Открытый урок по русскому языку для обучающихся СПО Тире между подлежащим и сказуемым

Министерство образования Республики Башкортостан
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Зауральский агропромышленный колледж











Методическая разработка
урока русского языка


Тире между подлежащим и сказуемым







Классный руководитель: Буранбаева Э.М.





Баймак - 2016
Тема: Тире между подлежащим и сказуемым.
Цель: 1) повторить и систематизировать сведения об условиях постановки тире между подлежащим и сказуемым, закрепить знания о простом предложении;
2) продолжить работу над развитием грамотности, пунктуационных навыков и навыков синтаксического разбора простого предложения;
3) содействовать воспитанию чувства доброты, уважения, взаимопомощи и вежливости; способствовать духовному становлению личности;
Тип урока: обобщение и систематизация знаний; Формы работы учащихся: устный ответ, письменная работа, тестирование; Оборудование: словари, карточки с заданиями, схемы, портрет Д.С.Лихачева;
Ход урока:
I. Организационный момент.
Приветствие.
Проверка готовности к уроку.
II. Актуализация темы.
Синтаксический разбор простого предложения.
Искусство – это историческая энциклопедия человеческих ощущений, противоречивых страстей, желаний, взлетов и падения духа, самоотверженности и мужества, поражений и побед. (простое, повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространенное, полное, осложненное однородными членами)
- Есть ли ошибки в предложении?
- Какие знаки препинания поставили в данном предложении и почему?
- Сделайте синтаксический разбор предложения, укажите части речи.
- Вспомните, какие случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым вы знаете?

III. Работа по теме урока.
Рассмотрим случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым.
Безделье – мать всех пороков. (оба главных члена выражены существительными в И.п.)
Книга – это инструмент наслаждения мудростью. (если перед именной частью сказуемого есть указательные слова это, вот, значит, есть)
Семью семь – сорок девять.(подлежащее и сказуемое выражены именем числительным в И.п.)
Жить - Родине служить. (оба главных члена выражены неопределенной формой глагола)
Наша задача – помочь нуждающимся. (один главный член выражен инфинитивом, а другой – существительным)
Пять – нечетное число. (один главный член выражен числительным, а другой существительным в И.п.)
Строители новой жизни – мы. (подлежащее выражено сущ. в И.п., а сказуемое – личным местоимением)
Пирог – пальчики оближешь. (сказ. выражено фразеологизмом)

Рассмотрим случаи, когда тире между подлежащим и сказуемым не ставится.
Школьный двор как цветущий сад. (сказуемое присоединяется союзом как или другими сравнительными союзами)
Бедность не порок. (при сказуемом есть отрицательная частица не)
Он самый хороший человек на свете. (подлежащее выражено личным местоимением, но есть одно но! Если подлежащее выражено личным мест., то тире ставится только при выделении его логическим ударением! )
Дети, как известно, наше будущее. (если перед именной частью сказуемого имеется вводное слово)


IV. Закрепление темы. Отработка умений и навыков.
Работа по карточкам.
Задание 1.
Прочитайте и обоснуйте постановку знаков препинания в данных предложениях.
А) Мой девиз – писать понятно для всех.(сущ.-инф.)
Б) Туристам дождь не помеха. (при сказ. есть отриц. частица не)
В) Жизнь прожить – не поле перейти. (оба главных члена выражены инфинитивом)
Г) Лед как зеркало. (сказуемое присоединяется союзом как)
Д) Мой дед - мастер на все руки. (сказуемое выражено фразеологизмом)
Е) Солнце словно раскаленный шар. (при сказуемом имеется сравнительная частица словно)

Задание 2. Подготовка к ЕГЭ.
В жизни любому человеку предоставлена безграничная возможность приносить людям добро. 2) Помочь старику перейти в опасном месте шумную автомагистраль, уступить место в транспорте женщине с ребенком, инвалиду или старому человеку, подать руку прохожему на тротуаре, сказать доброе слово ободрения товарищу, сходить в аптеку за лекарством для больного друга, соседа, разделить чье-то горе и подставить свое плечо в чьем-то несчастье - это далеко не все случаи, когда один человек может и должен оказать услугу другому! 3) Главное - не проходить мимо, не отворачиваться, не отводить в сторону глаз, если кто-то поблизости нуждается в вашей помощи. 4 )Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. 5) Лицо человека, искажающееся злобой, становится безобразным, а движения злого человека лишены природного изящества , которое гораздо дороже. 6)Не умеющий понять другого человека, приписывающий ему только злые намерения, вечно обижающийся на других – это тоже несчастный человек, обедняющий свою жизнь и мешающий жить другим. 7)Социальный долг человека - быть интеллигентным. 8) Это долг и перед самим собой. 9)Это залог его личного счастья. (Дмитрий Лихачев) - Ребята, во втором задании карточек вы видите отрывок из книги выдающегося общественного деятеля, филолога, искусствоведа, сценариста, академика, настоящего патриота и гражданина России Дмитрия Сергеевича Лихачёва «Заветное». Мы часто встречаемся с материалами о доброте, вежливости, воспитанности на уроках русского языка этого прекрасного человека. Советы, которые можно получить, прочитав его «Письма», касаются практически всех сторон жизни. Это сборник мудрости. Я советую вам прочитать эту книгу. Обратите внимание на текст. -Какова тема текста?

- Определите основную мысль текста? -Актуальна ли проблема, поставленная в тексте?
(Тема добра была актуальна всегда и в особенности она востребована в наши дни. Цель жизни и самооценка, сострадание и воспитанность, милосердие и интеллигентность Будущий специалист не сможет состояться без человеческих качеств)
И все-таки, самая большая ценность – увеличивать добро в окружающем нас, ибо
«Добро безмерно, как вода
Бездонного колодца,
Будь добрым к людям, и тогда
Добро к тебе вернется»

^ ЗАДАНИЯ к тексту. А-1. Какое утверждение отражает одну из мыслей текста. 1)Социальный долг человека – быть интеллигентным. 2) Главное - не проходить мимо. 3)Человек должен приносить людям добро. А-2. Определите стиль и тип речи. 1)художественный стиль, повествование 2) публицистический стиль, рассуждение; 3)научный стиль, описание; 4)публицистический, повествование. B-l. Какое слово является синонимом к слову красота (предложение 5).
В-2. Объясните постановку тире в 2,7 предложениях.

Задание 3.
- Выпишите предложения, в которых между подлежащим и сказуемым на месте подчеркнутого пробела ставится тире.
Добро – прежде всего, счастье всех людей, оно складывается из мелочей, которые зарождаются в человеке с самого раннего детства. Человек должен делать добро и жить в мире и согласии, любя людей, окружающих его.
Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. А люди, служившие другим, служившие по-умному, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго. Помнят их слова, поступки, их облик, их шутки, а иногда чудачества. О них рассказывают. Гораздо реже и, разумеется, с недобрым чувством говорят о злых.
В жизни ценнее всего доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная. Умная доброта самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое в конечном счете верное по пути к личному счастью.
Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. Это «неразменный рубль».
Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты очень и очень важно.
V. Обобщение.
VI. Подведение итогов. Оценивание.
VII. Домашнее задание.
- Написать сочинение-рассуждение на тему «Для чего нужна доброта?», используя предложения со случаями постановки тире между подлежащим и сказуемым.
VIII. Рефлексия.
































[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Д.С. Лихачев
(1906 - 1999)



Заголовок 315