фигура; сопоставление или противопоставление контрастных понятий или образов.        Ты богат, я очень беден;       Ты прозаик, я поэт;       Ты румян, как маков цвет,       Я, как смерть, и тощ и бледен.                                           (А.С. Пушкин) ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ Парцелляция - экспрессивный синтаксический прием интонационного деления предложения на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения.«И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь» П. Г. Антокольский) Градация Градация - стилистическая фигура, последовательное нагнетание или, наоборот, ослабление силы однородных выразительных средств художественной речи. Не жалею, не зову, не плачу.  Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.   Увяданья золотом охваченный,   Я не буду больше молодым.                                       (С. Есенин) Эпифора Эпифора- стилистическая фигура, противоположная анафоре: повторение последних слов или фраз. Вот на берег вышли гости,  Царь Салтан зовёт их в гости...                                (А. С. Пушкин) Оксюморон Оксюморон – соединение слов, называющих взаимоисключающие понятия. «Горячий снег», «Живой труп» Антитеза Антитеза - стилистическая фигура, строящаяся на противопоставлении сравниваемых понятий. Легко подружиться, тяжело разлучиться; Умный научит, дурак наскучит; Инверсия Инверсия - это перестановка синтаксических компонентов предложения, нарушающая их обычный порядок. Он червяков накопал, удочки притащил. Твоих оград узор чугунный (А.С.Пушкин). Риторический вопрос Риторический вопрос- фигура, в которой в форме вопроса содержится утверждение. Он не требует ответа. Что ищет он в стране далекой?Что кинул он в краю родном? (М.Лермонтов) Задание: укажите в приведенных отрывках средства художественной выразительности: Ледяной взгляд, жемчужина поэзии, дождь барабанит, визг пилы, океан слез, гора книг, шоколадный загар, золото волос, хвост поезда, луковки церквей, лента дороги.метафораПляшет перед звездами звезда, Пляшет колокольчиком вода, Пляшет шмель и в дудочку дудит, Пляшет перед скинией Давид.(А.Тарковский)АнафораМилый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня.(А. Блок)ЭпифораС Россией кончено… На последях Её мы прогалдели, проболтали, Пролузгали, пропили, проплевали, Замызгали на грязных площадях.(М. Волошин)Градация Я вчера задыхался от счастья, А сегодня кричу от боли.(Р. Ивнев)АнтитезаТам мертвой славе отдают Меня – твои живые руки.(А.Ахматова)АнтитезаПо полям и по деревне бродят только в обилии коровы жующие, овцы блеющие и куры кудахтающие(И. Гончаров)ИнверсияПетербург – петровская столица, город Петра, город на Неве, северная столица, вторая российская столица, северная Венеция.ПерифразНо остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко, И тихонько плачет он в пустыне.Олицетворение Определите, какие тропы или фигуры речи использованы автором, выбрав из тех, что перечислены справа. 1) Всякая человеческая голова подобна желудку: одна переваривает входящую в неё пищу, а другая от неё засоряется.Сегодня старый ясень сам не свой, — Как будто страшный сон его тревожит. Ветвями машет, шевелит листвой, А почему — никто сказать не может. И листья лёгкие в раздоре меж собой, И ветви гнутые скрипят, друг с другом споря.3) Где начало того конца, которым оканчивается начало?4) Небу под снег хотелось, Улицу бил озноб, Ветер дрожал за целость Вывесок, блях и скоб.5) Только слышно, на улице где-то одинокая бродит гармонь.6) Утешится безмолвная печаль, и резвая за-думается радость. эпитетметафораметонимияолицетворениесравнениеантитезариторическийвопроссинекдоха Определите, какие тропы или фигуры речи использованы автором. 1) Взирая на солнце, прищурь глаза свои, и ты смело разглядишь на нём пятна. Козьма Прутков2) У окна, опоздавши к спектаклю, Вяжет вьюга из хлопьев чулок.Б. Пастернак3) Нет, я хотел... быть может, вы... я думал, Что уж барону время умереть.А. Пушкин4) Мужики — за топоры.5) Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.6) Перо его местию дышит. А. Толстой7) Пирамидальные тополя похожи на траурные кипарисы.8) С девушкой он скоро поссорился. Из-за сущего пустяка.9) Вы — в каюты! Вы — в кладовые! В. Маяковский10) Он громко, рыдающе засмеялся.11) Белая шубка удалялась всё дальше по заснеженной дорожке парка.12) И упало каменное слово На мою живую грудь. Ничего, ведь я была готова, Справлюсь с этим как-нибудь.А. Ахматова Определите, какие тропы или фигуры речи использованы автором. 13) У меня сегодня много дела: Надо память до конца убить, Надо, чтоб душа окаменела, Надо снова научиться жить.А. Ахматова14) Как будто душа о желанном просила, И сделали ей незаслуженно больно, И сердце простило, но сердце застыло, И плачет, и плачет, и плачет невольно.К. Бальмонт15) Ты одна мне горишь, как звезда в тишине отдаленья; Ты корабль, что не тонет ни в снах, ни в волнах, ни во мгле.К. Бальмонт16) Я тебя полюбил неожиданно, сразу, нечаянно.К. Бальмонт17) Сухие пустыни позора, Моря неизливные слёз.А. Белый18) И о той ли вольной воле Ветер плачет у реки.А. Блок