Методическое пособие Уроки актерского мастерства


Учебно-методическое пособие
Из опыта работы Нежелеевой Н.Н. Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детско-юношеский центр Киренского района Гармония»

705485200660
Киренск
2011 г.
Нежелеева Н.Н. «Уроки актёрского мастерства»
Учебно-методическое пособие. - Киренск, Издательство МОУ ДОД «Детско-юношеский центр Киренского района Гармония», 2011 г.
Методическое пособие адресовано педагогам дополнительного образования и руководителям самодеятельных театральных коллективов. Содержит разработки занятий по сценической речи и актёрскому мастерству.
Предлагаемые вниманию педагогов занятия построены на основе развивающих методик и представляют собой систему творческих игр и заданий, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей
Рецензенты:
Лачугина О.В.- заместитель директора МОУ ДОД «Детско-юношеский центр Киренского района «Гармония».
Косыгина Е.М. - педагог-психолог, педагог дополнительного образования МОУ ДОД «Детско-юношеский центр Киренского района «Гармония», член методического совета.
Роднаева О.А. - методист МОУ ДОД «Детско-юношеский центр Киренского района «Гармония».
Открытое занятие по предмету «Мастерство актёра»:
«Актёрский тренинг: внимание и память».

Тема урока: Внимание и память.
Цель: Закрепить знания детей о актёрском тренинге на развитие внимания и памяти.
Оборудование:
Муз.центр;
наборы кукол;
ширма;
стулья.
План
Вступительное слово.
Что такое сценическое внимание и память.
Упражнения на развитие внимания и памяти.
Этюды на воспроизведение домашней работы по памяти.
Обсуждение: выявить насколько правдоподобны действия детей.
Рефлексия.
Ход занятия
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы лучше узнаем, что же такое сценическое внимание и память. И для чего они нужны актёрам любительского и профессионального театра.
На сцене много объектов, которые находящийся на сцене актёр, должен держать в поле зрения. Нужно быть внимательным к своему партнёру, уметь оценить то, что увидел и услышал, уметь мгновенно переключаться с одного объекта на другой и оценивать его. При точном выполнении всех задач, героям некогда думать о зрителе, который всегда вводит нас в смущение. Актёру необходимо иметь хорошую и разностороннюю память.
Все основные виды памяти: наглядно–образная, словесно–логическая, смысловая, эмоциональная и двигательная – нужны для запоминания пьесы в зрительных, слуховых и осязательных представлениях. Внимание и память должны самопризвольно наблюдать и отмечать ошибки, как только тело выполнит неверные, с точки зрения логики, движения, контроль над тем, что происходит на сцене, позволяет актёру понимать происходящее и верно реагировать на него, каждый раз как бы заново проживать события пьесы. Я предлагаю вам несколько упражнений на развитие внимания и памяти:
«Сыщики». Каждый участник выполняет какие–либо физические действия, одновременно незаметно наблюдая за одним из других участников игры. Через 1–2 минуты педагог предлагает угадать, за кто за кем наблюдал. Наблюдающие должны перечислить действия, которые выполнял их «подозреваемый».
«Шоу мода». Участники делают себе одну или две модных детали одежды и демонстрируют их. Затем выходят за дверь и меняются деталями одежды. Задача зрителей: вернуть модельеров в исходное состояние и сказать, кто и во что был одет.
«Упражнение с предметами».Водящий произвольно раскладывает на столе несколько предметов ( это могут быть карандаш, тетрадь, часы, монета, клей ПВА, ручка, линейка и т.д.) Играющий внимательно смотрит на стол в течение 10–15 секунд, затем отворачивается. Водящий в это время заменяет 1 предмет на другой, 2 предмета меняет местами. Задача игрока: вернуть все предметы на свои места.
«Передай позу».Дети сидят на стульях в полукруге и на полу по–турецки с закрытыми глазами. Водящий придумывает позу, показывает её первому игроку. Тот запоминает и показывает следующему. В итоге сравнивается поза последнего игрока с позой, показанной водящим. Детей обязательно надо поделить на исполнителей и зрителей.
«Дружные звери».Дети распределяются на три группы: медведи, обезьяны и слоны. Затем водящий называет поочерёдно одну из команд. Дети должны одновременно выполнить 1, 2,3 своих движения, придуманных водящим. Например: медведи топнуть одной ногой и враскачку обойти вокруг себя; обезьяны – подпрыгнуть и почесать себе затылок, слоны – поклониться и помахать хоботом. Можно выбирать любых животных и придумывать любые движения. Главное, чтобы каждая группа выполняла свои движения синхронно, общаясь только взглядом.
«Печатная машинка».Между детьми распределяются буквы алфавита, причём некоторым детям достаются по 3 буквы. Ведущий произносит любую фразу. Дети хлопками печатают её, отделяя слова между собой общим хлопком.
Упражнения и этюды. Водящий предлагает принять участникам определённую позу и оправдать её.
Стоять с поднятой рукой. Возможные варианты действий: кладу книгу на полку, достаю конфету из вазы, вешаю куртку, украшаю ёлку и .д.
Стоять на коленях, руки и корпус устремлены вперёд. Ищу под столом ложку, наблюдаю за гусеницей, кормлю котёнка, натираю пол и т.д.
Сидеть на корточках. Смотрю на разбитую чашку, рисую мелом и т.д.
Наклониться вперёд. Завязываю шнурки, поднимаю платок, срываю цветы.
А теперь давайте проверим ваше домашнее задание. Вам нужно по памяти произвести различные виды домашней работы без использования предметов реквизита. Я разрешаю вам только обозначить место действия, используя сценическую выгородку. Итак, начинаем.
Этюды: «Шью юбку», «Топлю печь», «Кормлю цыплят», «Мою посуду», «Мою окно», «Подметаю пол», «Стряпаю пирог».
Обсуждение: Выявить насколько правдоподобны действия детей, их вера в предлагаемые обстоятельства, верна ли зрительная и внутренняя память.
Вывод: Мы сегодня поработали с вами над понятием память и внимание. Причём в понятии внимание отработали его 1 часть: внесценическое внимание – способность подмечать характерные чёрточки в окружающей нас жизни, перерабатывать их в своей душевной творческой лаборатории и затем воплощать их на сцене.
Хочу отметить, что вы стараетесь овладеть этими понятиями довольно успешно. Работа продолжается и те из вас, кто немного отстал в своих умениях, ещё могут нагнать остальных.
Запишите д\задание: понаблюдать за повадками домашних животных и придумать этюд: «Этюд из жизни моего домашнего друга»
Рефлексия: Что нового мы сегодня узнали? Кто хорошо работал? Давайте поблагодарим друг друга аплодисментами. Урок окончен. Всего доброго.
Играя, мы развиваемся…
2967990153035-499110153035
Открытое занятие «Искусство звучащего слова»
в театральной студии «Фантазия», 1 год обучения.
Тема урока: «Выразительное чтение».
Цель: Знакомство с понятием «выразительное чтение».
Оборудование:
Муз. центр;
а\кассеты;
карточки с гласными буквами;
карточки с новыми театральными терминами.
План.
Вступительное слово (знакомство детей с целью и задачами урока).
Беседа «Искусство звучащего слова» (о Демосфене).
Практические занятия по сценической речи: разогревающий массаж, дыхательная и артикуляционная гимнастика, упражнения на постановку голоса, работа над гласными звуками.
Знакомство с понятием «выразительное чтение».
Рефлексия.
Ход занятия.
1. Здравствуйте! Сегодня перед нами стоит несколько задач: мы познакомимся с понятием «выразительное чтение», узнаем, как умение красиво говорить, может помочь в жизни, поработаем над техникой речи. А начну я наш урок с рассказа о том, для чего нам необходимо овладеть искусством звучащего слова.
2.Оратор Демосфен, имя которого стало нарицательным для тех, кто хочет достичь совершенства во владении словом, из глубины веков улыбается нам, доказав, что желание и труд могут совершать чудеса, вот о чём гласит легенда.
КАМЕШКИ ВО РТУ.
В Древней Греции ораторское искусство блистало и считалось одним из высших и почётных поприщ. К тем, кто решался подняться на возвышение для соревнования в красноречии, предъявлялись высочайшие требования. От мастерства оратора зависели исход политических событий и судьба подсудимого. Яркая речь открывала оратору путь к славе.
Однажды древнегреческий оратор Демосфен возвращался домой огорчённый, расстроенный. Он уже не в первый раз неудачно выступил с речью, и слушатели проводили его недовольными выкриками и насмешками. Демосфен глубоко, болезненно переживал неудачу и шёл домой с закутанным от стыда лицом. По пути он встретил своего друга, актёра Сатира и стал ему жаловаться, что из всех ораторов Греции он самый трудолюбивый, а народ всё равно насмехается над ним.
–Я помогу тебе, – сказал актёр, – если ты прочтёшь мне что–нибудь из Еврипида или Софокла. (Так звали выдающихся древнегреческих драматургов).
Демосфен прочитал. Тогда Сатир продекламировал тот же отрывок, но так выразительно и живо, что Демосфену он показался совершенно другим. Он понял, что нельзя пренебрегать произношением, мастерством исполнения, красотой речи и слова. А у Демосфена от природы был слабый голос, нечёткое произношение и прерывистое дыхание – получались паузы, затемнявшие смысл речи. К тому же Демосфен шепелявил.
Разговор с актёром убедил оратора в необходимости все силы уделить тому, что ныне мы называем техникой речи.
Демосфен устроил под землёй особое помещение вроде пещеры и каждое утро спускался туда на весь день, чтобы отрабатывать приёмы речи и укреплять голос. Он провёл в своём подземелье 2–3 месяца подряд, а чтобы не было соблазна покинуть добровольное заточение, наполовину обрил себе голову: в таком виде хочешь не хочешь, а на люди не пойдёшь!
Набрав в рот камешков, Демосфен старался ясно и отчётливо читать отрывки из поэтов. Голос укреплял, разговаривая сам с собой на бегу или поднимаясь в гору; произносил, не переводя дыхания, длинные фразы. И стал, в конце концов, знаменитым оратором и политическим деятелем, его речи вошли в историю.
Как видите, забота о технике речи и культуре речи возникла ещё в древности...
3. Мы с вами также занимаемся тренингом по сценической речи. Эти занятия дают нам возможность разработать речевой аппарат, позволяют услышать и полюбить красоту звучащего слова. Давайте встанем в наш традиционный полукруг и начнём тренинг по сценической речи.
Разогревающий массаж.
Массирование (1 – 1,5 минуты).Разогревающий массаж начинают с массирования лба от переносицы к вискам. Перед началом потрите ладони друг о друга, чтобы они стали тёплыми, а затем с лёгким усилием проведите подушечками пальцев от переносицы к вискам. Делайте это достаточно быстро и энергично. Показатель того, что вы делаете правильно – лбу стало тепло. После этого переходите к массированию нижнечелюстных мышц от подбородка к уху. Время и методика массирования те же. Не давайте остывать лбу, время от времени возвращаясь к началу. Совершенно аналогично проводится массирование верхнечелюстных мышц от носа к уху и массирование носовых пазух от начала бровей до верхней губы.
Постукивание (1 – 1,5 минуты). Постукивание проводится по тем же местам, что и массирование, с той же интенсивностью и энергичностью. Постукивают одновременно обеими руками. Работают попеременно по три пальца на каждой руке: указательный, средний и безымянный. Постукивают для разогрева ещё и губы. Это постукивание проводится одной рукой, теми же тремя пальцами и со звуком «з–з–з».
Дыхательная гимнастика.
Правильное дыхание должно быть беззвучным, внешне незаметным, длинным и «опёртым». Для установки правильного дыхания встаньте прямо, плечи расправьте (как будто бы вас повесили на вешалку). Руки положите на рёбра и попытайтесь раздвинуть рёбрами собственные руки. Опустив воздух на уровень диафрагмы, вы правильно набрали дыхание. В принципе, это несложно, просто непривычно. Повторите это упражнение несколько раз, следя за тем, чтобы воздух набирался через нос, не поднимались плечи. Выдыхать воздух надо активно через рот.
Упражнение «Набор воздуха»: помогая себе согнутыми в локтях руками, набрать воздух в легкие за 8 приемов через нос. Первые вдохи очень сильные и шумные, последние 3–2 без шума и слабые, так как объем легких уже заполнен до отказа. Заканчивается упражнение активным выдохом через рот и расслаблением корпуса и рук: наклон вперед, выдох и мягкие махи расслабленными руками внизу.
Упражнение «Скакалки»: прыгаем на воображаемой скакалке 16 раз, затем останавливаемся, делаем глубокий вдох и произносим скороговорку на выдохе «Маланья–болтунья, молоко болтала, болтала, болтала, выбалтывала, да не выболтала», остатки воздуха активно выдыхаются через рот.
Упражнение «Свеча»: бесшумный вдох через нос, затем подуть на свечу, стоящую на некотором расстоянии, стараясь не погасить ее, а просто заставить плавно «танцевать» пламя. Выдох делается тонкой упругой и плавной струей через плотно сжатые губы.
Упражнение «Снайпер». То же, что и «свеча», но воздух выдыхается одномоментно и за максимально короткое время.
Упражнение «Погреем руки»: участники ставят перед ртом ладонь и широко раскрытым ртом медленно выпускают воздух в ладошку.
Упражнение «Насос»: участники разбиваются на пары, один – мячик, второй – насос. Насос со звуком «с» накачивает мячик: каждое выпрямление – вдох, каждый наклон – выдох. Мячик постепенно надувается (участник, сидя на корточках в расслабленном состоянии, постепенно встает и раскрывает руки), затем мячик протыкается и со звуком «с» он сдувается и возвращается в исходное положение. Потом участники меняются ролями. Это упражнение хорошо тем, что каждый участник проходит тренинг на тактированные и на длительные вдох и выдох.
Упражнение «Комарик»: ловим комарика со звуком з–з–з, на одном дыхании, на выдохе, руки постепенно сводятся и с хлопком комарик прихлопывается.
Упражнение «Егорки». В завершение этой части занятия необходимо произнести скороговорку «Как на горке на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка...» и т.д.Перед началом счёта набирается дыхание.
Это упражнение наглядно показывает, насколько вы смогли продвинуться по сравнению с прошлым разом.
Артикуляционная гимнастика.
Упражнения для губ.
Упражнение «Пятачок»: а) вытягиваем губы, как пятачок у поросенка, затем растягиваем в улыбке, не обнажая зубов; б)собранные в «пятачок» губы двигаются сначала вверх и вниз, затем вправо и влево;
в) собранные в «пятачок» губы делают круговые движения в одну и в другую сторону.
Упражнения для языка.
Упражнение «Жало змеи: Заостренным кончиком языка, высунутым как можно дальше, стараемся ужалить воображаемого кролика. Язык высовываем и прячем назад очень быстро. Упражнение повторяется 5–6 раз.
Упражнение «Лопатка»: Высовываем и прячем обычный широкий язык.
Упражнение «Трубочка»: Высовываем язык, свернутый в трубочку.
Упражнение «Конфетка»: Рот закрыт, воображаемую конфету перемещаем языком по кругу со стороны на сторону.
Упражнение «Горка»: Рот приоткрыт, кончиком языка упираемся о нижние зубы и выгибаем язык вверх.
Упражнение «Колокольчик»: Рот приоткрыт, губы округлены, язык бьется о края губ, как язычок у колокольчика.
Упражнения для шеи и челюсти.
Упражнение «Зевающая пантера»: Нажать двумя руками на обе щеки в средней части и произносить «вау–вау–вау...», подражая голосу пантеры, резко опуская нижнюю челюсть, широко открывая рот, затем зевнуть и потянуться.
Упражнение «Горячая картошка»: Положить в рот воображаемую горячую картофелину и сделать закрытый зевок ( губы сомкнуты, мягкое небо поднято, гортань опущена).
Расширение диапазона голоса.
Упражнение «Голосовое дно»: Помогая себе руками и опуская их вниз, дети низким голосом, постепенно опуская его еще ниже, произносят фразу: «Вот оно – мое голосовое дно». Упражнение «Эфиопы»: Низким голосом на «то есть, резко деля слоги, дети произносят фразу: «Мы эф, мы эф, мы эф, мы эфиопы, мы в Аф, мы в Аф, мы в Африке живем».
Игра «Снежки». Дети делятся на 2 команды. Каждая команда лепит снежки и с громкими криками на нижнем регистре бросает их в соперников. ( Кричим слогами: би–ба–бо–бу).
Работа над гласными звуками.
Пропевание звуков о, е, у, а, и – под музыку (Подмосковные вечера) х 2 раза.Чтение поговорок на гласные о,е,у, а. (Раздаточный материал: карточки с поговорками).
Динамическая пауза.
Большая часть урока позади, и я предлагаю вам провести небольшую аэробную разминку. Хочу напомнить, что начинаем мы её с различных шагов, чтобы ускорить наш пульс. Затем разминаем все группы мышц сверху вниз: работают голова, шея, плечи, руки, затем проводим скручивания в талии, выполняем наклоны и, наконец , разминаем ноги. Я попрошу провести сегодня разминку Пысину Настю. Молодцы! Спину прямо держали, носочки ног от себя тянули.
4. А теперь давайте сядем в наш традиционный полукруг и познакомимся с новым для вас понятием «выразительное чтение». Что же такое выразительное чтение? Это такое же самостоятельное искусство, как музыка, живопись,, балет... Понимать, чувствовать, воссоздавать – вот три точки опоры, на которые опирается выразительное чтение. Возьмём, к примеру, стихи Даниила Хармса «Удивительная кошка». ( Чтение стихотворения. Предварительно сделан логический разбор текста.)В этом небольшом произведении целая гамма эмоций: и жалость к кошке, и поиск выхода, и радость произошедшего чуда! Представьте себе картину: кошка с воздушными шарами! Прежде, чем мы начнём читать стихи или прозу перед зрителями, мы сами должны понять, что в этом произведении главное, а что второстепенное. Нужно читать любой текст, делая правильное логическое ударение. Конечно, вы ещё очень юные артисты и пока ещё сами не в силах разобраться со стихотворным темпом, значением всех знаков препинания, логической мелодией. Но мы с вами будем этому постепенно учиться. Ведь и словами, как красками, можно рисовать. Я хочу, чтобы вы в своих рабочих тетрадях записали д\задание: подобрать стихотворение, над которым мы будем с каждым из вас работать. Обратите внимание на автора стихотворения, если сможете, то постарайтесь прочитать о его творчестве.
И, как всегда, под занавес нашего урока, давайте откроем в рабочих тетрадях страничку со словарём театральных терминов и разберём два новых слова : мимика и мизансцена. Как вы думаете, что они означают? Пользуемся ли мы этими терминами на своих занятиях?
Мизансцена - сценическое размещение, положение актеров на сцене в определенный момент.
Мимика -мысли и чувства, передаваемые не словами, а лицом, телодвижением, выражение лица, отражающее эмоциональное состояние.
Давайте мимикой отразим наше хорошее настроение. Молодцы! А нашей прощальной мизансценой станет творческий полукруг.
5. А теперь я хочу вас спросить: чему мы с вами научились сегодня на уроке? Чему каждый из вас научился? Кому и за что можно сказать спасибо?
Таким образом, мы сегодня на уроке познакомились с понятием «выразительное чтение», а также смогли на примере жизни Демосфена узнать, что и в древние времена искусство звучащего слова очень много значило и требовало большого труда и серьёзного отношения. Всем спасибо. До свидания.
-304800-91440Готовимся выступать…
И выступаем в детских садах города и школах…
-42291097155
146304061595
Открытое занятие
«Урок – зачет в театральной студии «Фантазия» педагога дополнительного образования Нежелеевой Н.Н.
Цель:
Проверить уровень знаний, умений и навыков детей, полученных на занятиях в студии.
Задачи:
Стимулировать активность детей к организации самостоятельной театрализованной деятельности.
Закрепить навыки кукловождения.
Углублять знания детей о театре, как о виде искусства.
Оборудование:
Ноутбук, мультимедийное оборудование, ширма, куклы, декорации к спектаклю, муз.центр, СД-диски, журнальный столик, стулья.
План.
Оргмомент.
Видеоряд: театр кукол Карабаса Барабаса.
Театрализованная сдача экзамена.
Генеральный прогон спектакля «Марья -искусница»
Театральная азбука.
Презентация «Театральные подмостки».
Рефлексия.
Ход занятия.
(На экране видеоряд: театр кукол Карабаса Барабаса)
Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас в коллективе праздник. Мы собрались, чтобы проверить, многому ли мы научились за эти полгода. Можно ли уже вас назвать артистами кукольного театра. С этой целью я пригласила к нам в гости настоящих знатоков театрального искусства. Да вот и они сами идут. Встречаем гостей аплодисментами!
Лиса: Куда это мы попали, мой друг Базилио? Неужели в настоящий кукольный театр? А в приглашении было сказано, что на экзамен.
Кот: И впрямь театр. А, интересно, нет ли здесь маленького толстенького мальчишки Буратино поблизости?
Педагог: Здравствуйте!
Лиса: Здравствуйте! Только не надо нас учить хорошим манерам. Это пусть Мальвина учит своего противного Буратино, что и когда говорить. Правда, Базилио?
Кот: Я поддерживаю...
Лиса: Да что ты все время поддерживаешь–то? Ничего от себя сказать не можешь. А туда же – экзамены принимать захотел.
Педагог: Вот вы все спорите, дорогие друзья, а мы ведь пригласили вас к себе в гости, как главных знатоков театрального искусства. Со стороны всегда виднее, правильно ли актер выполняет то или иное действие. А опыт общения с актерами кукольного театра у вас самый богатый.
Лиса: Конечно, конечно, Мы – самые знающие. И уж экзамены у вас примем со всей строгостью. Мы и экзаменационные билеты приготовили.
Педагог: Вот ваше рабочее место. (На журнальном столике Лиса Алиса и Кот Базилио раскладывают свои экзаменационные билеты.) А это – наши самодеятельные артисты. Итак, приступаем к экзамену. Ребята! На этом столе лежат экзаменационные билеты. Каждый из вас должен будет взять по 1 билету и выполнить то задание, которое содержится в тексте. Я приглашаю начать наш экзамен.... (Педагог вызывает участников студии по одному, они берут билеты и выполняют задания, участники студии повторяют за ними элементы упражнений .)
Разогревающий массаж. Массирование и постукивание в течение 1–1,5 минут: лба от переносицы к вискам, нижнечелюстных мышц от носа к уху, верхнечелюстных мышц от носа к уху, носовых пазух от начала бровей до верхней губы. Постукивание губ со звуком з–з–з-. Массирование ключиц.
Дыхательная гимнастика. Упражнение «Набор воздуха»: дети, помогая себе согнутыми в локтях руками, набирают воздух в легкие за 8 приемов через нос. Первые вдохи очень сильные и шумные, последние 3–2 без шума и слабые, так как объем легких уже заполнен до отказа. Заканчивается упражнение активным выдохом через рот и расслаблением корпуса и рук: наклон вперед, выдох и мягкие махи расслабленными руками внизу. Упражнение «Скакалки»: дети прыгают на воображаемой скакалке 16 раз, затем останавливаются, делают глубокий вдох и произносят скороговорку на выдохе «Маланья–болтунья, молоко болтала, болтала, болтала, выбалтывала, да не выболтала», остатки воздуха активно выдыхаются через рот. Упражнение «Свеча»: Бесшумный вдох через нос, затем подуть на свечу, стоящую на некотором расстоянии, стараясь не погасить ее, а просто заставить плавно «танцевать» пламя. Выдох делается тонкой упругой и плавной струей через плотно сжатые губы.
Дыхательная гимнастика и проблемные согласные. Упражнение «Насос»: участники разбиваются на пары, один – мячик, второй – насос. Насос со звуком «с» накачивает мячик (ребенок, сидя на корточках в расслабленном состоянии, постепенно встает и раскрывает руки), затем мячик протыкается и со звуком «с» он сдувается и возвращается в исходное положение. Упражнение «Пила»: дети делятся на пары, берутся за руки, скрещивая их; поочередно тянут одну руку – пилу на себя со звуком «вж».Упражнение «Комарик»: ловим комарика со звуком з–з–з, на одном дыхании, на выдохе, руки постепенно сводятся и с хлопком комарик прихлопывается. Упражнение «Успокоить ребенка»: прикладываем палец к губам и мягко на выдохе произносим звук ш–ш–ш. Упражнение «Новый год»: на звук «р» поем куплет песни «В лесу родилась елочка».
Артикуляционная гимнастика. Упражнения для губ. Упражнение «Пятачок»: а) вытягиваем губы, как пятачок у поросенка, затем растягиваем в улыбке, не обнажая зубов; б)собранные в «пятачок» губы двигаются сначала вверх и вниз, затем вправо и влево; в) собранные в «пятачок» губы делают круговые движения в одну и в другую сторону.
Артикуляционная гимнастика. Упражнения для языка. Упражнение «Жало змеи: Заостренным кончиком языка, высунутым как можно дальше, стараемся ужалить воображаемого кролика. Язык высовываем и прячем назад очень быстро. Упражнение повторяется 5–6 раз. Упражнение «Лопатка»: Высовываем и прячем обычный широкий язык. Упражнение «Трубочка»: Высовываем язык, свернутый в трубочку. Упражнение «Конфетка»: Рот закрыт, воображаемую конфету перемещаем языком по кругу со стороны на сторону. Упражнение «Горка»: Рот приоткрыт, кончиком языка упираемся о нижние зубы и выгибаем язык вверх. Упражнение «Колокольчик»: Рот приоткрыт, губы округлены, язык бьется о края губ, как язычок у колокольчика.
Постановка голоса. Упражнение «Голосовое дно»: Помогая себе руками и опуская их вниз, дети низким голосом, постепенно опуская его еще ниже, произносят фразу: «Вот оно – мое голосовое дно». Упражнение «Эфиопы»: Низким голосом на «то есть, резко деля слоги, дети произносят фразу: «Мы эф, мы эф, мы эф, мы эфиопы, мы в Аф, мы в Аф, мы в Африке живем».
Расширение диапазона голоса. Упражнение «Чудо – лесенка». Каждую последующую фразу дети произносят, повышая тон голоса.
Чу–до–ле–сен–кой–ша–га–ю,
Вы–со–ту–я–на–би–ра–ю:
Шаг–на–го–ры,
Шаг–на–ту–чи...
А–подъ–ем–все–вы–ше, кру–че...
Не–ро–бе–ю, петь– хо–чу,
Пря–мо к солн–цу–я–ле–чу!
Логика речи. Упражнение «Поставь правильно ударение и правильно услышь его».Задается несколько вопросов с разным логическим ударением, и надо дать ответ именно на эти вопросы.
–Карл у Клары украл кораллы?
–Карл у Клары украл кораллы.
–Карл у Клары украл кораллы?
–Карл у Клары украл кораллы.
–Карл у Клары украл кораллы?
–Карл у Клары украл кораллы.
–Карл у Клары украл кораллы?
–Карл у Клары украл кораллы.
9. Актерский тренинг. Раскрепощение рук. Упражнение «Расслабление рук»: Руки подняты вверх. Расслабляем пальцы, кисти рук, локти, плечи и опускаем руки вниз. Упражнение «Художник»: Рисуем круги большими пальцами рук, указательными, средними, безымянными и мизинцами. Упражнение «Веер»: Руки сжаты в кулаки, начиная с мизинцев и заканчивая большими пальцами, выпрямляем пальцы поочередно. Сжимаем пальцы в кулаки, начиная с больших пальцев и заканчивая мизинцами. Упражнение «Маляр»: Кисть руки превращается в воображаемую кисточку, красим поверхность воображаемых предметов.
10. Актерский тренинг. Развитие внимания и памяти. Упражнение «Найди свое место». Участник студии в течение 10–15 секунд должен запомнить расположение 4–5 предметов, лежащих на столе. Из 4 предложенных предметов, заменить один, остальные поменять местами. Участник должен найти первоначальное место для каждого предмета.
Педагог: Спасибо! Вы все отлично справились с заданиями. Я бы каждому из вас поставила сегодня 5. А как наши экзаменаторы думают?
Лиса: Мы со всей строгостью следили за правильным выполнением упражнений, но так и не нашли, к чему придраться. Мы тоже решили поставить всем участникам по 5.
Кот: Да–да. Я поддерживаю...
Педагог: Спасибо вам за участие. А может быть вы останетесь и поможете нам спектакль показать? А то, как это обычно бывает: актеры заболели, срочно нужна замена, а заменить некем.
Лиса: Конечно, конечно. Разве вы не знали – мы самые активные.
Кот: Я поддерживаю...
Педагог: Вот текст. Приступаем к генеральной репетиции спектакля «Марья – Искусница». Прошу вас всех подняться на сцену, разобрать кукол. Внимание! Мы начинаем!
(Муз.заставка: рефрен музыки песни «Кострома» группы «Коляда»)
Кот: Давным–давно, когда деревья были большими, травы густыми, а я еще совсем маленьким, рассказывала бабушка нам с сестрой сказки. Каждый вечер комната превращалась то в дремучий лес, то в таинственную пещеру! А нам бабушка начинала плести всякие небылицы о хитрой лисе и трудяге бобре, об умных птицах и злых сестрицах, о ведьмах, колдунах и разных чудесах.
Лиса: Слушали мы с братом, затаив дух, эти волшебные истории, восхищались мудростью людей и смекалкой зверей, не переставая удивляться, спрашивали у нее: «А разве звери говорить могут?» А она, хитро улыбаясь, отвечала: «А знаете, когда это бывало? В старину! Так давно, когда и камни мягкие были и звери разговаривали...»
Кот: Вот и сегодня мы расскажем вам историю, которая случилась много–много лет назад. В одной деревне, на краю леса, жила–была Марья–Искусница. Было у нее двое детей: Дашенька и Ванюша. Да муж – бравый солдат.
(Сказка «Марья–Искусница». Смотрите: Приложение 1)
Лиса: Вот и закончилась эта сказка. Но истории нашей бабушки не закончились. В следующий раз мы расскажем вам новые сказки.
Педагог: Молодцы! Вы сегодня постарались. Выдержали темпо–ритм спектакля. Ни одной серьезной ошибки допущено не было. Давайте послушаем, что скажут наши зрители.
–Саша! Тебе понравилось, как наши артисты сыграли сегодня свой спектакль?
–Олеся! Что ты можешь сказать? Кто из героев тебе больше понравился?
Спасибо за вашу оценку.
Педагог: Спасибо и вам, наши уважаемые гости, Лиса Алиса и Кот Базилио, за оказанную помощь
Лиса: Пожалуйста. Приглашайте нас еще, если нужно. Мы театр любим.
Кот: Я поддерживаю...
Лиса: Опять завелся. Скажи людям до свидания и пойдем.
Кот: До свидания.
Студийцы: До свидания.
(Кот и Лиса уходят)
Педагог: У нас еще осталось немного времени в конце урока. Мы посвятим его дальнейшему изучению театральной азбуки. Хочу напомнить, что скоро нас ждет увлекательная интеллектуальная игра «Брейн–ринг», на которой мы обязательно проверим ваши знания профессиональных терминов. Итак, запоминаем новые слова: (слова высвечиваются на экране)
Антракт – ( от 2 французских слов, означающих между и действие). Предназначен для отдыха исполнителей и перемены декораций.
Антреприза – частное зрелищное предприятие. (Театр, цирк).
Аншлаг – объявление, что все билеты проданы.
А следующие слова вам, наверное, уже знакомы. Кто знает, что такое афиша? Бутафория? Декорации? Молодцы! Правильно!
А вот еще одно новое слово.
Ремарка – авторское пояснение, с помощью которого уточняются место действия и внешний вид персонажа.
А теперь давайте побываем за кулисами настоящего театра. (Презентация «Театральные подмостки»)
Время нашего урока подходит к концу, и я хочу спросить вас:
– Кому мы можем сегодня сказать спасибо за урок?
–Что нового мы узнали сегодня?
–Что особенно вам понравилось на уроке?
Еще раз всем спасибо за хорошую работу на уроке. До свидания!
Повторение открытого занятия для родителей на школьном капустнике в СОШ № 1.
-441960161925
17208511430
205740156845
Анализ
занятия «Актёрский тренинг и память»
педагога Нежелеевой Н.Н.
Занятие было построено на технологии актёрского мастерства, которая адаптирована для детей младшего школьного возраста, в ней увеличены игровые моменты.
В начале занятия педагог Нежелеева Н.Н. напомнила детям, что такое сценическое внимание и память, затем сконцентрировала внимание участников студии на основных видах памяти: наглядно-образной, словесно-логической, смысловой, эмоциональной и двигательной.
Основная часть занятия была практической. Различные упражнении я и театральные игры ( «Сыщики», «Шоу-мода», «Передай позу», «Дружные звери» и другие) были подобраны удачно, они охватывали наиболее важные моменты темы. Дети с увлечением участвовали в разнообразных заданиях. Можно отметить, что попутно с освоением основной темы, шло развитие навыков коллективизма и конкуренции, так как обязательным условием всех игр было участие всего коллектива, а конечным результатом - игра до победного конца.
Творческое домашнее задание: подготовка этюдов, обсуждалось всеми участниками студии. Каждый смог оценить, как свои действия в предлагаемых обстоятельствах, так и действия других студийцев. Педагог Нежелеева Н,Н. также дала краткую оценку, насколько правдоподобны были действия детей с воображаемыми предметами.
Выбранными приёмами Нежелеевой Н.Н. удалось сформировать у детей мотивацию учебной и практической деятельности. (Каждый смог проявить себя. При этом вовлекая в общий учебный процесс и остальных студийцев.)В конце занятия, подводя его итоги, педагог провела экспресс-опрос: кто был самым активным и умелым, кого можно поблагодарить за проделанную на занятии работу.
Считаю, что степень достижения цели данного занятия должна быть оценена высоко, так как дети показали хорошее знание предмета, которому они обучаются, и не просто знание, а увлечённость этим предметом.
Рецензент:
Лачугина О.В., заместитель директора МОУ ДОД «Детско-юношеский центр Киренского района «Гармония»
Анализ
занятия «Искусство звучащего слова»
педагога Нежелеевой Н.Н.
В последние годы театральная педагогика претерпела часть существенных изменений. Новые технологии и развивающие методики рассчитаны на активное участие детей, которые являются не просто пассивными исполнителями указаний педагога, а соучастниками педагогического процесса.
В начале занятия педагог Нежелеева Н.Н. рассказала детям, что с древних времён существовали различные упражнения для постановки голоса и развития речи. Наглядным и самым эмоциональным примером может служить жизнь древнегреческого оратора Демосфена.
В практической части занятия обучающиеся познакомились с дыхательной и артикуляционной гимнастикой по методике заслуженного педагога А.Н.Стрельниковой.
Следующим этапом занятия стало знакомство с понятием выразительное чтение. Предварительный логический разбор текста педагогом, помог прочитать стихи логически верно, используя паузы и люфтпаузы, с красивой интонационной окраской.
Занятие проходило увлекательно, в игровой форме. Постоянная смена деятельности и динамическая пауза помогли детям работать без напряжения и усталости.
Структура занятия построена логически: от постановки задач, до подведения итога занятия.
На занятии царила дружелюбная, спокойная атмосфера. Кабинет был эстетически оформлен, что способствовало психологическому настрою детей на занятии.
Вывод: данная разработка рекомендована для проведения занятий театрального искусства в системе дополнительного образования.

Рецензент: Е.М. Косыгина,
педагог – психолог, член методического совета МОУ ДОД «Детско – юношеский центр
Киренского района «Гармония»»
Анализ
занятия «Урок-зачёт в театральной студии «Фантазия»
педагога Нежелеевой Н.Н.
Процесс театрального занятия построен на основе развивающих методик и представляет собой систему творческих игр и заданий, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей.
Ход занятия характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество. Занятие проведено в занимательной форме, интересной детям и основано на сюжетном построении (сказочные герои принимают экзамены у будущих актёров кукольного театра).
В основу реализации новых театрально-игровых методик положен индивидуальный подход, уважение к личности обучающихся, вера в их способности и возможности. Отмечая и поощряя каждую удачную находку, каждое новое решение творческой задачи, педагог стремится воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах.
Звукоподражания, пальчиковые игры, координационно-подвижные игры эффективно развивают мимику, артикуляционную моторику, речевой слух. Детские голосовые игры готовят голосовой аппарат ребенка к правильному, интонационно-выразительному произношению в обыденной жизни и являются полезными для развития сценической речи и свободы самовыражения.
Большое внимание было уделено и правильному дыханию. Система дыхательных упражнений А.Н.Стрельниковой имеет оздоравливающий и сберегающий эффект для голосовых связок, для правильного звучания голосовых регистров. Дыхательные упражнения А.Н.Стрельниковой используются в игровой форме, что немаловажно для занятий с детьми младшего школьного возраста. Эти упражнения легко усваиваются, становятся привычными и повторяются детьми с удовольствием.
Психологическая атмосфера занятия была дружелюбной, обучающиеся заинтересованы в сотрудничестве. Эстетическое оформление кабинета, использование ИКТ и аудио аппаратуры позволили раскрепоститься детям, чувствовать себя уверенно.
Вывод: данная разработка рекомендована для проведения занятий в системе дополнительного образования.
Рецензент:
Роднаева О.А.,
методист МОУ ДОД ДЮЦ «Гармония»
Литература
Дюпре Вероника. «Как стать актером»– Ростов на –Дону: Феникс, 2007 .-192 с.
Иванцова Л., Коржова О. «Мир кукольного театра» – Ростов – на Дону: Феникс, 2003.-320 с.
Нахимовский А.М. «Театральное действо от А до Я: Пособие для классных руководителей.- М.: АРКТИ, 2002. – 120 с.
Чурилова Э.Г. «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.-160 с.
При подготовке презентации использованы материалы диска «Актёрское мастерство» ID COMPANI, 2006
Содержание
Занятие «Актёрский тренинг: внимание и память». ..стр. 3
Занятие «Искусство звучащего слова»……………….стр. 5
Занятие «Урок-зачёт в театральной студии «Фантазия»……………………………………………стр.10
Анализ занятия «Актёрский тренинг: внимание и память
Лачугиной О.В………………………………………стр. 15
Анализ занятия «Искусство звучащего слова» Косыгиной Е.М……………………………………………………стр. 16
Анализ занятия «Урок-зачёт в театральной студии
«Фантазия» Роднаевой О.А………………………...стр. 17
Литература………………………………………...стр. 18